Меню

Какие средства выразительности есть в русском языке 2 класс

Какие средства выразительности есть в русском языке 2 класс

Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Откуда, умная , бре­дёшь ты голо­ва? (И. Крылов).

Граф Хвостов,
Поэт, люби­мый небесами,
Уж пел бес­смерт­ны­ми стихами
Несчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

На сереб­ре, на золо­те едал.

Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть сло­ва, что жгут, как пла­мя . (А.Твардовский)

Фигуры речи

Фигуры речи — обоб­щён­ное назва­ние сти­ли­сти­че­ских при­ё­мов, в кото­рых сло­во, в отли­чие от тро­пов, не обя­за­тель­но высту­па­ет в пере­нос­ном значении.

Перечень тро­пов Значение тер­ми­на Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заклю­ча­ю­щий­ся в ино­ска­за­тель­ном изоб­ра­же­нии отвле­чен­но­го поня­тия при помо­щи кон­крет­но­го, жиз­нен­но­го обра­за. Например, в бас­нях и сказ­ках хит­рость пока­зы­ва­ет­ся в обра­зе лисы, жад­ность – волка. Прекрасен цар­ско­сель­ский сад,
Где льва сра­зив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на преувеличении.
Гротеск Предельное пре­уве­ли­че­ние, при­да­ю­щее обра­зу фан­та­сти­че­ский характер. Градоначальник с фар­ши­ро­ван­ной голо­вой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содер­жа­щее в себе оцен­ку того, что осме­и­ва­ет­ся. Признаком иро­нии явля­ет­ся двой­ной смысл, где истин­ным будет не пря­мо выска­зан­ный, а про­ти­во­по­лож­ный ему, подразумеваемый.
Литота Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на пре­умень­ше­нии (в про­ти­во­по­лож­ность гиперболе). Талии никак не тол­ще буты­лоч­ной шей­ки (Н. Гоголь).
Метафора Со сно­пом волос тво­их овсяных
Отоснилась ты мне навсе­гда. (С. Есенин.)Сонное озе­ро горо­да (А. Блок).Сугробов белые теля­та (Б. Ахмадулина)
Метонимия

Вид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.
Олицетворение Такое изоб­ра­же­ние неоду­шев­лён­ных пред­ме­тов, при кото­ром они наде­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сету­ешь безумно?

(Ф. Тютчев.)Утешится без­молв­ная печаль,
И рез­вая заду­ма­ет­ся радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз (или перифраза) Один из тро­пов, в кото­ром назва­ние пред­ме­та, чело­ве­ка, явле­ния заме­ня­ет­ся ука­за­ни­ем на его наи­бо­лее харак­тер­ные при­зна­ки, уси­ли­ва­ю­щие изоб­ра­зи­тель­ность речи. «Царь зве­рей» (лев), «люди в белых хала­тах» (вра­чи), «рыжая плу­тов­ка» (лиса)
Синекдоха Вид мето­ни­мии, состо­я­щий в пере­не­се­нии зна­че­ния одно­го пред­ме­та на дру­гой по при­зна­ку коли­че­ствен­но­го меж­ду ними отно­ше­ния: часть вме­сто цело­го; целое в зна­че­нии части; един­ствен­ное чис­ло в зна­че­нии обще­го; заме­на чис­ла мно­же­ством; заме­на видо­во­го поня­тия родовым.
Эпитет Образное опре­де­ле­ние; сло­во, опре­де­ля­ю­щее пред­мет и под­чёр­ки­ва­ю­щее его свойства. Но люб­лю я, вес­на золо­тая ,
Твой сплош­ной, чуд­но сме­шан­ный шум…
(Н.Некрасов)Отговорила роща золо­тая Берёзовым весё­лым языком.
Сравнение Приём, осно­ван­ный на сопо­став­ле­нии явле­ния или поня­тия с дру­гим явлением.

А новое так отри­ца­ет ста­рое . Оно ста­ре­ет на гла­зах! Уже коро­че юбки. Вот уже длин­нее ! Вожди моло­же . Вот уже ста­рее ! Добрее нравы.

