Меню

Композиция как средство выразительности изобразительного искусства

Конспект урока по искусству «Композиция как средства выразительности в искусстве» (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

города Чехова Московской области

Конспект урока искусства

для учащихся 9-х классов

« Композиция как средства выразительности в искусстве».

Составитель учитель искусства

Чаврина Мария Алиевна.

Тема: «Композиция как средства выразительности в искусстве».

Цели: дать понятие об особенностях художественного языка разных видов искусств: архитектура, музыка, живопись.

Задачи: на конкретных примерах рассмотреть особенности композиции в живописи, архитектуре, музыке.

Технологии развивающего обучения.

Информационно – компьютерные технологии. (презентация урока, мультимедийное пособие «Азбука искусства. Как научиться понимать картину»).

Личностно –ориентированные технологии.

Любая творческая деятельность имеет направленность «из не видимого в видимое».

— Что это значить?

Идея – это мысль, как духовная материя, проявляется в материальном мире в конкретной осязаемой форме. И эта форма способна передавать чувственное восприятие.

— Как это происходит?

Художник создаёт это посредством композиции.

Объяснение нового материала.

Определение композиции: Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

В этом и состоит задача любого художника – воплотить идею в творении. Художник становится проводником между духовным миром «идеи» и миром материальным, воспринимаемым посредством чувств. Мы, как зрители, слушатели, на уровне подсознания осознаём то, что хотел передать художник. Для полного раскрытия замысла творца нам необходимы конкретные знания:

Форма – представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств, для создания художественного.

В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе». Каждая форма имеет свой характер.

Проблемная ситуация работа по карточкам: рассмотрим 4-е композиции известных художников, как вы думаете, в какую геометрическую фигуру вписывается каждая из них? Какую идею в портрете хотел выразить художник?

Рембрандт портрет «Камеристка»

Кустодиев «На террасе»

Ренуар «Жанна Самари»

Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы,

ей не свойственно движение, полет.

Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной.

Круг — наиболее яркое выражение идеи природы. Земли, Солнца, мироздания, поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь».

Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными .

Первичное закрепление материала.

Посмотрите плакаты, рекламные листовки, современную скульптуру. Определите, на каком принципе основана данная композиция?

( индивидуальная работа по карточкам).

Листовки – наиболее доступный по стоимости, а потому очень популярный вид рекламы. С помощью листовок можно рекламировать все, что угодно – товар, услугу, компанию, событие или человека, как не редко используется на выборах в нашей стране.

Формы — композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст . Различают двух — частные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму-композицию. Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные, куплетно-вариационные); произведения танцевальных жанров нередко написаны в трехчастной форме. А драматургия таких жанров, как симфония, концерт, опера, балет, требует, более развернутых форм, построенных на сопоставлении и противопоставлении контрастных образов.

Ритм – отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Фактура — от лат. factura — обработка, строение.

Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.

В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая ( аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно-гармоническая.

Читайте также:  Какое средство эффективно понижает давление

Как раскрываются «содержание» и «художественный» язык в композиции?

Электронный учебник «Азбука искусство. Как научиться понимать картину» раздел пособия «открытие ларца знаний», упражнение определение картин, принадлежащих кисти Дж. Моранди и А. Ван Бейерена

2 . Какие средства художественной выразительности, общие для различных искусств, вам известны?

IV . Завершение урока, домашнее задание.

Послушайте концерт «Весна». Как его композиция влияет на общее впечатление? Какими средствами композитор создает образ весны? В каких эпизодах вы услышали пение птиц?

Конспект урока на тему «Композиция как средства выразительности в искусстве» разработан в соответствии с программой Г.П.Сергеевой «Искусство 8-9 класс)»

Источник



Композиция как выразительное средство искусства

Законы композиции

«Композиция (от лат. compositio) — составление, соединение, со­четание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного образа, обусловленное его содержанием, характером и назначением» 1 .

Основные законы композиции имеют объективный ха­рактер, существуют и действуют во всех видах и жанрах искусства. Овладевая ими, ребенок способен проанализировать любое произ­ведение живописи и достичь выразительности образа в процессе собственного рисования.

Закон единства содержания и формы. Работа над созданием художественного образа с учетом этого закона есть воплощение эстетического, эмоционального, идейно-познавательного содержа­ния в соответствующую материальную форму, наиболее глубоко раскрывающую замысел. Содержание и форма представляют собой две диалектические стороны одного целого в художественном об­разе, выразительность которого напрямую зависит от способности художника придать содержанию замысла конкретную образную форму. При этом становятся незаметными плоскость листа, цвето­вое и композиционное решение, а внимание концентрируется на сущности образа. Все изобразительные средства подчиняются рас­крытию содержания художественного образа, что сохраняет цель­ность, внутреннее единство и дает возможность определить основ­ное в образе.

