Меню

Какие средства защиты можно использовать при пожаре обж 5 класс



Урок ОБЖ в 5 классе по теме «Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения.»
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Тема урока» Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения».

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_obzh_v_5_klasse.docx 17.95 КБ

Предварительный просмотр:

по ОБЖ в 5 классе

по теме: «Оповещение и эвакуация при пожаре.

Средства тушения пожаров».

Учитель ОБЖ Павлюченко Т.Н.

-актуализировать знания о важности оповещения и эвакуации при пожаре и средствах борьбы с огнём;

-закрепить знания о правилах оповещения и эвакуации при пожаре и средствах борьбы с огнём;

-научить правилам эвакуации при пожаре в ОУ и в жилище;

-научит способам борьбы с небольшим загоранием с использованием имеющихся средств.

-изучить правила оповещения и эвакуации при пожаре и средства борьбы с огнём;

-развивать умения правильно понимать и выполнять правила пожарной безопасности;

-воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций ПБ.

Тип урока: комбинированный.

Сконцентрировать внимание учащихся, нацелить их на предстоящую работу.

2.Актуализация знаний учащихся.

Чтение учителем пожарной сводки по Будённовскому району. Просмотр короткометражного фильма (2-3 мин. ) по теме : « Пожары в жилище. Причины и последствия» . Далее идёт обсуждение услышанного и увиденного по вопросам учителя в форме фронтальной беседы: Как вы считаете, ребята, что является самой распространённой причиной пожаров в жилище? Какие нарушения правил пожарной безопасности допускают недисциплинированные люди? Зачем нужно изучать возможные причины пожаров?

3.Объяснение нового материала.

Вводное слово учителя.

Во время пожаров в помещении дискотек ,кинотеатров , магазинов ежегодно погибают тысячи молодых и сильных людей, которые могли бы спастись. Но они не знали правил и приёмов эвакуации при пожаре .В сухом помещении пожар развивается иногда так стремительно, что люди не успевают покинуть опасное место. Например , автомобиль сгорает за 40 секунд. Поэтому созданы специальные устройства для обнаружения дыма и огня. Как вы считаете, ребята ,изучению чего мы сегодня посвятим наш урок? Над какой темой будем сегодня работать?

Тема сегодняшнего урока : «Оповещение и эвакуация при пожаре. Средства тушения пожаров».(слайд № 1).

Понятие о сигналах оповещения о пожаре.

-По каким признакам мы можем понять, что начался пожар? (дым, гарь, горячая стена, дверь). А если здание большое и в нём трудно обнаружить сразу всем признаки пожара, что нам поможет? (сигналы оповещения при пожаре ( слайд № 2) .Сигналы оповещения об опасности могут быть:

-звуковые (слайд № 3 );

-световые (слайд № 4 );

-речевые (слайд № 5 );

-смешанные (слайд № 6 ).

К звуковым сигналам опасности можно отнести звонки, сирены, гудки и другие звуковые устройства; к речевым- микрофоны, громкоговорители ,магнитофоны , усилители; к световым- табло, указатели, знаки.

-Что же нужно делать при поступлении этих сигналов?

Услышав или увидев сигнал опасности , осмотрись и выбери наиболее безопасный и быстрый способ, чтобы покинуть здание. Каждый учащийся и взрослый человек должны хорошо знать и понимать правила и способы эвакуации из многоэтажных зданий , театров, клубов, музеев, магазинов, рынков . А что нам сможет помочь, если здание не знакомое или человеку трудно сориентироваться в опасной ситуации? (План эвакуации). В каждом общественном здании, учреждении , на каждом этаже есть план эвакуации. (слайд № 7, 8, 9 ). Свой план эвакуации есть и твоей школе. Дети знакомятся с планом эвакуации, условными обозначениями, учатся его читать.

Правила эвакуации при пожаре.

-Что нужно делать, если в здании, где ты находишься, нет автоматических систем оповещения об опасности? ( Стучи в двери, по трубам, кричи: «Пожар!», побыстрее эвакуируйся). На случай эвакуации есть проверенные правила- рекомендации. Запомните их! ( стр. 41-43 учебника).

