Меню

Консультация сказка как средство нравственного воспитания ребенка старшая группа



Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Статья рассказывает об актуальности сказок в совеременном обществе, о педагогических целях и задачах, которые помогают решать сказки.

Скачать:

Вложение Размер
skazka.docx 16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проблемы нравственного воспитания детей всегда занимали существенное место в дошкольной педагогике. В настоящее время они приобрели особую остроту. Среди педагогов растет озабоченность в связи с тенденции нарастания антинравственности в поведении старших дошкольников.

Эта проблема стала актуальной, т. к. уровень сформированности нравственного начала дошкольников играет важную роль в становлении личности и её направленности.

Для решений проблемы необходимы новые средства нравственного воспитания, т. к. именно они являются инструментом педагогического воздействия, которые с помощью методов реализуют цель воспитания подрастающего поколения.

В 50-80-х годах 20 века нашими учеными-педагогами была создана теория и методика нравственного воспитания (Усова А. П., Жуковская Ф. И., Нечаева В. Г., Маркова Т. А. и мн. другие). Исследователи разработали её теоретические основы, где выделены были и средства: природа, художественные средства (литература, искусство и т. д., собственная деятельность детей (игра, труд, общение и т. д.). Однако такой специфический жанр литературы как сказка, в качестве отдельного средства нравственного воспитания, выделено не было. Сказка использовалась в работе с дошкольниками в основном в занимательных и развлекательных целях.

Вместе с тем, возможности сказки гораздо больше ее художественно-образной значимости. Сказка и особенности её восприятия маленькими детьми, влияния на формирование личности – предмет целого ряда интересных исследований отечественных сказковедов (Аникин В. П., Большунова Н. Я., Пропп В. Я., Померанцева В. П., Соколов Д. К., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и мн. др.) .

Основная задача учёных сводилась к определению места сказки в педагогических и психологических возможностях. Исследования их показали, что сказка не только развлекает, но и обучает, развивает, воспитывает, предупреждает, лечит.

Проблема проявлений антинравственного поведения детей на пороге школы была рассмотрена с позиции аксиологического (ценностного) подхода, что позволило выявить научные данные ученых о присутствии в основе мотива поступка ребенка тех или иных ценностей, на которые он ориентируется в своем поведении.

Для того, чтобы эти ценности оказались нравственными, необходимо целенаправленно их формировать в старшем дошкольном возрасте, когда в силу созревания необходимых функций мозга и становлении самосознания личности, ребенок уже способен усвоить элементарные понятия (такие, например, как трудолюбие, отзывчивость, дружелюбие, честность) и перенести их в свою жизнь, деятельность. Выяснилось, что специально подобранная по содержанию сказка является эффективным средством формирования нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников, т.к.:

-сказка содержит в себе инструментарий детского мышления;

-сказка отличается от произведений других жанров эмоциональной близостью ребенку-дошкольнику по мироощущению;

-в сказке представлены общечеловеческие ценности и социокультурные образцы в понятной ребенку-дошкольнику форме;

-в основе сказки лежит разграничение, противопоставление добра и зла что является основой для активного влияния ее на формирование нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников;

Особенностью, специфичностью сказки как литературного жанра является то, что это есть фантастика, наделение животных свойствами человека, песенно-ритмическое начало и концовка, троекратные повторы, вставные песенки, преувеличения и т. д. Сказка всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые характерны для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия.

Эти элементы могут переходить из сказки в сказку («жил да был», «в некотором царстве, в некотором государстве», «добрый молодец», «красна девица» и т. п., от сказителя-к сказителю, от этноса-к этносу.

Содержание сказки является условием формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста. У них сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов как своих.

Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков.

Благодаря сказке дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание и т. д.). Сказки дают возможность ребенку сформировать нравственные привычки. Сопоставлять свои действия, побуждения со сказочными персонажами, что ведет к повышению уверенности в себе и своем будущем.

Слушая сказки, ребенок начинает наполнять, осмысливать ритуал духовной жизни, который явлен ему как представителю определенного типа культуры, осуществлять восхождения к самому себе, к социокультурному образцу, ценностям, заложенных в сказке. По словам Проппа В. Я. :«Сказка хранит в себе вечные ценности, такие как трудолюбие, преданность, отзывчивость, и в этом её непреходящий смысл… »

Усваивая нравственные ценности, дети в дальнейшей жизни ориентируются на них в своих действиях, поступках. Мудрость сказки заключается в том, что ее герои не учат как надо жить, а если и учат, то делают это попутно, без нажима. Пушкин А. С. писал о сказке: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно «намек», а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке. Само понятие «намек» подразумевает актуализацию личной трактовки, индивидуального домысливания содержания сказки каждым слушателем.

