Меню

Какие еще средства общения кроме жестов существуют назовите не менее трех средств

Психология & Мотивация & Саморазвитие

Речевые и внеречевые средства общения статья по теме

Средства общения – важный инструмент ежедневного контакта одного человека с окружающими. Существует множество способов обмена информацией, подразделяемых непосредственно на разговор и коммуникацию без слов.

Людям нужно разговаривать, чтобы понять друг друга

Что такое средства общения человека

Взаимная коммуникация занимает огромную часть жизни человека. Она помогает выражать мысли, чувства, намерения. Наиболее распространенные виды обмена информацией – посредством слов, жестов. Психология выделяет два типа общения:

  • вербальный (речь, интонация);
  • невербальный (мимика, жесты, поза).

Например, речь может быть внутренней, когда человек мысленно рассуждает, внешней, разговорной и т. д., так же, как и поза, открытой и закрытой.

Основные средства общения людей

Помимо наиболее распространенных методов обмена информацией, называют следующие виды общения:

  • Когнитивное и деятельное. Обмен знаниями, навыками, информацией и умениями;
  • Материальное. Имеет место в процессе обмена предметами;
  • Мотивационное. Обмен желаниями, а также побуждение к решительным действиям;
  • Эмоциональное. Обмен эмоциями, например, попытка развеселить грустного собеседника.

Обратите внимание! Кроме разных видов и способов, существуют определенные техники общения, которые применяются для достижения тех или иных целей, возникающих в процессе знакомства с человеком.

К техникам общения относят:

  • Деловое – обмен информацией для достижения коммерческой выгоды;
  • Контакт масок – набор стандартных слов и словосочетаний, в совокупности с мимикой и жестами, например, вежливость, скромность, учтивость, безразличие;
  • Манипулятивное – беседа с целью получения выгоды;
  • Межличностное – раскрытие глубинных структур собеседника;
  • Предметное – имеет место как у детей (наделять игрушки «сознанием»), так и у взрослых («разговаривать» с телефоном);
  • Светская беседа – таким называется разговор без определенной цели, беспредметный. Обычно говорят не то, о чем думают, а выражают то, что принято;
  • Формально-ролевое – когда люди разговаривают на том уровне, который соответствует их социальному положению.

Невербальные

Невербальным называют коммуникационное взаимодействие собеседников без использования слов. Улыбка, удивленное выражение лица, сдвинутые брови – все это примеры невербального общения.

Обратите внимание! Зачастую жесты и мимика имеют подсознательный характер, поэтому умение вовремя их определить позволяет собеседнику предугадывать ход разговора.

Иногда жесты говорят больше, чем слова

Невербальный контакт эмоционально дополняет основную беседу, где инструментом разговора становится тело человека. Среди средств данного вида общения выделяют мимику (выражение лица, глаз, рта), жестикуляцию (движения тела), визуальный контакт и проксемику (расстояние между собеседниками).

Вербальные

Вербальным называют речевое взаимодействие собеседников. Оно мало уступает невербальному, поскольку есть разные сферы жизни: в личной жизни часто имеет значение то, «как» сказано предложение (искренне, эмоционально), в деловой сфере важно именно то, «что» говорит собеседник. Сюда должна относиться ясность в выражениях, без намеков и хождения «вокруг да около».

Язык как средство общения

Язык – это не только способ общения, но и мышления человека. Он является социальным и культурным механизмом. Главная языковая функция заключается в использовании слов. Однако выделяются и другие виды языкового общения:

  1. Разговорный язык. Средство повседневного контакта между людьми. Включает в себя использование жаргонных слов, так называемого сленга, действующего для той или иной группы людей или даже местности.
  2. Литературный язык. Язык, включающий в себя некоторые нормы и правила беседы. Литературный язык свидетельствует о том, что собеседник владеет языковой культурой.
  3. Искусственные языки – способы общаться без использования речи. Среди них выделяют:
  • Азбуку Морзе. Определение знакового кодирования, характеризующего цифры и буквы.
  • Язык глухонемых. Сочетание жестов, мимики, движений рта.
  • Шифры. Так называемые преобразования текста с целью его засекречивания. Примечательно, что их можно расшифровать, зная «ключ».
  • Компьютерные языки. Средство общения с компьютером посредством команд, знаков, а также математических формул.