Средства тушения пожаров.

-Если очаг возгорания небольшой, то чем можно воспользоваться? Какие существуют средства тушения пожаров?

Средства тушения пожаров можно разделить на 2 вида: специальные и подручные. ( слайд №11 ). К специальным средствам относятся : огнетушители , пожарные краны. Огнетушители могут быть порошковыми, углекислотными, химическими пенными ( слайд № 12) . На корпусе каждого огнетушителя написана и нарисована инструкция по применению. Не пожалейте времени и прочитайте инструкцию, т . к. во время пожара изучать инструкцию будет некогда. Огнетушитель заменяет целую ванну воды и поэтому является эффективным средством тушения пожаров. Применяя огнетушители, помните, что они работают недолго ( около 1 мин.) и предназначены для тушения небольших очагов возгорания. Пенным огнетушителем нельзя тушить электрооборудование, находящееся под напряжением. Учитель демонстрирует огнетушитель и рассказывает о правилах его эксплуатации.

В крупных зданиях существуют внутренние пожарные краны.( слайд № 13 ). В случае необходимости откройте или разбейте дверцу шкафчика , на котором написано «ПК» ,раскатайте шланг, присоедините его крану и направьте ствол в сторону огня. Затем с помощью палки или другого человека поверните вентиль до отказа . После подачи воды направить струю вместо горения.

А если нет под рукой специальных средств , как быть тогда? Используются подручные средства пожаротушения: песок, земля и др. средства, которые уменьшат доступ кислорода к огню. Эти средства можно найти и на специально оборудованных пожарных щитах ( слайд № 14 ). Где у вас в школе находится пожарный щит?

Все описанные действия можно начать только после вызова пожарной охраны и защиты от дыма и огня.

Учащимся предлагается под руководством учителя потушить небольшие очаги возгорания различными подручными средствами (песок, мокрое полотенце, стиральный порошок).

4.Первичная проверка и закрепление знаний.

Класс делится на 3 группы. Участники групп по очереди вытягивают задания и после обсуждения дают ответ на вопросы. Вопросы:

-Как перемещаться по задымленному помещению?

-Что нужно сделать с органами дыхания во время пожара?

-Что рекомендуют надеть на себя при пожаре?

Что нужно сделать, выходя из горящей комнаты?

-Чем нельзя пользоваться во время пожара?

-Что следует сделать, если квартиру покинуть невозможно?

-Какие специальные средства тушения пожаров вы знаете?

-Какие виды огнетушителей вы знаете?

-Что поможет вам быстрее найти выход из здания?

-Когда вы покинете горящее здание?

-Чего нельзя тушить водой и пенным огнетушителем?

-Какие подручные средства помогут перекрыть доступ кислорода к огню?

Подводятся итоги игры, выявляются победители.

Чтение учителем ситуационной задачи на стр. 44 учебника . Перед чтением учитель ставит перед детьми ключевые вопросы: Какова причина пожара? Какие подручные средства тушения огня использовали люди? Обсуждение ведётся по вопросам учителя (2-3).

5.Подведение итогов урока.

Что нового сегодня узнали на уроке? Чему учились?

Стр. 40-45.Нарисовать условный план эвакуации своего дома.

Источник

Урок по ОБЖ в 5 классе на тему «Пожарная безопасность»
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Урок на тему «Пожарная безопасность» по УМК А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова. Основная цель урока — отработать последовательность действий в случае возникновения пожара. На уроке дети знакомятся с основными причинами пожара, с правилами пожарной безопасности и подручными средствами пожаротушения. Также обучающиемся учатся эвакуироваться из кабинета школы и правильно действовать в случае обнаружения пожара.

Скачать:

Вложение Размер
Тема урока «пожарная безопасность» 28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Мясищев Александр Григорьевич

МКОУ «Мало – Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Тема урока : «Пожарная безопасность».

Цель урока: Отработать последовательность действий в случае возникновения пожара.

