Меню

Мимика как средства для выразительного чтения



Статья для педагогов и родителей на тему: «Невербальные средства выразительного чтения».
статья

Уважаемые читатели! В этой статье Вы сможете узнать и понять, что такое «невербальные средства» и «неязыковые средства выразительности». Приятного прочтения!

Скачать:

Вложение Размер
neverbalnye_sredstva.docx 15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Невербальные средства выразительного чтения.

Невербальная коммуникация – это совокупность действий, поступков, несущих в совокупности с речевым сообщением определенную смысловую и эмоциональную информацию.

Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей.

Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумывать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания.

Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

Интонация — это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она — проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства.

Невербальное поведение человека тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Именно поэтому внимание к невербальному поведению партнёра по общению дает колоссальное количество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях.

Невербальные средства общения делятся на несколько групп:

Неязыковые средства выразительности.

Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности:

  1. На уроке лучше читать стоя. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей.
  2. Не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их.
  3. Надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно.
  4. Следует избегать механических жестов, не оправданных психологически: не переступать с ноги на ногу, не раскачиваться из стороны в сторону, не подниматься на носки, не крутить ничего в руках, не поправлять волосы, не постукивать в такт чтения рукой по столу и т.д. такие жесты отвлекают внимание детей.
  5. Мимика и жесты должны быть естественными, нужными и выразительными. Их не надо придумывать и злоупотреблять ими. Это приведет к гримасничанию, кривлянию, будет затруднять восприятие и раздражать слушателей.
  6. При рассказе необходимо избегать употребления «слов-паразитов».

При подготовке к исполнению произведения рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все мы в детстве мечтали стать художниками и рисовали ,то что нам хотелось. Каждый ребёнок с раннего возраста и до подросткового рисует грандиозные, многофигурные со сложными переплетением сюжетов ком.

В данной статье показаны пути повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками с ЗПР посредством информационно-компьютрных техноогий.

Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шагив устранении за.

Для современных родителей «нелюбовь к чтению» их детей — едва ли не самая большая проблема. Обычно родители начинают бить тревогу тогда, когда ребенок уже начинает учиться в школе – .

Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – пластилинография, с некоторыми приемами работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок .

Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в кот.

Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного возраста.

Источник

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Мимика и жесты как средство общения»

Искусство чтения по мимике и жестам. Умение использовать свой дар для общения с другими людьми.

Скачать:

Вложение Размер
Seminar-praktikum_dlya_pedagogov_Mimika_i_zhesty.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

(продолжительность 2-2,5 часа)

Берчатова Эльвира Владимировна

Язык чувств: мимика как средство выразительности

Вы уже знаете, что такое выражение лица, знаете, что оно может быть радостным, грустным, удивлённым. А ещё каким? Что же помогает нам передать, выразить радость, грусть, удивление, любое наше настроение?

Мимика – движения лицевых мышц, выражающие душевное состояние – это средство эмоционального неречевого воздействия на слушателей. Ещё в начале XIX века известный теоретик ораторского искусства Я.В.Толмачёв писал: «Лицо есть зеркало души. На нём изображаются все чувствования: любовь, ненависть, печаль, гнев, угрозы, ласки; на нём мы читаем мысли оратора прежде, нежели он говорить начинает». Язык эмоциональной мимики подчёркивает или дополняет то, что передаётся словами.

А что же всё-таки самое важное в мимике, что создаёт её в первую очередь?

Вот что об этом говорит великий римский философ, оратор, теоретик ораторского искусства Марк Туллий Цицерон (чтение слов, напечатанных на листе).

Выражение лица – главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции – счастье, любовь и удивление; труднее воспринимаются, как правило, отрицательные – печаль, гнев и отвращение.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, то левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне и придаёт ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчётливо выражены на левой стороне.

Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения.

