Меню

Кодекс здорового образа жизни по плану культура поведения



Правила ЗОЖ

К аждому из нас знакома ситуация, когда мы, будучи приверженцами здорового образа жизни, осуждаем того или иного человека за то, что он, например, курит, употребляет алкоголь, жареную пищу и так далее. К сожалению, мы всё реже задумываемся о здоровье духовном — своём, своего соседа, социума, частью которого мы являемся… В результате современное общество всё больше деградирует, всё чаще происходит насилие, обман, люди причиняют друг другу боль и уже всё реже обращают на это внимание.

Безусловно, физическое здоровье – это очень важно, но оно способно принести куда больше пользы в совокупности со здоровьем духовным. Начав вести здоровый образ жизни именно в таком ключе, мы, несомненно, вносим свою лепту в выздоровление нашего мира, нашего общества. Именно поэтому понятие «здоровый образ жизни» очень многогранно, а уж которой из этих граней уделять наибольшее внимание – это личный выбор каждого человека.

ЗОЖ как таковой формируется на нескольких уровнях:

  • Социальный. Надо отдать должное, сегодня ведётся активная пропаганда ЗОЖ.
  • Инфраструктурный. Это очень обширный уровень: правительства развитых стран стараются контролировать экологическую ситуацию, менять к лучшему условия жизни и так далее.
  • Личностный. На этом уровне каждый отдельно взятый человек определяет для себя мотивы, ценности и организовывает собственный быт.

Таким образом, правила здорового образа жизни делятся на стандартные и индивидуальные.

Основные правила ЗОЖ

Давайте более подробно познакомимся с основными/общепринятыми правилами ЗОЖ. Итак, это:

  1. Отказ от любых пагубных привычек: алкоголя, курения, любых наркотических веществ и так далее.
  2. Соблюдение распорядка дня, прежде всего это касается сна и бодрствования в положенное время.
  3. Сбалансированное питание.
  4. Частые прогулки на свежем воздухе.
  5. Регулярные физические нагрузки.
  6. Положительное отношение к любым ситуациям.

Как уже было упомянуто, этот список правил каждый человек дополняет самостоятельно, опираясь на те цели, которые он сам определил как приоритетные.

Совершенно очевидно, что в списке этих правил не хватает аспекта удовлетворения. Что же такое удовлетворение, и так ли оно важно для здоровья нашего тела? Понятие удовлетворения также многогранно, это то состояние человека, находясь в котором, он доволен своей работой, своей семьей, своей жизнью в целом. Это своего рода внутренняя гармония, теряя которую, мы становимся нервными, раздражительными, утрачиваем контроль над собой и своим бытом, а в таком случае о каком здоровом образе жизни может идти речь? Следовательно, можно сделать вывод, что поддержание внутреннего баланса и следование своим собственным желаниям, своей природе и своему внутреннему «Я», это одно из важнейших правил ЗОЖ.

Однажды придя к решению вести здоровый образ жизни, мы начинаем искать вид занятий, который поможет нам поддерживать своё физическое здоровье. В идеале это занятия, которые помогут нам совершенствоваться не только физически, но и духовно. Если вы уже пришли к такому осознанию, то практика йоги подойдёт как нельзя лучше.

Регулярные сеансы йоги открывают нам множество правил ЗОЖ, о существовании которых многие даже не подозревали.

10 правил ЗОЖ

Если рассматривать ЗОЖ сквозь призму учения йоги, то свод общепринятых правил становится значительно шире:

  1. Полностью исключить любые вещества, которые затуманивают наш разум. Как ни странно, многие люди склонны употреблять алкоголь в малых количествах «для здоровья»: это иллюзия. То же самое относится и к курению: во многих странах курение табака и прочих веществ растительного происхождения также разрешено, более того, эти вещества позиционируются как естественный способ расслабления. Начав заниматься йогой, вы научитесь расслаблению и концентрации, используя при этом только возможности собственного тела и сознания.
  2. Определить для себя распорядок дня и придерживаться его. Необходимо научиться отдыхать: для этого нужно прислушаться к себе и понять, сколько времени нужно именно вам для того, чтобы выспаться; общепринятым показателем здорового сна считается 7–8 часов, однако возможно, именно вам потребуется 4–5 часов. Посвящайте часы раннего утра медитациям и практике асан, чтобы перед началом рабочего дня прийти к внутреннему балансу и таким образом сохранять способность контролировать себя и свою жизнедеятельность.
  3. Питаться правильно и сбалансированно. Пища – это крайне важный аспект нашей жизни: она способна поддерживать жизнедеятельность нашего организма, а, с другой стороны, неправильное питание губит наше здоровье и даже нашу карму. Вегетарианство – это та система питания, которая очищает наше тело, насыщает его полезными веществами. Следует отметить, что отказ от мяса – это первый шаг к очищению нашей кармы, по законам которой, причинив боль другим живым существам (поскольку употребление мяса животных равноценно их убиению), мы способствуем возвращению к себе этой негативной энергии. Откажитесь и от жирных продуктов, любых видов газировки, отдавайте предпочтение обезжиренной молочной продукции, злаковым, очищенной воде, овощам, фруктам и зелени. Принимайте пищу небольшими порциями и не позднее, чем за 2–3 часа до сна. Как минимум один раз в неделю устраивайте себе разгрузочные дни и очищайте организм посредством голодания. Два раза в год практикуйте полные очистительные техники.
  4. Регулярно заставляйте своё тело трудиться. Как нельзя лучше подойдут регулярные активные занятия йогой, при этом неважно, будут ли это занятия в зале с наставником или дома самостоятельно. Ежедневная практика асан способствует поддержанию в нашем теле здорового духа. При этом нормализуется работа суставов, позвоночника, а также внутренних органов и всех систем нашего организма.
  5. Чаще бывать на природе. Старайтесь регулярно уединяться на чистом воздухе, искать гармонию и ответы внутри себя, приводить свои мысли в порядок. Только через единение со своим естеством человек способен прийти к балансу внутри себя.

Следует отметить, что все эти правила взаимосвязаны; некоторым из них трудно следовать, однако, заручившись поддержкой учения йоги, вы поймёте, что недостижимых целей нет. И последнее: никогда не жалейте себя и не придумывайте себе лишних проблем и болезней; помните, что мысль материальна!

Источник

Статья «Культура здорового образа жизни»

«Культура здорового образа жизни» — педагогический опыт.

Учитель начальных классов Удовыченко Людмила Николаевна.

Одной из важнейших задач современного школьного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, воспитателей и медицинских работников.

Сохранять и улучшать здоровье — огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с вышесказанным необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Понятие здоровья формировалось на протяжении столетий. Вначале это понятие в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем, по мере развития общества и различных наук, наполнялось новым содержанием. В настоящее время понятие здоровья соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а так же уровнем духовного развития. В современном мире сохранению здоровья уделяется особое значение.

Культура здорового образа жизни — это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.

В связи с этим, проблема сохранения здоровья школьников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.

Актуальной задачей физического воспитания, — говорится в Концепции, — является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей школьного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узко медицинским и узко педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в учреждении школьного образования .

Ситуация со здоровьем детей продолжает оставаться главной стратегической проблемой в области образования. Серьезную озабоченность вызывает рост детей с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем. (Л.И. Губаева, В.Ф. Вишнякова, С.С. Зверева, Д.М. Рудьева).

Социально-генетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни его самого. По данным Ю.П. Лисицина, Ю.М. Комарова и других отечественных ученых, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения.

Эффективность творческой, преобразующей профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека, основы которого Закладываются на ранних этапах индивидуального развития. Но для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и др.), рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни.

Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям.

Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения рассматривалась по-разному.

В средневековую эпоху задачи воспитания сливались с задачами оздоровления души, но в трудах философов-богословов встречались редкие для того времени советы гигиенического характера, рекомендации по укреплению здоровья детей (А. Августин, С. Боэций, И. Златоуст и др.).

Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровье сберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека. Эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека.

Анализ литературы свидетельствует, что недостаточно проработаны педагогические модели формирования культуры здорового образа жизни детей школьного возраста .

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).

Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни — процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания[1].

Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились :

-уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

-исследование состояния здоровья детей школьного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;

-выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

-создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.

Здоровый образ жизни — категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой.

В основе понятия «культура здорового образа жизни» лежит понятие «образ жизни», которое представляет собой биосоциальную категорию, определяющую наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, рассматривающийся в единстве с природными и социальными условиями. В понимание здорового образа жизни существенный вклад вносит концепция самосохранительного поведения. В ее основе лежит идея А.И. Антонова о том, что человек сознательно меняет себя, благодаря познанию себя и окружающего мира. Эта потребность саморазвития позволяет самоопределиться и самореализоваться в создаваемой им культуре .

В педагогической литературе здоровый образ жизни стал предметом специального исследования многих авторов. Мы установили, что большинство исследователей придерживаются расхожего мнения о том, что здоровье — это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека. Здоровый образ жизни школьника определяется как характеристика его личности, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека, сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, умения и навыки здоровьесозидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек.

По существу, здоровье во многом зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни, как необходимое, но не достаточное условие, предполагает отсутствие вредных привычек. Кроме того, главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Было установлено, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели, ценности и т.д. [21]

Особенности формирования у ребенка культуры здорового образа жизни

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей школьного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Итак, отношения школьного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости . Одной из основных задач , педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между учителем и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Источник

Памятка: Основные принципы здорового образа жизни

7 апреля ежегодно отмечается Всемирный день здоровья. Он является уникальной возможностью мобилизовать действия в отношении какой-либо темы в области здравоохранения, волнующей людей во всем мире. Девиз кампании по проведению Всемирного дня здоровья 2017 г.: «Депрессия: давай поговорим».

Управление Роспотребнадзора обращает внимание, что одним из важнейших условий сохранения нравственного, психического и физического здоровья является поддержание здорового образа жизни. Вести здоровый образ жизни сейчас модно и совсем не сложно, для этого нужно соблюдать несколько основных принципов.

Здоровый и правильный сон – залог хорошего дня и прекрасного настроения. Чтобы добиться крепкого, глубокого и полезного для организма сна, соблюдайте некоторые правила:

выспаться взрослому человеку необходимо 8 часов. Ложиться лучше в десять-одиннадцать вечера. В это время организм расслабляется и легко можно уснуть.

  • ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Непосредственно перед сном можно употребить кисломолочный напиток, овощ или фрукт. Не стоит наедаться, но и голодным тоже не надо ложиться спать.
  • перед сном нужно проветрить помещение. Также необходимо позаботиться и о температуре воздуха – в комнате должно быть прохладно (оптимальная температура для сна должна составлять +20-22 градуса).
  • спальное место, на котором Вы спите, не должно быть слишком мягким или слишком твердым, Вам должно быть комфортно.
  • кроме того, не рекомендуется перед сном смотреть фильмы и читать.
  • для здорового сна ложиться спать и просыпаться полезней всего в одно и то же время.
  • Соблюдайте правила личной гигиены

    Следите за чистотой тела, волос, ногтей и полостью рта. Содержите в чистоте одежду и обувь.

    Правильно организуйте и соблюдайте режим дня

    Режим дня – необходимый момент планирования собственной жизни. Рассмотрите свой режим дня по частям, с утра до ночного сна. Все 24 часа в сутки распределяются таким образом: 8 часов работы, 8 часов отдыха (но обязательно и активного) и 8 часов сна. Должно быть отведено время для физкультуры, водных процедур, прогулок на свежем воздухе. Проанализируйте свой режим дня, научитесь ценить время и использовать его для улучшения своего здоровья.

    На зарядку становись!

    Здоровый образ жизни невозможно представить без утренней зарядки, которая приведет Ваш организм в работоспособное состояние, устранит сонливость и вялость, поднимет настроение. Упражнения для утренней зарядки нужно подбирать с особой тщательностью. Отдавайте предпочтение упражнениям на гибкость, подвижность и дыхание. Утренняя зарядка должна проходить в медленном темпе без резких движений.

    Режим питания нарушать нельзя!

    Вести здоровый образ жизни – это значит соблюдать основные правила здорового питания. Приведем некоторые из них:

    Питайтесь 4-5 раз в течение дня, желательно в одно и то же время.

    Старайтесь ограничить количество употребляемой соли. Употребляйте только йодированную соль.

  • Исключите из питания жгучие и острые специи, уксус, майонез, кетчупы.
  • Ограничьте употребление сахара, кондитерских изделий, сладких, особенно газированных напитков, исключите употребление карамели.
  • В течение дня старайтесь пить больше чистой воды. Вода способствует выведению вредных токсинов из организма и необходима для нормального пищеварения.
  • Отдавайте предпочтение блюдам, приготовленным на пару, отварным и запеченым кулинарным изделиям.
  • Следите за тем, чтобы еда всегда была свежей. Лучше готовить еду небольшими порциями, при долгом хранении пищи в ней начинаются процессы гниения и брожения.
  • При покупке продуктов обязательно обращайте внимание на срок годности.
  • Читайте также:  Тематика мероприятий по зож в школе

    Откажитесь от вредных привычек!

    Отказаться от вредных привычек всегда не просто, но представить здоровый образ жизни с вредными привычками еще сложнее. Курение и алкоголь отрицательно отражаются на трудовой и творческой деятельности человека, влекут за собой заболевания и социальное неблагополучие человека.

    Спорт – залог красоты и здоровья!

    Регулярные занятия физкультурой являются залогом здоровья и долголетия. Физически активные люди меньше подвержены различным депрессивным состояниям, и не страдают бессонницей. Важно подобрать такой вид спорта, который подойдет Вам не только физически, но и будет приносить удовольствие.

    Пусть здоровый образ жизни станет Вашим стилем жизни!

    Источник