  1. Познакомить обучающихся с основными причинами пожаров;
  2. Познакомить с правилами пожарной безопасности;
  3. Познакомить с подручными средствами пожаротушения;
  4. Научить обучающихся правильно действовать в случае обнаружения пожара;
  5. Научить эвакуироваться из данного кабинета школы;
  6. Прививать элементарные навыки борьбы с огнем;
  7. Развивать внимание и мышление обучающихся.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного)

Оборудование: презентация Microsoft Office Power Point; карточки с заданиями; стационарный телефон; мобильный телефон; телевизор; одеяло; цветочный горшок с землей; утюг; розетка, бутылка с водой.

Основные термины и понятия: пожар; пожарная охрана.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка пройденного материала.
  3. Новая тема.
  4. Практическая работа.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

I. Организационный момент.

— Кто сегодня отсутствует? Садитесь, пожалуйста.

II. Проверка пройденного материала.

— Ребята, скажите, какие темы мы изучали на прошлых уроках? (Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель)

— Правильно, сейчас мы с вами повторим некоторые определения, с которыми познакомились на прошлых уроках. У меня записаны несколько слов. Посмотрите и прочитайте их.

Сейчас я вам буду задавать вопросы, ответом на которые является одно из этих выражений.

  1. Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)? (ПАССАЖИР)
  2. Как называют человека, который управляет каким – либо транспортным средством? (ВОДИТЕЛЬ)
  3. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. (ПЕШЕХОД)
  4. Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть. Они признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай

Но звоню я то и знай. (ВЕЛОСИПЕД)

  1. Как называют устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем? (ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО)
  2. Одно из немеханических транспортных средств. (ВЕЛОСИПЕД)
  3. Кого перевозит общественный транспорт? (ПАССАЖИР)
  4. Кто должен двигаться по загородной дороге навстречу транспортным средствам? (ПЕШЕХОД)
  5. На нем можно ездить, не имея водительского удостоверения, но соблюдая правила дорожного движения. (ВЕЛОСИПЕД)
  6. Как можно назвать автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус? (ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО)
  7. Кому первому необходимо сообщить о возникновении пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе? (ВОДИТЕЛЬ)
  1. Новая тема.

— Молодцы! Вы справились с моим заданием и вспомнили основные определения прошлых уроков. Скажите, какое слово из предложенных вы ни разу не употребили, отвечая на вопросы. (ПОЖАР)

— А как вы думаете, почему я его вам сюда записал? (Будем изучать пожары)

— Сегодня мы с вами не только узнаем, что называется пожаром, но и познакомимся с основными причинами пожаров, с правилами пожарной безопасности, с первичными средствами пожаротушения. Научимся правильно действовать в случае обнаружения пожара и эвакуироваться из данного кабинета школы. Итак, тема нашего урока «Пожарная безопасность». Откройте тетради и запишите тему урока.

— Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться, считать, читать и писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес людям.

— Скажите, ребята, а зачем нам, людям, нужен огонь?

— В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать электроэнергию.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем? (К пожару).

Давайте прочитаем и запишем определение пожара.

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.

Наиболее часто пожары возникают в жилых домах.

— Как вы думаете, почему? В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил пользования любым прибором может привести к пожару. Запомните! Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.

— Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

— Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране из-за этого вспыхивает примерно каждый шестой пожар.

В начале лета начинается обильное цветение тополя. Улицы, дворы покрываются тополиным пухом. Он проникает в окна чердаков, забивается в подвалы домов, сараи. Дети ради забавы поджигают тополиный пух и смотрят, как бежит по нему огонь. Часто такие игры заканчиваются пожаром.

Не меньшую опасность представляет неосторожное обращение с пиротехническими изделиями – хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями. Если искры от них попадут на легковоспламеняющиеся предметы, может вспыхнуть пожар.

Пожарную опасность представляет брошенная горящая спичка или незатушенный окурок.

К пожару может привести нарушение правил пользования легковоспламеняющимися жидкостями, проведение опытов с неизвестными химическими веществами и аэрозольными баллонами.

Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.

В повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. Вот основные из них:

  1. Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;
  2. Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;
  3. Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;
  4. Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;
  5. Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;
  6. Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;
  7. Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;
  8. Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

— Ребята, эти правила пожарной безопасности у вас описаны в учебнике на странице 60. Дома вы их прочитаете, запомните и будете стараться их не нарушать.