Задолго до появления экспериментальной психологии экспрессивного поведения внимание многих философов было обращено на связь между внешним обликом и свойствами личности. Гиппократ и Аристотель с пристальным вниманием изучали лицо человека. Один – как врач, устанавливая признаки болезни, второй – как «физиогномист» (собственно, один из создателей физиогномики), прогнозируя по движениям мышц лица, по языку эмоций человека его поведенческие реакции. В трактате Аристотеля «Физиогномика» обосновывается связь между душой и телом. Понятие «душа» используется Аристотелем для обозначения внутреннего мира человека, его психических состояний и переживаний. Родиной восточной физиогномики считается Древний Китай.

Для удобства чтения физиогномисты условно делят лицо человека горизонтальными линиями на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя зона – это в основном лобная часть. Средняя зона – от бровей до кончика носа. Нижняя зона включает в себя верхнюю губу, челюсти, рот, подбородок. Кроме того, принимается во внимание состояние пяти основных частей лица: бровей, глаз, носа, рта, ушей. Сбалансированность этих частей: их пропорциональность, цвет, чистота являются благоприятными признаками. Изъяны на лице человека свидетельствуют о трещине в его характере.

Брови. Идеальными считаются широкие, длинные брови. Пропорционально развитые брови (их форма, цвет, густота) указывают на сбалансированность эмоций, ума и характера. Приятная взгляду форма бровей сигнализирует о том, что их обладатель ладит с окружающими. Густые, тяжёлые, соединившиеся брови демонстрируют неодолимое стремление к доминированию, власти. Высоко расположенные брови – признак целеустремлённости. У бровей насчитывают 40 позиций, из них значимых – 20. Считается, что мимическое объединение позиций бровей и глаз даёт бесконечные возможности выражения эмоций.

Глаза. Издавна глаза считали окнами души. В Евангелии от Матфея сказано: «Глаза – зеркало души. Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет темно». Один из величайших умов древности – философ Платон считал, что «из органов боги прежде всего устроили светоносные глаза». Боги богами, но факт остаётся фактом: именно благодаря глазам мы получаем 85% информации об окружающем нас мире. А по подсчётам русского учёного И.М.Сеченова, глаза дают человеку до тысячи ощущений в минуту. По глазам определяли внутренние переживания людей. Считается, что человек с красивыми и притягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом, темпераментом. Такие глаза, по мнению физиогномистов, имеют целый ряд положительных характеристик. Они хорошо защищены веками, имеют выразительную радужную оболочку, излучают свет и тепло.

Отклонения говорят о дефектах в характере и интеллекте. Большие глаза обычно указывают на чувствительность души, мужество и стремление к лидерству. Глаза маленькие часто принадлежат замкнутым, самодовольным и упрямым людям. Большая радужная оболочка глаза является признаком мягкости и спокойствия, малая свидетельствует о несбалансированности внутренних процессов, то неблагоприятно отражается на взаимоотношениях с окружающими. Цвет радужной оболочки указывает на наличие или отсутствие жизненной силы: чёрный, коричневый и зелёный – энергичность; голубой – чувствительность; светло-коричневый – застенчивость.

При оценке характера и судеб людей глаза занимают центральное место. Глаза могут иметь 81 выражение. В мимике глаз важна прежде всего степень их подвижности: смотреть в упор, бегать глазами, беспокойный взгляд, ленивый взгляд, живой, твёрдый, блуждающий взгляды и т.д. Затем важно направление: смотреть исподлобья (скрытый, недоверчивый, напряжённый взгляд), смотреть в пространство, скосить глазами, смотреть сверху вниз и т.д. Глаза можно описывать с точки зрения чувств, которые они выражают: скромность – глаза опущены вниз (потуплены), взгляд снизу вверх; гордость – взгляд сверху вниз; неправдивость – глаза отводятся в сторону, бегают; правдивость, внимание – глаза устремлены на собеседника, взгляд пристальный.

Нос – орган обоняния, действует согласно «ситуации запахов»: повести носом, втянуть воздух – принюхиваться, улавливать запахи. Подвижной выразительной частью носа являются ноздри – выразить презрение. Считается, что идеальный нос имеет округлый кончик и чётко оформленные крылья. Слишком большие ноздри наводят на мысль о личностных дефектах. Принято считать, что человек с идеальным носом отличается мужеством, страстностью, напористостью. Длинный нос, как правило, является признаком ярко выраженной индивидуальности. Многое о человеке говорит кончик его носа. Человек с кончиком носа, напоминающим «подвешенную каплю», обычно жизнерадостен и, как следствие, удачлив. Если же кончик носа похож на клюв, его обладатель проницателен, хитёр и нередко злопамятен. Полный, большой, луковицеобразный кончик носа – свидетельство сердечности и теплоты.

