Меню

Мониторинг по зож в интернате



ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»
статья по зож (4 класс) на тему

В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни.

Скачать:

Вложение Размер
s_pravkami_kotyakova.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

воспитатель группы продленного дня

Негосударственного образовательного учреждения

«Школа-интернат № 9 ОАО «РЖД»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»

Аннотация: В статье представлен опыт работы учреждения по созданию здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья, активный отдых.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять. Здоровье является непременным условием счастья [4].

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Закономерно возросло внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. Последние данные статистики говорят о том, что лишь менее 10% школьников можно признать абсолютно здоровыми [ 4 ] . От первого до одиннадцатого класса здоровье учащихся значительно ухудшается и ответственность за это берет на себя школа [2]. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель и воспитатель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Поэтому, внедрение здоровьесберегающих технологий должно стать неотъемлемой частью педагогической и воспитательной работы в школе. Владеть этими технологиями обязан каждый педагог, а тем более воспитатель в группе продленного дня, так как большую часть дня дети бывают с ним.

В профессиональной деятельности воспитателю необходимо уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, взаимодействию с родителями, а также совместной деятельности учителя и воспитателя, конструктивному партнерству семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья. Все это важно учитывать при планировании воспитательной работы в классе. Также необходимо помнить, что главной задачей педагогической деятельности воспитателя в группе продленного дня является формирование культуры здорового образа жизни, приобщения детей к физической культуре и спорту, формирование у них мотивов самосохранения, воспитание привычки заботиться о своем здоровье. Ключевая идея воспитательной работы применяемой в начальной школе – это определение здоровья, как «состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недугов» [ 5 ] .

Восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличается от таковых у взрослого, поэтому одной из важных форм деятельности является организация игр-тренингов. Ребенок выполняет желательные поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками не потому, «что нужно и полезно», а потому, что это интересно. В результате такого подхода воспитывается школьник доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный какой-либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни.

В негосударственном общеобразовательном учреждении «Школа-интернат

№ 9 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД», ( далее: школа-интернат № 9), созданы благоприятные условия для сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей. Школа-интернат № 9 – это общеобразовательное учреждение где созданы благоприятные условия для реализации направления работы по формированию здоровья и здорового образа жизни учащихся. Здоровый образ жизни включает в себя: правильное питание, здоровый сон, спорт и постоянные прогулки, и подвижные игры на свежем воздухе. Для младших школьников эти составляющие важны для нормального физического и эмоционального состояния.

Учащиеся начальной школы, находясь в школе-интернате № 9 с восьми часов утра до шести часов вечера, получают трехразовое питание, занимаются физической культурой в урочное и внеурочное время, у первоклассников организован дневной сон. Учащиеся начальной школы активно отдыхают во время прогулок, на свежем воздухе организовываются подвижные игры, соревнования, эстафеты, веселые старты, конкурсы.

Важной задачей формирования здоровья образа жизни школьников является организация правильного режима дня, так как это влияет на их здоровье и учебу. Учитель и воспитатель помогают детям приучиться выполнять распорядок дня, корректировать его, более рационально выстраивать режим дня дома. Формирование здорового образа жизни учащихся начальных классов начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

В школе-интернате № 9 созданы комфортные условия для формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов. Так, в течение дня им доступны два спортивных зала, тренажерный зал, стадион, баскетбольная площадка, беговая дорожка, детская площадка, также школьникам предоставляется возможность посещать разнообразные кружки и спортивные секции. Школьный спортивный стадион оборудован беговой дорожкой и спортивной площадкой с искусственным покрытием, что дает возможность заниматься спортом при неблагоприятных погодных условиях.

Учебный план начальной школы предусматривает в неделю три часа физической культуры и два часа общей физической подготовки внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Учитывается, что уровень умственной работоспособности учащихся начальной школы нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. При составлении расписания уроков в течение дня чередуются различные по сложности предметы. Кроме того, в начальной школе ежедневно предусмотрено две перемены по 20 минут, одна из которых отводится для организации горячего питания детей, а вторая – для подвижных игр. Таким образом, всё выше изложенное способствуют правильной организации режима дня учащихся начальной школы

Такой подход направлен на предупреждение раннего умственного утомления, восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания, а также устранение застойных явлений в дыхательной системе. Решение этих задач предусматривает включение учителем и воспитателем в процесс занятий элементов активного отдыха: физкультурная минута, динамическая пауза, гимнастика, подвижные перемены.

