Меню

Какие средства выразительности задремали звезды золотые

Средства выразительности языка в лирическом произведении Анализ стихотворения. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемМарина Яхьева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Средства выразительности языка в лирическом произведении Анализ стихотворения.» — Транскрипт:

1 Средства выразительности языка в лирическом произведении Анализ стихотворения

2 Что нам нужно сделать на уроке Цель: Проанализировать стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром» Задачи: — Найти в стихотворении эпитет метафору олицетворение оксюморон антитезу — Определить смысл названия произведения

3 Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

4 Первая строфа Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Небо Вода Небо Верху внизу верху Постарайтесь проследить: — как движется взгляд поэта, — как он показывает читателю картину природы. Вторая строфа. Деревья рассматриваем, каждая строчка дает все более подробные детали. Используется прием приближения. Третья строфа. Взгляд опускается до уровня травы: «у плетня…крапива»

5 Эпитет – красочное определение с элементами авторской оценки

6 Найдите олицетворение — Найти эпитеты Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

7 Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

8 Олицетворение – средство выразительности языка, придающее неодушевленному предмету свойства предмета одушевленног о.

9 Найдите олицетворение Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.

10 Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.

11 Найдите олицетворение Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы

12 Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы

13 Найдите олицетворение У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

14 У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

15 Метафора – слово, словосочетание, развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства

16 Найти метафору Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.

17 Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.

18 Найти метафору Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы

19 Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы

20 Найти метафору У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

21 Крапива «обрядилась ярким перламутром» (серебристым налетом).

22 У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

23 Оксюморон (нелепица) – сочетание слов несочетаемых

24 Найти оксюморон Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы

25 Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы

26 Запись в тетради Эпитет — красочное определение с элементами авторской оценки. Метафора — скрытое сравнение. Например: роса = яркий перламутр. Затон (залив на реке) = зеркало. Олицетворение – средство выразительности языка, придающее неодушевленному предмету свойства предмета одушевленного. Оксюморон – сочетание слов несочетаемых (нелепица). Например: Горят росы. (гореть = огонь. Роса = вода. Вода гореть не может) Антитеза — противопоставление –- средство выразительности языка (часто с помощью антонимов –слов с противоположным значением). Например: Звезды задремали – Свет брезжит, все просыпается.

27 Физкультминутка Сережки на березе мы, На веточках сидели. Дунул ветер — полетели. Полетели, полетели И на землю сели. Ветер снова набежал И сережки все поднял, Повертел их, покрутил И на землю опустил.

28 Антитеза (противопоставление ) — средство выразительности языка (часто используются антонимы – слова с противоположным значением). Например: Звезды задремали – Свет брезжит, все просыпается

Читайте также:  Речь дошкольника как средство общения

29 Найдите антитезу Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

30 Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

31 Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

32 Вывод записываем в тетрадь. Стихотворение построено на антитезе, первая строка противопоставлена всему тексту: «Звезды задремали…», а вся земная природа пробуждается от сна. Название «С ДОБРЫМ УТРОМ!» соответствует теме основной части стихотворения

33 Домашнее задание: Найти средства выразительности в стихотворении Сергея Есенина «Белая береза под моим окном…»

34 Было интересно Остался равнодушным Было не комфортно… РЕФЛЕКСИЯ

Источник



Краткий анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!» по плану

1. История создания

Стихотворение «С добрым утром» родилось на заре творческого пути Есенина. Оно датируется 1914 годом. Молодому поэту тогда было всего 19 лет, и он еще никому не был известен.

В это время Сергей Александрович только-только переехал в Москву и испытывал смешанные чувства. Его восхищал большой город, кипящий жизнью, раскрывающий множество возможностей. С другой стороны, тут было все серо, грязно, тесно и суетно.

Молодой поэт, привыкший к бескрайним деревенским просторам, очень скучал по родным местам. Все свои чувства он выразил в стихотворении «С добрым утром!»

2. Литературное направление

Стихотворение можно отнести и к романтизму, и в то же время к имажинизму, ведь в нем ярко проявился талант Есенина – рисовать невероятные образы. Есть в нем и признаки реализма.

