Меню

Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете чем они отличаются



Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении

I. Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы. Это подчинительные союзы, союзные слова и соотносительные слова (указательные слова, корреляты).

Подчинительные союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.) и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части, не являются её членами, а служат только для связи придаточной части и главной: Цветухин придумал поход в ночлежный дом для изучения типов, потому что театр готовил «На дне» (Фед.). Подчинительные союзы делятся на семантические и синтаксические. Семантические союзы (однозначные) точно указывают на тот или иной вид отношений (хотя, ибо, так как, так что). Синтаксические (многозначные) союзы не указывают однозначно на определенный вид отношений, они выражают только зависимость одной части от другой (что, чтобы, как и др.). Они могут употребляться в различных по значению сложноподчиненных предложениях: Мы знали, что он вернется. Мы так просили его, чтобы он вернулся. Мне стыдно, что он вернулся. В 1-ом предложении выражаются объектные отношения, во 2-м — степени и следствия, в 3-м – причинные. По составу подчинительные союзы бывают простые (если, что, хотя, как) и составные (потому что, после того как, для того чтобы).

Кроме союзов в сложноподчиненном предложении могут быть союзные слова.

Союзные слова – это относительные местоимения и наречия, которые служат для присоединения придаточной части к главной, т.к. это части речи, то они являются членами предложения в придаточной части и обеспечивают более тесную связь частей, чем союзы. Среди союзных слов (кто, что, как, который, какой, чей, куда, где, откуда, когда, почему, отчего, зачем, сколько, настолько) есть омонимичные союзам, их немного – что, как, когда; но их нужно отличать от соответствующих союзов.

1. Союзные слова что, как отличаются от союзов тем, что на них падает логическое ударение. К ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;

2. Их нельзя изъять из предложения без нарушения его смысла;

3. Их можно заменить синонимичным союзным словом.

4. При разграничении союзного слова когда и союза когда следует опираться на значение придаточных частей, которые они присоединяют: придаточные части времени, условия, уступки присоединяются союзом когда, а придаточные определительные и изъяснительные, как правило, союзным словом когда: Онвошел в хутор, когда дележ семенного хлеба был в полном разгаре – придаточная часть имеет значение времени, поэтому когда – союз. Его можно заменить синонимичным союзом в то время как. Он спросил, когда будетсобрание. – Изъяснительное придаточное.

5. Следует обратить особенное внимание на синтаксическую функцию союзного слова который, т.к. чаще всего допускается здесь ошибка.

6. Оно может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, несогласованным определением.

7.Чтобы легче определить его функцию, нужно выяснить, какое слово оно заменяет, и подставить вместо союзного слова это слово: Дом, в котором я живу. Союзное слово в котором употребляется вместо слова дом – в доме я живу, в котором – обстоятельство места.

· Я вспомнил, чтó вчера произошло. (На слово чтó падает логическое ударение и к нему можно поставить смысловой вопрос (произошло что?). Это слово выполняет функцию подлежащего. Если его изъять, то смысл предложения изменится: Я вспомнил: вчера произошло. Что же произошло? Неизвестно.

· Я знаю, кáк можно решить эту задачу. (На слово кáк падает логическое ударение, к нему можно поставит смысловой вопрос как? каким образом? Это слово выполняет функцию обстоятельство образа действия. Устранение его изменяет смысл предложения. Союзное слово как можно заменить сочетанием каким образом.

· И наконец наступает тот час, когда сказказаносится на бумагу. – Час какой? – придаточное определительное, поэтому когда является союзным словом. Его нельзя устранить, т.к. иначе изменится смысл предложения.

Союзные слова могут быть разными членами придаточного предложения в зависимости от их формы и семантики.

Соотносительные слова (указательные слова, корреляты)– это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия (там, туда, тот, такой, оттуда, тогда, так, настолько, сколько и т.д.). Эти слова находятся в главной части и сложноподчиненного предложения и завершают её, но, не являясь полнозначными словами, не выражают самого смысла, а лишь сигнализируют о том, что этот смысл выражен в идущей далее придаточной части. Эти соотносительные слова как бы предвестники и посредники между придаточной частью и главной. При этом уже само наличие этого слова в главной части лишает главную часть независимости, заставляют ждать продолжения предложения: Но я делал то, что считал необходимым.