Закон цельности. Этот закон вычленяется из основного положе­ния о цельности мира и его материальности, предполагает подчине­ние всех элементов и частей произведения единому замыслу. Наличие нескольких несоподчиненных сюжетно-композиционных центров нарушает целостность восприятия художественного образа. Эмоцио­нальное зрительное впечатление во многом зависит от способности подчинить второстепенное главному. Закон цельности проявляется также в логическом и эмоциональном построении сюжета, в согла­сованности поз, движений фигур, в изображении психологических состояний персонажей

Закон типизации. Типизация — один из наиболее важных зако­нов создания художественного образа, тесно связанных с законом жизненной правдивости. Обобщая непосредственные явления дей­ствительности, автор отражает их существенные, отличительные черты в форме конкретных художественных образов. В процессе создания художественного образа он находит в жизни и стимулирую­щем материале прообразы будущих персонажей. Также посредством типизации художник стремится передать в одном кульминационном моменте признаки предыдущего и последующего состояний. Неоспо­римым остается факт наличия новизны как одной из черт типиза­ции.

1. Шорохов В. В. Основы композиции. — М., 1979. — С. 27.

Закон контрастов. В жизни природы и общества как объективная закономерность существуют контрасты. Контрастные отношения означают резко выраженные различия предметов, их свойств и ка­честв, они усиливают ощущение разницы между предметами, их частями или признаками и поэтому являются средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета — на отдельные части. Условно можно выделить следующие виды контрастов:

— цветовые (красный и зеленый; желтый и фиолетовый; и т.д.);

— контрасты движения или динамики;

— тоновые (темный и светлый);

— величинные (большой и маленький);

Контрасты имеют непосредственное отношение к построению художественного образа, от них зависит выразительность изображе­ния. В живописи используются отдельные виды или одновременно несколько контрастов, которые способствуют выявлению содержания художественного образа, созданию цельности действия и единства композиции.

Закон подчиненности всех правил и средств выразительности единому замыслу. Художник ориентируется на создание цельно вос­принимаемого, содержательного художественного образа, отличаю­щегося своей неповторимостью. Также предполагается подчинение организации образа во всех деталях и частях не формалистическим требованиям, схемам, а единому содержанию.

Дата добавления: 2016-02-16 ; просмотров: 3838 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

«Композиция как средство выразительности в искусстве
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме

Конспект урока по программе Г.П.Сергеевой «Искусство» в 9-м классе.

Читайте также:  Средство для чистки пластика душевой

Скачать:

Вложение Размер
kompozitsiya_kak_sredstva_vyrazitelnosti_v_iskusstve.doc 237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Композиция как средства выразительности в искусстве».

Цели: дать понятие об особенностях художественного языка разных видов искусств: архитектура, музыка, живопись.

Задачи: на конкретных примерах рассмотреть особенности композиции в живописи, архитектуре, музыке.

  1. Технологии развивающего обучения.
  2. Информационно – компьютерные технологии. (презентация урока, мультимедийное пособие «Азбука искусства. Как научиться понимать картину»).
  3. Личностно –ориентированные технологии.
  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

Любая творческая деятельность имеет направленность «из не видимого в видимое».

— Что это значить?

Идея – это мысль, как духовная материя, проявляется в материальном мире в конкретной осязаемой форме. И эта форма способна передавать чувственное восприятие.

— Как это происходит?

Художник создаёт это посредством композиции.

Объяснение нового материала.

  1. Определение композиции: Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

В этом и состоит задача любого художника – воплотить идею в творении. Художник становится проводником между духовным миром «идеи» и миром материальным, воспринимаемым посредством чувств. Мы, как зрители, слушатели, на уровне подсознания осознаём то, что хотел передать художник. Для полного раскрытия замысла творца нам необходимы конкретные знания:

Форма – представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств, для создания художественного.

В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе». Каждая форма имеет свой характер.

Проблемная ситуация работа по карточкам: рассмотрим 4-е композиции известных художников, как вы думаете, в какую геометрическую фигуру вписывается каждая из них? Какую идею в портрете хотел выразить художник?

Рембрандт портрет «Камеристка»

Кустодиев «На террасе»

Ренуар «Жанна Самари»

Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы,

ей не свойственно движение, полет.

Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной.

Круг — наиболее яркое выражение идеи природы. Земли, Солнца, мироздания, поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь».

Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными .

Первичное закрепление материала.

Посмотрите плакаты, рекламные листовки, современную скульптуру. Определите, на каком принципе основана данная композиция?

