Меню

Край ты мой заброшенный есенин выразительные средства

«Край ты мой заброшенный» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, идея, эпитеты

Стихотворение Сергея Есенина изучается на уроках литературы в 6 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Край ты мой заброшенный” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой заброшенный.

История создания – стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже. Оно рознится со стихами этого периода, тревога за судьбу села стала главной проблематикой произведения.

Тема стихотворения – тема малой родины, деревни, её запустения, заброшенности и разрушения.

Композиция – состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни.

Жанр – пейзажное лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение написано хореем, поэтому звучит мягко и напевно. Рифмовка перекрёстная.

Метафоры“солома-риза”, “рукав черёмухи”, “избы забоченились”, “ветер…плесень окропил”.

Эпитеты – “край заброшенный”, “сизая плесень”.

Литота – “Избы забоченились, а и всех-то пять”. Село из пяти домов – не село, а нечто вымирающее, поэтому автор сознательно использует преуменьшение, чтобы создать правдивую картину обречённости.

Сравнение: “как метель, черёмуха машет рукавом”

Поэтический синтаксис: обращение (“Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь”.), риторический вопрос (уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?).

История создания

Написанное в 1914 году стихотворение отличается от других, относящихся к этому периоду. Прекрасные светлые стихи о красоте деревенской природы и быта, ни с чем несравнимые пейзажи, колоритная лексика, радостные, яркие мотивы. Это стихотворение проникнуто грустью, чувством безысходности, беспокойством за будущее деревни. После войны, без мужской руки деревня ослабла и обветшала, чувствуется отсутствие хозяина. Есенин, выросший в деревне, долго верил в её расцвет и надеялся, что новая власть поспособствует этому. Но письма родных говорили об обратном, жизнь в деревне становилась сложнее с каждым годом.

Тематика стихотворения – тревога о судьбе деревни, страх за её будущее. Проблематика – плачевное состояние русских деревень. Тема деревни – основная в ранней лирике Есенина, эти стихи уникальны и неповторимы. Есенин искренне тосковал по своей малой родине, всё его существо тянулось к простой, понятной, родной деревенской жизни. Городская реальность разительно отличалась от искренности и простоты села, ужиться в чуждом для него окружении поэт пытался всю жизнь. Тоской и унынием проникнуто стихотворение, особенно жутко и безысходно звучат строки:

“В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом”.

Перед глазами встают печальные картины: заброшенные дома, нескошенные поля, безлюдные, покинутые места. В последней строфе звучат слова сомнения, была ли она когда-то живой или это просто сон, потерянный, забытый, нереальный. Образ избы – это философский символ определённого уклада, быта, образа мыслей, мировоззрения. Изба – отдельная жизнь, правильная, мудрая, настоящая, – этот образ у Есенина параллелен образу русской женщины, хозяйки, труженицы. Традиционно черёмуха у Есенина – красавица-невеста, молодая девушка, нарядная и весёлая. В стихотворении “Край ты мой заброшенный” черёмуха – “холодный” образ, автор сравнивает её с метелью, лепестки цветов – со снегом. Эта картина скорее унылая, чем радостная, дополняет общее настроение стихотворения. Оно оказалось пророческим, как и многие другие. Родное село Константиново изменилось за годы разлуки настолько, что поэт при встрече с ним потерял ощущение родины, уюта и гармонии.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни. Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к своей родной деревне. Он смотрит на неё хозяйским глазом, подмечая все детали, говорящие о “безпризорности” села.

Это лирическое стихотворение с пейзажной тематикой. Написано хореем с перекрёстной рифмовкой. Для есенинского стиха характерны различные стихотворные размеры, рифма богата и разнообразна, звучание искусно проработано и отточено. Традиции устного народного творчества оказали огромное влияние на формирование стиля “последнего поэта деревни”. Его деревенские корни, привязанность к земле, свой особый взгляд на мир обозначили индивидуальность автора, стали визитной карточкой.

Средства выразительности

Об увлечении автора церковной тематикой свидетельствует лексика третьей строфы (риза, окропил). Очень гармонично сочетается в стихотворении просторечная лексика(сказ, жисть, забоченились) и возвышенная (окропил, заревая). Есенин больше склонен к метафорам, хотя и эпитеты (“край заброшенный”, “сизая плесень”) в его стихотворении занимают значимую роль. Интересны и необычны метафоры “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “ветер окропил мох”.

