Меню

Никколо макиавелли считал что для достижения цели следует использовать благие средства



Цели и средства. Технологизм и эмпиризм Макиавелли

Цели и средства. Технологизм и эмпиризм Макиавелли

Б. Рассел писал по поводу Макиавелли: «его политическая философия носит научный и эмпирический характер, основана на его собственном деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей, безотносительно к тому, признаются ли эти цели хорошими или дурными» [4]. В самом деле, эмпиризм Макиавелли бросается в глаза. Любая глава в «Государстве» начинается с постановки проблемы, затем идут бесконечные (порой даже скучные) нагромождения исторических примеров, и наконец, следуют выводы. Логика Макиавелли проста: если мы хотим добиться такой-то цели, мы должны использовать такие-то средства или же – если мы используем такие-то средства, то мы не достигнем ничего другого, как такой-то цели. Цели и средства у Макиавелли находятся в жесткой зависимости друг от друга.

Пресловутое выражение «цель оправдывает средства» у Макиавелли не встречается, но в принципе вполне применимо к его подходу. В самом этом выражении (которое считают сущностью «макиавеллизма» и чуть ли не порождением дьявольского ума) на самом деле не содержится ничего крамольного. Это простая тавтология, т. к. средство и есть то, что есть не для себя, а для другого, и в ней, в цели, имеет свое определение и ценность, если оно в самом деле есть средство. Однако, под выражением «цель оправдывает средство» часто имеют в виду нечто совсем другое, а именно, что ради благой цели дозволительно, даже обязательно пользоваться в качестве средства тем, что для себя вообще не есть средство, нарушить то, что для себя священно, следовательно, делать преступление средством для достижения благой цели. Здесь следует сказать, что лично Макиавелли никогда не выступал за такую этическую максиму и даже высказывался против нее (см. цитату в начале работы). А если в каких-то случаях Макиавелли показывал как с помощью преступлений те или иные лица достигали целей (как благих, так и злых), то это не отражает личной позиции автора. Максима «цель оправдывает средства» носит у Макиавелли не этический, а методологический смысл.

Весь мыслительный труд Макиавелли направлен на установление того, какие действия ведут к каким целям, и наоборот: какие цели требуют каких средств и действий. Формула: «ради благой цели позволительны любые средства» противоречит вышеназванной исходной установке прежде всего потому, что она вообще подрывает возможность теории, подрывает необходимость устанавливать взаимоотношения между теми или иными средствами и целями. Почему это так? Да потому, что любое действие имеет позитивную сторону, которую всегда можно выдать за цель. Убийство ведь совершается не ради убийства, а ради справедливости, например. Воровство совершается не ради воровства, а ради благополучной жизни, которая сама по себе есть благая цель. Можно сказать, что люди всегда движимы только благими целями. А раз так, то формула «для благой цели годны любые средства» есть этическая максима, которая просто разрешает делать все, что угодно. Поскольку Макиавелли вообще берется за то, чтобы различить одни средства от других, он уже поэтому не является сторонником максимы, разрешающей делать все, что угодно. Поскольку ему необходимо различать средства, то он различает их по степени пригодности целям. Не добрые и злые, не истинные и неистинные, а полезные и бесполезные, ведущие к цели или же удаляющие от нее – вот по какому принципу делаются различия. Подход Макиавелли можно было бы назвать утилитаристским или прагматическим, но лучше всего к нему подходит имя технологического (т. к. греческое слово технэ переводится в том числе и как искусство). Техника по сути, это и есть «знание как», знание средств для достижения цели. Техника – это инвариантная, независящая от обстоятельств последовательность действий всегда ведущая к определенному результату. В зависимости от того, нужен или не нужен тот или иной результат, применяется та или иная техника. Как основоположника науки о политической технике Макиавелли рассматривали такие исследователи как Л. Руссо, Э. Эрколе, Д. Джентиле [5]. Превращается ли методологоческий технологизм у Макиавелли в этический? В какой-то степени – да. Идеальный политик (образ которого Макиавелли специально не рисует, но тем не менее, его можно восстановить) – это идеальный технолог. Можно даже сказать (помня греческое значение слова технэ), что идеальный политик – это артист, искусник. Это человек, в совершенстве владеющий всеми политическими техниками и легко применяющий их в зависимости от тех целей, которых он хочет добиться.

