Меню

Ладыженская устная речь как средство предмет обучения

Ладыженская устная речь как средство предмет обучения

Кафедра русского языка Ярославского государственного педагогического института

Кандидат педагогических наук доцент Б. Т. Панов (Липецкий государственный педагогический институт)

Ладыженская Т. А.

Л15 Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» – М.: Просвещение, 1986.– 127 с.

Пособие содержит теоретический и практический материал по овладению студентами важнейшим профессиональным умением – устной речью как средством обучения и воспитания

. В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь – средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т. д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка пользуется устной речью в ее планирующей, познавательной, воздействующей функции. Задача данного спецкурса – помочь будущему учителю-словеснику овладеть важнейшим профессиональным умением – устной речью как средством обучения и воспитания. С этой целью на занятиях спецкурса рассматривается комплекс вопросов, связанных с особенностями устной речи, ее стилистическими разновидностями в различных учебно-коммуникативных ситуациях (на уроках русского языка).

С другой стороны, ставится задача – подготовить выпускника вуза к работе по развитию устной речи учащихся. Решение этой задачи предполагает ознакомление студентов с содержанием, методами, приемами, средствами совершенствования устной речи учащихся на определенных этапах работы.

И наконец, данный спецкурс должен познакомить студентов с исследованиями в области методики развития речи, возбудить

у них интерес к научным поискам, результатом которых может явиться создание дипломных работ. (См. их тематику на с. 125.) Каждое занятие спецкурса включает: 1) сообщение лектора; выполнение ряда заданий, которые связаны с темой сообщения и позволяют закрепить полученные студентами знания; комментарии к заранее заготовленным вопросам (темам) для самостоятельной работы и к рекомендуемой литературе.

В целях экономии учебного времени листок с заданиями и литературой к теме занятия отдается старосте спецкурса (или вывешивается на специальном стенде). В зависимости от подготовленности студентов, уточняется характер работы с рекомендуемой литературой: конспектирование, аннотирование, выделение и запись главного (составление тезисов); вычленение дискуссионных вопросов, анализ аргументов автора и т. д

Так как в основе данного спецкурса лежит анализ вопросов, связанных с проблемами устной речи, то естественно использование на его занятиях магнитофонных записей, грампластинок и других средств обучения как в сообщениях лектора, так и для организации самостоятельной работы студентов.

Готовя материал спецкурса, мы стремились отразить методику проведения каждого занятия, чем и объясняется избранная форма изложения.

Для того чтобы занятия проходили успешно, необходимо прежде всего познакомиться со слушателями, выяснить степень их подготовленности к восприятию материала спецкурса. Возможны две основные формы решения этой задачи: 1) письменные ответы слушателей спецкурса на вопросы; 2) устная беседа со студентами. Последнее предпочтительнее лишь в одном отношении: устная беседа позволяет познакомиться с подготовкой и интересами слушателей сразу же на первом занятии и сориентироваться уже в первом сообщении на эти данные Письменные ответы (на вопросы) дают возможность более глубоко их проанализировать и получить зафиксированные данные об исходном уровне знаний слушателей спецкурса.

Вопросы для беседы (или для письменных ответов):

Чем отличается устная речь от письменной?

Что вы знаете о разновидностях устной речи?

Что вы знаете об устной речи учителя русского языка?

Что вы знаете об устной речи учащихся (или: о требованиях к устной речи учащихся)?

Опыт показывает, что студенты, прослушавшие курс методики и прошедшие педагогическую практику, более обстоятельно отвечают на последний вопрос, отмечая неудовлетворительный уровень монологической устной речи учащихся.

Вторая часть этого этапа работы посвящается задачам спецкурса (см. об этом выше, на с. 3), методическим особенностям его проведения: подчеркивается обязательность выполнения всех самостоятельных работ, необходимость представления конспектов спецкурса и прочитанной литературы для получения зачета.

Организуется ведение так называемой круговой (обшей) тетради, в которой студенты по очереди записывают в конспективной форме (но достаточно понятно для любого читателя) содержание каждого занятия, его лекционную и практическую часть. В тетради на первых страницах отводится место для оглавления, страницы круговой тетради нумеруются, тема занятия отражается в оглавлении.

Такая тетрадь нужна для того, чтобы лектор получил возможность анализировать, как воспринимается излагаемый им материал, что, судя по конспекту, оказалось непонятым и на что, следовательно, необходимо обратить внимание студентов в дальнейшем.

