Меню

Какие средства общения помогают людям



Что помогает и что мешает общению между людьми

Что помогает человеку общаться и передавать опыт

Общение – одна из фундаментальных потребностей человека, основа его здорового бытия, которая помогает ему осуществлять свою ежедневную деятельность, передавать и получать знания, осуществлять социализацию.

Нахождение адекватных и эффективных форм коммуникации является одной из необходимостей гармоничного развития общества и каждого его члена. Общение выполняет целый набор функций, которые позволяют развивать в мире знания, делясь опытом, формировать социальные связи, объединять людей.

Часто люди не могут социально адаптироваться по причине незнания или неумения правильно общаться. Так, нередко можно встретить собеседников, которые кажутся скучными, неинтересными, заносчивыми или высокомерными. Или же человек сам может испытывать опасения относительно обоснованности использования тех же эпитетов по отношению к себе.

На общении благотворно может сказываться развитие следующих черт характера, личностных качеств и навыков:

  • чувство юмора и умение разрядить ситуацию;
  • тактичность и сдержанность;
  • умение четко и ясно выражать свою мысль;
  • умение начинать разговор;
  • грамотность речи и большой словарный запас;
  • развитость эмоционального интеллекта: умение описать и проявить свои чувства, а также понять чувства другого;
  • высокий уровень эмпатии (установка на гуманность);
  • владение деловой этикой (для общения в профессиональной среде, для рабочих контактов);

Все эти качества могут помочь человеку стать хорошим и интересным рассказчиком, способным разговорить любого, и которого хочется слушать.

Правила общения как залог успешного взаимодействия

Соблюдение правил общения – это основа гармонических отношений между людьми, личностного развития и адекватного решения поставленных задач.

Основные правила, которые помогают человеку общаться и устанавливать контакты:

  1. Обоюдная заинтересованность собеседников друг в друге. Каждому участнику акта взаимодействия важно не только рассказать о себе, но и узнать о состоянии своего собеседника, выслушать его.
  2. Стремление собеседников к взаимопониманию. Общение только тогда может быть конструктивным и способным к передаче опыта, когда каждый участник не ставит во главу угла доказать свою правоту при любых условиях. Поиск компромисса – ориентация качественной коммуникации.
  3. Уважение к собеседнику, его мыслям и чувствам. Если один из участников общения ведет себя снисходительно или высокомерно по отношению к другому, то становится невозможным достижение удовлетворенности коммуникацией и решение поставленных в рамках акта задач. У собеседников возникает неприязнь и враждебность. Также недопустимы обобщения или обесценивания.
  4. Разговаривать нужно на равных. Каждому человеку важно, чтобы его воспринимали всерьез как зрелую личность. Мысли и чувства каждого равноценны в рамках разговора.
  5. Отсутствие грубых слов и высказываний, оскорблений. Общее соблюдение этичности беседы.
  6. Внимательность к чувствам собеседника, его общему состоянию и невербальным жестам. Умение подмечать мелочи и реагировать на сигналы собеседника помогает установить приятельский контакт.
  7. Время от времени нужно делать паузы и интересоваться мнением собеседника, его переживаниями. Собеседник – это не пассивно воспринимающий объект, а активный участник беседы. Если возникает чувство того, что он теряет интерес к разговору или внезапно пытается его беспричинно закончить, то стоит узнать, что послужило поводом для возникновения такого напряжения.
  8. Если собеседники реагируют на слова (информацию) друг друга исключительно общими фразами — это яркий показатель того, что собеседники не слышат и не понимают друг друга, а концентрируются на своих мыслях. Иногда они уместны, но злоупотреблять ими не стоит. Использование общих фраз на протяжении всей беседы («Такова жизнь!», «Бывает», «Даже не знаю…») могут быть восприняты другим как незаинтересованность в разговоре, а значит – в самом собеседнике. В будущем это может повлиять на формирование чувства обиды или даже полное прекращение общения с таким человеком.
  9. Общение должно быть честным и искренним. Неискренность зачастую всегда становится заметной, а ложь позже обнаруживает свой характер. Эти явления подрывают доверие между собеседниками, возможность быть открытыми и общее желание общаться в дальнейшем.
  10. Наличие развитых и эффективных форм общения в зависимости от применяемой среды. Общение с разными категориями людей должно иметь свою культуру, а собеседник должен знать, как себя вести при беседе, к примеру, со старшими и младшими по положению или возрасту.