IV. Практическая работа.

— А сейчас мы с вами, чтобы лучше запомнить правила пожарной безопасности, немного поиграем. Я вам буду показывать рисунок, на котором изображен пример несоблюдения правил пожарной безопасности. Вы внимательно смотрите на рисунок, а потом рассказываете, какие меры предосторожности не были соблюдены.

— Молодцы, ребята. Помните всегда, что нарушение любого из названных правил пожарной безопасности может привести к пожару в доме.

— Если же так случилось, что начался пожар, кого мы должны вызывать, куда позвонить?

— В нашей стране в настоящее время создана специальная система, направленная на борьбу с пожарами – пожарная охрана. Пожарная охрана в нашей стране подразделяется на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану.

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны. Государственная противопожарная служба организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, осуществляет их тушение. Главная задача государственной противопожарной службы – профилактика пожаров.

В случае необходимости вызова пожарной охраны, какой номер телефона мы набираем? (01 или 112). Запишем и запомним эти важные телефоны.

Когда вы звоните диспетчеру, сообщите ему следующие данные: причину вызова; точный адрес, где произошел пожар; свою фамилию и номер телефона, с которого вы звоните. Также необходимо записать фамилию или номер дежурного, принявшего вызов. Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

— У меня для вас есть игра «Вызов по телефону пожарной команды». Здесь есть две карточки: «диспетчер» и «очевидец пожара». Сейчас вы по парам вытяните карточку и вызовите пожарную команду, следуя указаниям.

— Молодцы! Скажите еще раз номера телефонов, которые мы должны набирать, если стали очевидцем пожара.

— Итак, мы научились вызывать пожарную команду. Ребята, если очаг возгорания небольшой, что нам необходимо делать?

— Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

  1. Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;
  2. Нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и лить воду на электрические провода. Во избежание поражения электрическим током необходимо отключить электроэнергию. Или отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки, загоревшийся электроприбор.
  3. Очаг возгорания можно тушить подручными средствами – водой, плотной мокрой тканью.
  4. Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) тушат мокрой тканью, огнетушителем, песком, землей из цветочных горшков.
  5. В лесу, парке возгорание можно потушить, засыпав землей или сырыми ветками.

Давайте отработаем наши действия в случае возникновения пожара.

  1. Мама гладила вещи, ушла на работу и забыла выключить утюг. Вы обнаружили, что загорелось одеяло и начал гореть стол. Ваши действия?
  2. Младший брат (сестра) игрался со спичками. Начал гореть палас. Ваши действия?
  3. Вы смотрели телевизор, пропало изображение и из него пошел дым. Ваши действия?
  4. В лесу началась гореть сухая трава, образовался пожар. Ваши действия?
  5. Бабушка разжигала печь с помощью солярки, оставила бутылку с зажигательной смесью возле печи. Искра от пламени упала возле жидкости, и произошло возгорание. Ваши действия?
  6. Что вы будете делать, если от горящей конфорки газовой плиты загорелось полотенце?

— Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация. (Эвакуируемся)

— Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте. У нас в школе есть такие планы эвакуации? Где они расположены?

При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:

  1. Определяются основные и запасные выходы;
  2. Подготавливаются наружные и внутренние лестницы;
  3. Приводятся в готовность средства оповещения – звонки, сигнализация;
  4. Приводятся в готовность средства пожаротушения.

— Если в нашей школе сработала система оповещения о пожаре, а мы с вами находимся на уроке ОБЖ в данном кабинете, то мы с вами должны собрать свои вещи, покинуть подвал. Мы выходим из кабинета, поворачиваем налево и поднимаемся по лестнице. Отходим от здания школы на безопасное расстояние.

— Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока. Скажите, что же такое пожар?

— Чтобы не допустить пожар, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Какие правила вы сегодня узнали и запомнили?

— По каким телефонам мы должны звонить, если стали очевидцем пожара? Что мы говорим диспетчеру?

— Сегодня мы с вами отработали на практике наши действия по тушению небольшого очага возгорания и узнали, что необходимо делать, если сработала система оповещения в нашей школе.