3. Род

По роду данное произведение относится к лирике.

4. Жанр

Жанровая принадлежность – стихи о природе, или пейзажная лирика.

5. Проблематика

Как таковых, никаких проблем автор в своем произведении не поднимает. Он просто скучает по родным просторам, и изливает свои чувства в стихах.

6. Тематика

В произведении затронуты темы красоты родного края, беззаветной любви к нему.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы показать, какой волшебной бывает природа на рассвете, когда все еще только пробуждается, открывается навстречу ласковым солнечным лучам. Поэт хотел передать свое трепетное отношение к явлениям природы.

8. Пафос

Все произведение пропитано любовью и восхищением к пробуждающимся просторам. Автор искренне любуется открывающейся картиной, и читателю невольно передается этот восторг.

9. Система образов

Есенин рисует образ русской природы как что-то живое, доброе и очень красивое. Такое восприятие мира свойственно фольклорным произведениям.

Вообще, вся система образов неразрывно связывает авторское произведение с устным народным творчеством. Благодаря такому приему чувствуется преемственность есенинского творчества, ведь он сам вырос в деревне и слушал сказки, прибаутки, загадки, в которых природа оживала.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем можно назвать саму природу в ее разнообразных проявлениях: звезды, березки, затон, крапива. Все это, такое родное и живое, и составляет ткань произведения, создавая действие произведения.

11. Лирический герой

В стихотворении нет явного лирического героя. Однако кто-то наблюдает эту картину и кому-то крапива шепчет «С добрым утром!».

Условно можно сказать, что все-таки в произведении присутствует скрытый лирический герой, от лица которого мы и видим чудесное пробуждение природы. Скорее всего, это художественная проекция самого Есенина, не раз наблюдавшего подобные рассветы в рязанской деревне.

12. Сюжет

Сюжет простой: описывается рассветная пора, когда звезды уже уходят, и появляется солнышко. Оно согревает лучами землю и пробуждает спящую природу.

13. Композиция

Композиция стихотворения – простая, линейная.

  • Завязкой можно назвать уход звезд, которые «задремали» на небосклоне, и дрожание «зеркала затона». Чувствуется, что скоро что-то произойдет, что мир вокруг меняется.
  • Развитие действия – постепенное пробуждение природы, причем особенный акцент автор делает на образе березок.
  • Затем следует кульминация и развязка: мир окончательно проснулся, и крапива шепчет: «С добрым утром!».

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано простым, но очень ярким, образным языком. Автор не использует никакой высокой лексики, но, несмотря на это, создает поистине волшебную картину.

Читайте также:  Глутоклеан средство для чистки

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано пятистопным ямбом.

Рифмовка перекрестная (АБАБ).

Всего три строфы-катрена.

16. Средства художественной выразительности

Все стихотворение построено на олицетворении окружающей природы: «задремали звезды», «улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы», крапива «шепчет шаловливо».

Очень много эпитетов и метафор: «звезды золотые», «задрожало зеркало затона», «румянит сетку небосклона», «сонные березки», «шелковые косы» и т.д.

Есть инверсия, добавляющая особенное звучание произведению: «задремали звезды золотые», «улыбнулись сонные березки».

17. Значение произведения

Прежде всего, произведение помогает понять, насколько поэт любил и тонко чувствовал красоту родной природы. Оно открывает читателю Есенина-имажиниста во всей силе его таланта.

18. Актуальность

Любить родину, чувствовать ее и восхищаться красотой родных просторов должен уметь каждый человек. Стихотворение актуально до сих пор, ведь оно вызывает чувство гордости и радости за те места, где ты родился и вырос.

19. Моё отношение

Мне нравится это произведение. Оно красивое, необыкновенное и очень доброе. Я ощущаю любовь и восхищение, которым спешил поделиться поэт.

20. Чему учит

Стихотворение учит особенно бережному и трепетному отношению к родине, к природе и ко всему, что окружает человека.