Речь как средство общения

Для большинства людей наиболее понятна речьсловесная беседа, которая имеет определенные виды:

  • Внутренняя речь. Речь для себя или про себя, т.е. обычно имеет характер мысленных рассуждений. Бывает, что человек говорит сам с собой, когда его никто не слышит, это также можно отнести к внутренней речи. Суть ее в том, что подобные обращения к себе не слышат другие люди.
  • Внешняя речь. Она же устная. Слова воспринимаются на слух лицом, которое участвует в беседе, но в данный момент ее не ведет.

Речь является самым используемым способом общения

  • Диалогическая речь, или разговорная. Наиболее часто используемый способ общения с элементами диалекта и жаргона, характерными для определенной местности, представителей некоторых видов деятельности или профессии.
  • Монологическая речь. Речь одного человека, обращенная к собеседнику или группе людей. Суть в том, что монолог имеет длительный характер без возможности прервать речь. Обычно к монологу готовятся заранее. Примеры – преподаватели, дикторы, люди, представляющие презентацию.
  • Письменная речь. Кроме современного общения в реальном времени посредством чатов и смс, письменная речь является способом общения с представителями прошлых и будущих поколений.

Игра как средство общения

Игра используется в основном детьми как между собой, так и для взаимодействия со взрослыми собеседниками. Она необходима для того, чтобы раскрыть таланты детей, эффективнее научить их чему-то новому, раскрепостить. Многие родители используют игры как уловки по воспитанию детей, например, чтобы научить малыша самостоятельно наводить порядок («кто быстрее спрячет все игрушки в коробку!»).

Развитие средств общения

Еще до рождения дети общаются с родителями прикосновениями (толчками), так же как и матери поют песни ребенку, гладят животик. После рождения чадо нуждается в эмоциональном контакте, у него развиваются органы для коммуникации (упор на слух, прикосновения, даже запахи).

Имеет место ольфакторный метод – общение запахами. Он характерен для животных, которые помечают территорию. Другие животные чувствуют этот запах и распознают в нем немалое количество информации: вид, пол, статус (например, вожак) и многое другое.

Вскоре ребенок начинает подражать звукам, которым учат его родители (пародирует телевизор и даже домашних питомцев). Затем дети переходят к игровому способу общения, познавая мир. Достигая школьного возраста, ребенок интенсивно развивается интеллектуально, учится разным способам общения и взаимоотношений.

Дети учатся общению, копируя взрослых

Средства делового общения

Деловые взаимоотношения опираются на вербальный тип беседы, т.е. важно содержание разговора, а не эмоциональная его сторона. Допускается представлять свои идеи, подкрепляя их искренней улыбкой в попытке вызвать у собеседника дружелюбие и доверие, но результат все же зависит от фактов, доказательств эффективности беседы.

Среди инструментария делового общения можно назвать следующие понятия:

  • Непосредственно беседа – диалог нескольких лиц с целью разрешения деловых задач, установления взаимовыгодных отношений.
  • Беседа по телефону – проходит в силу ограничения по времени, требует знания этикета телефонных разговоров.
  • Деловые переговоры – обмен мнениями с целью прийти к общему соглашению.
  • Совещание – привлечение сотрудников к принятию решения.
  • Публичная речь – монолог, ораторская речь перед аудиторией и т. д.

Средства общения дошкольников

Дошкольникам доступны так называемые игры, с которыми они лучше узнают друг друга и особенности окружающего мира. Выделяют следующие средства общения дошкольников:

  • Образно-ролевая игра. Суть в том, чтобы ребенок выбрал себе роль и действовал в соответствии с нею. Примечательно, что это не только роль мамы или папы – дошкольник волен выбрать любой понравившийся предмет, эмоцию и т. д.
  • Сюжетно-ролевая игра – творческий подход к познанию мира, пониманию взрослых, первые шаги на пути к ответственности.

О том, какие бывают основные средства общения, есть множество информации. Ребенку в школе дают первые краткие пояснения о вербальном и невербальном видах контактов. Психологи могут определить намерения и настроение человека прежде, чем он заговорит. Знание способов общения поможет лучше понимать течение разговора.

Видео

Как объяснить понятие «невербальное общение»

Невербальные коммуникации представляют собой взаимодействие между индивидуумами без применения слов, языковых способов связи. Для передачи мыслей, эмоций человек в таком случае активно применяет язык тела: жесты, мимику, позу, визуальное воздействие. Невербальные коммуникации могут быть неосознанными, к ним относятся перечисленные выше способы передачи информации и специальные. Ко вторым относятся: язык для слабослышащих, глухонемых и азбука Морзе.