VI. Домашнее задание.

— Дома прочитайте в учебнике страницы 58-65, выучить определение пожара и правила пожарной безопасности. Составить план эвакуации из вашего дома на случай возникновения пожара.

Источник

8. Оповещение при пожаре и эвакуация

Пожар развивается быстро, а иногда так стремительно, что люди не успевают покинуть опасное место. В помещении первые 10—20 минут огонь охватывает всё, что горит: дерево, пластик, ткани и т. д. В это время появляется густой дым. Температура воздуха возрастает до 250—300 °С, а это температура воспламенения основных горючих материалов, находящихся в жилище. Далее огонь полностью заполняет помещение, начинают разрушаться стёкла окон, поступает свежий воздух, и пожар продолжает возрастать. Температура достигает 900°С.

Для того, чтобы быстрее предотвратить пожар, конструкторы всего мира создают специальные устройства обнаружения опасности (появление дыма) и средства оповещения о ней.

Системы оповещения об опасности подразделяются на: звуковые, речевые, световые и смешанные с одно использованием надписей и сигналов. Такие системы оповещения устанавливают на предприятиях, в больницах, в учебных заведениях и других общественных местах.

К звуковым сигналам опасности относятся звонки, сирены, гудки; к световым — мигающие или горящие ярким светом табло, указатели и знаки; к речевым — краткие сообщения, передаваемые с помощью звукоусилительных устройств — микрофонов, магнитофонов, стационарных усилителей.

На заметку

    На улицах многих городов, на вокзалах и в аэропортах появились большие плазменные экраны. На них часто показывается, как надо себя вести в ЧС. Эти экраны — элемент ОКСИОН: Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения. В числе задач ОКСИОН — ускорить процесс оповещения населения об опасностях и повысить культуру безопасности людей.

Услышав или увидев сигнал опасности, осмотрись и выбери наиболее безопасный и быстрый способ, чтобы покинуть опасную зону. Каждый подросток и взрослый человек должен хорошо знать и понимать правила и способы эвакуации из жилых и общественных зданий — театров, кинотеатров, клубов, музеев, магазинов, торговых центров, то есть оттуда, где человек не сразу сможет сориентироваться при возникновении пожара, всеобщей суматохи и паники.

«Планы эвакуации» обычно вывешиваются на видных местах. Свой план эвакуации есть и в твоей школе. Обязательно ознакомься с ним!

В жилых зданиях обычно нет автоматических систем оповещения, поэтому в случае возгорания стучи в двери, по трубам и батареям, громче кричи: «ПОЖАР, ГОРИМ!», ведь извещение жильцов об опасности полностью будет зависеть от тебя и твоих соседей.

Может случиться так, что ты узнаешь с опозданием о пожаре в доме, когда квартира наполнится опасным, ядовитым дымом. На этот случай эвакуации тоже есть рекомендации специалистов. Запомни их!

  • Перемещайся по задымлённому помещению, пригнувшись как можно ниже — внизу меньше дыма.
  • Прикрой влажной тканью нос и рот.
  • Набрось на себя мокрую ткань.
  • Убедившись, что в квартире всё в порядке, а дым проникает с лестничной площадки, срочно звони в пожарную службу по телефону «01» («112»). Сообщи соседям о задымлении в подъезде.
  • Если входная дверь сильно нагрелась, то не открывай её, а поливай водой и заделывай щели. После этого выйди на балкон, закрой за собой дверь и зови на помощь прохожих.
  • Пока есть возможность, лучше, взяв наиболее ценное, выбраться на улицу.
  • Не следует пользоваться лифтами. Электроэнергия скорее всего будет отключена во время пожара.

Задания

  1. Узнай, где в твоём доме, школе расположены запасные выходы, пожарная лестница, эвакуационный люк.
  2. Ролевая игра.

Разделитесь в классе на группы по 5—6 человек, и пусть каждая группа подготовит и продемонстрирует правильные действия при эвакуации школы в случае пожара. Устройте соревнования между группами. Обращайте внимание на отработку правильных действий по спасению собственной жизни! После окончания игры вместе с учителем обязательно проведите подробный анализ действий участников.

Источник

Читайте также:  Альфа гель моющее средство инструкция