Источник

Сергей Есенин

С добрым утром! (Анализ стихотворения)

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»


Это картина жизни. Блистающая, красочная природа во всём своём расцвете и великолепии. Вся картина обладает своёйством «природа-человек».

Вся есенинская поэзия насыщена метафорами, олицетворениями и прочими средствами художественной выразительности, без которых в этом стихотворении нет и строчки.

«задремали звезды», «улыбнулись …березки», «растрепали …косы», «крапива обрядилась», «шепчет шаловливо»-олицетворения.

В сознании читателя существует мысль о пробуждении природы к жизни, а вернее ото сна. Не даром стихотворение называется именно так!

«зеркало затона», «горят …росы», «сетку небосклона»-метафоры.

Образы природы изображаются эпитетами, вернее с их помощью:

Словами «улыбнулись сонные березки»,«растрепали шелковые косы»,«шепчет шаловливо» поэт пытается показать нам то, что природа живая, то есть Есенин использует олицетворения и эпитеты. Автор даже обычную крапиву изображает кокетливой красавицей-шалуньей.


«звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы».

Источник

Читаем с детьми «Задремали звезды золотые» С.А. Есенина

В предыдущей статье мы писали, что лирические тексты сложны для восприятия детьми. Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над выразительными средствами языка, так называемыми тропами.

Часто младшему школьнику бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающие читателя. Поэтому учителю необходимо обучать юных читателей чувствовать красоту, необычность, выразительность и многозначность этих средств поэтического языка.

Рассмотрим, как такую работу можно организовать при изучении хрестоматийного произведения С.А. Есенина, которое включено во все учебные хрестоматии для начальной школы.

Стихи С. Есенина, знакомые нам с детства, обладают обманчивой простотой. Однако поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями, которые не просто осмыслить младшему школьнику.

Как работать с текстом, чтобы юный читатель проникся красотой и глубиной есенинских строк?

Прочитаем стихотворение и попытаемся выявить художественную функцию специальных выразительных средств в создании эмоционально-образной картины произведения.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стихотворении нет, пожалуй, ни одной строки без специальных выразительных средств. Природные образы изображаются с помощью:

  • эпитетов («звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы»);
  • олицетворений («задремали звезды», «улыбнулись . березки», «растрепали . косы», «крапива обрядилась», «шепчет шаловливо»);
  • метафор («зеркало затона», «горят . росы», «сетку небосклона»).

Все это создает насыщенное экспрессивно-ассоциативное «поле», помогающее читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной, блистающей («румяной», «золотой», «серебряной») природы изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью.

Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде – от звездного беспредельного неба до шалуньи-крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой. Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.

Читайте также:  Моющее средство новолюкс 115

Во многом именно выразительные средства поэтического языка воссоздают в читательском воображении ассоциативные ряды «природное – человеческое», в контексте которых березки волшебным образом оборачиваются красными девицами, а заросшая крапива шаловливой кокеткой.

Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.

Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка первых двух строф начинается с глагола («задремали», «задрожали», «брезжит», «румянит» и т. д.). Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.

Однако эстетический смысл этих ассоциаций шире смысла тех живых картинок, которые рождаются в воображении читателя. С помощью этих конкретных образов автор воплощает основное лирическое переживание: поэтическое воспевание истинной красоты и возвышенности одухотворенного мира природы, сливающегося в гармонии с пробуждающейся и открытой этому миру душой лирического героя.

Назовем ряд ключевых вопросов, которые помогут учащимся воспринять и осмыслить функции изобразительно-выразительных средств поэтического языка.

Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.

2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.

3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.

Как поэт изображает природу? С помощью каких слов он ее одушевляет?

Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?

Подчеркивание аллитераций в словах « ш еле с тят», « с ере ж ки», « ш епчет», « ш аловливо». Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.

Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?

Для ответа на этот вопрос учащиеся должны внимательно перечитать стихотворение и найти следующие цветовые эпитеты: «золотые», «румянит», «зеленые», «серебряные», «перламутром». Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина?

Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир.

В заключение обобщим, каковы основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.

  • Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века.
  • Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.
  • Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.
  • Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
  • Совершенствовать выразительность чтения.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Источник