Язык тела помогает человеку создавать связь между собеседниками, придавать словам смысл и выражать эмоции, скрытые в тексте. Особенность такой коммуникации в честности. Человек, не знающий психологию такого общения, не способен управлять своими эмоциями и языком тела. Все невербальные знаки имеют свой характер: задумчивый, открытый, неуверенный, доброжелательный, воинственный, сомневающийся и другие.

Важно! Понимание возможных невербальных знаков дает человеку преимущество перед собеседником.

Обладая такими знаниями, оратор может завладеть вниманием публики и настроить на свою точку зрения. Бизнесмены и менеджеры на важных переговорах, с помощью языка тела оппонента, принимают решение о его честности и правильности выполняемых действий.

В разговоре поза, жесты, язык тела имеет первостепенное значение. Ученые выяснили, что при различиях словесной информации и визуальной, воспринимаемой человеком, в подсознании останется именно последняя. С помощью невербального общения собеседник может убедить в своей правоте или подвергнуть свои слова сомнению.

К элементам визуальной взаимосвязи относят:

  • манера держаться (движения, действия в той или иной ситуации);
  • эмоциональный подтекст (движения руками, выражение лица);
  • телесный контакт (касания, рукопожатие, объятия);
  • визуальный контакт (изменение зрачков, пристальность, длительность);
  • движения (походка, расположение при нахождении на одном месте);
  • реакции (отклик на какие-то события).

Виды вербального и невербального общения

Вербальные и невербальные средства общения относятся к способам передачи информации. Каждый из них, в свою очередь, имеет широкое деление на виды.

Вербальная коммуникация предполагает изложение информации с помощью слов, которое делится на устное изложение и письменную речь. Каждая из них, в свою очередь, имеет подвиды. К устной речи относятся:

  1. Диалог (обмен информацией между одним и более людей). Он включает в себя:
    • беседа – обмен информацией в процессе просто естественного общения;
    • интервью – диалоговый процесс с целью получения определенной профессиональной информации;
    • спор – словесный обмен информацией с целью выяснения ситуации, обсуждения конфликта;
    • дебаты – рассуждения перед аудиторией с целью получения единой позиции по той или иной сложной ситуации;
    • полемика – спор с использованием различных научных мнений.
  2. Монолог – непрерывное выступление одного человека. К нему относятся:
    • доклад – заранее подготовленная информация, основанная на публицистических, научных материалах;
    • лекция – всестороннее освещение определенной проблемы специалистом;
    • выступление – небольшое представление заранее подготовленной информации на определенную тему
    • сообщение – небольшая аналитическая сводка, содержащая подкреплённую фактами информацию.

Письменная вербальная речь делится на:

  • Моментальную (передача текстовой информации сразу после написания с последующим скорым ответом).
  • Отсроченную (ответная информация бывает получена после значительного промежутка времени или не приходит совсем).

Стоит отметить! В особую категорию вербального общения можно выделить тактильную форму связи. Такая коммуникация характерна для людей с отсутствием слуха или зрения. В момент передачи информации они пользуются «ручным алфавитом».

И вербальное, и невербальное общение изучает психология, позволяющая с помощью видовых категорий правильно оценить коммуникацию. В результате многолетних исследований есть общепринятые способы трактовки тех или иных форм передачи информации.

Читайте также:  Что является объектом страхования транспортных средств

Невербальное общение также имеет ряд собственных видов коммуникации. К ним относят:

  • кинесика – совокупность движений тела (жесты, позы, мимика, взгляды);
  • тактильные поступки – способы прикосновения к собеседнику;
  • сенсорика – восприятие собеседника с точки зрения органов чувств (запахи, вкусы, сочетания цветов, тепловые ощущения);
  • проксемика – общение с учетом зоны комфорта (интимной, личной, социальной или общественной);
  • хронемика – применение временных категорий при общении;
  • паравербальная связь – передача определенных ритмов при общении (ритм голоса, интонации).

