Меню

Натуральные средства обучения что это такое

Натуральные средства обучения

По своему значению в процессе обучения естествознанию веду­щее место среди средств обучения принадлежит натуральным — коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются ча­стицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возмож­ность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.

Коллекции.Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому при­знаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демон­страции и мелкие, используемые в качестве раздаточного материа­ла. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Наряду с ними в практике работы широко применяются самодельные кол­лекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведчес­ком основе, из сборов учащихся.

Объекты живой природы для начальных классов представлены в коллекциях насекомых, которые составлены из наиболее харак­терных обитателей биоценозов.

Гербарии.Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабрич­ного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Живые объекты природы— это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к услови­ям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения.

Разнообразие натуральных средств обучения предполагает исполь­зование различных методов и приемов в работе с ними. Но вместе с тем есть и общий подход в определении методики работы, который

исходит из самой сущности средств обучения — это практическая деятельность детей, во время которой школьники тщательно рас­сматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, раз­меры, запах и т. д. В этом случае в получении учебной информации задействованы различные органы чувств, что делает обучение бо­лее убедительным и достоверным.

Работу с коллекционным материалом (например, «Полезные ископаемые») можно организовать по-разному. Крупные образцы используются для демонстрации с целью формирования общего представления о предмете. Раздаточный материал применяется для уточнения и конкретизации представлений о нем, выявления его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты. До тех пор, пока у школьников не сформировано умение работать с природным объектом, учитель непосредственно руководит их дей­ствиями: показывает и объясняет, как следует выполнять работу. Затем ее делают дети, а педагог помогает им и контролирует их действия. Другой подход — учитель и учащиеся выполняют прак­тические действия параллельно, используя план работы в учебни­ке или разработанный учителем и записанный на доске.

Ученики III—IV классов уже владеют некоторыми навыками ра­боты с предметами природы, поэтому работу с коллекционным материалом целесообразно организовать так, чтобы школьники были поставлены в положение исследователей, т. е. самостоятель­но выявляли свойства изучаемых объектов. В этом случае роль учителя состоит в том, чтобы осуществлять руководство самостоя­тельной деятельностью школьников. Для этого можно использовать планы проведения практической работы в учебниках. Но при этом надо иметь в виду, что задания в учебниках даются в обобщенном виде. Задача учителя — исходя из особенностей объекта природы, внести дополнения и коррективы, обратив особое внимание на ука­зания о записи результатов работы.

Возможен и другой вариант — учитель разрабатывает свою ин­струкцию, в которую включает указания о том, какие действия и в какой последовательности надо выполнять, где и как фиксировать результаты. Например, для самостоятельного изучения свойств торфа можно предложить следующие задания: рассмотреть, како­го цвета торф; определить твердость торфа (поцарапать по стеклу); капнуть водой и пронаблюдать, что произойдет; опустить торф в воду и определить, легче он или тяжелее воды 1 . Выводы записать в рабочую тетрадь (на печатной основе).

1 Горение торфа и других полезных ископаемых, а также опыты с кислотой демонст­рирует сам учитель.

Коллекции используются и при проверке знаний. Виды работы на этом этапе урока могут быть различны: классификация полезных ископаемых по различным критериям, например по способу ис­пользования, месторождений и т. д.; выполнение опытов, доказыва­ющих свойства полезных ископаемых; различные игры, например «Путешествие по нашему классу», «Что это?».

Коллекции полезных ископаемых используются не только на те­кущих, но и на обобщающих уроках, а также во внеклассной рабо­те. Аналогично в учебном процессе используется коллекция почв.

При работе с коллекцией насекомых ведущим методом являет­ся наблюдение. Дети рассматривают животных под руководством учителя, а затем сравнивают их с рисунками в учебнике. Известно, что наблюдать насекомых в природе трудно, так как они находятся в движении. Поэтому на экскурсии ребенок видит его лишь мгно­вение, и сформировать представление о насекомом сложно. При ра­боте с коллекцией ученик может детально рассмотреть внешние признаки животного, а рисунок учебника, в котором отражены ха­рактерные признаки объекта, поможет формирование четкого пред­ставлениям о нем.

При работе с гербарием ведущей формой обучения служит прак­тическая работа, во время которой дети наблюдают растение в целом, исследуют его органы, рассматривают рисунки, на которых растение изображено полностью, составляют характеристику. Для составления характеристики детям можно предложить такой план работы:

1. Название растения.

2. Что это — дерево, кустарник, трава?