Куда ты ска­чешь, гор­дый конь, И где опу­стишь ты копы­та? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это про­сто кол­дов­ство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Уметь гово­рить – искус­ство. Уметь слу­шать – куль­ту­ра. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущ­ность с бояз­нью, Гляжу на про­шлое с тоской…

Баснь эту мож­но бы и боле пояс­нить – Да чтоб гусей не раз­драз­нить… (И.А. Крылов)

Поедешь ско­ро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судь­бой, Сказать по прав­де, очень Никто не озабочен.

Фигура Значение тер­ми­на Пример
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или сло­во­со­че­та­ний в нача­ле пред­ло­же­ний, сти­хо­твор­ных строк, строф. Берегите друг друга,
Добротой согре­вай­те.
Берегите друг друга,
Обижать не давай­те. (О. Высотская) Люблю тебя, Петра тво­ре­нье, Люблю твой стро­гий, строй­ный вид…
Антитеза Стилистический при­ём кон­тра­ста, про­ти­во­по­став­ле­ния явле­ний и поня­тий. Часто осно­ва­на на упо­треб­ле­нии антонимов.
Градация (Постепенность)— сти­ли­сти­че­ское сред­ство, поз­во­ля­ю­щее вос­со­здать собы­тия и дей­ствия, мыс­ли и чув­ства в про­цес­се, в раз­ви­тии, по воз­рас­та­ю­щей или убы­ва­ю­щей значимости. Завыл, запел, взле­тел под небо камень,
И заво­лок­ся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий) Не жалею, не зову, не пла­чу , Всё прой­дёт, как с белых яблонь дым.
Инверсия Перестановка; сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, состо­я­щая в нару­ше­нии обще­грам­ма­ти­че­ской после­до­ва­тель­но­сти речи. Роняет лес баг­ря­ный свой убор,
Сребрит мороз увя­нув­шее поле… (А. Пушкин) Швейцара мимо он стре­лой Взлетел по мра­мор­ным ступеням.
Намеренное повто­ре­ние в тек­сте одно­го и того же слова.

Простите, про­сти­те, про­сти­те меня! И я вас про­щаю, и я вас про­щаю . Я зла не дер­жу, это вам обе­щаю, Но толь­ко вы тоже про­сти­те меня!
Плеоназм Повторение сход­ных слов и обо­ро­тов, нагне­та­ние кото­рых созда­ет тот или иной сти­ли­сти­че­ский эффект. Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Сочетание про­ти­во­по­лож­ных по зна­че­нию слов, не соче­та­ю­щих­ся друг с другом. Мёртвые души, горь­кая радость, слад­кая скорбь, звон­кая тишина.
Риторический вопрос, вос­кли­ца­ние, обра­ще­ние Приёмы, исполь­зу­ю­щи­е­ся для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти речи. Риторический вопрос зада­ёт­ся не с целью полу­чить на него ответ, а для эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ствия на чита­те­ля. Восклицания и обра­ще­ния уси­ли­ва­ют эмо­ци­о­наль­ное восприятие.
Синтаксиче­ский параллелизм Приём, заклю­ча­ю­щий­ся в сход­ном постро­е­нии пред­ло­же­ний, строк или строф.
Умолчание Фигура, предо­став­ля­ю­щая слу­ша­те­лю само­му дога­ды­вать­ся и раз­мыш­лять, о чём пой­дёт речь во вне­зап­но пре­рван­ном высказывании.
Эллипсис Фигура поэ­ти­че­ско­го син­так­си­са, осно­ван­ная на про­пус­ке одно­го из чле­нов пред­ло­же­ния, лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­е­мо­го по смыслу. Мы сёла — в пепел, гра­ды — в прах, В мечи — сер­пы и плу­ги. (В. Жуковский.)
Эпифора Стилистическая фигу­ра, про­ти­во­по­лож­ная ана­фо­ре; повто­ре­ние в кон­це сти­хо­твор­ных строк сло­ва или словосочетания. Милый друг, и в этом тихом
Доме. Лихорадка бьёт меня. Не най­ти мне места в тихом
Доме Возле мир­но­го огня.
(А. Блок.)