Идеальный государь сам по себе не добр и не зол, но в зависимости от обстоятельств должен уметь быть и добрым, и злым. Таким образом, идеальный государь не обладает определенной природой, он неопределенность, могущая определиться во что угодно и вновь вернуться в саму себя. Идеальный государь в силу своей неопределенности универсален (на этом основании Л. Баткин причисляет Макиавелли к «гуманистам», т. к. они преследовали идеал универсального человека) [6]. Именно за универсальность, а не за коварство или жестокость, хвалит Макиавелли Цезаре Борджа. Этот политический деятель был гением политической техники, виртуозным артистом, имеющим опыт, разум, для того, чтобы этот опыт осмыслить, и силу для того, чтобы его применять. Цезаре Борджа мог бы быть назван идеальным политическим деятелем, идеальным государем, однако, он оказался бессильным против более могущественной и всеопределяющей (в том числе и в политике) силы – судьбы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Дядя Сэм и Макиавелли

Дядя Сэм и Макиавелли Перевод Е. В. НикитинойСентябрь 1943 г.Похищение Муссолини[230] относится к разряду тех событий, которых люди солидные, люди серьезные никогда не предвидят и довольствуются тем, что принимают их, становясь еще более серьезными. В эпохи, подобные той, что

Н. Макиавелли без тайн и загадок

Н. Макиавелли без тайн и загадок Введение Фигура Макиавелли, наверное, самая мифологизированная в истории философии политики. Ему приписывают то дьявольское коварство, то ангельское добролюбие. Трактовки творчества Макиавели разнятся, между прочим, в зависимости от

Н. Макиавелли: жизнь и творчество

Н. Макиавелли: жизнь и творчество Макиавелли (1467–1527) родился во Флоренции в семье небогатого юриста. До тридцати лет Макиавелли является созерцателем (и в какой-то мере участником) многочисленных политических событий, происходящий в то время во Флоренции и вообще в

Читайте также:  Средство для чистки топливных форсунок бензиновых двигателей

Макиавелли и «макиавеллизм» дискуссия длиною в 500 лет

Макиавелли и «макиавеллизм» дискуссия длиною в 500 лет В XVI веке политическая наука стала развиваться бурными темпами. Нельзя сказать, что Макиавелли был ее родоначальником, т. к. огромную важность вопросы политики приобрели уже у средневековых мыслителей (Фома, Оккам, М.

04. О Макиавелли

04. О Макиавелли Обычные члены общества звонят на радио-ток-шоу, чтобы поделиться следующими своими соображениями: хотя они и признают, что пытки вообще-то скверная штука, иногда они, пытки, всё же необходимы. Отдельные граждане даже выдвигают предположение, что творить

Стратегия Макиавелли

Стратегия Макиавелли Рауль поступил очень хорошо, достойно промолчав относительно заявлений, опубликованных в понедельник 21 июля в «Известиях» в связи с возможным созданием в нашей стране баз для российских стратегических бомбардировщиков. Сообщение давалось, исходя

О выявлении алгоритма управления Россией вопреки её интересам и о путях высвобождения из него 1. Претенденты на «мировое господство»: их цели и средства

О выявлении алгоритма управления Россией вопреки её интересам и о путях высвобождения из него 1. Претенденты на «мировое господство»: их цели и средства Процесс управления жизнью общества вообще и, в частности, экономической жизнью пореформенной России с позиции тех,

Отрицательный эмпиризм

Отрицательный эмпиризм Обнадеживает то, что этот наивный эмпиризм можно обойти. Я сказал, что ряд подтверждающих фактов не обязательно является доказательством. Тысячи белых лебедей не доказывают отсутствия в мире черных. Однако есть исключение: я хорошо знаю о том, что

Рационализм, эмпиризм, причинность

Рационализм, эмпиризм, причинность Научное познание преследует цель объяснить мир и все в нем существующее. Познают потому, что это может принести практическую пользу. И потому, что это интересно.Продолжение полемики о первичности сознания или материи, как и рассуждений

СРЕДСТВА И ЦЕЛИ

СРЕДСТВА И ЦЕЛИ Тяга к продолжению реформ в нашей стране не ослабла и даже усилилась. А может быть, действительно надо лишь потерпеть еще лет десять, и все будет хорошо?Но что такое это «хорошо»? Что должно получиться в результате реформ, если они увенчаются в конце концов

Стратегия Макиавелли

Стратегия Макиавелли Рауль поступил очень хорошо, достойно промолчав в ответ на заявления, опубликованные в минувший понедельник 21 июля в «Известиях» относительно якобы размещения в нашей стране баз для российских стратегических бомбардировщиков. Сообщение

МАКИАВЕЛЛИ

МАКИАВЕЛЛИ Я долго раздумывал над тем, как назвать эту заключительную главу, следующую за эпилогом, но по сути являющуюся настоящим эпилогом. Эпилогом не для книги, а для целого исторического периода. Конец приходит не только режиму Ельцина, конец приходит иллюзиям,