Стимулом для записи содержания занятия – на пределе возможностей ее автора – является то, что круговая тетрадь – коллективная форма работы, в которой четко выявляется умение каждого слушателя спецкурса создавать достаточно информативные конспекты, умение выделить (шрифтом, цветом, условными знаками на полях) главное и важное, использовать общепринятые (не свои) сокращения, умение пользоваться полями и оглавлением.

Читайте также:  Источники образования средств организации что это

ОТЛИЧИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ОТ ПИСЬМЕННОЙ

Развивайте, возбуждайте в детях мысль и будьте уверены, что она, сильно возбужденная к жизни, сама выработает себе форму.

Русский литературный язык существует в устной и письменной форме (подчеркивается логически ударением слово форма). В школе, обучая детей, мы пользуемся устной формой литературного языка и стремимся к тому, чтобы дети в совершенстве овладели этой формой языка – в не меньшей степени, чем письменной.

Когда в методике говорят об устной (письменной) речи, то подразумевают: а) сам процесс создания устных (письменных) высказываний; б) результат этого процесса, продукт речевой деятельности – устные (письменные) высказывания, устные (письменные) речевые произведения. (Выделенные слова употребляются в методике как синонимы.)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов нет 1 .

Источник



Речь, Речь, Речь, Ладыженской Т.А., 1990

Речь, Речь, Речь, Ладыженской Т.А., 1990.

Цель книги — помочь учителю I—IV классов в игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность детей, вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове. Научно обоснованная и экспериментально проверенная система проблемных ситуаций, заданий, упражнений, комментарии методического характера позволяют целенаправленно развивать культуру речевого общения и творческие способности младших школьников. Для учителей.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РЕЧЬ.
Послушай сказку и скажи, почему плохо быть невидимкой.

Невидимка.
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, Толя учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его. — Ах. если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, — подумал он. Учитель начал урок с переклички, а когда дошел до Толи, тот ответил: «Я здесь». Но никто его не услышал, и учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя нс пришел в школу. Сегодня я как раз хотел вызвать его». Тут Толя понял, что стал невидимкой. После урока одноклассники высыпали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали всякие забавные истории. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята его не видели. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка; он подбегал то к одному, то к другому мальчику; говорил смешное, чтобы развеселить ребят, даже предлагал конфеты. Но ребята не видели и не слышали его, попросту не замечали. Толе стало скучно, и он побежал домой. Мама стояла на балконе. «Мама, вот он я!» — крикнул Толя. Но мама не видела и не слышала его и ничего не ответила сыну. «Я не хочу быть невидимкой, — заплакал Толя. — Хочу, чтобы мама видела меня, хочу разговаривать с ребятами! Хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!» И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

Что было бы, если бы ты вдруг превратился в невидимку? Придумай историю «Я — невидимка» и расскажи ее ребятам в классе.

Содержание
От редактора
I. Для чего нужна речь
1. Слово сообщает, влияет, помогает
2. Секреты волшебницы Речи
3. Раз, два, три, четыре, пять, учись считалки сочинять
Методический комментарий
II. Какая бывает речь
1. Говорим — слышим. Читаем — пишем
2. Сначала думаем, потом говорим
3. Устная или письменная?
Методический комментарий
III. Какую речь хочется слушать
1. Громко — тихо
2. Медленно — быстро
3. Узнай по голосу
4. Каким тоном ты говоришь?
5. Выделяй главное
6. Разговор без слов
7. Сочини сказку
Методический комментарий
IV. Учись говорить правильно
Методический комментарий
V. Точнее, точнее, точнее
1. Знакомые незнакомцы
2. Выбери слово
Методический комментарий
VI. Богатая ли у тебя речь?
Методический комментарий
VII. Выразительная речь
Методический комментарий
VIII. Твой словарик
Методический комментарий
IX. Об одном и том же по-разному
1. Разговорная и деловая речь
2. Ты и твой собеседник
3. Художественная речь
4. Словесные зарисовки
5. Загадки
6. Сказочные истории
7. Твоя деловая речь
Методический комментарий
X. Что такое текст
1. О чем говорит заглавие?
2. Опорные слова
3. Основная мысль
4. Как построить текст
5. Цепочка предложений в тексте
6. Какие бывают тексты
Методический комментарий
XI. Пересказы, пересказы
1. Зачем нужен план
2. Перескажи подробно
3. Коротко, но ясно
4. Аннотация
5. Выбери самое главное
Методический комментарий
XII. Что, где, когда?
1. Письменные объявления
2. Устные объявления
3. Афиши 4
Методический комментарий
XIII. Письма пишут разные
1. Адрес, конверт и почта
2. Отравитель — получатель
3. Письмо — это текст
4. Записка
5. Поздравительное письмо
6. Письмо в газету
7. Зачем пишут письма
Методический комментарий
XIV. Личный дневник Методический комментарий
XV. Сто тысяч «почему» живут на белом свете
1. Объясни и докажи
2. Сделай вывод
3. Цитата, правило
4. Как начать рассуждение
5. Несколько причин
Методический комментарий
XVI. Учись рисовать словами
Методический комментарий
XVII. Что общего — чем отличаются
1. Правила сравнения
2. Сравни и опиши
3. Сравни и докажи
Методический комментарий
XVIII. О себе и о других
Методический комментарий
XIX. О том, что бывало
1. Было или придумано?
2. Не выдуманные рассказы
3. Веселые происшествия
Методический комментарий.