Результатом воспитания детей сказкой является:

— усвоение ребенком норм нравственно — духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

-знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

-деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Сказка – источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.

Не бойся сказок, бойся лжи.

Сказка? Сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Влияние сказки на становление детского сознания, детской личности и воображения трудно переоценить. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Каждый из нас слушал и читал сказки, и каждый сохранил в себе те переживания, которые были вызваны сказочным действием и сказочными персонажами. Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с нами на всю жизнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ:«Использование сказки как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».Формирование личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание нравствен.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род.

Рабочая программа кружкадетей 3-4 лет«Русские народные сказки — как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста&raquo.

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки — как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста&raquo.

Старший дошкольный возраст — наиболее благоприятное время для освоения дошкольником общепринятых норм морали, формирования нравственных привычек, отношений и эмоций. Данный период является в.

Источник

Консультация для педагогов «Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классической музыки в нравственном воспитании дошкольника.

Данный материал поможет родителям понять как важно в наше сложное и трудное время видеть и слышать прекрасное развивая в детях творческие способности совместно с педагогами МБД.

«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло». (Народная мудрость).

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный.

Консультация для воспитателей:«Основные средства нравственного воспитаниядошкольников&raquo.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в.

Интерактивная игра » Путешествие по детскому городу профессий &quot.

Источник

Консультация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка–дошкольника»

Наталья Игнатьева
Консультация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка–дошкольника»

В дошкольномвозрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», сочетая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Детство привычно воспринимать как поэтический возраст. Ребенок, словно поэт, открывающий в мире прекрасные стороны, ещё чужд требованиям насущных потребностей и жизни. Мир ему видится в цветах, формах, движениях, которые «делают его ареной красоты».

Для ребенка мир – область его игр и его радости жизни. Детская жизнь состоит из фантазий и чувств, дети непрерывно раскрашивают её образами и формами, в которых красота преобладает «над всяким аспектом полезности»

В детях существуют унаследованные и естественные различия темперамента, разнообразные устремления, их умственные способности и привычки. Все в разной мере соответствуют образу детства, который сегодня господствует в нашей культуре. Кроме того, в процессе воспитания, выходя из детских мечтаний, дети по-своему познают реальность вещей и, согласно личным запросам, находят свой путь в этом мире.

Учитывая важность позиций ответственности за всестороннее развитие детей, особое почтение, указываемое детство и его потребности жить в своем собственном мире и насколько возможно под защитой от худших сторон жизни, – всё это остается одной из задач духовно – нравственного воспитания и долгом родителей и педагогов.

Сказка в жизни ребенка

Духовно-нравственное воспитание должно позволить детям наслаждаться спокойствием своего мира. Время и заботы, любовно и бережно уделенные взрослыми детям, никогда не будут потеряны впустую.

В духовно-нравственном воспитании ребенка немаловажную роль играют сказки. Малыш постоянно просит почитать их или поставить мультфильм, чтобы ещё и ещё раз услышать про своих любимых героев. Ребенок часто подражает им, старается быть на них похожим.

Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве.

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни.

Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки»,отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Будет более мудрым и созидательным.

Сказка это волшебство, а волшебство – это ещё превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.

Сказка – это ещё терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта.

Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом.

Оказывается, без знания сказок самое блестящее воспитание и образование не полноценно.

В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невыносимо трусливые герои, великаны и карлики.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться, без которой человек не человек.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.

Презентация «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей» Актуальность заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном.

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные.

Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста Доклад по теме: «Сказка — как средство духовно — нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста» На сегодняшний.

Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.

Консультация для воспитателей «Литературное произведение как средство нравственного воспитания дошкольника» МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» Консультация «Литературное произведение как средство нравственного воспитания дошкольника».

Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников» Консультация «Народные игры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Народная игра — это искра, зажигающая огонек.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Источник

Читайте также:  Как быстро избавиться от синяка под глазами народные средства