Меню

Какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля заполните таблицу



Заполните таблицу, распределив приведенные языковые средства (одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей).

Домашняя работа № 5

«Стилистические нормы»

1. Определите стили по их характеристике:

1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация, сообщаются знания.

2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

3. Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Заполните таблицу, распределив приведенные языковые средства (одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей).

Научный стиль Деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль Стиль худ. литературы

Слова и сочетания слов: разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные, слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные.

Предложения: восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

Жанры: диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

3. Замените выражения книжного стиля нейтральными вариантами:

1. Футболисты французской команды уверенно держали оборону.

2. Российские хоккеисты в очередной раз потерпели поражение от финнов.

3. В финальной игре корейская команда взяла верх.

4. В Чемпионате мира по футболу пальма первенства досталась команде из Германии.

5. Этот профессор читает лекции по современному изобразительному искусству.

6. Мастерство зодчих Древней Руси вызывает восхищение у туристов из разных стран.

7. Я давно не был в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

8. Молодые супруги решили провести отдых за границей.

9. Профессору исполнилось семьдесят лет. Юбиляру вручили ценный подарок.

10. Сколько высших учебных заведений в столице Вашей республики?

11. В России среднее образование обязательно для всех граждан, поэтому все люди должны окончить среднее учебное заведение.

12. В новом районе города недостаточно детских дошкольных учреждений.

4. Замените выражения разговорного стиля нейтральными вариантами:

1. В Третьяковке собраны лучшие картины русских художников.

2. – Сколько ей лет, она выглядит так молодо? – Тридцать с хвостиком.

3. – У тебя сегодня день рожденья. Сколько тебе стукнуло?

4. Мне не повезло, я провалился на вступительном экзамене в университет.

5. Этот профессор очень строгий, получить у него на экзамене пятерку очень трудно.

6. – Ты знаешь, это лучший студент на нашем курсе, у него в зачетке одни пятерки, поэтому он получает повышенную стипендию.

7. – Где ты обычно занимаешься, когда готовишься к экзаменам? – В читалке, там очень удобно; много книг и очень тихо.

8. Мои родители окончили медицинский.

9. На юридическом всегда большой конкурс.

10. Учиться в финансово-экономическом сейчас в России очень престижно.

5. Определите стилистическую принадлежность слов и фразеологизмов (официально-деловое, поэтическое, специальное, просторечное, разговорное, канцелярское):

Претворить в жизнь, труженики полей, ширь русской земли, беззаветно преданные, обратиться в суд, подать кассацию, дремучая глушь, розыск лиц, отлынивать от работы, пагубно сказаться на работе, творческая манера, за короткий срок, автосамосвалы, пастушок, дезинфекция, властвовать, серебряные цепи снеговых вершин, ферромарганец, ликование, диспут, приютиться, гипербола, увертюра, казарма, заброшенный, абстрактность, деваха, харч, рыба, глухомань, обутка, тянуться, партитура, чувство законной гордости, спрыснуть, эфир, облака, стелющиеся у подножия гор, забрезжил рассвет, озеленим наши села, ядро кометы, надоесть, при сем представляю исполнительный лист.

Читайте также:  Средство для стирки из хозяйственного мыла своими руками

6. Определите стиль текста и его жанр. Выпишите слова и сочетания слов, характерные для этого стиля: обозначения людей по деловым отношениям; названия операций делопроизводства; названия учреждений и организаций, документов, отвлеченных понятий юридической сферы; собирательные обозначения, совокупно называющие группы, виды чего-либо. Уместно ли довольно большое количество таких слов в этом тексте? Почему? Почему весь текст состоит из одного предложения? Можно ли расчленить его на большее число предложений?

Если ко времени рассмотрения дела должностное лицо прекратит трудовые отношения с организацией, работая в которой оно издало с явным нарушением закона приказ об увольнении или переводе работника на другую работу либо задержало исполнение решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности органа о восстановлении на работе, суд вправе возложить на это лицо материальную ответственность по основаниям ст. 215 КЗоТ, поскольку расторжение трудового договора не освобождает от обязанности возместить ущерб.

Кодекс законов о труде

7. О каком стиле идет речь в статье академика Л.В. Щербы[1]? Проанализируйте содержание текста: покажите, что его основной стилевой чертой является логичность (последовательность в изложении, аргументированность каждого вывода, положения).