Особенности вербального общения

Вербальный способ общения характерен исключительно для человеческой культуры. Только люди могут выражать свои мысли с помощью слов. Именно это и является главной отличительной чертой такой взаимосвязи. Кроме нее, можно выделить:

  1. многообразие стилей (деловой, разговорный, научный, художественный и другие);
  2. исключительность (словами можно описать любую знаковую систему);
  3. способность рассказать о человеке (культура, уровень знаний, воспитание, характер);
  4. закрепление выражений, фраз за определенными культурами, социальными группами (фашизм, коммунизм, нигилизм, демократия);
  5. необходимость для реализации в жизни (отсутствие вербальных навыков общения может стать непреодолимым препятствием в личном и профессиональном росте).

Особенности невербального общения

Главная особенность невербальной взаимосвязи заключается в сложности контроля над собственными движениями телом, руками, мимикой и другими важными элементами такого общения. Среди других особенностей невербальных коммуникаций отмечают:

  • двойственность сигналов (есть знаки тела, мимические движения, которые приняты во всем мире, другие будут отличаться, в зависимости от культуры населения);
  • правдивость (невозможно скрыть полностью все сигналы, отражающие настоящие эмоции);
  • создание крепкой взаимосвязи между собеседниками (общая картинка помогает людям собрать полное представление о человеке, сформировать свое отношение к нему);
  • усиление смысла слов при вербальном общении;
  • возможность объяснить сформированную мысль до появления подходящих словесных описаний.

Как вербальное и невербальное общение помогает в повседневной жизни

Вербальное и невербальное взаимодействие – неотъемлемые части друг друга. Только совокупность этих форм коммуникации дает нам полную картинку о получаемой информации. Для эффективного взаимодействия с окружающими необходимо обладать навыками в обеих этих областях.

Вербальное и невербальное общение кратко дают составить впечатление о человеке через несколько минут после начала коммуникации. Уровень владения устной и письменной речью расскажет о культуре и уровне интеллекта личности. Жесты и мимика дадут знать об эмоциональном состоянии и отношении к ситуации.

Для выступления на публике недостаточно хорошо подготовить выступление. Оратор должен обладать навыками воздействия на публику. Существуют определенные техники построения речи, которые позволяют заинтересовать аудиторию. Но одних только слов недостаточно. Выступающий должен уметь держать себя на публике, делать определенные жесты, выполнять движения, привлекающие внимания, заманивать интонациями голоса.

Неотъемлемыми знаниями высшего руководства любых компаний являются вербальные и невербальные средства делового общения. Во многих странах не только директора компаний, но и обычные менеджеры должны знать, как ведет себя человек в момент обыкновенного общения, на собеседовании и при принятии важных решений.

С помощью жестов в процессе разговора человек может пытаться объяснить вещи, сложно воспроизводимые словами. Собеседник чаще всего отлично понимает то, что ему хотели передать. Пытаясь разговаривать с иностранцами, не обладая достаточным количеством словарного запаса, люди увеличивают тембр голоса и активно жестикулируют при общении. На математических занятиях, объясняя, какую-то функцию, лектор может сопровождать слова рисунком в воздухе, для него это способ визуализировать слова, для аудитории – небольшая помощь в понимании.

В заключение

Человек ежедневно прибегает к различным формам и способам связи. Это наша естественная потребность. Вербальные и невербальные средства общения кратко дают возможность составить определенное мнение о собеседнике, выступающем или оппоненте уже с первых минут коммуникации. Невозможно выделить какой-то один, самый важный способ передачи информации. Обе формы общения информативны и полноценно дополняют друг друга.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке. Это и делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

интимная зона (15—45 см) — в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

личная, или персональная зона (45—120см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

социальная зона (120—400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого не очень знают;

публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика — движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние — способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются сглазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнерства; светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) — это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица —на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса — говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

1. Жесты-иллюстраторы — это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях — «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

4. Жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).

Читайте также:  Что означает денежные средства в резерве

5. Жесты-аффекторы — жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следующие виды жестов:

• жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);

• жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

• жесты нервозности и неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;

• жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;

• жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

• жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

• жесты расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

• жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

• жесты неискренности — «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

 Опубликовано 01.12.2013 — 16:40 —

В статье речь пойдет о вербальных и невербальных средствах общения.

Скачать:

Вложение Размер
rechevye_i_vnerechevye_sredstva_obshcheniya.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые и внеречевые средства общения

  1. Главная профессиональная задача педагога – способствовать формированию личности учащегося, приобретений им знания и умения.