Читайте также:  Биогель моющее средство инструкция по применению в ветеринарии

Они оживляют пейзаж и придают ему таинственность и загадочность.

Ассонанс в первой строфе – звук “ы” придаёт строкам настроение пустынное и печальное. В третьей строфе – аллитерация со звуком “с” также создаёт эффект шелеста, пустынности, гуляющего ветра.

Источник



Краткий анализ стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» написано в 1914 году и опубликовано в 1916 году.

Оно отличается по тематике и настроению от прочих благостных стихотворений Есенина этой поры. Поэта тревожит будущее деревни, он не может не видеть, что небесная Русь, созданная силой его поэтического воображения, находится на грани гибели.

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» можно назвать пророческим.

2. Литературное направление

В период написания стихотворения Есенин увлекался поисками новой образности. Её истоки он видел в народной речи.

Произведение написано в традициях реализма и сочетает черты бытописательства с мотивами религиозного поиска.

3. Род

Стихотворение «Край ты мой заброшенный» — это пример пейзажной и философской лирики.

4. Жанр

Перед нами лирическое стихотворение со всеми присущими ему атрибутами: присутствием лирического героя, раздумчивым настроением, описанием происходящего сквозь призму личного восприятия.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему оскудения русского пространства. Он предвидит кризис и последующую гибель деревни, а вместе с ней – старой традиционной культуры.

6. Тематика

Стихотворение посвящено судьбам Родины и овеяно печальным осознанием того, что её бытие не вечно.

7. Идея

Идея стихотворения в том, что время меняет облик земли; люди уходят в города, а деревни пустеют.

Вместе с деревнями умирает народная культура, родовая память, родная история. «Уж не сказ ли в прутнике // Жить твоя и быль»? – спрашивает поэт.

Может быть, прежние времена – это только сон, сказка, а всё, что есть – лишь шёпот ковыля и хлопанье рассохшихся ставень?

8. Пафос

Стихотворение наполнено тревогой и тоской. Поэт сожалеет о том, что его родной край заброшен. Некому косить сено, чинить крыши домов.

Речь идёт не о родном селе Константиново, которое и по сей день крепко стоит на земле, а скорее о собирательном образе пошатнувшейся в духовном и историческом плане русской деревни.

9. Система образов

Стихотворение рисует образ вымирающей русской деревни.

Поэт перечисляет приметы запустения: «край заброшенный», «сенокос некошеный», «избы подбоченились», «крыши их запенились», «ветер плесень сизую солнцем окропил», «ворон бьёт крылом». Последний из этих образов вызывает ассоциацию со смертью, окончательной гибелью.

За счёт выстраивания такого плотного предметного ряда поэт нагнетает чувство тоски, безнадёжности, жалости.

Завершающий образ шепчущего ковыля как бы растворяет деревню в пространстве русского простора. Кажется, что степь поглощает и хоронит умирающее село.

10. Центральные персонажи

Стихотворение создаёт образ русской пустоты. Кроме наблюдателя, посетившего село, в нём нет персонажей.

Любимый край обезлюдел – в этом и состоит его трагедия.

11. Лирический герой

Лирический герой сравнивает себя с путником. Путник – это тот, кто оставил дом и выбрал дорогу.

Однако поэт прямо выражает своё отношение к увиденному, называя заброшенный край своим. Значит, гибель прежнего, домашнего мира – это его личная трагедия.

Теряя родной дом, лирический герой с печалью отправляется в странствие по Руси.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения представляет собой описание умирающего села.

Автор последовательно показывает нам приметы запустения, а в конце задаёт риторический вопрос о том, было ли вообще это село или только привиделось.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двухчастная.

От четверостишия к четверостишию взгляд автора словно движется вдоль сельской дороги. Поэт перечисляет печальные картины опустения.

В конце озвучен горестный риторический вопрос, подводящий итог размышлениям автора.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения богат и даже слегка перенасыщен диалектизмами. Есенин использует слова из деревенского обихода, чтобы в последний раз назвать каждый предмет старого мира по имени, то есть помянуть.

Поэт вспоминает такие слова, как «гать» (дорога, насыпь, идущая через болото, основание которой выложено из хвороста), «выструги стропил» (выструганные особым образом части деревянной конструкции, на которой держится крыша), «прутник» (мелкий ивняк), «жисть» (жизнь).

Поэтический синтаксис представлен обращением «Край ты мой заброшенный» и риторическим вопросом. Они делают речь автора естественной и достоверной.