Основная разновидность канцелярского стиля имеет своей задачей представить все обстоятельства дела во всех их логических взаимоотношениях вместе с выводом из них в одном целом. Отсюда вытекает культура сложных предложений по способу подчинения в канцелярском стиле. И в самом деле, подобным образом хорошо построенные предложения дают возможность читателю все сразу понять и сразу же принять соответственное решение. Если изложить содержание такого сложного предложения в виде независимых друг от друга элементов, то читателю потребуется значительное количество времени и энергии на то, чтобы свести эти элементы в единое логическое целое и сделать соответственные выводы.

Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков: быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно важной, так как заинтересованный человек безо всякого понукания прочтет всякую статью закона и два и три раза.

8. Сравните два текста на одну тему,предназначенные для разных читателей: первый – для специалистов по лингвистике (собственно-научный стиль), второй – для учащихся (научно-популярный стиль). Определите основные различия в построении этих текстов и в отборе языковых средств – лексических и грамматических. С какой целью использовано сравнение во втором тексте?

§180. Не обусловленная фонологической позицией закономерная мена фонем в алломорфах одной и той же морфемы при слово- и формообразовании называется чередованием фонем (морфонологическим чередованием). Так, чередованием является мена фонем [к – ч], [г – ж], [х – ш] перед суффиксом -к(а) в словах типа ру[к]а – ру[ч]ка, но[г]а – но[ж]ка, со [х]а – со[ш]ка.

Звуки, как вы знаете, чередуются: поскакал – поскачу. Корень -скак-, но он же и —скач-. В одном слове такой, в другом – почти такой же. Значение одинаковое и там, и здесь. Но в одном звуке разница: -скак-/-скач-. Это и есть чередование. Итак:

Даны в языке два слова.

И у них корни – с одним значением.

Читайте также:  Lion chamgreen концентрированное средство для мытья посуды tea garden жасмин мягкая уп 1250 гр

И звуки, из которых корень, у них те же.

Значит, у них один и тот же корень.

Но есть различие в одном-двух звуках.

Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням.

Тогда говорят: чередуются эти звуки.

Говорят: это чередование.

Бывает в квартире – все жильцы постоянные, а одна комната сдается. То один в нее въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же, только в одной комнате жильцы чередуются.

Источник

Таблица «Стили речи»
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Материал для учащихся. Обобщающая таблица «Стили речи»

Скачать:

Вложение Размер
stili_rechi._tablitsa.docx 15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Речь эмоциональная, насыщенная языковыми ср-ми субъективной оценки, с помощью которых передаются разнообразные чувства, эмоции, настроение (фамильярность, неодобрение, ирония и т. д.).

Лексические ср-ва : разговорные (иногда просторечные) слова и фразеологизмы.

Морфологические ср-ва : междометия, частицы, усиливающие экспрессию, слова с суффиксами эмрциональной оценки, усечённые формы сущ. и глаг.( Нин, Вань, хлоп, прыг и др.).

Синтаксические ср-ва : диалог, неполные пр-я, обращения, вводные слова и вводн. предл-я; побудит., вопросит. и восклиц. предлож, простые бессоюзные предл-я.

Деловые отношения между людьми и учреждениями (деловые бумаги, законы, документы и др.)

Точная переда ча деловой информации практического характера

Экспрессия неуместна. Слова употребляются только в прямом значении.

Лексич. ср-ва : слова нейтрального стиля из общественно-политической сферы общения (граждание, общество, выборы и др.) и отглагольные абстрактные сущ. на -ение ( применение, выполнение , обеспечение и др.), языковые штампы: мы, нижеподписавшиеся , с целью ознакомления и др.

Морфологические ср-ва : сложные союзы ( ввиду того что ; благодаря тому что; между тем как и др.), отыменные предлоги ( в целях, в течение, на счёт, в свете и др)., числит., слова долже н, обязан, необходимо , а также глаголы в форме инфинитива.

Синтакс-ие ср-ва : прямой порядок слов, повест-ые пр-я, распростр., с причастными оборотами и большим кол-вом однородных членов, выполняющих функцию уточнения.

Общение в научной сфере жизни (научные труды, учебники, доклады и др.)