3. Где растет — в лесу, на лугу, в водоеме, на болоте, в поле?

4. Величина, форма, окраска листьев, цветка, плода, стебля.

В качестве источника информации гербарии используются и при знакомстве с растениями различных природных зон. Так, при зна­комстве с растениями тундры используются гербарные экземпляры карликовой березки, полярной ивы, морошки, клюквы, голубики, ли­шайников — типичных представителей тундровой растительности (из гербария «Дикорастущие растения»). Для того чтобы создать у учащихся правильные представления об особенностях растений тун­дры, целесообразно использовать прием сравнения. Сравнивать гер­барные экземпляры или иллюстрации нужно с растениями, хорошо знакомыми детям.

Читайте также:  Чистящее средство для контактов контакт 60

Карликовую березку можно сравнить с березой бородавчатой по плану: величина и форма листа, цвет коры. Для этого учитель де­монстрирует таблицу «Тундра», на которой изображена карликовая березка. Предлагает учащимся рассмотреть и сделать вывод о вели­чине дерева, форме ствола. Учитель добавляет, что корни дерева

располагаются в почве горизонтально, так как в тундре на глубине 30—50 см находится слой многолетней мерзлоты. Знакомство с ягодными кустарниками тундры также строится на работе с гербар-ными экземплярами: учащиеся находят корни, листья, стебель и цветки (или плоды) растений, делают вывод: в чем состоят особен­ности растений тундры. Аналогично строится работа при знаком­стве с растениями других природных зон.

При проверке знаний школьники на гербарных экземплярах на­ходят части растений, называют и показывают их, выполняя, напри­мер, задание по классификации. На этом этапе урока можно исполь­зовать гербарий для организаций дидактических игр типа «Угадай», «Узнай по описанию», для отгадывания загадок и т. д.

Объекты живой природы в практике чаще всего представлены комнатными растениями. При работе с ними решается несколько задач: расширение и углубление знаний о многообразии растений, разнообразии их органов, приспособительных особенностях, а так­же формируются практические умения ухода за растениями. Работа с комнатными растениями проводится на уроке и во внеурочное вре­мя. На уроке школьники исследуют внешнее строение растений — величину, форму и цвет листьев, стеблей, величину и окраску цвет­ков, плодов. Сравнивают их, выделяя своеобразие органов разных растений. Продолжением этой работы является практическая дея­тельность детей, в ходе которой они учатся приемам ухода. Деятель­ность детей будет более эффективной, если ее организовать как груп­повую работу. Каждая группа получает 2—3 растения, необходимое оборудование и план работы. Во внеурочное время дети продолжа­ют наблюдать комнатные растения, фиксировать их заметные изме­нения (появление бутона, листьев и др.), ухаживать за растениями. Это помогает детям воспринимать растения как живые организмы, о которых следует заботиться и которым следует помогать.

Источник

Натуральные средства обучения что это такое

По своему значению в процессе обучения естествознанию ведущее место среди средств обучения принадлежит натуральным — коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются частицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возможность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.

Коллекции. Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Наряду с ними в практике работы широко применяются самодельные коллекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведческом основе, из сборов учащихся.

Объекты живой природы для начальных классов представлены в коллекциях насекомых, которые составлены из наиболее характерных обитателей биоценозов.

Гербарии. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Живые объекты природы — это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к условиям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения.

Разнообразие натуральных средств обучения предполагает использование различных методов и приемов в работе с ними. Но вместе с тем есть и общий подход в определении методики работы, который исходит из самой сущности средств обучения — это практическая деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры, запах и т. д. В этом случае в получении учебной информации задействованы различные органы чувств, что делает обучение более убедительным и достоверным.

Источник



Натуральные средства обучения

К натуральным средствам обучения относятся: коллекции, гербарии, живые объекты.

По своему значению в процессе обучения естествознанию ведущее место среди средств обучения принадлежит натуральным — коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются частицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возможность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.

Коллекции. Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления.

Гербарии. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Работу с коллекционным материалом (например, «Полезные ископаемые») можно организовать по-разному. Крупные образцы используются для демонстрации с целью формирования общего представления о предмете. Раздаточный материал применяется для уточнения и конкретизации представлений о нем, выявления его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты, а педагог помогает им и контролирует их действия.

Читайте также:  Как перевести средства через смс мтс

Другой подход — учитель и учащиеся выполняют практические действия параллельно, используя план работы в учебнике или разработанный учителем и записанный на доске.