Общение между людьми – это базис взаимоотношений. Потому исключительно важно подходить ответственно к вопросам построения качественной культуры коммуникации с ценностной ориентацией на уважение и доверие друг к другу, взаимопонимание.

Основные способы межличностного общения

Общее взаимодействие между людьми происходит в регламентированной форме общения с помощью двух видов средств:

  • вербальных (язык как речь письменная и устная);
  • невербальных (взгляд, жесты, мимика, интонация).

Коммуникация глухонемых происходит только с помощью невербальных средств – жестов.

При этом общение может осуществляться не только в реальном мире, но и виртуальном — с использованием мессенджеров, онлайн-конференций, электронной почты и т.п. Каждый из способов имеет свои особенности и правила. Общение даже в таких формах должно оставаться в рамках соблюдения правил и уважения к собеседникам (друзьям, родителям, коллегам, работникам различных структур).

При этом способом межличностного общения может выступать особая общая деятельность с невербальными средствами. Например, общее приготовление еды, обучение танцам, рисование картины. Потому важно понимать, что даже если деятельность не сопровождается словами, она должна быть вежливой и учтивой. Зачастую такие формы взаимодействия дополняются вербальными средствами, образуя своеобразный конгломерат общения.

Читайте также:  Чистящее средство мой пакет

Что мешает общению между людьми

Кроме нарушения правил коммуникации, на взаимодействие между людьми могут негативно сказаться и многие другие факторы. Среди них:

  • наличие психологических травм или стрессов;
  • эмоциональная незрелость;
  • неудачное стечение обстоятельств;
  • унылое настроение;
  • неуверенность в себе или застенчивость;
  • наличие конфликтов между сторонами общения, страх одного перед другим, неприязнь друг к другу;
  • необоснованная предвзятость к собеседнику;
  • отсутствие отклика от другого участника общения;
  • концентрация на темах, которые не интересны собеседнику или же вызывают у него негативные эмоции;
  • нежелание общаться в силу других причин и обстоятельств.

Главная преграда на пути адекватного человеческого общения состоит в нежелании или неумении слушать и слышать друг друга.

Умение одного слушать не только позволяет другому полноценно раскрыться и поделиться своими идеями и переживаниями, но и дает внимающему почву для размышлений, отправную точку для поиска решения проблем и предоставления помощи. Концентрация на себе на протяжении всего времени беседы лишь ведут к разрушению коммуникации, где один фактически говорит сам с собой.

Также на общий ход беседы может негативно повлиять неверное понимание характера данного общения – его формальности или неформальности. Потому важно изначально определить рамки, в которых протекает разговор, чтобы сформировать адекватную модель поведения.

Общение между людьми — не четко регламентированный процесс, но многогранный интерактивный феномен. Потому формальность с течением беседы может сглаживаться, а общение переходить с уровня условностей на уровень духовного взаимопонимания.

Кроме этого, собеседникам стоит обращать внимание на роли, которые они выполняют в акте общения. Если виденье одним роли другого не соответствует ожидаемым (избранным каждым из собеседников), то возникает несовпадение и непонимание целей и мотивации друг друга.

С точки зрения транзактного анализа, конструктивное общение между зрелыми личностями происходит в рамках ролей «Взрослый-Взрослый». Если же нарушается эта схема, то общение превращается в конфликт и может перерасти в полноценную ссору.

Возможны и другие схемы взаимодействия, к примеру «Родитель-Ребенок», но они не желательны для общения между взрослыми людьми. При этом многие перекрестные разновидности ролевых транзакций возможны в рамках игровых типов общения и взаимодействия.

Источник

Средства общения человека в психологии

Средства общения – важный инструмент ежедневного контакта одного человека с окружающими. Существует множество способов обмена информацией, подразделяемых непосредственно на разговор и коммуникацию без слов.

Людям нужно разговаривать, чтобы понять друг друга

Что такое средства общения человека

Взаимная коммуникация занимает огромную часть жизни человека. Она помогает выражать мысли, чувства, намерения. Наиболее распространенные виды обмена информацией – посредством слов, жестов. Психология выделяет два типа общения:

  • вербальный (речь, интонация);
  • невербальный (мимика, жесты, поза).

Например, речь может быть внутренней, когда человек мысленно рассуждает, внешней, разговорной и т. д., так же, как и поза, открытой и закрытой.