Читайте также:  Сообщение частицы как средство выразительности речи

В СПП расчлененной структуры соотносительные слова перемещаются в придаточную часть и сливаются с подчинительным союзом, при этом возникают сложные союзы более тонких значений:

– соотносительное слово так сливается с союзом как или что, образуя сложные союзы так как, так что;

– в союзах потому что, оттого что, для того чтобы окончательного слияния соотносительного слова с союзами что, чтобы не произошло, поэтому возможно параллельное употребление слов потому, оттого, для того то в качестве соотносительных слов в главной части, то в составе сложных союзов: Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору. Петербург становился еще более неприятным оттого, что в нем жила Нехаева.

– соотносительные слова могут употребляться как в главной части, так и сливаться с союзами, образуя сложные союзы: с тех пор как, в то время как, по мере того как: Разошлись по домам после того, как отряд остановился в центре города. После того как взошло солнце, я снова задремал.

– в уступительном союзе несмотря на то что указательное слово обычно сливается с союзом.

II. Кроме союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями СПП могут служить и другие средства: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части, интонация, лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть, некоторые особые лексические элементы.

Порядок следования частей сложноподчиненного предложения разных типов неодинаков: он может быть строго определенным или свободным. У одних СП части могут быть переставлены и даже одна часть может вставляться в другую. Это предложение гибкой структуры: К вечеру он узнал, что Долинник арестован петлюровцами (Н.Ост.). Что Долинник арестован петлюровцами, он узнал к вечеру. Он узнал, что Долинник арестован петлюровцами, к вечеру.

В других СПП части или не могут быть переставлены, или одна часть не может быть вставлена в другую. Это предложения негибкой структуры: Комната имела такой вид, будто ее обстреляли из пулемета (Пан.).

1. Если придаточная часть стоит после главной, то она распространяет главную при помощи указания на причину, условие, время, цель и др. обстоятельственные значения: Я нанялся к нему в подмастерья, так как жить было нечем.

2. Если придаточная часть стоит перед главной, то сообщение, заключенное в ней, предваряет сообщение, заключенное в главной части, влияет на него, как бы вызывает его. Главная часть в этом случае не имеет самостоятельного характера. Обе части оказываются взаимообусловленными, имеющими более сложные отношения: Иван Петрович остановился в гостинице, так как не хотел беспокоить своих знакомых (причинные). Так как Иван Петрович, не хотел беспокоить своих знакомых, он остановился в гостинице (придаточная часть – причинные, главная – следствия).

3. Если придаточная часть находится в интерпозиции, то есть в середине главной части, разрывая её, то эта часть по значению приближается к вставной конструкции: Мужчина (если он настоящий мужчина) не способен здраво рассчитывать в любви.

Соотношение глагольных форм частей сложноподчиненного предложения также является дополнительным средством их связи.

Видо-временные формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Так, в предложении Лист оторвался и улетел только на третий день к вечеру, когда из-за днепровских круч ударил в лицо грозовой ветер и молнии, обгоняя друг друга, начали бить в почерневшую воду (Пауст.) глаголам главной части оторвался и улетел в форме прошедшего времени соответствуют те же грамматические значения глаголов придаточной части (другие формы во второй части предложения невозможны).

Временные и модальные планы предикативных частей в СП находятся в определенном соотношении. Например, для выражения отношений одновременности в сложносочиненных предложениях с союзом и глагол-сказуемое в предикативных частях должен быть несовершенного вида: Блестело море все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.

Читайте также:  Чистящее средство баги акрилан

При выражении значения ирреального условия и следствия в СП глагол-сказуемое должен быть в форме сослагательного наклонения: Приехал бы ты раньше, и мы успели бы в театр. Если бы ты приехал раньше, то мы успели бы в театр.

Есть ряд ограничений в употреблении временных и модальных форм в придаточных частях. Так, в придаточных цели глагол-сказуемое может быть только в форме прошедшего времени или инфинитива, т.к. наличие в союзе чтобы частицы бы препятствует употреблению в этих придаточных частях глаголов в форме других времен.