ИННОВАЦИИ ПО МАКИАВЕЛЛИ

ИННОВАЦИИ ПО МАКИАВЕЛЛИ Итальянский политик и философ эпохи Возрождения Никколо Макиавелли, а он был голова, сказал, что справедливости не бывает, но есть лишь справедливость в определенных обстоятельствах. Макиавелли много чего наговорил, и все как будто про нас, потому

Средства и цели

Средства и цели Ошибаются те, кто думает, будто между средством и целью нет никакой связи. Из-за этой ошибки даже религиозные люди совершали тяжкие преступления. Средства можно уподобить семени, цель – дереву. Между средством и целью существует такая же неразрывная

Макиавелли Никколо

Макиавелли Никколо Итальянский писатель и философ В 1469 году во Флоренции (в деревне Сан-Кашано) родился итальянский писатель, мыслитель, философ — Никколо Макиавелли. Его отец, Бернардо ди Николо Макиавелли, служил адвокатом, мать звали Бартоломмея ди Стефано Нели.

1. Цели и средства

1. Цели и средства Главная цель лобби заключается в сохранении и укреплении власти Америки в мире, возникшем после «холодной войны», с помощью имперской или гегемонистской политики. Лобби рассматривает Россию с ее внушительной ядерной мощью, энергетическими ресурсами и

Источник

Проблема власти и насилия, цели и средств ее осуществления в учении Никколо Макиавелли. Разграничение политики и морали

В разработке теории политики Макиавелли стоял на прагматических и утилитарных позициях (т.е. практически полезных, направленных на извлечение материальной пользы), следуя принципу «цель оправдывает средства» и четко разграничивая политику и мораль. Он решительно остаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики, выступал за соединение в политике «черт льва и лисицы», отмечая, что «необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков».

Об этом мыслитель говорит в своем основном и самом знаменитом трактате «Государь», написанном в 1513 году, но изданном только в 1532 (т.е. через 5 лет после смерти автора). Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что он и выразил в книге. «Государь» — это фундаментальный труд своего времени, в котором систематизированы сведения о государстве и его правлении. Книга содержит принципы прихода к власти и ее удержания, которые не устарели до сих пор, поэтому «Государь» и сегодня является настольной книгой для многих политических деятелей и служит своеобразным сводом правил политического властвования.

Дословно цитата звучит так:

«Из всех зверей пусть государь уподобится двум – льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему общеанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание.»

(глава 18: о том, как государи должны держать слово)

О прагматичности: «Ничто так не прославляет государя, как введение новых законов и установлений. Когда они прочно утверждены и отмечены величием, государю воздают за них почестями и славой.

(глава 26: призыв овладеть Италией и освободить ее из рук варваров)

К сожалению, эти и другие аналогичные высказывания были односторонне истолкованы как появления крайнего аморализма, лицемерия, вероломства, жестокости и даже преступности политики, в связи с чем понятие «макиавеллизм» нередко используется лишь в негативном плане. Это серьезно искажает дейстительную позицию Макиавелли, который хоть и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей (+подчинения морали высоким политическим целям), не стоял на позиции безоговорочного признания того , что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения.

Читайте также:  Средство дезинфицирующее дезавид 10мл для увлажнителей

Политические позиции и воззрения Макиавелли отражали конкретно-историческую обстановку того времени. Он родился в 1469 году неподалеку от города-государства Флоренции, и его жизнь пришлась на беспокойную эпоху, когда богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств – Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наемников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществова несколько недель, рушилась и сменялась новой. Италия была политически бессильной, разрозненной и потерявшей самостоятельность, и по мнению Макиавелли, в условиях раздробленной Италии 16-ого века необходимы были жесткая диктатура власти, насилие в отстаивании идеалов республики, и другие меры, которые в другие времена были бы неоправданы.

Ренессансные концепции обществ аи государства отрывались от своей теологической основы, господствующей в Средние века, и Макиавелли был одним из первых, кто откликнулся на политику как самостоятельную сферу жизни общества. В своих учениях он фокусирует один из критических моментов гуманистической традиции – момент преодоления синкретизма Возрождения (отождествление и соединение разнородных начал, игнорируя их различия). Так, из человеческих мотивов поведения на первое место он выносит два: собственничество (страсть к приобретению) и честолюбие (чувство собственного достоинства). Эти два мотива он учитывает при анализе поведения как отдельных личностей, так и широких масс. Деятельность собственников отделена от деятельности властителей, однако последние сохраняют свою опеку над первыми.