Сообщение научной информации

Слова в прямом зн-и, нет эмоциональности, термины, спец-ые фразеологизмы; сложные синтаксические конструкции, в к-ых логические мысли выражены с помощью подчинительных союзов и вводных слов; предложения с обобщающими родовыми понятиями; много причастных оборотов.

Общественно-политич. жизнь об-ва (митинги, собрания, статьи в газетах, жирналах)

Воздействие наслушателя (читателя) с целью формирования у него определённых отношений к тем или иным проблемам. Ср-во воздействия – логические выводы.

Экспрессивность, эмоциональность, иногда пафос; в журналистике речь более спокойная.

Лексич-ие ср-ва : торжественная лексика ( держава, воздвигнуть ), многозначные слова, слова в переносном зн-и, эпитеты, гиперболы,метафоры, сравнения ( вечно живу т, величайшее богатство ), сочетание книжных и разговорных слов.

Морф-ие ср-ва : глаголы в повелит. накл., с их помощью формируется прямое отношение автора к читателям.

Синт-ие ср-ва : обращения, риторические вопросы, восклиц-ые пр-я, вводные слова, обратный порядок слов в предложениях; синтаксический параллелизм предложений; ряды однородных членов, построенных по законам градации (усиления значения), повторы слов и союзов.

Художественный (стиль художественной лит-ры)

Словесно-художественная сфера деят-ти.

Воздействи е на читателя, его чувства и мысли путём создания образов, картин жизни.

Все ср-ва выразительности : фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские образования, повторы слов с одинаковыми морфемами), лексические и фразеологические (богатство синонимии), морфологические (особенно употребление глагольных форм в обобщённом и переносном значении), синтаксические. Широкое использование тропов : метафор, сравнений, олицетворений, гипербол и др. Использование всех типов речи (повествование, описание, рассуждение) и языковых ср-в, присущих другим стилям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи.

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования.

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров.

Жанр урока — урок — исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени.

Лекция по разделу «Развитию речи».

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит.

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля .

Источник

Таблица «Стили речи»
методическая разработка по русскому языку на тему

Скачать:

Вложение Размер
tablitsa_stili_rechi_.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стили речи русского языка (при комплексном анализе текста)

Книжные стили речи

Стиль художественной литературы

Основные признаки стиля

Функция воздействия через художественный образ

Повседневные беседы, диалоги, записки, письма

Научные труды, учебники, лекции

Постановления, протоколы, заявления и другие деловые документы

Газетные и журнальные статьи, выступления на общественно-политические темы

Поэмы, басни, эпиграммы, романы, повести, рассказы, трагедии, драмы, комедии

Общие особенности стиля

Непринужденность, эмоциональность, выразительность

Точность, ясность, объективность

Официальность, точность, бесстрастность

Эмоциональность, субъективность, непринужденность, выразительность

Разговорная лексика (вымахал, мешкать, окошко…)

Научная терминология (историческая, математическая, лингвистическая…)

Профессиональная терминология (юридическая, бухгалтерская…)

Широко употребляются слова в переносном значении, устаревшие слова, диалектизмы, просторечия. Иногда писатели намеренно сталкивают лексику различных стилей

Наличие эмоциональной окраски

Основанный на чувстве: гнев, страх, радость…

Наличие фразеологизмов и их характер

Разговорные фразеологизмы (бить баклуши)

Сочетания терминологического характера

Сочетания терминологического характера и речевые штампы

Пословицы, поговорки, афоризмы

Уменьшительно-ласкательные суффиксы; глагольные формы типа стук, бряк… Употребление обращений, обратного порядка слов, неполных предложений

Изобилие сложноподчиненных предложений, часто с несколькими придаточными, широкое употребление обособленных оборотов, уточняющих членов предложения, вводных слов, определенно-личных предложений

Сокращенные слова, аббревиатуры, обозначающие названия организаций и учреждений. Преобладают повествовательные предложения, используются страдательные обороты

Побудительные предложения, распространенные обращения, риторические вопросы, повторы (слов, синтаксических конструкций)

Весь арсенал имеющихся в языке грамматических средств

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи.

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования.

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров.

Жанр урока — урок — исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени.

Лекция по разделу «Развитию речи».

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит.

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля .

Источник