Педагогическое общение – важнейшее средство достижения этой цели.

Речь педагога – основное средство, которое позволяет сообщить учащимся необходимые сведения, оказать на них эмоциональное и мотивирующее влияние. Для эффективного использования этого средства педагогу необходимо обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть выразительными возможностями языка, иметь правильную дикцию.

  1. В педагогическом общении значение имеет тон речи и её громкость , темп и выразительная насыщенность . До 40% информации передаётся интонацией. ( Ex : слово «да» — произнести по-разному: твёрдо, с сомнением, вопросительно, ироничной интонацией.)

Громкость голоса – общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе .

Обычно громко говорят те люди, которые желают быть уверенны, что окружающие обязательно услышат их слова и примут их к сведению .

Довольно громкий голос (даже в будничной обстановке) обличает людей, которые привыкли не сомневаться в правоте своей позиции (характерно для большинства педагогов).

Другой довод громкости голоса может выступать, как маскировочное средство, для сокрытия слабого духа, проявления недостаточной самокритичности, неумения владеть своими чувствами.

В любом случае чересчур громогласное словоизвержение заставляет заподозрить: насколько глубок смысл сказанного и стоит ли согласиться с самоуверенностью говорящего?

Как правило, человеку, говорящему здраво, спокойно, рассудительно не требуется форсировать громкость своей речи .

Малая громкость – говорит о том, что перед нами человек сдержанный, скромный, вероятно хорошо воспитанный .

Иногда тихий голос свидетельствует о недостаточной уверенности в себе, тогда для речи характерна колеблющаяся, робко-просительная интонация.

Но тихий голос может быть и твёрдым, жёстким. Так говорят люди, абсолютно уверенные, что их доводы безупречны и их голос обязательно будет услышан. Кроме того, люди предпочитают произносить негромко те вещи, которые не хотели бы оглашать во всеуслышание. Не исключено, что некоторые говорящие тихо, испытывают ощущение неловкости или вины (необязательно, обоснованное).

Сильные и внезапные колебания голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности либо о волнении, которое говорящий испытывает в данный момент. Это волнение заражает слушателей, особенно когда поначалу тихий голос вдруг крепнет и обретает уверенную громкость. Хорошие ораторы знают, что речь произнесенная в одном тоне (даже с пафосом) не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный акцент.

Скорость речи – соответствует темпераменту и темпу жизни человека. Поэтому ее трудно изменить.

Неторопливо, медлительно говорят спокойные обстоятельные люди, не склонные к авантюрам и резким перепадам настроения.

Но иногда медленная речь может быть признаком общей заторможенности, недостаточной подвижности мыслительных процессов, или просто лени, либо приема успокоительных средств.

Оживленно и бойко, торопливо говорят энергичные, подвижные, легкие на подъем люди — если ритм речи равномерный. Если при общей высокой скорости речи ритм нарушен, говорит о том. Что человек робеет, недостаточно уверен в себе. Пример: студент на экзамене – не знает – тараторит и запинается либо ничего не может сказать.

Заметные колебания скорости речи говорят о недостатке уравновешенности, легкой возбудимости. Изменение темпа речи может сознательно использоваться для нагнетания эмоционального тона, возбуждения слушателей – когда человек говорит в ускоряющемся темпе, он вдохновляется и зажигает слушателей.

Важным показателем речи является ее отчетливость. Ясное четкое произнесение слов – показатель внутренней дисциплины, стремление ясно представить свою позицию.

Бурчание, бормотание, нечеткое произношение (если оно не связано с дефектами речевого аппарата) является неуважительным отношением к собеседнику. Психологи считают: кто склонен подавлять свои эмоциональные реакции, почти всегда выражает это голосом.

Ритмический рисунок речи формируется паузами. Использование пауз является эффективным средством манипулирования собеседником. Эпизод из романа Сомерсет Моэма «Театр», афоризм Жанны Табу: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, а если сделала, то тяни ее насколько можешь.» Те, кто чувствуют себя тревожно в диалоге избегают пауз.

Самое важное в речи – произнесенные слова. Так как речь и интеллект тесно взаимосвязаны, то можно судить о словесном оформлении мысли и ее глубине.

Ограниченные люди обходятся ограниченным запасом слов, заполняя пустоты в речи, используют междометия и слова – паразиты (ну это короче, как его там…), предложения простые и односложные.