Основные средства общения людей

Помимо наиболее распространенных методов обмена информацией, называют следующие виды общения:

  • Когнитивное и деятельное. Обмен знаниями, навыками, информацией и умениями;
  • Материальное. Имеет место в процессе обмена предметами;
  • Мотивационное. Обмен желаниями, а также побуждение к решительным действиям;
  • Эмоциональное. Обмен эмоциями, например, попытка развеселить грустного собеседника.

Обратите внимание! Кроме разных видов и способов, существуют определенные техники общения, которые применяются для достижения тех или иных целей, возникающих в процессе знакомства с человеком.

К техникам общения относят:

  • Деловое – обмен информацией для достижения коммерческой выгоды;
  • Контакт масок – набор стандартных слов и словосочетаний, в совокупности с мимикой и жестами, например, вежливость, скромность, учтивость, безразличие;
  • Манипулятивное – беседа с целью получения выгоды;
  • Межличностное – раскрытие глубинных структур собеседника;
  • Предметное – имеет место как у детей (наделять игрушки «сознанием»), так и у взрослых («разговаривать» с телефоном);
  • Светская беседа – таким называется разговор без определенной цели, беспредметный. Обычно говорят не то, о чем думают, а выражают то, что принято;
  • Формально-ролевое – когда люди разговаривают на том уровне, который соответствует их социальному положению.

Невербальные

Невербальным называют коммуникационное взаимодействие собеседников без использования слов. Улыбка, удивленное выражение лица, сдвинутые брови – все это примеры невербального общения.

Обратите внимание! Зачастую жесты и мимика имеют подсознательный характер, поэтому умение вовремя их определить позволяет собеседнику предугадывать ход разговора.

Иногда жесты говорят больше, чем слова

Невербальный контакт эмоционально дополняет основную беседу, где инструментом разговора становится тело человека. Среди средств данного вида общения выделяют мимику (выражение лица, глаз, рта), жестикуляцию (движения тела), визуальный контакт и проксемику (расстояние между собеседниками).

Вербальные

Вербальным называют речевое взаимодействие собеседников. Оно мало уступает невербальному, поскольку есть разные сферы жизни: в личной жизни часто имеет значение то, «как» сказано предложение (искренне, эмоционально), в деловой сфере важно именно то, «что» говорит собеседник. Сюда должна относиться ясность в выражениях, без намеков и хождения «вокруг да около».

Читайте также:  Какие средства являются дезинфицирующими ответ гигтест

Язык как средство общения

Язык – это не только способ общения, но и мышления человека. Он является социальным и культурным механизмом. Главная языковая функция заключается в использовании слов. Однако выделяются и другие виды языкового общения:

  1. Разговорный язык. Средство повседневного контакта между людьми. Включает в себя использование жаргонных слов, так называемого сленга, действующего для той или иной группы людей или даже местности.
  2. Литературный язык. Язык, включающий в себя некоторые нормы и правила беседы. Литературный язык свидетельствует о том, что собеседник владеет языковой культурой.
  3. Искусственные языки – способы общаться без использования речи. Среди них выделяют:
  • Азбуку Морзе. Определение знакового кодирования, характеризующего цифры и буквы.
  • Язык глухонемых. Сочетание жестов, мимики, движений рта.
  • Шифры. Так называемые преобразования текста с целью его засекречивания. Примечательно, что их можно расшифровать, зная «ключ».
  • Компьютерные языки. Средство общения с компьютером посредством команд, знаков, а также математических формул.

Речь как средство общения

Для большинства людей наиболее понятна речьсловесная беседа, которая имеет определенные виды:

  • Внутренняя речь. Речь для себя или про себя, т.е. обычно имеет характер мысленных рассуждений. Бывает, что человек говорит сам с собой, когда его никто не слышит, это также можно отнести к внутренней речи. Суть ее в том, что подобные обращения к себе не слышат другие люди.
  • Внешняя речь. Она же устная. Слова воспринимаются на слух лицом, которое участвует в беседе, но в данный момент ее не ведет.