Рот – прямо-таки книга чувств. Писатель В.В.Вересаев точно подметил: «Глаза – зеркало души. Какой вздор! Глаза – обманчивая маска, глаза – ширмы, скрывающие душу. Зеркало души – губы. И хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Чудесные, светлые глаза и хищные губы. Девически невинные глаза и развратные губы. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются люди. Губы не обманут».

Положение рта, губ – множество. Рот раскрыт – готовность вступить в контакт, внутренние сильные эмоции; полуоткрытый рот и немного вытянутые губы – чувственность; открытые в улыбке верхние зубы – жеманство, кокетство. Рот закрыт – нежелание вступать в контакт, внутреннее напряжение: раздумье, сомнение, сдержанность. Человек с большим ртом и спадающими углами губ обладает сильной волей, на него трудно оказать влияние.

Уши. Физиогномика обычно по ушам определяет особенности жизненного пути в детстве. При чтении лица опираются на общее правило: хорошо оформленное ухо свидетельствует о спокойном детстве. Бесформенность и бледность говорят о неблагоприятных условиях. Слишком большие уши почти всегда свидетельствуют об изъянах личности. Слишком маленькие – тоже признак неблагополучия. Расположение верхней зоны ушей означает: а)выше уровня бровей – высокий интеллект; б) на уровне глаз – интеллект выше среднего; в) ниже уровня глаз – средний или даже низкий интеллект.

Ухо без хорошо оформленной мочки указывает на несбалансированность личности. Мочка длинная – беспечность, мочка маловыраженная – щепетильность. Если мочка уха слегка подаётся вперёд – душевность. Люди с очень большими мочками признаются за мудрецов.

В человеческом лице основное внимание привлекают глаза, затем идут губы и нос. И действительно, если лоб может собраться складками от удивления, неуверенности или нахмуриться от гнева, обиды, напряжённых раздумий, а нос – сморщиться, выражая радость или презрение, раздуться от сдержанной обиды, ненависти, то губы способны слегка улыбаться, растягиваться в улыбке, расплываться, иронически кривиться, с презрением опускаться вниз, крепко сжиматься в обиде. Прикусываться от боли, волнения и т.д. Л.Н.Толстой только в романе «Война и мир» описал 85 различных чувств, 85различных выражений глаз и 97 оттенков улыбки. Действительно, улыбка может выражать тихое обожание, лёгкое презрение, нежную снисходительность, надменную вежливость, ехидство и т.д.

Все прекрасно знают первого космонавта Юрия Гагарина. И все, кто видел, знал его, непременно отмечают одну его особенность, которая сразу помогала ему установить контакт с собеседником, расположить к себе. В чём же секрет его обаяния? Тексты убеждают в том, что Гагарин охотно «делился» своей улыбкой, очень по-доброму относился к людям, знакомым и незнакомым, независимо от их служебного положения. И ещё один очень важный вывод: улыбка Гагарина располагала к нему людей, делала его простым, доступным, снимала тот психологический барьер, который часто возникает в общении с прославленными людьми.

Вопрос: Уважаемые коллеги, можете ли вы назвать людей, чья улыбка, чьё обаяние без сомнения притягивает окружающих? Это могут быть люди не только знаменитые, но и люди ближайшего вашего окружения.

Улыбка, как и жесты, может быть и неуместной. Поэтому, желательно правильно пользоваться своей мимикой и жестами в соответствующих ситуациях, чтобы не попасть впросак.

Ну, а сейчас, мы с вами немного отдохнём и поиграем. Я предлагаю вашему вниманию игру: «Испорченный видеомагнитофон».

