Меню

Какие есть средства выразительности в стихотворении учись у них у дуба у березы

Анализ стихотворения «Учись у них – у дуба, у берёзы» Фета

Стихотворение ”Учись у них – у дуба, у берёзы” было написано Афанасием Фетом уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным. Краткий анализ “Учись у них – у дуба, у берёзы” по плану поможет ученикам 6 класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы объяснить материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Учись у них — у дуба, у березы.

История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.

Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.

Композиция – линейная одночастная.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Олицетворения“метель рвет листы”, “метель всё злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.

Эпитеты“жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.

Метафоры“застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.

История создания

В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. Это был период, когда он много писал – и одним из стихотворений стало “Учись у них – у дуба, у березы”, написанное в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.

Афанасий Афанасьевич львиную долю своего творчества посвятил теме человека и природы, и “Учись у них – у дуба, у берёзы” также рассматривает именно её. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.

Фет не зря выбрал в качестве примера берёзу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придётся и тем, и другим.

Композиция

Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нём деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но всё же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.

Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.

И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна с её оживляющим теплом. Фет старается показать, что в какой-то момент боль от всех потерь излечится и в жизнь снова придёт радость.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифмовку с мужской и женской рифмой.

Это произведение написано в жанре лирического стихотворения. В нём читатель видит мысли и переживания лирического героя.

Средства выразительности

Несмотря на достаточно скромный объём произведения, в нём использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:

  • Олицетворения – “метель рвёт листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
  • Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
  • Метафоры – “застыли слёзы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью” .

Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.

Источник

«Учись у них – у дуба, у березы» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, идея, жанр

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы” было написано Афанасием Фетом уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным. Краткий анализ “Учись у них – у дуба, у березы” по плану поможет ученикам 6 класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы объяснить материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Учись у них — у дуба, у березы.

История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.

Читайте также:  Журнале учета испытаний средств индивидуальной защиты

Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.

Композиция – линейная одночастная.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Олицетворения“метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.

Эпитеты“жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.

Метафоры“застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.

История создания

В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. Это был период, когда он много писал – и одним из стихов стал “Учись у них – у дуба, у березы”, написанный в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.

Афанасий Афанасьевич львиную долю своего творчества посвятил человеку и природе, и “Учись у них – у дуба, у березы” также рассматривает именно ее. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.

Фет не зря выбрал в качестве примера березу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придется и тем, и другим.

Композиция

Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нем деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но все же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.

Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.

И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна с ее оживляющим теплом. Фет старается показать, что в какой-то момент боль от всех потерь излечится и в жизнь снова придет радость.

Это произведение относится к жанру пейзажно-философской лирики. С одной стороны, автор показывает зимний пейзаж, с другой – призывает человек посмотреть на него как на пример для подражания. Использованный поэтом прием олицетворения позволяет глубже раскрыть философскую мысль. Его также можно считать и стихотворением-советом от умудренного жизнью старого человека.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифмовку с мужской и женской рифмой.

Средства выразительности

Несмотря на достаточно скромный объем произведения, в нем использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:

  • Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
  • Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
  • Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.

Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.

Источник



Все средства художественной выразительности в стихотворение Фета учись у них — у дуба у берёзы

Средства художественной выразительности:
метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно
эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы».
Эпитет — «жестокая пора».
Метафора — «Напрасные на них застыли слёзы» (деревья не умеют плакать); «сердито рвёт: хватает холод лютый» (метель не сердится и у неё нет рук, чтоб хватать); «Они стоят, молчат» (деревья разговаривать не умеют).
Аллегория — дуб и берёза олицетворяют образы людей.
Олицетворение — дуб — символ мужского начала, берёза — женского.

Также сюда можно добавить из средств выразительности использование автором разговорных слов: «хватает за сердце», «лютый холод», «сердито рвёт», «переболит», «ясные дни».
Композиционное построение — 12 строк связаны в единое целое призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего.
В первой части стихотворения используются глагольные формы прошедшего и настоящего времени («треснула», «застыли», «рвёт», «хватает», «стоят», «молчат»), а во второй — будущего («промчится», «переболит»). Глаголы в повелительном наклонении («учись», «молчи») — звучат как просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить «Но верь весне»): лихолетье сменится ясными днями созидания, также как зимняя пора — живительным теплом весны.
Это стихотворение о природе, о любви к ней, о человеческих переживаниях.

Читайте также:  Индивидуальные средства защиты по пуэ

Эпитет — «жестокая пора».
Метафора — «Напрасные на них застыли слёзы» (деревья не умеют плакать); «сердито рвёт: хватает холод лютый» (метель не сердится и у неё нет рук, чтоб хватать); «Они стоят, молчат» (деревья разговаривать не умеют).
Аллегория — дуб и берёза олицетворяют образы людей.
Олицетворение — дуб — символ мужского начала, берёза — женского.