Изобразительные возможности лексики

Контекстные анто­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми. Вне кон­тек­ста эта про­ти­во­по­лож­ность теряется.

Контекстные сино­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся близ­ки­ми. Вне кон­тек­ста бли­зость теряется.

Болван, вер­ти­хвост­ка, вихлять

Термины Значение Примеры
Волна и камень, сти­хи и про­за, лёд и пла­мень… (А. Пушкин.)
Желать — хотеть, иметь охо­ту, стре­мить­ся, меч-тать, жаж­дать, алкать
Омонимы Слова, зву­ча­щие оди­на­ко­во, но име­ю­щие раз­ные значения. Колено — сустав, соеди­ня­ю­щий бед­ро и голень; пас­саж в пении птиц
Омографы Разные сло­ва, сов­пав­шие по напи­са­нию, но не по произношению. За́мок (дво­рец) – замо́к (на две­ри), му́ка (муче­ние) – мука́ (про­дукт)
Паронимы Близкие по зву­ча­нию, но раз­лич­ные по зна­че­нию слова. Геройский — геро­и­че­ский, двой­ной — двой­ствен­ный, дей­ствен­ный — действительный
Слова в пере­нос­ном значении В отли­чие от пря­мо­го зна­че­ния сло­ва, сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го, лишён­но­го образ­но­сти, пере­нос­ное — образ­ное, сти­ли­сти­че­ски окрашенное. Меч пра­во­су­дия, море света
Диалектизмы Слово или обо­рот, быту­ю­щие в опре­де­лён­ной мест­но­сти и упо­треб­ля­е­мые в речи жите­ля­ми этой местности. Драники, шанеж­ки, буряки
Жаргонизмы Слова и выра­же­ния, нахо­дя­щи­е­ся за пре­де­ла­ми лите­ра­тур­ной нор­мы, при­над­ле­жа­щие какому-нибудь жар­го­ну — раз­но­вид­но­сти речи, упо­треб­ля­ю­щей­ся людь­ми, объ­еди­нён­ны­ми общ­но­стью инте­ре­сов, при­вы­чек, занятий. Голова — арбуз, гло­бус, кастрю­ля, кор­зи­на, тыква…
Профессионализмы Слова, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся людь­ми одной профессии. Камбуз, боц­ман, аква­рель, мольберт
Термины Слова, пред­на­зна­чен­ные для обо­зна­че­ния спе­ци­аль­ных поня­тий нау­ки, тех­ни­ки и прочие. Грамматика, хирур­ги­че­ский, оптика
Книжная лек­си­ка Слова, харак­тер­ные для пись­мен­ной речи и име­ю­щие осо­бен­ную сти­ли­сти­че­скую окраску. Бессмертие, сти­мул, превалировать…
Просторечная лек­си­ка Слова, раз­го­вор­но­го упо­треб­ле­ния, отли­ча­ю­щи­е­ся неко­то­рой гру­бо­ва­то­стью, сни­жен­но­го характера. Новые сло­ва, воз­ни­ка­ю­щие для обо­зна­че­ния новых поня­тий, толь­ко что воз­ник­ших. Возникают и инди­ви­ду­аль­ные автор­ские неологизмы . Будет буря — мы поспорим
И пому­же­ству­ем с ней.
Устаревшие сло­ва (арха­из­мы) Слова, вытес­нен­ные из совре­мен­но­го язы­ка дру­ги­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми те же понятия.

Изрядный — отлич­ный, рачи­тель­ный — забот­ли­вый, чуже­стра­нец — иностранец
Заимствованные Слова, пере­не­сён­ные из сло­ва дру­гих языков. Парламент, сенат, депу­тат, консенсус
Устойчивые соче­та­ния слов, посто­ян­ные по сво­е­му зна­че­нию, соста­ву и струк­ту­ре, вос­про­из­во­ди­мые в речи в каче­стве целых лек­си­че­ских единиц. Кривить душой — лице­ме­рить, бить баклу­ши — без­дель­ни­чать, на ско­рую руку — быстро

Экспрессивно-эмоциональная лексика

Разговорная Слова, име­ю­щие несколь­ко сни­жен­ную по срав­не­нию с ней­траль­ной лек­си­кой сти­ли­сти­че­скую окрас­ку, харак­тер­ные для раз­го­вор­но­го язы­ка, эмо­ци­о­наль­но окрашенные. Грязнуля, кри­кун, бородач
Эмоционально окра­шен­ные слова Оценочного харак­те­ра, име­ю­щие как пози­тив­ный, так и нега­тив­ный оттенок.