Показателем высокого интеллекта является умение построить развернутые высказывания из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, с использованием причастных и деепричастных оборотов. Использование научных и публицистических терминов бездумно и безграмотно говорит об ограниченности мысли.

Человек по-настоящему образованный и культурный не склонен усложнять свою речь и захламлять иноязычным сором.

Главное о чем следует заботиться: слушая собеседника понять, какой смысл он вкладывает в свои слова. Часто приписываем другому человеку наши собственные мысли и побуждения, и удивляемся, если он имел ввиду другое.

Основное правило любого разговора – слушая, сосредоточиться не на себе, своих мнениях и оценках, а на собеседнике с его взглядами, которые вполне отличаются от наших.

Помимо речевых средств коммуникации существуют элементы невербального (внеречевого) общения. Они так же несут в себе заряд информации.

Взгляды, жесты, мимика, поза педагога и студентов бывают иногда более выразительны, чем слова.

Рассмотрим основные параметры невербального общения:

руки – какую форму приобрели в процессе эволюции, можно сказать о конкретном человеке, а знание арсенала выразительных жестов, совершаемых руками помогает разобраться в настроении человека.

Немецкий психолог Биркенбил делит жесты на широкие и мелкие. Она говорит, что чем сильнее выражаемые чувства тем более проявляется жестикуляция.

Широкие жесты характерны для экспансивной натуры, склонной к открытому проявлению сильных чувств, широкие движения притягивают к себе внимание. Их используют те, кто хотел бы быть замеченным и подчеркнуть свою значимость.

Мелкие движения – их предпочитают те, кто не хотел бы привлекать к себе внимание. Это люди корректные, скромные, не желающие выставлять на показ свои чувства. Иногда такое поведение бывает продиктовано хитрым расчетом (намеренны произвести скромное впечатление). Мелкие жесты могут свидетельствовать и об упадке душевных сил.

Т.к. каждый жест подлежит оценке, то показательно положение рук:

— руки заложенные за спину – отказ от предметной активности. Редко такое положение рук принимают люди активные и деятельные. Руки за спину является сигналом на время отрешиться от дел. Если такое положение принимается часто и сохраняется долгое время, то перед нами человек сдержанный, пассивный, склонный к созерцательности.

Люди, пекущиеся о самоутверждении выставляют кисти рук перед туловищем. Руки находятся под углом, выражают повышенную готовность к манипуляциям, напоминает позу борца к поединкам.

По положению ладоней тоже можно читать информацию о человеке.

Положение кисти ладонью вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук – жест, которым пользуются ораторы.

Показ ладоней – символ открытости.

Проведённые исследования выявили движения при помощи которых взрослые часто успокаивают себя: подпирание челюсти одной или двумя руками, подпирание щеки или висков, касание рта. Прикладывание ладоней к одной или обеим сторонам головы говорит о том, что человек хочет оградить себя от раздражителей.

В толковании любых жестов недопустима категоричность и поспешность. Отдельно взятый жест может не иметь символичной окраски. Например, прикосновение к носу – зачесался нос. Но стоит помнить, что наиболее удобными для нас являются позы и жесты, которые соответствуют нашему настроению.

Что же касается мимических проявлений, то по мимической игре можно судить о быстро сменяющихся внутренних переживаний, о восприятии происходящего. Подвижная мимика характерна для импульсивного поведения., малоподвижная – указывает нам на постоянство душевных процессов, устойчивое настроение, спокойность, рассудительность, уравновешенность, надёжность.

Следует помнить, что каждый человек на протяжении жизни учится владеть лицом, некоторые искусно владеющие могут ввести в заблуждение наблюдателя.

Самый распространённый в житейской психологии критерий оценки человека – это направление взгляда. Если взгляд у человека прямой и открытый, значит человек сам такой. Кто прячет глаза, избегает встречи взгляда, скорее всего неискренен, недоброжелателен. Некоторые психологи разделяют такое мнение, например немецкий психолог Рюкле, а известный психиатр Леви говорит: «Кто упорно избегает смотреть в глаза – это люди с повышенным чувством ответственности и твёрдой волей, а некоторые застенчивые люди смотрят упорно в глаза, чтобы победить застенчивость».