Игра «Испорченный видеомагнитофон»:

Вызываются желающие 5-6 человек. Садятся в круг. Даётся задание – передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передаёт один участник другому по кругу (ведущий шепчет первому участнику какое-либо состояние на ушко) . Глаза у всех закрыты. Тот, кому передаётся состояние, открывает глаза. В конце первый передающий сопоставляет то, что он получил с тем, что он передал; отмечает, кто из участников наиболее достоверно понял и передал заданное эмоциональное состояние, где произошёл сбой.

Упражнение для педагогов:

Вам даётся 5 минут, чтобы придумать и показать жестами сигналы:

  • У меня есть свободное время;

Источник

«Неязыковые средства выразительности. Употребление мимики и жеста в чтении и рассказывании детям дошкольного возраста».

Юлия Слаутина
«Неязыковые средства выразительности. Употребление мимики и жеста в чтении и рассказывании детям дошкольного возраста».

Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике.

Выразительность – важное качество речи. Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи, как средства общения, в ней проявляется субъективное отношение ребёнка к окружающему. В результате эволюции человека за определёнными ощущениями и чувствами закрепились характерные моторные «выражения». Моторный компонент обязателен при любом эмоциональном состоянии.

Определить особенности проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительным движениям мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.

Жесты и мимика трактуются, как неречевые средства выразительности. Они выполняют в речи две функции:

1) восполняют языковой эллип, когда можно «сказать» без слов;

2) способствуют достижению однозначности коммуникации, точности и выразительности речи.

Мимика

Неречевые средства играют огромную роль в общении, так как чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего проанализировать его неречевое поведение.

Главный показатель чувств – мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).

Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Посредством мимики говорящий передаёт эмоции, подчёркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться, выделяет ритмику звучания.

Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт.

Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность это помогает сосредоточиться на том, что он говорит. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то посмотрит в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он ещё не закончил говорить.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

Удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

Страх – приподнятые и сведённые над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

Гнев – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

Печаль – брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;

Счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Жесты

Жесты – движение рук – очень сильное выразительное средство.

Жестом можно многое сказать и без слов. Быстрая чрезмерная жестикуляция создает впечатление того, что человек размахивает руками, и тем самым затрудняет восприятие не только жеста, но и слова.

“Лишние жесты – это сор, это грязь, это пятна”, – считал К. С. Станиславский.

Выверенный, точный жест усиливает воздействие слова, помогает понять смысл фразы, приоткрывает ее подтекст, уточняет значение слов-указателей места (там, туда, оттуда и т. п., эмоциональное состояние говорящего, его намерения.

Язык жестов – один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы выразить своё отношение к сказанному.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Наблюдая за выступающими по телевидению, обратите внимание, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Эмоциональные жесты – это жесты, передающие различные оттенки чувств (волнение, радость, восторг, ненависть, печаль, огорчение, недоразумение, растерянность, смятение).

Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь подобное.

Указательный жест – это жест, с помощью которого говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место (наряду, сверху, там, подчеркивает порядок движения (по очереди, через одного).

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела подобное. Некоторые указательные жесты условны. Указательный жест рекомендуется использовать в исключительных обстоятельствах, когда есть предмет (или наглядное пособие, на который можно указывать.

Изобразительные жесты применяются в случаях:

1. Если не хватает слов, чтобы полностью передать представление.

2. Если одних слов недостаточно по каким причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

3. Если необходимо усилить впечатление и повлиять на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя язык слов подменять жестами.

К символическим жестам относятся движения, которые несут конкретное значение, понятное другим людям.

Например, поклон как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, словно обнимает сидящих в зале.

Открытые жесты – это жесты искренности и открытости.

Они могут сопровождаться приложением ладоней к груди или поднятие плеч. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, и наоборот, когда чувствуют свою вину, прячут их в карманы или за спину.

Жесты защиты – это жесты, которыми мы реагируем на возможные конфликтные ситуации.

Например, руки, скрещенные на груди, — собеседник принял защитную позицию. Поэтому если мы видим такой жест, необходимо пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнер начинает убегать от обсуждения.

Жесты оценки имеют отношение к задушевности и мечтательности.