Читайте также:  Какие есть отхаркивающие средства от кашля детям

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный хорей. Он придаёт стихотворению грустную напевность, делает его похожим на причитание.

В произведении используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение состоит из 5 четверостиший.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «край заброшенный», «сизой плесени»;
  • сравнение: «под соломой-ризою», «как метель, черёмуха»;
  • метафоры: «заревая гать», «сказ в прутнике»
  • олицетворения: «ветер окропил», «избы забоченились», «черёмуха машет рукавом», «нашептал ковыль»;
  • литота (преуменьшение): «их всего-то пять».

Есенин использует приём градации (постепенного нарастания смыслов). Он накладывает один штрих пейзажа на другой, за счёт чего увеличивается густота мазка, возрастает ощущение тревоги, тоски.

С помощью аллитераций («р», «з», «с», «ш») поэт передаёт страшные звуки одичавшего без человечьей ласки места: шелест трав, свист ветра, крик ворона.

Ассонансы («и», «у», «э») усиливают ощущение острой печали. Слог «ай» в слове «край», с которого начинается стихотворение, звучит, словно крик боли.

17. Значение произведения

Стихотворение «Край ты мой заброшенный» является примером поэтической и человеческой прозорливости Есенина. Поэт предугадал будущее русской деревни и подробно описал его в ярких образах.

18. Актуальность

Данное произведение как никогда актуально. На протяжении всего 20-го века люди стремились уехать из деревни в город, и этот процесс оказался необратимым. Сегодня тысячи деревень и сёл по всей России доживают свои последние дни. Страшное есенинское пророчество стало явью.

19. Моё отношение

Стихотворение Есенина вызывает во мне чувство глубокой грусти. Очень хочется сделать что-нибудь, чтобы наши деревни не умирали. Ведь они являются сокровищницами русской культуры.

20. Чему учит

Стихотворение предупреждает нас о скорой гибели села и призывает задуматься о тех ценностях, которые навсегда уйдут в прошлое вслед за русской деревней.

Источник

«Край ты мой заброшенный» — анализ стихотворения Сергея Есенина

История создания

Стих Есенина был написан в 1914 году. Работа разительно отличалась от других написанных в этот период. Ранее поэт описывал деревенские пейзажи с радостью и восторгом. Он подчеркивал красоту природы, особенности быта, колоритную лексику.

Но «Край ты мой заброшенный» Есенин посвятил другой теме — смерти деревни. Текст пронизан грустью, печалью и другими эмоциями. После войны многие населенные пункты остались без мужчин. Дома разрушались, а ремонтировать их было некому. Есенин верил, что новая власть все изменит и спасет деревни, но безуспешно.

Поэт регулярно получал письма от родственников, которые писали о сложной жизни. Существование в условиях сельской местности становилось все сложнее. Сергей Есенин уехал в Москву для того, чтобы реализовать свои творческие планы. Он хотел прославлять русские деревни. Время от времени поэт приезжал в родные места и с грустью отмечал, что его край постепенно вымирает.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания родных мест лирического героя. Сенокос нескошенный, пустырь, лес и монастырь — все это представляет любимый край. В деревне осталось только пять изб, да и те покосились, соломенные крыши покрылись плесенью.

Но даже эти дома кажутся лирическому герою особо ценными. Солома на крышах напоминает ему ризы — облачения священников. Она нежно укрывает стропила домов. Солнце словно окропляет серые крыши.

Деревня опустела. Избы стоят заброшенными, только вороны бьются крыльями в их окна. Рядом черемуха машет ветками, словно рукавами. Край полностью стал безлюдным, заброшенным. Это вызывает у героя противоречивые чувства.

В какой-то момент ему начинает казаться, что все происходящее лишь сказ ковыля и к реальности никак не относится. Достаточно проснуться — и все будет иначе.

Художественные приемы

Стихотворение написано в жанре лирики. Поэт делится личными мыслями и чувствами. В тексте также можно найти философские мотивы. В последнем четверостишии автор задается риторическим вопросом: действительно ли русская деревня вымирает или ему это только кажется? В стихотворении можно выделить несколько частей:

  1. Возвращение героя в деревню.
  2. Описание сельского пейзажа.
  3. Мысли о будущем.

