Меню

Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей



Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей
статья

Краткий обзор технологии развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Скачать:

Вложение Размер
mnemotehnika_kak_sredstvo_motivatsii_rechevoy_aktivnosti_detey.docx 393.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей.

Мнемотехника — технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, т.к. именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Основа обучения – развитие творческого познания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать нагляднообразное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частичнографическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Работа строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов, потом переходим к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов:

памяти, внимания, образного мышления;

Развитие связной речи;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Продумывая разнообразные модели с детьми, надо придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщенный образ предмета; рассказывать существенное в объекте; замысел по созданию модели надо обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.

Работа состоит из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать с 4-х лет. Хотя уже в 3 года можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Таким образом, мнемотаблицы:

  • являются дидактическим материалом по развитию речи;
  • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
  • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.

Составление описательного рассказа

Это наиболее трудный вид в монологической речи.
Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Работая с детьми, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у дете.

Консультация для воспитателей.

Использование мнемотехники при составлении рассказов, разучивании стихов, загадывании и отгадывании загадок. .

Мнемотехника-технология развития памяти,совокупность правил и приемов,облегчающих запоминание.

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.

Период дошкольного детства является наиболее сенситивным для развития познавательно-речевой активности ребенка, поскольку в этот отрезок времени закладывается фундамент его знаний и умений, которым он.

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.

Источник

Живые мнемотаблицы как средство мотивации речевой активности детей.
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Статья опубликованная в сборнике тезиов, докладов и сообщений участников XVII научно — практической конференции.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 434.8 КБ

Предварительный просмотр:

ЖИВЫЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

МАДОУ Детский сад № 9,

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал, з атрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Именно поэтому, актуальнымстановится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники, который помогает подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Вот почему важно в развитии этого познавательного психического процесса ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать – это и есть инновационные методы и приемы мнемотехники.

Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные, настольно-печатные игры и др. [1]

Метод мнемотехники включает в себя разные приемы: модели, картинографию, коллажи, план – схемы, мнемотаблицы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и, позже, к мнемотаблицам.

  • являются дидактическим материалом по развитию речи;
  • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
  • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. [2]

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. НОД в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Известно, что человек только слушая, запоминает около 15% речевой информации, только глядя – 25% видимой информации, а слушая и глядя одновременно – 65% преподносимой ему информации.

Работая с интернет – ресурсами я познакомилась и изучила живые мнемотаблицы.

Суть живой мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.

Живые мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.

Использование живых мнемотаблиц обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, позволяют более полно использовать возможности зрительных, слуховых анализаторов обучаемых.

Работу с живыми мнемотаблицами провожу поэтапно:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: Пересказывание сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы — образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

В начале работы с живыми мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц я использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к живым мнемотаблицам.

Использование живых мнемотаблиц на занятиях показало положительную динамику. После года обучения в коррекционно-логопедической группе у детей с общим недоразвитием речи:

  • Расширился не только словарный запас детей, но и знания об окружающем мире.
  • Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.
  • применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Необходимо помнить , что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут нам в развитии речи дошкольника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Работая с детьми, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у дете.

Консультация для воспитателей.

Использование мнемотехники при составлении рассказов, разучивании стихов, загадывании и отгадывании загадок. .

Мнемотехника-технология развития памяти,совокупность правил и приемов,облегчающих запоминание.

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.

Краткий обзор технологии развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Источник

Семинар для педагогов ДОУ «Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей»
презентация по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
Семинар для педагогов «Мнемотехника в развитии речи». 2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей Консультация для педагогов

Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логической последовательности своего повествования. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и др. Плохая дикция.

Отличительные особенности технологии : имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование; приемы запоминания индивидуализированы; широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание; введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.

Мнемотехника -технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет. Искусство запоминания названо словом « mnemonikon » по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого « mnemonikon » – искусство запоминания.

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблица

Составление описательного рассказа Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Хитрый ёж Хитрый ежик-чудачок Сшил колючий пиджачок, Весь в иголках, без застежек. На иглу нацепит ежик Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдет, И с подарочком богатым Поспешит к своим ежатам. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Стихотворения На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы .

Пересказ При пересказе с помощью мнемотаблиц , дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка» с опорой на мнемотаблицу .

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент .

Вывод В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц: Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить , что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Работая с детьми, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у дете.

Консультация для воспитателей.

Статья опубликованная в сборнике тезиов, докладов и сообщений участников XVII научно — практической конференции.

Мнемотехника-технология развития памяти,совокупность правил и приемов,облегчающих запоминание.

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.

Краткий обзор технологии развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Источник

Читайте также:  Олицетворение как средство выразительности речи это