Прелестный, чуд­ный, отвра­ти­тель­ный, злодей Слова с суф­фик­са­ми эмо­ци­о­наль­ной оценки Слова с суф­фик­са­ми эмо­ци­о­наль­ной оценки.

Миленький, зай­чо­нок, умиш­ко, детище

Изобразительные возможности морфологии

Экспрессивное исполь­зо­ва­ние паде­жа, рода, оду­шев­лён­но­сти и пр. Что-то воз­ду­ху мне мало,
ветер пью, туман гло­таю…
(В. Высоцкий.)Мы отды­ха­ем в Сочах .

Сколько Плюшкиных развелось!

Прямое и пере­нос­ное упо­треб­ле­ние форм вре­ме­ни глагола.

Прихожу я вче­ра в шко­лу и вижу объ­яв­ле­ние: «Карантин». Ох и обра­до­вал­ся я!

Экспрессивное исполь­зо­ва­ние слов раз­ных частей речи.

Со мной про­изо­шла пре­уди­ви­тель­ней­шая история!

Я полу­чил непри­ят­ное сообщение.

Я был в гостях у ней . Не мину­ет тебя чаша сия .

Испо льзо­ва­ние меж­до­ме­тий, зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов.

Вот бли­же! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и лег­че тени Татьяна прыг в дру­гие сени. (А. Пушкин.)

Звуковые средства выразительности

С ви щ ет ветер, с ереб­ря­ный ветер
В ш ёлко­вом ш еле­сте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)

Ш ипе­нье пени­стых бока­лов И пун ш а пла­мень голубой…

Средство Значение тер­ми­на Пример
Аллитерация Приём уси­ле­ния изоб­ра­зи­тель­но­сти путём повто­ре­ния соглас­ных звуков.
Альтернация Чередование зву­ков. Мена зву­ков, зани­ма­ю­щих одно и то же место в мор­фе­ме в раз­ных слу­ча­ях ее употребления. Касательная – кос­нуть­ся, забли­стать – блеснуть.
Ассонанс Приём уси­ле­ния изоб­ра­зи­тель­но­сти путём повто­ре­ния глас­ных звуков. М е ло, м е ло по вс е й з е мл е
Во вс е пр е д е лы.
Св е ча гор е ла на стол е ,
Св е ча гор е ла… (Б. Пастернак)
Звукопись Приём уси­ле­ния изоб­ра­зи­тель­но­сти тек­ста путём тако­го постро­е­ния фраз, строк, кото­рое соот­вет­ство­ва­ло бы вос­про­из­во­ди­мой картине. Трое суток было слыш­но, как в доро­ге скуч­ной, долгой
Перестукивали сты­ки: на восток, восток, восток…
(П. Антокольский вос­про­из­во­дит звук вагон­ных колёс.)
Звукоподражание Подражание с помо­щью зву­ков язы­ка зву­кам живой и нежи­вой природы. Когда гре­мел мазур­ки гром… (А. Пушкин.)

Изобразительные возможности синтаксиса

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, кра­са­вец, мож­но ска­зать. Стройный, высо­кий, румя­нец во всю щеку…

Право? А я дума­ла, что у него лицо блед­ное. Что же? Каков он тебе пока­зал­ся? Печален, задумчив?

Что вы? Да тако­го беше­но­го я и сро­ду не виды­ва­ла. Вздумал он с нами в горел­ки бегать.

С вами в горел­ки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

Свобода и брат­ство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

Он уви­дел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Люди зна­ли: где-то, очень дале­ко от них, идет война.

Волков боять­ся – в лес не ходить.