Также сюда можно добавить из средств выразительности использование автором разговорных слов: «хватает за сердце», «лютый холод», «сердито рвёт», «переболит», «ясные дни».
Композиционное построение — 12 строк связаны в единое целое призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего.
В первой части стихотворения используются глагольные формы прошедшего и настоящего времени («треснула», «застыли», «рвёт», «хватает», «стоят», «молчат»), а во второй — будущего («промчится», «переболит»). Глаголы в повелительном наклонении («учись», «молчи») — звучат как просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить «Но верь весне»): лихолетье сменится ясными днями созидания, также как зимняя пора — живительным теплом весны.

Это стихотворение о природе, о любви к ней, о человеческих

Источник

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.А.Фет. «Учись у них — у дуба, у берёзы»

История написания
Стихотворение написано умудрённым опытом поэтом в 1883 году, когда ему было уже за 60 лет(А.А.Фет родился в 1820 году). В это период он уже вышел в отставку и занимался полностью своим любимым творчеством.
Род литературы.Лирика — пейзажная и философская.

Жанр

Лирическое стихотворение.

В данном стихотворении тесно переплетаются две темы: описание природы, её законов и размышление над жизнью человека, смыслом человеческого бытия.

Автор описывает способность природы к обновлению, отмечает, что любые морозы пройдут и снова будет весна.

Именно этому он и призывает людей учиться « у дуба ,у берёзы», верить, что любые трудности в жизни преодолимы, что обязательно наступят светлые моменты. Во второй строфе он намеренно сгущает краски : «… за сердце хватает мороз лютый», «всё злей метель…».Он пытается подчеркнуть контраст между тёмными и светлыми моментами в жизни человека. Но он уверен, что не надо впадать в отчаяние. Ведь «скорбящая душа» переболит, возродится, испытания даже придадут её новые силы.

Поэт подчёркивает связь , даже единение человека с природой. Оптимистические ноты в конце стихотворения особо ярко это подчёркивают: и весна — возрождение природы, и человек способен пережить все жизненные трудности, душевно возродиться.

Литературное направление

А.Фет не причислял себя ни к одному литературному течению. Можно сказать, что он оставался верен принципу «искусство для искусства», то есть в поэзии автор не должен затрагивать социальных проблем.

Размер стиха

Ямб. Рифма перекрёстная, чередование женской и мужской.

Тема, идея, проблемы
Художественные средства
Эпитеты: « жестокая» пора, холод « лютый», душа «скорбящая».
Олицетворение : холод «за сердце хватает», метель «рвёт последние листы».
Метафора: «гений» весны.
Антитеза: зима и весна.
Восклицательные предложения, которые помогают передать эмоции автора. «Жестокая пора!». «… молчи и ты!»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Какие эпитеты, метафоры, олицетворения в «Учись у них — у дуба, у березы»?

Эпитеты метафоры олицетворения в стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы»?

Стихотворение А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы» написано вполне доступным и ясным языком. Конечно, встречаются устаревшие падежные формы листы и жизнию, но это вполне можно объяснить поэтической свободой: например, слово ты хорошо рифмуется со словом листы, а форма жизнию тоже придает ритм стихотворению.

Из эпитетов можно отметить: лютый холод, ясные дни, жестокая пора, напрасные слезы, ясные дни и новые откровения, скорбящая душа.

Олицетворения: застыли слёзы, за сердце хватает холод лютый, деревья стоят и молчат, душа переболит.

Есть и метафоры: все злей метель, ветер рвет листы, дышать теплом и жизнью.

Стихотворение «Учись у них» как мне кажется Фет писал в состоянии душевного беспокойства, возможно находясь в любовных переживаниях, и именно поэтому в этом стихотворении поэт радуется весне и надеется на какие-то изменения к лучшему.

Найдем средства художественной выразительности, которые использует Фет в своем стихотворении.

Эпитеты: Жестокая (по отношению к поре), Напрасные (слезы), Лютый (холод), Скорбящая (душа).

Олицетворения: Слезы как у человека застывают на коре Дуба и Березы; Метель сердито рвет, как живое существо; Холод хватает за сердце, словно рукой; Деревья молчат, опять как живые существа; верь весне, призыв верить весне как живому существу.

Метафоры: Застыли слезы — сок деревьев сравнивается со слезами, Метель рвет листы, Холод хватает — метафоры на сходстве действия.