Возможен и другой вариант — учитель разрабатывает свою инструкцию, в которую включает указания о том, какие действия и в какой последовательности надо выполнять, где и как фиксировать результаты.

Коллекции полезных ископаемых используются не только на текущих, но и на обобщающих уроках, а также во внеклассной работе. При работе с коллекцией насекомых ведущим методом является наблюдение. При работе с гербарием ведущей формой обучения служит практическая работа. Для составления характеристики детям можно предложить такой план работы:

1. Название растения.

2. Что это — дерево, кустарник, трава?

3. Где растет — в лесу, на лугу, в водоеме, на болоте, в поле?

4. Величина, форма, окраска листьев, цветка, плода, стебля.

Сравнивать гербарные экземпляры или иллюстрации нужно с растениями, хорошо знакомыми детям. При проверке знаний школьники на гербарных экземплярах находят части растений, называют и показывают их, выполняя, например, задание по классификации.

Живые объекты природы в практике чаще всего представлены комнатными растениями, которые подбираются с учетом программы и требований растений к условиям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения.

При работе с ними решается несколько задач: расширение и углубление знаний о многообразии растений, разнообразии их органов, приспособительных особенностях, а также формируются практические умения ухода за растениями.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

2) Натуральные средства обучения

Натуральные средства – это объекты природы. Среди натуральных средств можно выделить:

— коллекции. Коллекции — это наборы однородных объектов для изучения. Для начальной школы специально разработаны коллекции полезных ископаемых, почв, коллекции насекомых. Как правило, на образцах помещены номера, а названия указаны в списке на крышке коробки, где данные образцы помещены. Это позволяет не только познакомить учащихся с объектами, но и осуществить последующий контроль. Коллекции можно сделать самим учащимся.

-гербарии. Гербарий – это коллекция растений или частей растений. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. Небольшие растения могут располагаться полностью. Крупные растения изображены, а в гербарии могут содержаться его части. Кроме того, возможно помещение плодов и семян. Для создания гербариев можно подключить и творческий труд самих учеников.

— живые объекты природы это комнатные растения, а также животные, которые могут содержаться в уголках живой природы или в специально оборудованном кабинете.

Основные приемы работы с натуральными средствами – демонстрация объектов, практическая и исследовательская деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры и т.д.

3) Наглядные средства

Наглядные средства обучения дисциплине «Окружающий мир» можно разделить на две основные группы — плоскостные и объемные.

1. Плоскостные наглядные средства обучения – это плоские изображения объектов изучения. Подобные средства часто используются в начальной школе, но сейчас их успешно заменяю изображения с мультимедийных устройств. К плоскостным изображениям традиционно относят таблицы, картографический материал и репродукции.

Таблицы. Таблицами в методике преподавания окружающего мира принято называть любые изображения объектов, процессов, явлений окружающего мира, расположенных на листах большого формата и специально разработанных для более эффективной подачи учебного материала. Это могут быть изображения конкретных предметов, объектов природы и предметного мира, изображения процессов, явлений и закономерностей с взаимосвязями; сезонные и ландшафтные изображения и т. д.

Достоинством таблиц является то, что на подобных изображениях акцентировано внимание на самых важных, существенных моментах, кроме того, могут присутствовать подписи, комментарии. Таблицы можно использовать на любом этапе урока и с любой дидактической целью – при актуализации знаний, при повторении пройденного, при осуществлении контроля, «открытии» и последующем закреплении нового знания. Наборы таблиц часто входят в комплект по дисциплине «Окружающий мир» некоторых издательств.

Картографический материал. К картографическому материалу относятся, прежде всего, разнообразные карты. В начальных классах на уроках окружающего мира дети знакомятся с различными видам карт, учатся с ними работать. Карта — это обобщенное изображение поверхности земли или ее части с применением условных знаков и масштаба. Карты классифицируются по охвату территории, масштабу, назначению и содержанию.

По охвату территории бывают следующие виды карт: карта звездного неба, Солнечной системы, общая карта мира, карта полушарий, отдельных материков или частей света, природных или экономических зон, стран, областей, районов.

По масштабу различают крупномасштабные карты (топографические), среднемасштабные (обзорно-топографические), мелкомасштабные (обзорные). По назначению можно указать на такие карты как учебные, которые и используются в школе, туристические, спортивные и т.д. По содержанию карты могут быть историческими, географическими. Остановимся более подробно на географических картах. В начальной школе педагог знакомит детей с общегеографическими картами – изображения конкретной территории с обозначением основных географических объектов и тематическими картами. Тематические карты акцентирую внимание на какой-либо особой сфере – это могут быть политические карты, социально-экономические, карты природных зон, климатически поясов.