Во время физкультурной минуты выполняется комплекс, включающий 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища) в течение двух минут. Они проводятся во время уроков, на самоподготовке по мере наступления утомления учащихся.

Динамическая пауза – это форма кратковременного активного отдыха на самоподготовке при выполнении домашнего задания, и на переменах между уроками. Проводятся они через 35-40 минут, когда у учащихся ослабляется внимание. Продолжительность динамических пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в динамические паузы включаются элементы малоподвижных игр, развлечений. Количество упражнений увеличивается до 5-8.

Для активизации работы сердца и легких, ускорения выделения продуктов обмена из организма устраиваются короткие – на 5-10 минут перерывы в работе с выполнением физических упражнений.

Во время уроков для снятия напряжения и укрепления мышц кистей рук учащихся выполнятся пальчиковая гимнастика, а для снятия напряжения глаз проводится специальная гимнастика.

Перед самоподготовкой (выполнением домашнего задания) проводятся психологические тренинги, которые благотворно сказываются на эмоциональном здоровье учащихся.

На улице, в помещении, в классе и в спортивном зале проводятся подвижные игры. К окончанию начальной школы учащиеся сами организовывают и проводят подвижные игры, которые имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого, это очень эмоциональное спортивное занятие, которое обеспечивает физическую нагрузку на ребенка, что учитывается при организации и проведении занятий и игр. Одна из часто используемых подвижных игр – « Игра со звоночком ». Взявшись за руки, дети становятся в круг, внутри которого находятся двое играющих. Одному из них завязывают глаза, а другому дают в руки звоночек. Ориентируясь на его звук, первый должен ловить, а второй – убегать от него, вовремя заглушая звон. В игре требуется ловкость и осторожность. Она доставляет большое удовольствие не только играющим, но и зрителям.

За четыре года учебы учащиеся начальной школы овладели навыками игры в пионербол, волейбол и баскетбол, что позволяет им успешно участвовать во внутришкольных соревнованиях.

Во внеурочной деятельности целенаправленно организованы внеклассные мероприятия, благотворно влияющие на здоровье учащихся. С 2012 года в школе-интернате № 9 реализуются программы для начальной школы «Папина школа» и «Мамина школа». В этих рамках этих программ со всеми первоклассниками мамы организуют занятия «Школы Здоровья», а папы – «Школы Безопасности». Во 2-4-х классах воспитатель в группе продленного дня, понимая всю важность проблемы здоровьесбережения, активно привлекает родителей для участия в мероприятиях, направленных на развитие здоровой физически и эмоционально личности. Так, в сентябре 2013 года, совместно с родителями было проведено открытое мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья!» (сценарий мероприятия прилагается). Большинство мероприятий проводятся с активным участием родителей, что дает возможность осуществлять равноправное партнерство.

Воспитатель, участвуя в проводимых мероприятиях, на личном примере показывает важность и полезность для учащихся здорового образа жизни в будущем.

Учащиеся начальной школы активно участвуют в спортивных мероприятиях, проводимых в школе и городском округе Кинель: «Веселые старты», соревнования по легкой атлетике, лыжные гонки. В феврале 2014 года мальчики начальной школы участвовали в конкурсе «А, ну-ка, парни!», где заняли I место.

Учащиеся начальной школы являются активными участниками туристического клуба. Каждые выходные, вместе с родителями, отправляются в путь по выбранному или заданному маршруту и, осваивая азы туристической науки, получают навыки выживания в природе и положительный эмоциональный настрой.

Ежегодно учащиеся начальной школы имеют возможность укрепить здоровье в детском санаторно-оздоровительном комплексе «Жемчужина России» города-курорта Анапа. Это одна из крупных детских здравниц, которая включает в себя: спортивные площадки, современную лечебную базу, 32 лицензированных вида лечения, скважину минеральной воды. Дети купаются в море, загорают, занимаются спортом, получают витаминизированное питание. Школьники получают не только здоровье, но и заряд бодрости, хорошее настроение на весь учебный год.

С целью выявления достигнутых результатов по формированию у учащихся начальной школы потребности в здоровом образе жизни были проведены диагностика и мониторинг успеваемости и состояния физического здоровья детей за последние четыре года. Проведенный анализ показал, что в 2013-2014 учебном году повысилась успеваемость учащихся на 10% по сравнению с 2010-2011 учебным годом, улучшилось эмоционально-психическое и физическое здоровье, уменьшился процент заболеваемости учащихся (ОРВИ, ОРЗ) (таблица 1).