Эпитеты к слову «доля»: превратная, огромная, страдальная, горестная, несчастливая, женская, счастливая, рабская, печальная, людская, большая, покойная, земная, плачевная, жестокая, тяжелая, славная, темная, страшная, спокойная, рабья, безрадостная, одинаковая, вдовья, незавидная, суровая, черная, известная, трудная, малая, девическая, тысячная, некая, беспокойная, невеселая, благая, завидная, худая, бабья, мученическая, беззаботная, горькая, жалкая, некоторая, несчастная, хорошая, чудная, крупная, общая, унылая, сладкая, чуточная, немалая, львиная, тихая, золотая, райская, горемычная, ужасная, ничтожная, плохая, изменчивая, добрая, сотая, небольшая, мрачная, беспомощная, миллионная, бесталанная, смиренная, злая, чудесная, десятая, скорбная, нелегкая, безотрадная, низкая, светлая, безмятежная, тягостная, страдальческая, тяжкая, мирная, девичья, лихая, солдатская, определенная, холостяцкая, значительная, крохотная.

Это отрывок из стихотворения «Аннабель Ли» в переводе Константина Бальмонта. Опубликовано оно было уже после смерти автора и считается его последним произведением. Стихотворение воспевает несчастную любовь и похоже на балладу.

Читаем первую строку и видим лексический повтор. Суть этой стилистической фигуры состоит в намеренном повторении речевой конструкции или слова. Вот он в тексте:

Также в отрывке присутствует эпитет. Это образное определение видим в строчке:

Так что, если выбирать из предложенных в задании вариантов:

  • 1. Лексический повтор
  • 2. Олицетворение
  • 3. Эпитет

То следует выбрать вариант 1 и 3.

Победу можно одержать в войне, в спортивных соревнованиях, в каком — то деле. К слову «победа» в своем ответе я подобрала следующие эпитеты:

  • блестящая победа,
  • славная победа,
  • полная победа,
  • решающая победа,
  • окончательная победа,
  • убедительная победа,
  • неубедительная победа,
  • яркая победа,
  • решительная победа,
  • важная победа,
  • большая победа,
  • небольшая победа,
  • маленькая победа,
  • молниеносная победа,
  • запоминающаяся победа,
  • стремительная победа,
  • уверенная победа,
  • близкая победа,
  • быстрая победа,
  • неожиданная победа,
  • сокрушительная победа,
  • замечательная победа,
  • всеобщая победа,
  • точная победа,
  • долгожданная победа,
  • выдающаяся победа,
  • значительная победа,
  • незначительная победа,
  • грандиозная победа,
  • легкая победа,
  • трудная победа,
  • крупная победа,
  • великая победа,
  • великолепная победа,
  • неизбежная победа,
  • принципиальная победа.

Какой может быть совесть?

Предлагаю следующие эпитеты (чаще всего это прилагательные) к слову Совесть:

    Чистая совесть, человеческая совесть, чувствительная совесть, профессиональная совесть, собственная совесть, спокойная совесть, пробуждающая совесть, гражданская совесть, лишённая совесть, общественная совесть, чуткая совесть, живая совесть, христианская совесть, народная совесть, последняя совесть, уязвлённая совесть, никакая совесть, грязная совесть, требовательная совесть, дремлющая совесть, элементарная совесть, коллективная совесть, воплощённая совесть, удивительная совесть, измученная совесть, незапятнанная совесть, обострённая совесть, гибкая совесть, литературная совесть, виноватая совесть, спящая совесть.

Пример предложения (ий):

  • К сожалению нередко встречаю людей со спящей совестью.
  • Спокойный и безмятежный сон обеспечен только человеку с чистой совестью.

Прежде, чем искать олицетворения в сказке «Царевна-лягушка», сначала следует разобраться, что же такое олицетворение. А олицетворение — это троп, при котором неодушевленным предметам придаются свойства человека, то есть говорится, как о живом существе.

В сказке «Царевна-лягушка» встречаются такие олицетворения:

  • «упала стрела«;
  • В моменте, где царевна-лягушка, обернувшаяся девицей Василисой Прекрасной, ткет ковер читаем «узоры идут«.

Читаем далее и видим такое предложение:

  • «Стоит избушка, поворачивается«

Если же говорить обобщенно о том, что олицетворяет собой царевна-лягушка (Василиса Прекрасная), то она является олицетворением красоты души человека, семейный очаг, мир.

Старый старичок олицетворяет собой народ, народную мудрость и жизненный опыт.

Дуб, на котором покоилась смерть Кощея, олицетворяет преграду, трудность на пути Ивана-царевича, трудность настолько большую, что в одиночку ему не справиться, поэтому на помощь ему приходят добрые силы (звери).

Источник