«Государь должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие – открывали свою торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства.»

Макиавелли отделял политику от религии и морали. Им было положено начало секуляризации политической мысли, ее освобождение от теологии. В своих взглядах на соотношение церкви и государства он ставил религию на службу государства, а не государство на службу религии, в чем резко расходился со средневековыми представлениями.

Макиавелли вводит одно из ключевых терминов политической науки – государство, что означает политическое состояние общества. Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из стоящих на политической повестке дня задач. Для объединения государства лучшей формой правления выступает монархия, но после объединения страны наилучшей формой становится республика.

Здесь стоит сказать, что сам Макиавелли был убежденным республиканцем. Итальянская действительность (непрерывная вражда итальянских государств, подвергающихся нападением иноземцев) требовала установления единовластия. Мыслитель был уверен, что только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Для упрочения такого государства он допускал любые средства – насилие, убийство, обман, предательство.

Еще в 1516 году он написал в своих «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия»:

«Учредителю республики и создателю ее законов необходимо считать всех людей злыми. Пользу невозможно принести, если считать людей добрыми и пытаться делать добро в политике. Надо поступать с ними жестко, надо их вести силой или обманом к лучшей жизни, я зык насилия они понимают значительно лучше, чем язык разума и морали».

То есть Макиавелли выдвигает идеи о жесткой, централизованной власти, действующей прежде всего на благо государства, что возможно лишь в том случае, если, действуя, она руководствуется холодным рассудком, а не полагается на морально-этические нормы.

Государство создается и сохраняется не только с помощью насилия, но и с помощью хитрости, коварства, обмана.

«Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: законами и силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю, но так как первое часто бывает недостаточно, приходится прибегать ко второму»

Хотя новому государю невозможно избежать жестоких мер, «тем не менее он должен вести себя умеренно, благоразумно и милостиво» — пишет Макиавелли.

«Государь должен стараться, чтобы в его поступках обнаруживались величие, сила духа, значительность и твердость»

«Государь должен высказывать себя поклонником дарований, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо искусстве или ремесле. Он должен побуждать граждан спокойно заниматься своими делами, будь то торговля, земледелие или что-либо иное. Он должен являть собой пример милосердия, щедрости и широты, но при этом блюсти величие своего достоинства, которое должно присутствовать в каждом его действии.»

Макиавелли требует от правителя великодушия, не менее, чем вероломства. Он говорит, что «многие достигли высочайших ступеней, ибо были щедрыми», а о щедрости он пишет, что эту добродетель нужно уметь «употреблять умело и как следует»

Конечно, Макиавелли многократно напоминает, что правитель, неуклонно следующий добру, неизбежно потерпит поражение, так как люди по природе злы; если же он прибегнет к насилию и обману, то сумеет победить и упрочить власть во благо народу. Но абсолютного выбора в пользу зла Макиавелли не делает, хотя и одобряет порочное поведение, если оно сулит успех.

Макиавелли пишет: «Пусть никто не думает, будто можно всегда принимать безошибочные решения, напротив, всякие решения сомнительны; ибо в порядке вещей, что, стараясь избежать одной неприятности, попадаешь в другую. Мудрость заключается в том, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо». Выбрать в каждый момент наименьшее зло – это и значит быть универсальным, объемлющим в себе все человеческое.

«Государю следует каждым поступком создавать впечатление о себе, как о великом и знаменитом человеке»

Макиавелли говорит о том, что во всех начинаниях нужно прежде всего «исходить из себя»:

«Только те способы защиты хороши, надежны и прочны, которые зависят от тебя самого и от твоей доблести»

Соответственно те, кто потерял власть, должны винить в этом только себя.

Цели и средства их осуществления. Концепция Макиавелли о том, что цель оправдывает средства.

Читайте также:  Перечислите средства защиты кожи тест

Макиавелли говорит не только о том, что государь должен, при необходимости, прибегнуть к насилию, но и о том, что, даже когда он прибегает к милосердию, это тоже расчетливая политическая акция, а не просто индивидуальное поведение. Личность правителя всегда выступает в качестве средства, как бы он себя не вел.

Этот вопрос мыслитель ставит в пределах узкой политической целесообразности, и политик у него свободен от всего, что могло бы ограничить его индивидуальное веление – от бога, от принятой морали, от собственной природы, от всего, кроме обстоятельств. Тем самым Макиавелли создает модель индивида, который совершенно свободен по отношению к себе и сам решает, как себя вести, каким быть в конкретной обстановке. Эта модель напоминает идеализированного гуманистического индивида, который способен «стать тем, чем хочет».