Карты — это знаковые средства обучения. В качестве основных знаковых средств используются условные обозначения и цвет.

Методика обучения работы с картами в начальной школе

Дети могут иметь представления о картах еще с дошкольного возраста, но более правильные и полные понятия о картах и их назначении у них формируются в начальной школе. От успешности этой работы зависит во многом эффективность работы с данными темами в среднем звене. Рассмотрим последовательность ознакомления учащихся с картами:

Читайте также:  Какими средствами располагает наш язык 4 класс

1. Введение понятия «план». План — это обобщенное изображение объектов (территории) с применением условных обозначений.

2. Масштаб. Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по сравнению с действительным объектом.

3. План местности. Условные обозначения плана местности.

4. Карта. Географическая карта. Масштаб, цвет, условные обозначения карт. Стороны горизонта.

5. Параллели и меридианы. Экватор. Координаты на картах.

6. Формирование умения читать карту, работать с картой.

Репродукции. Репродукция — это копия художественного произведения. При изучении окружающего мира применение репродукций решает ряд задач: позволяет образно, выразительно представить изучаемые объекты и явления природного или социального мира, позволяет расширить кругозор учащихся за счет ознакомления с творчеством художников, реализуются межпредметные связи.

2. Объемные наглядные средства обучения. Объемные средства обучения – это трехмерные учебные пособия, направленные на формирования более полных представлений об изучаемых объектах. К ним относятся:

а) модель – это объемное изображение предмета в уменьшенном или увеличенном виде, позволяющее передать основные его характеристики. В начальной школе на уроках чаще всего применяют модели трех видов: статические, динамические и разборные. Статические модели представляют собой обобщенный или более точный образ целостного объекта или группы объектов, например, модель транспортного средства, механизма, животного или растения. Динамические модели позволяют изучить процессы, закономерности динамичных объектов. Наиболее популярные модели, используемые в обучении – глобус и теллурий (модель, демонстрирующая движение Земли вокруг Солнца), модель вулкана. Разборные модели позволяют увидеть внутреннее устройство объекта — модель цветка, плода, глаза.

б) макет – объемное изображение строения, передающее основные внешние и конструктивные черты.

в) муляж — это объемное пособие, которое точно передает размер, цвет, форму объекта. Например, муляжи фруктов, овощей.

Источник

Натуральные средства обучения.

Важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: А. Л. Герд, В. П. Вахтеров, Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при знакомстве детей с природой вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся;натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты; изображения предметов и явлений природы: плоскостные — таблицы, картины, карты; объемные — модели, муляжи; аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи. По своему значению в процессе обучения естествознанию ведущее место среди средств обучения принадлежит натуральным — коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются частицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возможность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным. Коллекции. Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Гербарии. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Живые объекты природы — это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к условиям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения. Работу с коллекционным материалом (например, «Полезные ископаемые») можно организовать по-разному. Крупные образцы используются для демонстрации с целью формирования общего представления о предмете. Раздаточный материал применяется для уточнения и конкретизации представлений о нем, выявления его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты. Затем ее делают дети, а педагог помогает им и контролирует их действия. Другой подход — учитель и учащиеся выполняют практические действия параллельно, используя план работы в учебнике или разработанный учителем и записанный на доске. Возможен и другой вариант — учитель разрабатывает свою инструкцию, в которую включает указания о том, какие действия и в какой последовательности надо выполнять, где и как фиксировать результаты. Коллекции полезных ископаемых используются не только на текущих, но и на обобщающих уроках, а также во внеклассной работе. При работе с коллекцией насекомых ведущим методом является наблюдение. При работе с гербарием ведущей формой обучения служит практическая работа. Для составления характеристики детям можно предложить такой план работы:

1. Название растения.2. Что это — дерево, кустарник, трава?3. Где растет — в лесу, на лугу, в водоеме, на болоте, в поле? 4. Величина, форма, окраска листьев, цветка, плода, стебля. Сравнивать гербарные экземпляры или иллюстрации нужно с растениями, хорошо знакомыми детям.. При проверке знаний школьники на гербарных экземплярах находят части растений, называют и показывают их, выполняя, например, задание по классификации. Объекты живой природы в практике чаще всего представлены комнатными растениями. При работе с ними решается несколько задач: расширение и углубление знаний о многообразии растений, разнообразии их органов, приспособительных особенностях, а также формируются практические умения ухода за растениями

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник