Меню

Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников



Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
консультация на тему

В статье отмеченно огромное значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_hudozhestvennoy_literatury_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx 16.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо, с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. И это правильно! Если с ранних лет малыша окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым. А в дальнейшем, произойдёт перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые будут окружать ребёнка.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.
Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, и другие. После чтения произведений нужно задавать вопросы, можно разыгрывать сценки, лепить, рисовать, делать коллажи, придумывать продолжение; сочинять сказки, стихи, рассказы, создавать свои книги. Хорошо, когда в глазах детей появляется сочувствие, сопереживание, радость, восторг и очень важно донести до детей смысл произведения.
Хорошая книга — лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с вами задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интересы к чтению.
Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка — это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А.С.Пушкин говорил: «Чтение — вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет — самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.
Желательно приучать детей интересоваться энциклопедией, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также побуждать задавать вопросы.
Можно завести «Дневники читателей» — простые альбомы, в которых дети зарисовывают понравившиеся сюжеты из прочитанных произведений. Этим они выражают свое отношение, понимание смысла художественного произведения, формируя эстетическое отношение к окружающей действительности.
Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике

Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.
Совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц в книгах Г.Скребицкого, Е.Чарушина, Н.Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н.Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А.Огнева «На лесной поляне».
Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.
Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем же семья может помочь детям?
Хорошо бы создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой.

— Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой), – М.: АРКТИ, 2004;
— Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006;
— Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал предназначен для педагогов детских садов.

Источник

Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Адоньева Надежда
Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

«Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников».

Природа развивается по определённым законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своём развитии человек подчиняется общим закономерностям природы.

Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — формирование духовно – нравственной личности. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо, с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Поэтому, очень важно, научить ребёнка беречь природу, чтобы он с самого раннего возраста понял, насколько ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Здоровые дети – это благополучие и устойчивое развитие нашей страны в будущем.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что только экологическая культура людей нашей планеты, может вывести её из катастрофического состояния.

В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.

Это разнообразные методы и приёмы:

— широкое применение ИКТ;

— организация кружковой работы по экспериментированию ;

экологические экскурсии;

экологические викторины и конкурсы;

экологические игры;

экологические выставки;

— совместные мероприятия детей и родителей;

— просмотр авторских презентаций;

— чтение экологических сказок;

— широкое использование художественной литературы о природе, о животных.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.

Наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. И это правильно! Если с ранних лет малыша окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым. А в дальнейшем, произойдёт перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые будут окружать ребёнка.

Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественныепроизведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.

Это произведения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. Н. Фета, Н. А. Некрасова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, В. В. Бианки, и другие. Хорошо, когда в глазах детей появляется сочувствие, сопереживание, радость, восторг и очень важно донести до детей смысл произведения.

Хорошая книга — лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с вами задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.

Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интересы к чтению.

Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка — это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А. С.Пушкин говорил: «Чтение — вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет — самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.

Желательно приучать детей интересоваться энциклопедией, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также побуждать задавать вопросы.

Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала.

Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.

Совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.

При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц в книгах Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Феликса Григорьевича Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А. Огнева «На лесной поляне».

Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.

Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.

Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем же можно помочь детям?

Хорошо бы создать библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой.

Список литературы:

Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л. Н. Прохоровой, – М. : АРКТИ, 2004;

— Ю. В. Новиков Природа и человек – М. : Просвещение, 2006;

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С. Н. Николаева, – М. : ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника» Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника». Воспитатель Шурыгина О. В. МБДОУ «Детский.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников» Консультация для воспитателей *Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников* Человек и природа — это актуальный вопрос.

Мастер-класс «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников» Мастер-класс: Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников (по сказке Рустама Исматуллаева «Лесной Джинн»). Цель: формирование у.

Педагогическая гостиная «Использование художественной литературы в экологическом развитии дошкольников» Педагогическая гостиная «Использование художественной литературы в экологическом развитии дошкольников» Цель: — сформировать представления.

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста РОЛЬ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА На сегодняшний день, в условиях чрезвычайно обострившихся экологических.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно.

Роль сказки в экологическом воспитании детей. Мастер-класс для педагогов Пояснительная записка: Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое.

Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Статья воспитателя детского сада Снетковой Светланы Алексеевны. «Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста».

Роль чтения художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников Доклад Составила: воспитатель: Чикина Т. В. ,пер. кв. кат 1слайд Тема: Роль чтения художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников.

Источник

Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

Елена Соловьева
Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

Художественная литература играет важнейшую роль в личностном становлении ребенка. В дошкольном возрасте дети хорошо воспринимают связный рассказ, понимают содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Они могут сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, слушать чтение взрослым книги. Постепенно усложняется репертуар художественных произведений, с которыми знакомятся дети (расширяется круг персонажей, стиль изложения произведения).

Дети дошкольного возраста очень живо и эмоционально воспринимают художественные произведения (сказки, стихи, рассказы). По мнению Н. А. Никитишиной, особенную роль в процессе приобщения детей к культуре играет художественное слово. Произведения художественной литературы вводят дошкольников в мир человеческих чувств, радости и страдания, отношений, помыслов и поступков. Книги, прочитанные в детстве, оказывают значительное влияние на всю последующую жизнь ребенка. Воспринимая сюжеты литературных произведений, дети учатся сопереживать героям, формируют способность совершать правильные нравственные выборы в той или иной жизненной ситуации.

Художественные произведения дают богатую пищу для развития мышления детей, их способности оценивать поступки героев с нравственной, а также эстетической точки зрения (искусство художественного слова, красота художественных образов). Задача педагога в этом процессе – постепенно вводить новые термины, пояснять этические оценки поступков героев художественных произведений, предлагать детям сравнивать положительного и отрицательного героя произведения.

Знакомство детей с художественной литературой происходит через классические произведения (произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. А. Жуковского, Н. А. Некрасова, А. Н. Плещеева, что является важным условием духовного развития ребенка.

Влияние художественной литературына развитие личности ребенка можно описать через следующие механизмы и процессы:

1. Механизм идентификации. Идентификация представляет собой бессознательную проекцию человеком себя на другого человека, место, дело и т. д. В литературных произведениях ребенок идентифицируется с тем или иным героем, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Важно помнить, что ребенок легче поймет смысл произведения, если будет опираться не только на словесное описание, но и на изображение.

2. Процесс освоения морально-этических норм поведения. В художественной литературе представлено множество ситуаций морального выбора между добром и злом. Ребенок учится отличать героев произведения, совершающих отрицательные поступки, от положительных героев.

3. Процесс решения эмоционально-личностных проблем ребенка с помощью соотнесения своих сложностей со сложностями героев литературного произведения. Ребенок вместе с героями переживает эти сложности, понимая, что он не один в этом.

4. Приобретение нового опыта. Освоение различных моделей поведения. Прослушивая литературное произведение, ребенок учится строить внутренние модели внешнего мира, приобретает качества, необходимые для решения жизненных ситуаций.

5. Катарсис (очищение) и снятие психоэмоционального напряжения. Литературное произведение представляет собой метафору, воздействующую на чувства ребенка, которые по какой-то причине ему не удается выразить. Воспринимая сказку, рассказ, ребенок проходит определенные этапы: сначала эмоциональное напряжение нарастает, затем наступает его пик, и в конечном итоге происходит расслабление.

6. Прохождение возрастных задач. Каждый детский возраст имеет свои психологические задачи, поэтому для каждого возраста существуют свои литературные произведения, помогающие ребенку решать разные жизненные ситуации.

Как отмечает Л. И. Терентьева, природоведческая литература – это литературные произведения, в которых раскрывается мир природы во всем его многообразии в разных жанровых формах. Диапазон жанров является широким – сказки, рассказы, документальные повести, охотничьи были, энциклопедии, очерки натуралистов, миниатюры в жанре притчи, зарисовки-пояснения к иллюстрациям. Авторы природоведческой литературы пишут о связи природы и человека, объясняют, зачем нам леса, горы, звери; рассказывают о великом единстве всего живого, об уникальности самого явления жизни.

Таким образом, художественная литература используется с целью расширения, уточнения экологических представлений детей о природе, углубления их. Перед чтением воспитатель может обратиться к опыту детей, настроить их на восприятие произведения, предложив вспомнить, куда они вчера все вместе ходили, что видели на экскурсии. И далее, воспитатель читает детям, например, рассказ «Золотой луг» М. М. Пришвина, что помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить свои представления. После чтения художественного произведения воспитатель организует беседу с детьми. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать свои экологические представления.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» — методическое пособие,.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Источник

Читайте также:  Как лечат кисту зуба народными средствами