Наблюдения показали, что положительные эмоции сопровождаются возрастанием количества взглядов, а отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Частота зрительных контактов зависит от темы разговора. В целом люди смотрят друг на друга от одной трети до двух трети времени беседы. Установлено, что если два человека смотрят друг на друга ещё чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, чем в том, что он говорит.

Немецкие психологи провели эксперимент и выяснили, что те кто выдерживал более продолжительный зрительный контакт, оценивались в общем как более симпатичные люди.

Вот таковы основные вербальные и невербальные средства общения.

В своей работе я использую многие приёмы:

— колебание голоса (помогает удерживать внимание, достичь цели в фонетической работе, чтении текстов).

— отчётливое чёткое произнесение слов (в преподавании иностранного языка без этого не обойтись).

— использую в работе взгляды, жесты, мимику .

С.С.Степанов. Материалы курса «Теория и практика педагогического общения»: Лекции 1- 8. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2006.

Resource id #4494

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийный лекционный материал по дисциплине «Социальная психология» на тему «Понятие о вербальных и невербальных средствах общения»…

Методические рекомендации «Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ».

Для большинства детей с ОВЗ, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использова­на пиктография.Использование языковой альтернаты призвано улу…

Методическая разработка урока «Невербальные средства общения»

Методическая разработка урока по теме: «Социальная психология общения: невербальные средства общения» по дисциплине «Социальная психология» для студентов 4-го курса по специальности «Информационные си…

Язык как средство общения

В презентации представлен материал по теме «Язык как средство общения» , освещены вопросы:1. Функции языка,2. Язык как система..3. Язык и речь….

Конспект открытого урока по теме: «Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление»

Конспект окрытого урока по русскому языку для студентов среднего профессионального образования по теме: «Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Яз…

Искусство хореографии как средство общения.

laquo;Искусство как отражение общения есть само средство общения, и более того, есть школа искусства общения». …

Консультация для педагогов «Игра, как средство общения дошкольников»

Источник



Какие еще средства общения, кроме жестов, существуют? назовите не менее трех.

Ответы

3)Верно только б

13-(1-З, 2-В, 3-Е, 4-Б, 5-Д)

14-Речь, Мимика, Взгляд

15-1. ответ на первый вопрос (два объяснения), например:

—в сети Интернет можно найти необходимую информацию для выполнения проекта, реферата, доклада, скачать необходимый учебник;

—в сети Интернет выложено много лекций, разборов сложных задач, видеокурсов по разным предметам и внешкольным занятиям;

—сеть можно использовать для дистанционного обучения, подключаясь к лекциям, консультациям и другим проводимым преподавателем занятиям;

2.Из-за интернета многие подростки стали реже выходить на улицу и проводить разные активности. Вместо этого время занимает компьютер и интернет. Так же некоторые группы в социальных сетях пропагандируют самоубийства, употребление наркотических и психотропных веществ и т.п..Всё это представляет опасность для подростков.

Объяснение:1 По сути у человека есть самое главное отличие от животного. Одна черта, или скорее даже особенность. И чем ярче выражена эта особенность, тем больше «человека» в человеке.

Эта особенность — руководствоваться при принятии решений и совершении поступков умом, а не эмоциями или инстинктами.

Эмоции и инстинкты — это то, что досталось нам в наследство от животных. Страх, похоть, агрессия — всё это признаки животного, а не человека. При этом в каждом человеке они есть в той или иной мере.

Человек с большой буквы «Ч» должен в своих действиях использовать в первую очередь интеллект. Дабы быть более понятным, я попробую привести несколько примеров:

По дороге идёт красивая девушка. Животные начинают свистеть или отпускать скабрезные шутки ей в след. На это их толкает инстинкт или эмоция. Эти существа действительно эволюционно ближе к обезьянам, чем к человеку. Человек же понимает умом, что подобное поведение выглядит очень глупо со стороны, и либо промолчит, либо найдёт умный сделать девушке комплимент. Дело не в его высокой морали, совсем нет он умом понимает, что так делать не надо — результата не будет, и только опозоришься в глазах людей (а не животных).

2 Есть животніе которые заботяться о потомстве Одной из самых заботливых мам является кошка. Материнский инстинкт этого животного проявляется задолго до родов. Кошка не находит себе места, предчувствуя рождение. После появления котят, их мама всегда находится с ними и никому не позволяет к ним даже приближаться. Кошка настолько привязана к своим малышам, что не покидает их ни на минуту. Инстинкт материнства у этих домашних животных развит необыкновенно. При этом кошки нередко выкармливают детенышей других семейств, нежно о них заботясь.