Перед гла­за­ми ходил оке­ан, и колы­хал­ся, и гре­мел, и свер­кал, и уга­сал, и све­тил­ся, и ухо­дил куда-то в бесконечность.

Я или зары­даю, или закри­чу, или в обмо­рок упаду.

Источник



Изобразительные средства языка. Сравнение.
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Урок речевого творчества Тема: Изобразительные средства языка. Сравнение. Цели: — формирование представления о сравнении, как о средстве выразительности речи; -развитие умения составлять предложения описательного характера с использованием сравнения; -развитие внимания, воображения,; -воспитание любви и уважения к родному языку Оборудование: 2 коробки, предметы для сравнения, карточки для индивидуальных заданий

Скачать:

Ряды одно­род­ных чле­нов предложения Когда пустой и сла­бый чело­век слы­шит лест­ный отзыв насчёт сво­их сомни­тель­ных досто­инств, он упи­ва­ет­ся сво­им тще­сла­ви­ем, зазна­ёт­ся и совсем теря­ет свою кро­шеч­ную спо­соб­ность отно­сить­ся кри­ти­че­ски к сво­им поступ­кам и к сво­ей осо­бе . (Д. Писарев.)
Предложения с ввод­ны­ми сло­ва­ми, обра­ще­ни­я­ми, обособ­лен­ны­ми членами Вероятно , там, в род­ных местах , так же, как в моём дет­стве и юно­сти, цве­тут купа­вы на болот­ных зато­нах и шур­шат камы­ши, сде­лав­шие меня сво­им шеле­стом, сво­и­ми вещи­ми шёпо­та­ми тем поэтом , кото­рым я стал, кото­рым я был, кото­рым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
Экспрессивное исполь­зо­ва­ние пред­ло­же­ний раз­но­го типа (сложнопод­чинённых, слож­но­со­чи­нён­ных, бес­со­юз­ных, одно­со­став­ных, непол­ных и пр.) Там вез­де гово­рят по-русски; это язык мое­го отца и моей мате­ри, это язык моей няни, мое­го дет­ства, моей пер­вой люб­ви, почти всех мгно­ве­ний моей жиз­ни, кото­рые вошли в моё про­шлое как неотъ­ем­ле­мое свой­ство, как осно­ва моей лич­но­сти. (К. Бальмонт.)
Диалогичность изло­же­ния
Парцелляция — сти­ли­сти­че­ский при­ём рас­чле­не­ния в про­из­ве­де­нии фра­зы на части или даже отдель­ные сло­ва с целью при­дать речи интона­ционную экс­прес­сию путём её отры­ви­сто­го про­из­не­се­ния. Парцеллируе­мые сло­ва отде­ля­ют­ся друг от дру­га точ­ка­ми или вос­кли­ца­тель­ны­ми зна­ка­ми при соблю­де­нии осталь­ных син­так­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских правил.
Бессоюзие или асин­де­тон – наме­рен­ный про­пуск сою­зов, что при­да­ет тек­сту дина­мизм, стремительность.
Многосоюзие или поли­син­де­тон – повто­ря­ю­щие сою­зы слу­жат для логи­че­ско­го и инто­на­ци­он­но­го под­чер­ки­ва­ния соеди­ня­е­мых сою­за­ми чле­нов предложения.
Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_zanyatiya._sravnenie.docx 15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия .

Дата проведения 3 апреля 2013года

Учитель: Сагитова Г. Р.

Урок речевого творчества

Тема : Изобразительные средства языка. Сравнение.

— формирование представления о сравнении, как о средстве выразительности речи;

-развитие умения составлять предложения описательного характера с использованием сравнения;

-развитие внимания, воображения,;

-воспитание любви и уважения к родному языку

Оборудование : 2 коробки, предметы для сравнения, карточки для индивидуальных заданий

2,Постановка целей и задач урока

3 Основная часть урока

У меня 2 таинственные коробки. Что в них мы узнаем вскоре.

Если ты меня отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь.

Солнце, тучку и пейзаж-

Что же это… (карандаш)

Вывешиваются чёрно-белые рисунки тучки, солнца весеннего пейзажа

-Что бы вы добавили в эти рисунки? (цвет)

Какие средства помогут нам сделать рисунки яркими, красочными, выразительными?