В целях получения результатов по формированию здорового образа жизни учащихся начальной школы были проанализированы данные их успеваемости и заболеваемости за последние четыре учебных года. Проведенный анализ показал, что в 2013-2014 учебном году повысилась успеваемость учащихся на 10% по сравнению с 2010-2011 учебным годом, улучшилось эмоционально-психическое и физическое здоровье, уменьшился процент заболеваемости учащихся (ОРВИ, ОРЗ) (таблица 1).

Влияние здорового образа жизни на успеваемость и заболеваемость

Источник

Мониторинг «Здоровый образ жизни»

Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся на здоровый образ жизни»

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг «Здоровый образ жизни»»

Тест анкета «Изучение ориентации учащихся на здоровый образ жизни».

Выберите для ответа либо вариант «да», либо «нет», либо «не обязательно».

Иметь понимание в семье.

Хорошо учиться, получить хорошее образование.

Жить без конфликтов.

Иметь хорошего, надежного друга (подругу).

Иметь материальный достаток.

Иметь возможность путешествовать.

Иметь возможность вкусно поесть.

Быть внешне красивой (красивым), хорошо одеваться.

2. Удается ли вам всегда поступать честно и не переживать за свои поступки?

3. Есть ли у вас духовный идеал, человек, на которого вы стремитесь походить?

б) ответить затрудняюсь

4. Есть ли у вас идеал физически совершенного человека, на которого вы хотели бы походить?

б) ответить затрудняюсь

5. Способны ли вы в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться?

б) думаю, что нет

6. Стремитесь ли вы чередовать учёбу и отдых?

7. Делаете ли вы физическую зарядку?

б) да, но не регулярно

8. Достаточно ли вы уделяете внимания водным процедурам (баня, душ, плавание)?

б) да, но не регулярно

9. Придерживаетесь ли вы какой – либо системы регулярного закаливания?

б) от случая к случаю

10. Получали ли вы в последние 2-3 года какие-либо травмы?

б) да, но несущественные

11. Как часто вы болеете гриппом, ОРЗ?

а) не помню когда болел в последний раз

б) редко (1 раз в год)

в) часто (2-3 раза в год)

12. Как часто у вас болит живот?

б) редко (1 раз в год)

13. Как часто вы пропускаете занятия по болезни?

а) не пропускаю совсем

б) редко (1 раз в полугодие)

в) часто (1 раз в месяц)

Как подсчитать результаты? Теста «Изучение ориентации учащихся на здоровый образ жизни».

При ответе на вопросы №2-13 пункт а) оценивается в 3 балла, б) в 2 балла, в) в 1 балл.

Далее подсчитывается сумма баллов за ответы на вопросы. По ней находится уровень ориентации учащегося на здоровый образ жизни.

Уровни ориентации личности на здоровый образ жизни

Источник

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды.

Скачать:

Вложение Размер
programma_zozh.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ

Разработала воспитатель: Калинина И.А.

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению сотрудничества здравоохранения с учреждениями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для школ – интернатов для детей с ОВЗ, т. к. в них существует особый режим жизни. Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал : «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» . От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности, духовная жизнь в целом. Здоровый образ жизни — понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности.

Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Ерёменко Н.И. «Профилактика вредных привычек», Матвеева Е.М. «Азбука здоровья» и др. Данная программа составлена для воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ

Нормативная база для разработки программы :

· Закон РФ «Об образовании»

· Конституция Российской федерации

· Закон об основных гарантиях прав ребёнка

· Стандарты второго поколения

· Декларация прав и свобод человека

· Конвенция о правах ребёнка

Программа рассчитана для работы с детьми 13-17 лет на 5 лет

— формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

— Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни

— Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене

-Формировать положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.

— Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • двигательную активность
  • личную гигиену
  • правильное питание
  • безопасность жизнедеятельности
  • положительные эмоции

2. Систематичность и последовательность

1) Утренняя гимнастика

2 )Прогулки, экскурсии на свежем воздухе

3) Спортивный час

4) Проведение физминуток на внеклассных мероприятиях

5) Проведение минуток безопасности

Проведение занятий направленных на формирование здорового образа жизни по блокам:

Источник

Читайте также:  Журналы зож за 2012 год