Меню

Линия как выразительное средство в изо



Урок ИЗО 6 кл Линия и её выразительные возможности
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Урок 6 кл Линия и её выразительные возможности. Презентация.

Скачать:

Вложение Размер
liniya_i_eyo_vyrazitelnye_vozmozhnosti.pptx 1.42 МБ
liniya_ee_vyrazitelnye_vozmozhnosti.docx 22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» Анри Матисс

Линия и её выразительные возможности Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского Разработала: Гулевич Л.М.

Линии по начертанию Длинные , короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д .

Композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия.

Вертикальные линии создают ощущение высоты, полета и воздушности.

Линии бывают с различным начертательным характером.

Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

«Женщина с распущенными волосами» А.Матисс

«Голубь мира» П.Пикассо

Портрет балерины Т.Карсавиной В.Серов

Задание Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.

Предварительный просмотр:

Тема урока: Линия и её выразительные возможности.

Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

— активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

— создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

— продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

-совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию , планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;

-формировать коммуникативные компетенции.

-сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

-развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Характеристика видов деятельности учащихся

В ходе урока обучающиеся получат возможность:

  • рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников;
  • выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке;
  • приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника;
  • овладевать навыками ритмического линейного изображения движения(динамики) и статики(спокойствия)

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,

презентация «Линия и её выразительные возможности», стихотворение Всеволода Рождественского «Рисунок Пикассо», альбом, простой карандаш, фломастеры.

Тип урока : урок открытия новых знаний

Проверка готовности учащихся к уроку.

(Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность)

  1. Постановка учебной задачи

-Художник Анри Матисс говорил: « Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске).

Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы будем говорить о линии. Тема урока так и называется — «Линия и её выразительные возможности».

— Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством? (Для графики)

— Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

— Какие виды рисунка вы знаете? (Набросок, зарисовка, эскиз)

— С чего начинается рисунок? (С линии)

  1. «Открытие» обучающимися нового знания

Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.

— Какие линии вы знаете? Какими могут быть линии по начертанию?

(длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.).

Известный художник – график В.А.Фаворский говорил : «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…».

-Как вы понимаете слова художника? ( Художник относится к линии как к живой – она может двигаться, а может и остановиться).

(Формируемые умения: умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления).

— Горизонтальные линии создают ощущение покоя или отдыха. Объекты, которые расположены параллельно земле, покоятся относительно линии силы притяжения. Следовательно, композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия.

— Вертикальные линии создают ощущение высоты, полета и воздушности. Вытянутые перпендикулярные линии подразумевают подавляющее богатство, пышность, непостижимое простым человеческим сознанием.

— А какими ещё чертами мы можем наделить линию, свойственными и для человека?

— У линии может быть характер?

— А какой характер может быть у линии? Давайте наделим линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой и т.д.) Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.

— Что мы обозначаем линией?

Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.

— Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует?

(линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее).

Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне.

Слайд 8. «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.

— Какие впечатления у вас от этого женского образа? (предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина).

Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».

Слайд 9. «Голубь мира» П.Пикассо.

— Что видите вы в рисунке Пикассо? Может быть, что-то необычное? (очень лаконично передан женский образ, плавно переходящий в изображение голубя).

Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.

Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок)

«Певучим медленным овалом

Встаёт виденьем небывалым

Белее лилии – она.

Голубки нежной трепетаньем

Её лицо окаймлено,

И вся она – любви сиянье,

Зарёй вошедшее в окно…»

Слайд 10. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.

Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» — линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.

Слайд 11. «Танец» П.Пикассо.

— А что вы можете сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»?

Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец».

Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.

  1. Творческая практическая деятельность.

Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.

Слайды 4 – 7. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера через образ дерева.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

— контроль организации рабочего места;

— контроль правильности выполнения рисунка;

— оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

2) Заключительное слово учителя.

Главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.

Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая что – либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа.

Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского «Линия и её выразительные возможности».

Разработка урока по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 6 класс, урок №3 по теме » Линия и её выразительные возможности».

Открытый урок по изобразительному искусству в 6 классе на тему: Графика – вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики. Учащиеся знакомятся с разнообразными линиями, с применением ли.

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству «Линия и ее выразительные возможности» (с использованием документ-камеры).

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Линия и ее выразительные возможности».

Технологическая карта к уроку в 6 классе «Линия и её выразительные возможности. Ритм линий» I четверть. Программа Б. М. Неменского.

Источник

Линии в изобразительном искусстве

Линия — самый базовый элемент любого рисунка. Это самое простое, что мы можем нарисовать любым материалом. будь то мел, карандаш или масляные краски. Однако линия далеко не так проста, как кажется, и таит в себе богатые выразительные средства.

Линия как средство передачи формы

Это самая очевидная функция линии. Если взять детские рисунки, то линия там всегда будет очерчивать форму предмета, отделяя его от окружающего пространства или разбивая общий силуэт предмета на более мелкие части.

Так дети рисуют людей, животных или домики. Однако, если мы оглянемся вокруг, разве мы увидим линии, которые очерчивали бы по краям здания или предметы? Конечно же, нет.

И если начать смотреть картины профессиональных художников, быстро станет ясно, что линия в первоначальном своем виде используется в очень узком сегменте графических работ.

Гораздо чаще на рисунке линия возникает в точках соприкосновения

Как это показано на картинке выше.

Два разноцветных пятна на границе друг с другом образуют четко различимую линию. Так же хорошо линия видна и там, где идет переход от насыщенного тона к слабо выраженному.