В качестве средства связи в структуре сложноподчиненного предложения иногда выступают некоторые особые лексические элементы. Это свойственно сложноподчиненным предложениям с такими структурными элементами, как что касается . то; дело в том, что... Глагол касаться и существительное дело в таких конструкциях теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы: Дело в том, что нет на свете ничего практичнее, чем те фантазии, о которых теперь мечтают лишь немногие (Купр.).

Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть (контактные слова). Так, существительные при распространении предполагают определительную часть, а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова – изъяснительную: После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день (М. Г.); Грину хотелось порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга (Пауст.).

Роль интонации как средства конструирования сложноподчиненного предложения заключается в том, что она объединяет его части в единое целое. Из скольких бы частей ни состояло сложноподчиненное предложение, интонация конца свойственна только последней его части.

Таким образом, структура сложноподчиненного предложения определяется как синтаксическими средствами связи, так и отчасти лексико-морфологическими свойствами слов, участвующих в его построении.

Источник

Средства связи частей сложноподчиненного предложения
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
sr-va_svyazi_chastey_spp.doc 31 КБ

Предварительный просмотр:

Средства связи частей сложноподчинённого предложения

Что, как, когда, пока, будто, словно, если, раз, едва, лишь, точно.

Оттого что, как будто, потому что, так как, с тех пор как, в связи с тем что, лишь только с тем чтобы; ввиду того что, вследствие того что.

Что, кто, какой, который, каков, чей, сколько.

Где, как, когда, куда, откуда, почему.

Союз служит только для связи придаточного и главного предложений, не является членом придаточного предложения.

Союзное слово выполняет функцию связи придаточного и главного предложений, а также является членом придаточного предложения.

Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я (А.Пушкин). ( Что – союз, так как не является членом придаточного предложения и служит только для соединения придаточной части и главной).

Кто может знать, что ждёт меня? (А.Пушкин). (Местоимение что выполняет функцию связи придаточного с главным предложениями и функцию подлежащего в придаточном предложении, поэтому что – союзное слово, выраженное относительным местоимением).

Слова что, как, когда в сложноподчинённых предложениях могут быть и союзами, и союзными словами.

Как различить союзные слова и союзы в предложении?

Союзы надо попробовать заменить другими, подходящими по смыслу союзами.

Когда писатель уставал, он отправлялся на прогулку.

Мы можем заменить когда союзами едва , лишь только , как только , значит, это тоже союз.

Второй способ: союзы можно опустить, попробовать обойтись без них: Я встретил Гоголя у сестры и объявил ему, что иду в театр. Теперь мы просто опускаем союз: Я встретил Гоголя у сестры и объявил ему: «Иду в театр».

Союзные слова тоже можно попытаться заменить – самостоятельными частями речи, подходящими по смыслу. Например: Стол, вокруг которого на креслах и стульях уселись слушатели, стоял направо от двери.

Мы меняем союзное слово – выделили его в предложении – и предлагаем варианты: вокруг стола , там, везде.

К союзным словам можно задать вопрос: Современники рассказывают, кто присутствовал среди гостей Гоголя. Задаём вопрос: присутствовал кто?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В 9 классе при изучении темы «Сложноподчиненное предложение» наибольшую трудность для учеников вызывает разграничение союзов и союзных слов. Этот опорный конспект помогает в работе по теме.

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме » Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные.

Данный урок , разработанный для учащихся девятого класса, направлен на развитие понятия осложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Цель урока : сформировать понятие сложноподчиненного .

Тип урока: урок открытия новых знаний.Вид урока: урок-исследование, форма проведения: заочная экскурсия.Цель урока: — познакомить обучающихся с различными способами связи однородных членов предложения.

Презентация содержит в себе повторение материала по теме «Рассуждение как тип речи», а также новые знания, необходимые школьникам для создания собственных текстов- рассуждений. Кроме того, в.

Тематический урок русского языка в 9 классе, на котором используются материалы из произведений М.Ю.Лермонтова.

Источник

Trostencova.ru

1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.

2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.

3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.

4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?

Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.

5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?

В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).

6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.

Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.

Источник