Меню

Народные праздники как средство духовно нравственного воспитания дошкольников



Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников

Диляра Абдурахманова
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников

Тема РМО: «Духовно — нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений.

Тема доклада: «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное предшествующими поколениями

может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

Детство — период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Родная культура – это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства. Уникальность влияния фольклора на детей трудно переоценить. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности.

Реализация цели достигается решением следующих задач:

1. приобщение детей к традиционным духовно-нравственным ценностям;

2. формирование гражданского самосознания, любви к Родине и к своему народу;

3. охрана и укрепление духовного и физического здоровья детей;

4. закладка основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

5. воспитание патриотических чувств, связывающие разные поколения.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера.

Доступность и яркость фольклора дает возможность уже для детей раннего возраста использовать народное творчество в музыкальном развитии. Слушая народные считалки, пословицы, потешки, заклички, хороводы и другие малые формы народного фольклора, ребенок накапливает слуховой опыт и это благотворно влияет на формирование правильной речи. Народные песни богаты разнообразием жанров, которые я стараюсь использовать в своей работе. Однако включение в репертуар отдельных элементов фольклора не дает ребенку целостного представления о народной культуре. Именно народные праздники наиболее полно приобщают детей к истокам народной культуры, знакомят с историей нашей Родины, формируют опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. К сожалению, традиционная празднично-обрядовая культура в наши дни значительно утеряна, народные обычаи уходят из нашей жизни. А ведь в прошлом столетии народные праздники имели большое значение. Крестьяне говорили «Мы целый год трудимся для праздника», «Всякая душа празднику рада».

Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам.

Полученные в дошкольном возрасте первоначальные знания о родной культуре станут основой формирования у детей любви к родному краю, обществу, которое дорожит своими традициями и обычаями.

Праздник в детском саду – это всегда большое событие, дети с удовольствием к нему готовятся. Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным общением детей и взрослых.

Народные праздники в нашем детском саду проводятся регулярно с учетом национально-регионального компонента, с учетом национальных и региональных особенностей Республики Крым. Приобщения к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Крым. Формирование у детей основ добрососедства на образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях. Традиционными стали праздники «Осенние посиделки», «Масленица», «Рождественские колядки», «Пасха», «Иван Купала». Это и крымскотатарские праздники на основе народных традиций:»Дервиза»-22сентября-праздник урожая. На этом празднике проводятся состязания певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек (чынъ ве манелер, организуются соревнования по национальной борьбе (куреш).

Наврез-21марта — это праздник весны, обновления природы, начала нового года, новой жизни. Хыдырлез-5-6мая- Крымскотатарский национальный праздник весны и плодородия. Ораза- байрам- «Праздник прекращения поста». Курбан- байрам- один из главных исламских праздников.

Основная цель – показать и приобщить детей к культуре проведения старинных праздников, показать красоту национальных традиций. Увлекательные беседы о накопленных наблюдениях за сменой времен года, народных обрядах, которые связаны с бытом и трудом человека, восхищение мастерством человеческих рук, рассказы об истории народных гуляний, ярмарках, иллюстрируются мультимедийными презентациями. Оборудованием и практическим материалом к праздникам служат настоящие предметы народного быта и поделки, которые собраны в музее «Горница». На сцену выставляются старинные предметы быта: русская печь, на которой стоит чугунок, у печки лежат дрова и стоит ухват, а наверху сидит домовёнок Кузя, рядом стоит прялка с веретеном, на скамейках, застеленных домоткаными половичками, стоят разные предметы домашней утвари. Такое яркое оформление позволяет сделать праздник более интересным и увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала. Фольклорные праздники всегда насыщены сюрпризными моментами, появление взрослых героев (Баба Яга, Салоха, Медведь, персонажи обрядов и др.) создает радостное настроение, усиливает впечатление и переживание, естественным образом приобщает детей к национальным традициям.

Читайте также:  Средства для чистки стеклокерамических плит electrolux

Подготовка к праздникам осуществляется не только на музыкальных занятиях, физкультурных. Воспитатели групп к каждому празднику проводят выставки детских работ, создают поделки по теме праздника, изготавливают атрибуты и декорации. Необходимо максимально активно привлечь всех детей в народном празднике.