Люди это приметили давно, поэтому держат кошек в звероводческих хозяйствах. Они там вскармливают детенышей лисиц и соболей

3 животрные обьеднываются в группы одному львенку будет сложно самому выжить несмотря на то что он хищник Так и болшенство жывотных которые всегда держаться вместе это и есть их сем»я такие животные живут на одном месте те кто поодельностю выживает они постоянно меняют свое место , у каждой зграе животных есть свой вожак за которым все остальные следуют так же как рибы следуют за тем кто голоднее всего у животных вожака выбирают самого сильного и самого умного тот который может повести в правильное направлении всю зграю з годом вожак меняеться у кого как и самое главное что каждый из зграи хочет им стать , тот который победит тот и стает им

Источник

Какие существуют средства общения?

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.

В вербальном общении 1 обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а вполне самостоятельным видом со своими правилами и даже грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать процесс общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами; помогать истолкованию словесного текста; выражать эмоции. Они делятся на:

1) визуальные средства общения, к которым относятся:

  • кинесика — движение рук, ног, головы, туловища;
  • направление взгляда и визуальный контакт;
  • выражение глаз и лица;
  • поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);
  • кожные реакции (покраснение, появление пота);
  • дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
  • вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.);

2) акустические (звуковые) средства общения, в которые входят:

  • паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
  • экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т.п.);

3) тактильно-кинестетические (связанные с прикосновением) средства общения, включающие:

  • физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
  • такесику (пожатие руки, хлопанье по плечу);
  • приятные и неприятные запахи окружающей среды;
  • естественный и искусственный запахи человека и др.

Источник

Какие еще средства общения, кроме жестов,существуют?назовите не менее трех.

Автор данного высказывания поднимает всегда актуальную проблему полноценной жизни.

Очевидно, У. Шекспир хотел подчеркнуть то, что необходимо для полноценной жизни, которая достигается посредством самопознания (изучения личностью собственных психических и физических особенностей) и стремления к духовной жизни (сферы общественной жизни, связанной с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека).

Позиция автора высказывания по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. У. Шекспир убеждён: не может полноценно жить тот, кто не анализирует свою жизнь и не пытается сделать её лучше.

Я согласна с позицией автора данного высказывания и тоже считаю: не может быть полноценной жизни у того человека, который не размышляет о своей жизни, чтобы найти способы её улучшения.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». В этом произведении главный герой Обломов представлен очень ленивым человеком. Он ни к чему не стремится, ничего не хочет, ему всё лень. Его друг Андрей Штольц заметил, что Обломову, видимо, и жить лень. И Обломов с горечью согласился. Ну разве это жизнь, когда человеку лень жить?! А всё потому, что Обломов не размышлял о том, как эту жизнь можно улучшить, чтобы она стала более интересной. Таким образом, полноценно жить не может тот, кто не анализирует себя, не работает над собой, чтобы сделать свою жизнь прекраснее.

Приведу ещё один пример, который показывает: нельзя жить полноценно, не размышляя о том, как улучшить свою жизнь. Несколько лет назад я даже не задумывалась о том, что нужно работать над собой и исправлять свои недостатки. Я не видела в этом никакого смысла. Я была слишком горда и себялюбива, чтобы думать, что нужно менять себя. Но через какое-то время ко мне пришло осознание того, что так дальше жить нельзя. Во мне на самом деле очень много недостатков, с которыми необходимо бороться. Я проанализировала свою жизнь и приступила к работе. И постепенно некоторые мои недостатки удалось исправить. И когда я осознавала, что я смогла преодолеть какую-то свою слабость, что я сумела стать лучшим человеком, чем я была — я ощущала ни с чем не сравнимое чувство счастья и внутренней свободы. С моей души словно упал камень. Я поняла, что всё это время, пока я не работала над собой, на моей душе висел этот камень и мешал быть свободной, т.е. жить полноценной жизнью. Следовательно, нельзя жить полноценно, если ты не размышляешь о своей жизни, ведь в этом случае ты не развиваешься в духовном плане.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой У. Шекспиром, и поймут, насколько важно непрестанно работать над собой, искоренять из своей души пороки, ведь только в этом случае можно обрести настоящее счастье.

Источник