Читайте также:  Антисклеротические средства что это

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Речь, Речь, Речь, Ладыженской Т.А., 1990 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Живое слово

Скачать книгу в формате:

Аннотация

Кафедра русского языка Ярославского государственного педагогического института

Кандидат педагогических наук доцент Б. Т. Панов (Липецкий государственный педагогический институт)

Ладыженская Т. А.

Л15 Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» – М.: Просвещение, 1986.– 127 с.

Пособие содержит теоретический и практический материал по овладению студентами важнейшим профессиональным умением – устной речью как средством обучения и воспитания

. В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки .

Отзывы

Популярные книги

Annotation Аллен Карр, разработавший собственный способ избавления от никотиновой зависимости, н.

Легкий способ бросить пить

Впервые знаменитый российский писатель Сергей Лукьяненко решил написать книгу в популярном жанре зом.

Кваzи

Одна из лучших фэнтези-саг за всю историю существования жанра.

Ведьмак (сборник)

Когда жизнь преподносит нам «сюрприз» в виде болезненных, невыносимых, запутанных ситуаций, мы вп.

Исповедь бывшей любовницы. От неправильной любви – к настоящей

Дуглас Адамс Автостопом по Галактике (сборник) Автостопом по Галактике Посвящается Джонни Б.

Автостопом по Галактике (сборник)

Стивен Чбоски Хорошо быть тихоней Посвящается моей семье Благодарности По поводу всех, кт.

Хорошо быть тихоней

Дорогие читатели, есть книги интересные, а есть — очень интересные. К какому разряду отнести «Живое слово» Ладыженская Таиса Алексеевна решать Вам! Центром произведения является личность героя, а главными элементами — события и обстоятельства его существования. Из-за талантливого и опытного изображения окружающих героев пейзажей, хочется быть среди них и оставаться с ними как можно дольше. Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься всем естеством, оно не нравится, а приводит в неописуемый восторг. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. Создатель не спешит преждевременно раскрыть идею произведения, но через действия при помощи намеков в диалогах постепенно подводит к ней читателя. Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. События происходят в сложные времена, но если разобраться, то проблемы и сложности практически всегда одинаковы для всех времен и народов. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. «Живое слово» Ладыженская Таиса Алексеевна читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 2

Новинки

Что делать молодой амбициозной девушке, живущей в маленьком провинциальном городке? Увы: кроме как з.

Источник

Ладыженская устная речь как средство предмет обучения

Кафедра русского языка Ярославского государственного педагогического института

Кандидат педагогических наук доцент Б. Т. Панов (Липецкий государственный педагогический институт)

Ладыженская Т. А.

Л15 Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» – М.: Просвещение, 1986.– 127 с.

Пособие содержит теоретический и практический материал по овладению студентами важнейшим профессиональным умением – устной речью как средством обучения и воспитания

ВВЕДЕНИЕ

. В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

А. П. Чехов

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь – средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т. д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

Читайте также:  Чем укрепить сосуды при геморрое народными средствами

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка пользуется устной речью в ее планирующей, познавательной, воздействующей функции. Задача данного спецкурса – помочь будущему учителю-словеснику овладеть важнейшим профессиональным умением – устной речью как средством обучения и воспитания. С этой целью на занятиях спецкурса рассматривается комплекс вопросов, связанных с особенностями устной речи, ее стилистическими разновидностями в различных учебно-коммуникативных ситуациях (на уроках русского языка).

С другой стороны, ставится задача – подготовить выпускника вуза к работе по развитию устной речи учащихся. Решение этой задачи предполагает ознакомление студентов с содержанием, методами, приемами, средствами совершенствования устной речи учащихся на определенных этапах работы.