Например, жест «рука на щеке» означает, что человек погружен в размышления. Жест критической оценки (рука возведена в лицо, подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные — ниже рта) означает, что человек слегка скептически относится к тому, что происходит в данный момент (позиция «подождем-посмотрим»)и т. д.

Жесты подозрение и скрытности часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к предмету разговора, или сомневаются в реакции слушателей.

Например, жест «рука прикрывает рот» перед или во время высказывания — человек хочет скрыть свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону означает недоверие и т. д.

Жесты доминантности – подчиненности

Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль.

Как выразительно читать.

Чтобы читать тексты перед детской публикой, недостаточно научиться изображать различные оттенки эмоций, активно жестикулировать и звучно разговаривать.

Выразительное чтение получится только в том случае, если технические навыки вы дополните умением глубоко чувствовать произведение.

Инструкция.

1. Подготовка к выразительному чтению начинается со знакомства с текстом. Чтобы транслировать через себя мысли автора и эмоции героев, нужно прочувствовать их в полной мере. Разберитесь в сюжете произведения, уясните для себя логические связи. После этого подумайте о мотивах поступков героев, об их чувствах, переживаниях.

Для создания более точного представления о тексте можно выяснить, в каких обстоятельствах оно создавалось, что при этом пережил автор.

Только имея максимально полное представление о стихотворении, рассказе или пьесе, вы сможете передать созданные автором образы юным слушателям.

2. Распечатайте отрывок текста, который будете читать вслух. В зависимости от сюжета выберите темп и ритм чтения. Расставьте в тексте паузы.

Логические паузы необходимы там, где стоят знаки препинания, благодаря им высказывание становится законченным.

Пауза после запятой должна быть короче, чем после точки или многоточия.

Другим символом пометьте расположение психологических пауз. Они помогают чтецу выделить значимые части фразы или предложения.

Вы сможете выделить фразу, сделав паузу перед ней или после нее.

Такой же прием выразительности перед или после предложения привлечет внимание к сути всего предложения целиком.

3. Чтобы суметь использовать средства выразительного чтения, нужно научиться правильно дышать.

Существуют различные техники обучения, которые желательно осваивать под руководством преподавателя сценической речи или ораторского искусства. Вы можете попытаться самостоятельно регулировать объем и равномерность вдохов и выдохов.

Вдох делайте во время паузы. Благодаря постоянной практике вы научитесь делать достаточно глубокий вдох, чтобы кислорода хватило до следующей паузы. Во время первых упражнений не старайтесь искусственно «дотянуть» до паузы – такие усилия лишь искажают голос. Набрав воздуха, выдыхайте его равномерно, без резких толчков.

4. Основные инструменты выразительного чтения – сила голоса и интонация. Прочувствовав мысль и эмоцию, которую вы выражаете, вы сможете определить, когда нужно говорить громче, а когда – переходить на шепот. Когда стоит улыбнуться, а когда – добавить в голос отстраненности.

В произведении, в котором есть авторская речь, часто присутствуют прямые указания на повышение или понижение тона героя и его переживания. Вам достаточно следовать им без излишней драматизации, театральности. Наибольшей выразительности вы добьетесь, когда научитесь эмпатии, то есть сопереживанию, пропусканию текста через себя.

5. Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Мимика напрямую соответствует эмоциям, которые чтец испытывает во время выступления. Дополнительно «играть лицом» не стоит, если вы не учились актерскому мастерству – так вы не сможете сосредоточиться непосредственно на голосе. К тому же, велик риск испортить впечатление от чтения неуместной гримасой.

6. Если во время эмоциональной речи вы используете жесты, потренируйтесь перед зеркалом. Прочтите монолог, двигаясь так, как вам привычно. Посмотрите, не является ли жест дубликатом интонационного выделения фразы. Не противоречит ли он тексту в эмоциональном плане. Не отвлекает ли размашистая жестикуляция от сути произведения. Если вам сложно оценить себя в зеркале, попробуйте записать свое выступление на видео.

Источник

Читайте также:  Чем определяется эффективность использования оборотных средств