( индивидуальная работа по карточкам).

Листовки – наиболее доступный по стоимости, а потому очень популярный вид рекламы. С помощью листовок можно рекламировать все, что угодно – товар, услугу, компанию, событие или человека, как не редко используется на выборах в нашей стране.

  1. Формы — композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст . Различают двух — частные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму-композицию. Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные, куплетно-вариационные); произведения танцевальных жанров нередко написаны в трехчастной форме. А драматургия таких жанров, как симфония, концерт, опера, балет, требует, более развернутых форм, построенных на сопоставлении и противопоставлении контрастных образов.
  2. Ритм – отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Фактура — от лат. factura — обработка, строение.

Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.

  1. В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно-гармоническая.
  1. Подведение итогов.
  1. Как раскрываются «содержание» и «художественный» язык в композиции?

Электронный учебник «Азбука искусство. Как научиться понимать картину» раздел пособия «открытие ларца знаний», упражнение определение картин, принадлежащих кисти Дж. Моранди и А. Ван Бейерена

2. Какие средства художественной выразительности, общие для различных искусств, вам известны?

IV. Завершение урока, домашнее задание.

Послушайте концерт «Весна». Как его композиция влияет на общее впечатление? Какими средствами композитор создает образ весны? В каких эпизодах вы услышали пение птиц?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная работа призвана объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность.

Цель: научиться находить наиболее выразительную высоту горизонта и точку зрения, изучая опыт великих мастеров живописи.

Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция.

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах.

Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3.

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).

Источник

Композиция как средство выразительности изобразительного искусства. Особенности применения дошкольниками композиции.

Композиция – это способ расположения изображения в пространстве. Это средство выразительности, которое помогает понять идею произведения, т.е. замысел. В ИЗО искусстве композиция реализует несколько законов. Законы композиции в плоскостных и объемных видах искусства представлены по-разному.

Плоскостные — выделение сюжетно-композиционного центра. Художник пользуется несколькими способами, чтобы выделить главное: расположение главного в центре, выделение размером или цветом, изоляция гл героя, направление жестов, взглядов гл. героя, динамика движения, яркими дополнительными деталями. Используется в живописи и графике.

7. Графика как вид изобразительного искусства.Художники-иллюстраторы детской книги.

Графика – это вид искусства, в основе которого лежит письмо, рисунок – это изображение на плоскости, когда окружающий мир изображается схематично. Художник не стремиться передать глобальность, используются основные без оттенков и переходов. Появилась в 15 в, как самостоятельный вид искусства. Долго был черно-белым, с развитием техники стали использоваться цвета. Любое отпечатанное произведение является оригиналом. Графическое изображение создается в два этапа: создание оттиска и печать.

Выделяется два вида печати: графика высокой печати – изображение выступает над фоном, и графика низкой печати – изображение вдавлено.

По назначению – книжная, плакатная, прикладная (марки, обертки)

По технике – ксилография (дерево), офорт (металл), литография (камень), линогравюра (линолиум).

Графика как вид изоискусства характеризуется тем, что образы носят пространственный характер, переданы на двухмерной поверхности и воспринимаются непосредственно только с помощью зрения. Графика использует разные средства для создания образа – линии, световые пятна. Знакомство детей с изо искусством рекомендуется начинать с произведений графики и прежде всего с иллюстрацией детских книг. Простота, лаконичность графики позволяет детям схватывать главное, определять сюжетную линию.

Через восприятие иллюстрации дети вводятся в мир условных, графических образов.

С каждым годом растет число художников, отдающих свои силы дошкольной книге. Художники много работают над оформлением книг. Запоминающиеся иллюстрации созданы в иллюстрациях Лебедева, Васнецова, Рачева, Конашевича. Каждый художник по-своему выражает содержание иллюстрируемых произведений.

В иллюстрациях Коношевича видна любовь художника к вымыслу, характерна сюжетная и декоративная изобретательность, юмор, некоторая условность формы, соответствующая характеру сказки. Его страницы занимательны, со множеством мелких рисунков.

Лебедев дает ясное, четкое изображение предметов, придает большое значение деталям, его композиции завершены, пространственны, занимают всю страницу книги.

Необыкновенно острые характеристики дает художник Рачев в иллюстрациях к сказкам. Художник раскрывает в них обычно характер и переживания зверей по аналогии с человеческими, но сохраняет при этом в полной мере повадки зверей, их подлинный нрав и привычки.

Васнецов подходит к сказке как к народной фантазии, связывает ее образы с народной игрушкой. Используя гиперболичность, повторность образов, фантастичность, условность.

Источник