Линия как оптическая иллюзия

А вот еще более интересный пример.

Мы можем взять красный маркер и нарисовать непрерывную линию, обозначив ею некую форму, а можем создать иллюзию непрерывной линии всего лишь рядом коротких, нигде не соприкасающихся отрезков.

Круг не очерчен по контуру, но мы ясно видим, что это — круг.

Точно так же и полоска внизу. Она не просто явно читается глазом как непрерывная линия, но и, в отличие от плоского круга, выглядит объемной.

Линия как средство выражения эмоций

Теперь, когда мы знаем, что линия не обязательно должна быть непрерывной, чтобы очертить форму, пойдем еще дальше и посмотрим, как разные типы линий могут выразить разное настроение.

Здесь разными линиями нарисована одна и та же картинка.

Почувствуйте сами, насколько разное впечатление она производит слева и справа. Спокойные мягкие обводы, в которых стержень ручки плавно скользит по кругу, создавая чуть дымчатый образ, и резкие, четкие, устремленные вверх линии.

Ощущение движения вверх создается за счет сильного нажатия в начале линии и легкого завершения штриха. Утолщенная снизу, линия как будто летит вверх.

Оба эти подхода можно совместить, получив третий, отличный от предыдущих результат.

По сравнению с этим аккуратные контуры скучны и не выразительны. Они едва ли привлекут внимание зрителя, заставив его остановиться и внимательнее взглянуть на вашу работу.

Дайте волю воображению

Забудьте о «детском» понимании линии. Экспериментируйте. Меняйте силу нажатия, плавность линий, их направление. Рисуйте как непрерывной линией, так и отрезками, короткими или длинными. Можно рисовать даже точками — в конце концов, изображение на экране монитора состоит именно из точек, и целое направление в живописи посвящено такому рисунку.

Пробуйте привнести в рисунок больше динамики и эмоций, выбрав линию одним из мощных выразительных инструментов, и ваши работы сразу же начнут выгодно выделяться из числа прочих.

Источник

Презентация по ИЗО «Линии и её выразительные возможности.» ( 6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Линия и ее выразительные возможности

Графика -вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

«Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (Анри Матисс)

На рисунке Матисса перо художника скользит по бумаге округлыми ритмичными взмахами. Обегая вещи по контуру, оно опускает подробности, но при этом заполняет ВСЮ плоскость листа подвижной кружевной сеткой.

ЛИНИЯ И ЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Линию в художественном произведении можно сравнить с музыкальными звуками, и звучать они должны разнообразно и красочно. Только в этом случае рисунок становится живым и трепетным.

Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте), карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах. Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы.

линия Любой рисунок состоит из линий: Длинных или коротких волнистых или отрывистых, толстых или тонких Линии бывают разные по характеру: уверенные беглые поспешные, лихие, смелые, строгие

Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д.

В 1949 году широкую известность приобретает плакат П.Пикассо для Всемирного конгресса сторонников мира. Растиражированный, пожалуй в больших объемах, чем все репродукции картин художника, « Голубь мира»для многих является основной визитной карточкой художника П. Пикассо

КРАСА́УСКАС (Krasauskas) Стасис (1929—77), литовский график, народный художник Литвы (1977). Станковым гравюрам и иллюстрациям свойственны поэтичность, метафорический образный строй, экспрессия белой линии на черном фоне Стасис Красаускас. ‘Юность’. Линогравюра. 1961

Огромный цикл посвящен Пушкину и его произведениям. Слегка стилизованные под графику самого Пушкина, эти рисунки исполнены светлой радости.

Рисунки Нади Рушевой. Родилась Надя 31 января 1952 года. Скончалась в 17 лет, оставив после себя 10 тысяч работ (100 папок по сто листов). Рисовать начала в очень раннем возрасте. Известность пришла в 12 лет.

Надя рисовала без устали и всюду, даже на снегу (сохранились кинокадры этих «снежных» рисунков). Она создавала портреты «одним росчерком пера», то есть не отрывая пера с тушью от бумаги.

буква Буква – это тоже линия У человека есть свой почерк – своя манера вести линию. Почерк у всех разный — он выражает эмоции чувства художника

1.Напиши на листе слово «Здравствуй!» Как очень аккуратный человек. Сдержанный человек как человек, который спешит ,то есть стремительно летящими буквами. напиши убористо, скупо, как будто экономишь место, напиши твёрдо и напиши робко.

В природе линий нет – в то же время мы их видим – например контур предмета.

Линия – это знак, она условна придумана нами как способ обозначения Изобрази на одном листе гнева на другом радость

Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу

Характерной чертой языка линейной графики является чистота и точность изображения, что делает ее самой распространенной техникой в проектной работе. Для чертежей применяют жесткую линию, для рисунка и набросков — легкую, живописную, певучую.

ритм Ритм – это чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения могут быть разнообразными например забор – это ритм полосок

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА 1 напиши слово «здравствуй» А) Как очень аккуратный человек Б) Как человек который спешит В) Как будто экономишь место Г) Напиши твёрдо Д) Напиши робко 2 подели альбомный лист на две части. А) В одной нарисуй гнев с помощью линий, штрихов. Б) На другой половине – радость 3 на целом листе бумаги нарисуй «порыв ветра на лугу» (нарисуй веточки, листики, колоски узнаваемые но не уточняй как в природе. Главное вырази ритм линий)

Задание: Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева.

Номер материала: ДБ-786765

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Как изменить голос при разговоре по телефону подручными средствами