При подготовке к этим мероприятиям дети получают много интересной информации о культуре своих предков. Музыкальный материал к праздникам выбираю понятный и доступный, чтобы подготовка не занимала много времени. Во время разучивания музыкального и устного материала часто встречаются непонятные детям старинные слова и выражения: чугунок, крынка, серп, жито, горница. Обязательно разъясняю значение этих слов, показываю картинки, фотографии или демонстрирую предметы из музея «Горница». Ребята с большим удовольствием поют народные и современные песни, частушки, потешки, прибаутки, считалки, разучивают и инсценируют хороводы, в которых чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Народные праздники всегда связаны с игрой, они способствуют воспитанию волевых качеств, дисциплине, учат их быть честными и правдивыми. Наиболее полюбившиеся хороводы, игры мы повторяем на последующих занятиях. Все это закрепляет положительные праздничные впечатления.

Важным элементом успешного проведения праздника является подготовка костюмов и атрибутов. Родители воспитанников активно участвуют и помогают в изготовлении атрибутов, в подготовке костюмов, с удовольствием участвуют в театрализации действия. На эти праздники приглашаются дети других групп, родители, сотрудники ДОУ.

Календарные праздники являются богатейшим источником для формирования патриотических чувств, познавательного и нравственного развития детей. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Именно народная культура позволяет воспитать в наших детях в будущем чувство гордости за родную землю и ощущение носителя культуры своего народа.

Источник

Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников (из опыта работы)

наталья белова
Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников (из опыта работы)

В последнее время в нашем обществе наметилась тенденция возрастанию интереса к национальному, исконно русскому наследию и богатству. Одним из способов передачи этих знаний дошкольникам является непосредственное участие детей в народных праздниках, где ребята в игровой, непринужденной обстановке узнают много нового об обрядах и традициях своего народа.

Для взрослых людей череда многочисленных будничных дней, зачастую монотонных, изредка заменяется праздниками, суть которых мы часто не понимаем, так как в общественной и личной памяти утеряны представления о их значении и традициях празднования. Проведение праздников заменилось просто застольем, и иногда отличия видятся только в том, что на Новый год праздничный стол соседствует с елкой.

У детей по сравнению со взрослыми — другое измерение времени. И каждый день может и должен быть для них праздником, если об этом позаботятся взрослые. Дети еще умеют «праздновать жизнь». Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка. В детстве, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья, формируется внутренний мир личности, так важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые повышают его активность и любознательность, способствуют духовному росту.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок совместно с родителями, согласно народному календарю.

Задача педагогов, по нашему мнению, состоит в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков, вводя его произведения во все виды занятий, по капельке добавляя в повседневную жизнь детского сада. А вершиной этой работы становятся наши праздники, которые являются результатом сотворчества детей и сотрудников в области народного словесно-поэтического, музыкального, танцевального, драматического искусства.

Значения народных праздников заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулирует оптимистическое настроение.

Читайте также:  Моющие средства имеющие щелочную среду

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. На мой взгляд, именно система знаний, представленных в опыте работы, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Основное место в моей работе занимают народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В праздниках, как и в подвижной деятельности детей на прогулке, использовались народные игры. Для приобщения детей к народному искусству была создана папка по ознакомлению ребят с произведениями живописи о народных гуляниях.

Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе формирование знаний о народных праздниках, приобщение детей к народным традициям и культуре в целом. Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, духовно-нравственные нормы, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данной тематике помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

Опыт работы в данном направлении показал, что светлое, радостное общение детей и взрослых – важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить народные праздники для себя и потомков. Прежде всего, хочется отметить, что задача педагогов должна состоять в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков, вводя его произведения во все виды деятельности.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом. Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, впитывая в себя церковную, православную религиозную обрядность.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. А через знакомство детей с историей возникновения народных праздников, традициями их встречи и проведения происходит усвоение детьми истоков русской культуры и способствует воспитанию нравственно-патриотических чувств.

Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.

Непосредственное участие детей в таких народных праздниках как «Святки», «Масленница», «Осеннины» и других, проводимых в дошкольном учреждении, оставляет у детей массу положительных, ярких впечатлений. Ребята узнают много нового об истории возникновения народных праздников, традициях их встречи и проведения.

Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Анкета для родителей. Фольклорный кружок 1. Хотелось ли вам, чтобы ваш ребенок посещал занятия фольклорного/ казачьего/ кружка «Калинка»: 1. Хотелось ли вам, чтобы ваш ребенок.