И наконец, данный спецкурс должен познакомить студентов с исследованиями в области методики развития речи, возбудить

у них интерес к научным поискам, результатом которых может явиться создание дипломных работ. (См. их тематику на с. 125.) Каждое занятие спецкурса включает: 1) сообщение лектора; выполнение ряда заданий, которые связаны с темой сообщения и позволяют закрепить полученные студентами знания; комментарии к заранее заготовленным вопросам (темам) для самостоятельной работы и к рекомендуемой литературе.

В целях экономии учебного времени листок с заданиями и литературой к теме занятия отдается старосте спецкурса (или вывешивается на специальном стенде). В зависимости от подготовленности студентов, уточняется характер работы с рекомендуемой литературой: конспектирование, аннотирование, выделение и запись главного (составление тезисов); вычленение дискуссионных вопросов, анализ аргументов автора и т. д

Так как в основе данного спецкурса лежит анализ вопросов, связанных с проблемами устной речи, то естественно использование на его занятиях магнитофонных записей, грампластинок и других средств обучения как в сообщениях лектора, так и для организации самостоятельной работы студентов.

Готовя материал спецкурса, мы стремились отразить методику проведения каждого занятия, чем и объясняется избранная форма изложения.

Для того чтобы занятия проходили успешно, необходимо прежде всего познакомиться со слушателями, выяснить степень их подготовленности к восприятию материала спецкурса. Возможны две основные формы решения этой задачи: 1) письменные ответы слушателей спецкурса на вопросы; 2) устная беседа со студентами. Последнее предпочтительнее лишь в одном отношении: устная беседа позволяет познакомиться с подготовкой и интересами слушателей сразу же на первом занятии и сориентироваться уже в первом сообщении на эти данные Письменные ответы (на вопросы) дают возможность более глубоко их проанализировать и получить зафиксированные данные об исходном уровне знаний слушателей спецкурса.

Вопросы для беседы (или для письменных ответов):

Чем отличается устная речь от письменной?

Что вы знаете о разновидностях устной речи?

Что вы знаете об устной речи учителя русского языка?

Что вы знаете об устной речи учащихся (или: о требованиях к устной речи учащихся)?

Опыт показывает, что студенты, прослушавшие курс методики и прошедшие педагогическую практику, более обстоятельно отвечают на последний вопрос, отмечая неудовлетворительный уровень монологической устной речи учащихся.

Вторая часть этого этапа работы посвящается задачам спецкурса (см. об этом выше, на с. 3), методическим особенностям его проведения: подчеркивается обязательность выполнения всех самостоятельных работ, необходимость представления конспектов спецкурса и прочитанной литературы для получения зачета.

Организуется ведение так называемой круговой (обшей) тетради, в которой студенты по очереди записывают в конспективной форме (но достаточно понятно для любого читателя) содержание каждого занятия, его лекционную и практическую часть. В тетради на первых страницах отводится место для оглавления, страницы круговой тетради нумеруются, тема занятия отражается в оглавлении.

Такая тетрадь нужна для того, чтобы лектор получил возможность анализировать, как воспринимается излагаемый им материал, что, судя по конспекту, оказалось непонятым и на что, следовательно, необходимо обратить внимание студентов в дальнейшем.

Стимулом для записи содержания занятия – на пределе возможностей ее автора – является то, что круговая тетрадь – коллективная форма работы, в которой четко выявляется умение каждого слушателя спецкурса создавать достаточно информативные конспекты, умение выделить (шрифтом, цветом, условными знаками на полях) главное и важное, использовать общепринятые (не свои) сокращения, умение пользоваться полями и оглавлением.

Раздел I

ОТЛИЧИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ОТ ПИСЬМЕННОЙ

Развивайте, возбуждайте в детях мысль и будьте уверены, что она, сильно возбужденная к жизни, сама выработает себе форму.

ФОРМЫ ЯЗЫКА

Русский литературный язык существует в устной и письменной форме (подчеркивается логически ударением слово форма). В школе, обучая детей, мы пользуемся устной формой литературного языка и стремимся к тому, чтобы дети в совершенстве овладели этой формой языка – в не меньшей степени, чем письменной.

Когда в методике говорят об устной (письменной) речи, то подразумевают: а) сам процесс создания устных (письменных) высказываний; б) результат этого процесса, продукт речевой деятельности – устные (письменные) высказывания, устные (письменные) речевые произведения. (Выделенные слова употребляются в методике как синонимы.)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов нет 1 .

Источник