Из 1 коробки достаю цветные карандаши, краски, гуашь.

А как ещё человек может нарисовать картину ? (словами)

Словом можно тоже по-разному описать картину. Можно сделать только набросок., а можно составить яркий, красочный и выразительный рассказ

Во второй коробке находятся средства, которые нам в этом помогут.

С какими-то мы уже знакомы, а с какими-то нам предстоит познакомиться.

Актуализация опорных знаний

Из второй коробки достаю камень, вату, перец и конфету.

Дети высказывают свои предположения, делают вывод, что речь идёт об АНТОНИМАХ

Что такое антонимы?

Как называются слова, близкие значению?

Антонимы и синонимы делают нашу речь выразительной?

Упражнения в определении синонимов и антонимов

Маленькое дело лучше большого безделья

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Легко друга потерять, но трудно найти.

Что это за предложения

Пословицы делают нашу речь выразительной?

Игра «Найди пару»

Дрожит, глядел , бегают , носятся, трясётся ,смотрит откладывать, оставлять

Вставьте подходящие слова в предложения

________как осиновый лист

Мурашки по спине____________

Не __________________ в долгий ящик

Куда глаза _______________

Что за предложения у нас получились?

Фразеологизмы делают нашу речь выразительной?

Знакомство со сравнением

На слайде картинки

Цыплёнок, ветка вербы, радуга, коромысло, лента, извилистая дорога.

Какие пары вы бы составили?

Сравнение – образное слово или выражение, в котором один предмет или явление сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере.

Упражнение «Найди сравнение»

Падают, падают листья

Льдинки, втыкаясь в сугроб

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.

На полянке у реки

Гордо держат лепестки

Как фарфоровые чашки,

Славная осень Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит

Лёд неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Знакомство со словами помощниками

КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО,КАК БЫ, КАК БУДТО

Упражнение в подборе сравнений .

Вата, зонт, бусинки, зеркало, подсолнух , яблоко, кораблик, вертолёт, лампочка.

Снег, гриб ,ландыш, речка, солнце, снегири листик, стрекоза , звезда.

Найди сравнения в песне

Звучат отрывки из детских песен

Дополни текст сравнениями. Используй слова-помощники.

Хороша весна в лесу!

Ярко светит солнце___________________

Лёгкие облака __________________________ украшают небо.

Слышна чудесная трель птиц_________________________

Смолой пахнут душистые почки.

Появилась молодая травка_______________________________

Выглянул голубенький подснежник___________________

С пригорка зажурчал говорливый ручеёк_________________

Весёлый и радостный лес весной!

С чем вы можете сравнить своё настроение после нашего урока? Нарисуйте

Источник

Средства художественной выразительности речи

Средства художественной выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Они помогают раскрыть замысел автора, выразить его отношение и позицию.

Средства выразительности речи употребляются в разных стилях речи, но наиболее богаты ими художественный и разговорный стили речи.

Средства речевой выразительности многообразны. Выделяются (в программе начальной школы):

1. Фонетические (звуковые):

  • аллитерация — повтор согласных, чтобы создать какой-то образ. Шелестел камышчуть слышно в озерной глуши. (согласные ш, ч передают звук камыша)
  • ассонанс — повтор гласных, создающий образ. Люблю я русскую берёзу, то светлую, то грустную. (гласные создают настроение лёгкой грусти)

2. Лексические (связанные с переносным значением слова (лексемой)):

  • эпитеты — красочные, образные определения. Весёлый ветер раздувал паруса.
  • олицетворение — придание неодушевлённому объекту свойства одушевлённых. Солнышко ласково улыбалось с небес.
  • фразеологизмы — устойчивые неделимые сочетания слов. Бить баклуши.(бездельничать)
  • сравнение (образное сравнение) — когда одно явление сопоставляется с другим для получения образа. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что. Листочек кружился, словно золотистая бабочка.
  • метафора — это перенос названия одного предмета на другой, сходный с ним в чём-то предмет. Над дедушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Краюшка хлеба называет месяц)
  • архаизмы — устаревшие слова. Перстом царица повелела вывести его вон.

3. Синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением). Такие средства не изучаются в начальной школе.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Что такое Средства выразительности

Средства выразительности — это тропы и фигуры речи, которые украшают речь, приносят выразительность, эмоциональность и яркость.

Средства художественной выразительности (таблица)

Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.

Лексические средства выразительности

Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.

Например, тропы (слова используются в переносном значении).

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин)

Суставы изнывают без лекарства,

Суставам осложнение грозит. (реклама «Хондроксид»)

Фигура речи Значение Пример
Аллегория Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа
  • аллегория медицины — это изображение змеи, обвивающей чашу;
  • аллегория мира — это белый голубь;
Гипербола Явное преувеличивание или приукрашивание действительности
  • повторял сто раз;
  • не виделись целую вечность;
Ирония Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка
Лексический повтор Повтор слов или целых словосочетаний
Литота Сильное преуменьшение
  • «Дюймовочка»;
  • рукой подать;
Метафора Два термина сравниваются в необычном смысле
  • золотые руки;
  • волчья хватка;
Метонимия Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними
  • город проснулся (т. е. люди);
  • сегодня мы видели Врубеля (т. е. его картины);
Олицетворение Одушевление неодушевлённых предметов
  • море рассмеялось;
  • солнце улыбнулось;
Перифраз Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики использование «голубая планета» вместо «Земля»
Сарказм Недобрая ирония, колкое выражение с юмором Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался?
Синекдоха Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот
  • уносить ноги (ноги — это частное, убегает же весь человек — это обобщённое);
  • Россия выиграла чемпионат (спортсмены — частное, Россия — обобщённое);
Сравнение Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. жёлтые, как янтарь, глаза
Эпитет Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол
  • синее небо;
  • тёмная аллея;
  • пламенные взоры.

Синтаксические средства выразительности

Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.

Но слушай: если я должна

Тебе. кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин)

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин)

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости. (А. С. Пушкин)

Средства выразительности в музыке

Главными средствами выразительности музыкальных композиторов являются:

  • лад (обычно мажор или минор);
  • динамика (громкость);
  • метр, ритм, темп (ритмическая мера);
  • регистры (диапазон музыкального инструмента);
  • тембр (окраска или характер звука);
  • штрихи (раздельные или связные: staccato, legato, non legato);
  • мелодия (главная музыкальная идея композитора);
  • гармония (изучение аккордов);
  • фактура (оформление многоголосия).

Средства выразительности графики

Художники используют уже свои приёмы:

  • фактура (бумага может быть гладкой или рельефной);
  • фон (цвет и тон поверхности);
  • линия (изобразительная, каллиграфическая, геометрическая);
  • штрих (недлинные линии);
  • ритм (различные размеры предметов и дистанции между ними);
  • пятно (квадрат, круг и др.);
  • светотень и тон (соотношение света, теней, текстур, форм и т.д.).

Источник

Читайте также:  Как вылечить пиелонефрит почек народными средствами в домашних условиях

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Фигура речи Значение Пример
Анафора (единоначатие) Повторение в начале строк, предложений и др. Город пышный, город бедный. (А. С. Пушкин)
Антитеза Противопоставление слов или понятий ученье — свет, а неученье — тьма
Градация Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории Пришёл, увидел, победил
Именительный темы Отделение существительного в именительном падеже
  • Холодные и дикие просторы.
  • Слово! Язык!
Многосоюзие (полисиндетон) Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели)
Оксюморон Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением
  • правдивая ложь;
  • оглушительная тишина;
Парцелляция Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников)
Риторический вопрос, восклицание, обращение Применяются для интенсификации выразительности
  • До каких пор мы будем это терпеть? (рит. вопрос);
  • Мечты, мечты! где ваша сладость? (воскл.; А. С. Пушкин);
  • Спи, моя радость, усни (обращ.).
Синтаксический параллелизм Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин)
Умолчание Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать
Эллипсис Исключение одного из членов предложения
Эпифора Повторение окончания предложения (слова или словосочетания)