В работе Есенин напрямую обращается к родной деревне. Он словно разговаривает с ней и спрашивает, что же случилось, почему эти места пришли в запустение. Но не только это беспокоило автора. Покосившиеся избушки символизируют определенные устои, которые были распространены. Постепенно это отмирало и становилось ненужным. Подобные перемены Есенину тяжело воспринимать. При написании стихотворения поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — автор описывает край заброшенным, плесень сизой, сенокос нескошенным;
  • метафоры — Есенин рассказывает о черемухе в виде метели, ветре, который окропляет крыши;
  • аллитерация — повторение звука [с] позволяет создать ощущение шепота.

Для Есенина деревня была любимым местом не только потому, что он там родился. Ему нравятся избы, природа, устоявшийся быт. Даже после переезда в Москву он стремился посещать родные места.

Стихотворение «Край ты мой заброшенный» немного грустное. Автору удалось полностью передать свои ощущения от постепенного вымирания деревни.

Читайте также:  Что называют антисептическим средством

Источник

Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина

В стихотворении “Край ты мой заброшенный” Сергей Есенин с печалью размышляет о процессе исчезновения деревенского уклада, описывает пейзаж заброшенной деревни, которую покинули люди. Изучается произведение на уроках литературы в 6 классе, при подготовке к которым поможет полный и краткий анализ “Край ты мой заброшенный” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой заброшенный.

История создания – стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже. Оно рознится со стихами этого периода, тревога за судьбу села стала главной проблематикой произведения.

Тема стихотворения – тема малой родины, деревни, её запустения, заброшенности и разрушения.

Композиция – состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни.

Жанр – пейзажное лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение написано хореем, поэтому звучит мягко и напевно. Рифмовка перекрёстная.

Метафоры“солома-риза”, “рукав черёмухи”, “избы забоченились”, “ветер…плесень окропил”.

Эпитеты – “край заброшенный”, “сизая плесень”.

Литота – “Избы забоченились, а и всех-то пять”. Село из пяти домов – не село, а нечто вымирающее, поэтому автор сознательно использует преуменьшение, чтобы создать правдивую картину обречённости.

Сравнение: “как метель, черёмуха машет рукавом”

Поэтический синтаксис: обращение (“Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь”.), риторический вопрос (уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?).

История создания

Написанное в 1914 году стихотворение отличается от других, относящихся к этому периоду. Прекрасные светлые стихи о красоте деревенской природы и быта, ни с чем несравнимые пейзажи, колоритная лексика, радостные, яркие мотивы. Это стихотворение проникнуто грустью, чувством безысходности, беспокойством за будущее деревни. После войны, без мужской руки деревня ослабла и обветшала, чувствуется отсутствие хозяина. Есенин, выросший в деревне, долго верил в её расцвет и надеялся, что новая власть поспособствует этому. Но письма родных говорили об обратном, жизнь в деревне становилась сложнее с каждым годом.

Тематика стихотворения – тревога о судьбе деревни, страх за её будущее. Проблематика – плачевное состояние русских деревень. Тема деревни – основная в ранней лирике Есенина, эти стихи уникальны и неповторимы. Есенин искренне тосковал по своей малой родине, всё его существо тянулось к простой, понятной, родной деревенской жизни. Городская реальность разительно отличалась от искренности и простоты села, ужиться в чуждом для него окружении поэт пытался всю жизнь. Тоской и унынием проникнуто стихотворение, особенно жутко и безысходно звучат строки:

“В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом”.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни. Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к своей родной деревне. Он смотрит на неё хозяйским глазом, подмечая все детали, говорящие о “безпризорности” села.

Это лирическое стихотворение с пейзажной тематикой. Написано хореем с перекрёстной рифмовкой. Для есенинского стиха характерны различные стихотворные размеры, рифма богата и разнообразна, звучание искусно проработано и отточено. Традиции устного народного творчества оказали огромное влияние на формирование стиля “последнего поэта деревни” . Его деревенские корни, привязанность к земле, свой особый взгляд на мир обозначили индивидуальность автора, стали визитной карточкой.

Средства выразительности

Об увлечении автора церковной тематикой свидетельствует лексика третьей строфы ( риза, окропил ). Очень гармонично сочетается в стихотворении просторечная лексика( сказ, жисть, забоченились ) и возвышенная ( окропил, заревая ). Есенин больше склонен к метафорам, хотя и эпитеты ( “край заброшенный”, “сизая плесень” ) в его стихотворении занимают значимую роль. Интересны и необычны метафоры “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “ветер окропил мох” .

Ассонанс в первой строфе – звук “ы” придаёт строкам настроение пустынное и печальное. В третьей строфе – аллитерация со звуком “с” также создаёт эффект шелеста, пустынности, гуляющего ветра.

Источник