Проект «Русская Масленица» Актуальность проекта: Россия богата своими традициями,обычаями,и конечно же,народными праздниками. Одним из таких праздников является Масленица-это.

Источник

Доклад «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Узнавая традиции русского народа через праздники, Наши дети учатся различать добро и зло, впитывают все самое лучшее, что было накоплено нашими предками

Читайте также:  Контроль приготовления дезинфицирующих средств

Все чаще люди тянуться к исконно-русскому наследию. Ребенок, в отличии от взрослого из всего, что приносит радость, может сделать праздник. Непосредственное участие в русских народных праздниках знакомит детей с исконно-русскими традициями и обычаями, способствует духовно-нравственному воспитанию ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
gmo.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Борщ Татьяна Анатольевна

как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника.

Узнавая традиции русского народа через праздники, Наши дети учатся различать добро и зло, впитывают все самое лучшее, что было накоплено нашими предками

Все чаще люди тянуться к исконно-русскому наследию. Ребенок, в отличии от взрослого из всего, что приносит радость, может сделать праздник. Непосредственное участие в русских народных праздниках знакомит детей с исконно-русскими традициями и обычаями, способствует духовно-нравственному воспитанию ребенка.

Для взрослых людей череда будничных дней заменяется праздниками, суть которых мы часто не понимаем, так как в памяти утеряны представления об их значении, традициях и праздновании. У детей, по сравнению с взрослыми — другое измерение времени. Дети еще умеют «праздновать жизнь». Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка. В детстве важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые способствуют его духовному росту.

Поэтому одной из целью социально-личностного ориентирования по ФГОС в детском саду становится приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, состоящих из культурных, нравственных и эстетических основ.

Одним из способов передачи этих знаний дошкольникам является непосредственное участие детей в народных праздниках, где ребята в игровой, непринужденной обстановке узнают много об обрядах и традициях своего народа.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям духовного наследия.

Непосредственное участие детей в таких народных праздниках, как «Святки», «Масленица», «Пасха», которые я проводила в детском саду, оставило у детей массу положительных и ярких впечатлений.

Ребята узнали много нового об истории возникновении народных праздников, традициях и праздновании. Они познакомились с национальными костюмами и сами стали героями того времени, обряжаясь в русские народные сарафаны и рубахи. Разыгрывали традиционные праздничные игры и исполняли песни.

Так, например, на празднике «Пасха» я познакомила детей с такими играми, как катание крашенок, «Кто-петушок, кто-курочка», «Поиск пасхальных яиц», «Воротца» и т.д.

Очень любим нами праздник Масленица, где мы устраивали гуляния с блинами, пели песню «Ай да Масленица», играли в игры: «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», «Гори-гори-ясно».

Используя принцип интеграции образовательных областей мы совместно с музыкальным руководителем и родителями провели для детей праздники «Весна пришла» и «Праздник народных игр», где дети знакомились с обычаями проведения разных народных игр. Взаимодействие педагогов, родителей и детей способствует формированию у детей правильных чувств, поведения и позиции. А именно: способность различать добро и зло, уметь брать на себя ответственность, проявлять милосердие, рассудительность, послушание в разных жизненных ситуациях.

Стали традиционными для нас и посиделки у самовара с калачами и пряниками при этом рассказывая друг другу русские народные сказки.

Важную роль в духовно- нравственном воспитании играет патриотизм. Каждый год вместе со всей страной наш детский сад отмечает день Победы в Великой Отечественной войне. Совместно с родителями педагоги приготовили для детей торжественный праздник. Очень трогательно звучали песни и стихи тех лет в исполнении наших мальчиков и девочек. Все это сопровождалось кинохроникой того времени.

Завершением праздника стало шествие к памятнику и торжественное возложение цветов в память о погибших солдатах.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детском саду, найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно- нравственные достижения человека. Все это мы должны закладывать сегодня. Это наша с вами главная задача, потому что дети — это наше будущее!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции – должны жить! От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет.

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников.

Ударившись в рутину будней,Отдавшись круговерти дней,Забыли мы о самом главном:Что все на свете для детей.

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности.

Народная культура — одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.

ПРОЕКТ «Праздничный календарь»Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСроки реализации проекта: 1 год.

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы.

Источник