Однако политик Макиавелли противоположен гуманистам, потому что он забывает о самосовершенствовании во имя цели:

«Цель действия государственного человека не в том, чтобы стать превосходным деятелем. Понятно, что, не кладя все силы на то, чтобы изменить мир вокруг себя, он не окажется настоящим деятелем. Но это последнее – побочный результат, а не самоцель»

Мыслитель считает, что каждый государь желает быть милосердным, а не жестоким, но он не должен злоупотреблять милосердием. Поэтому, если его цель – удержать в повиновении поданных, он не должен гнушаться жестокости.

Главным механизмом власти и ее осуществления является сила. Она позволяет гарантировать стабильность власти. При утрате силы – возвратить власть трудно. Основой власти государя Макиавелли считает хорошие законы и хорошее войско. «Крепкая и решительная власть никогда не допустит раскола» — пишет он.

Макиавелли выделяет положительные и отрицательные качества государя и условия их взаимопревращения друг в друга. К примеру, щедрость необходима на пути к власти, при достижении же власти она вредна.

Согласно Макиавелли, государю следует избегать следующий пороков: презрения и ненависти поданных, злоупотребления милосердием и других. Презрение может быть вызвано непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью государя. Также Макиавелли наделяет государя и рядом положительных качеств: верность данному слову, прямодушие, честность, сострадательность, милостливость, искренность, благочестивость, великодушие, бесстрашие, мудрость и др.

«Величию государя способствуют такие распоряжения внутри государства, когда когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или карать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше. Но самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся»

«Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний за одного или против другого – это всегла лучше, чем стоять в стороне»

Суть политического учения Макиавелли заключается в том, что

— политика – это наука о способах захвата и удержания власти, а власть – это состояние господства и подчинения;

— цель у политики всегда одна: поддержать и предложить власть;

— политика – это особая аморальная сфера общественной жизни, соответственно, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными принципами, а в основе политической деятельности нельзя применять моральную оценку;

— в политике всякая цель оправдывает средства, но постоянных средств успеха не существует, их выбор зависит от ситуации.

В конце своего главного трактата Макиавелли надеется, что правитель примет на себя свой долг правления с мужеством, и желает, чтобы во время его правления сбылись слова Петрарки, которыми и оканчивается «Государь»:

«Доблесть ополчится на неистовство/ И краток будет бой/ Ибо не умерла еще доблесть/ В итальянском сердце.»

Феномен политика и политической рациональности начинает быть для нас не чем иным, как способом самоутверждения того или иного государства – и не более того. Безнравственность «реальной политики» не является уже чем-то невиданным, чудовищным, но становится нормой, с которой приходится считаться. Поэтому нам, современным читателям, «Государь» может показаться не столь уж сенсационной работой. Многое написанное кажется само собой разумеющимся и даже воплотившимся в истории XX века. Однако именно поэтому «Государь» дает возможность понять и осмыслить ту очевидность, которую мы называем «современная политика».

Источник

По высказыванию И.Макаиавелли «Цель оправдывает средства» (ЕГЭ обществознание)

Никколо Макиавелли как человек, занимавший достаточно высокий пост, он отвечал за дипломатические отношения между республиками, знал, что во многих вопросах, особенно в политики «все средства хороши». Когда речь идет о дальнейшем развитии целого народа, правители не чуждаются некорректных методов для достижения блага.

Идея высказывания заключается в господстве цели над способами ее претворения в жизнь. То есть концепция «благой цель».

Однозначно принять точку зрения Макиавелли я не могу, но в ней есть здравый смысл.

Вспомним 20 век. Войны. Кровопролития, а все ради цего? ради власти. Большевики поставили себе целью помочь народу, освободить его, но каким способом. Сначала братоубийственная гражданская война, потом военный коммунизм, повергший народ в голод. В 1927 году началась коллективизация, ознаменовавшаяся повсеместными смертями и восстаниями народа.

Каждый человек самостоятельно выбирает себе цель и средства, это все зависит от его внутреннего «я», от верности своим принципам и законам морали.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Неправильно выбранная цель порождает неправильные средства. Так князь Игорь хотел обогатиться за счет древлян. Сама задача — забрать чужие деньги показывает всю неправомерность поступка. Средства были соответствующие — придти снова за данью, за свое решение он поплатился с полна.

Таким образом, жизнь слишком сложна, иногда бывают моменты, когда приходится пожертвовать чем-то для того, чтобы достичь блага во имя добра, и иногда этой жертвой становятся принципы. Этот вопрос очень щепетильный и до сих пор обществоведы не могут достичь единой точки зрения по этому поводу.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id31148

Источник