Речь является самым используемым способом общения

  • Диалогическая речь, или разговорная. Наиболее часто используемый способ общения с элементами диалекта и жаргона, характерными для определенной местности, представителей некоторых видов деятельности или профессии.
  • Монологическая речь. Речь одного человека, обращенная к собеседнику или группе людей. Суть в том, что монолог имеет длительный характер без возможности прервать речь. Обычно к монологу готовятся заранее. Примеры – преподаватели, дикторы, люди, представляющие презентацию.
  • Письменная речь. Кроме современного общения в реальном времени посредством чатов и смс, письменная речь является способом общения с представителями прошлых и будущих поколений.

Игра как средство общения

Игра используется в основном детьми как между собой, так и для взаимодействия со взрослыми собеседниками. Она необходима для того, чтобы раскрыть таланты детей, эффективнее научить их чему-то новому, раскрепостить. Многие родители используют игры как уловки по воспитанию детей, например, чтобы научить малыша самостоятельно наводить порядок («кто быстрее спрячет все игрушки в коробку!»).

Развитие средств общения

Еще до рождения дети общаются с родителями прикосновениями (толчками), так же как и матери поют песни ребенку, гладят животик. После рождения чадо нуждается в эмоциональном контакте, у него развиваются органы для коммуникации (упор на слух, прикосновения, даже запахи).

Имеет место ольфакторный метод – общение запахами. Он характерен для животных, которые помечают территорию. Другие животные чувствуют этот запах и распознают в нем немалое количество информации: вид, пол, статус (например, вожак) и многое другое.

Вскоре ребенок начинает подражать звукам, которым учат его родители (пародирует телевизор и даже домашних питомцев). Затем дети переходят к игровому способу общения, познавая мир. Достигая школьного возраста, ребенок интенсивно развивается интеллектуально, учится разным способам общения и взаимоотношений.

Дети учатся общению, копируя взрослых

Средства делового общения

Деловые взаимоотношения опираются на вербальный тип беседы, т.е. важно содержание разговора, а не эмоциональная его сторона. Допускается представлять свои идеи, подкрепляя их искренней улыбкой в попытке вызвать у собеседника дружелюбие и доверие, но результат все же зависит от фактов, доказательств эффективности беседы.

Среди инструментария делового общения можно назвать следующие понятия:

  • Непосредственно беседа – диалог нескольких лиц с целью разрешения деловых задач, установления взаимовыгодных отношений.
  • Беседа по телефону – проходит в силу ограничения по времени, требует знания этикета телефонных разговоров.
  • Деловые переговоры – обмен мнениями с целью прийти к общему соглашению.
  • Совещание – привлечение сотрудников к принятию решения.
  • Публичная речь – монолог, ораторская речь перед аудиторией и т. д.

Средства общения дошкольников

Дошкольникам доступны так называемые игры, с которыми они лучше узнают друг друга и особенности окружающего мира. Выделяют следующие средства общения дошкольников:

  • Образно-ролевая игра. Суть в том, чтобы ребенок выбрал себе роль и действовал в соответствии с нею. Примечательно, что это не только роль мамы или папы – дошкольник волен выбрать любой понравившийся предмет, эмоцию и т. д.
  • Сюжетно-ролевая игра – творческий подход к познанию мира, пониманию взрослых, первые шаги на пути к ответственности.

О том, какие бывают основные средства общения, есть множество информации. Ребенку в школе дают первые краткие пояснения о вербальном и невербальном видах контактов. Психологи могут определить намерения и настроение человека прежде, чем он заговорит. Знание способов общения поможет лучше понимать течение разговора.

Читайте также:  Средства по уходу за натуральными камнями

Видео

Источник

Разновидности средств общения, их описание и функции

Средства общения — это поведенческие проявления, способствующие передаче информации оппоненту в ходе коммуникационного взаимодействия. Другими словами, это определенные приемы ее кодирования, преобразования и дешифровки.

Классификация средств общения делит их на два типа: вербальные и невербальные.

  1. Вербальные (языковые) — это речевые средства (устные или письменные). Название этого типа происходит от латинского «verbalis», что в переводе означает «словесный». Таким образом, к ним относятся слова и фразы.
  2. Невербальные (неязыковые) — неречевые средства. К невербальным средствам обычно относят мимику, жестикуляцию, пантомимику, проксемику, экстралингвистические (паузы, смех, шепот) и паралингвистические средства (высота, громкость голоса, интонация), визуальные контакты и пр.

Фактически, это те средства, которые наряду с вербальными передают смысловую информацию, то есть сопровождают речь. Они делятся на фонационные (тембр, темп речи, интонация и т.д.), кинесические (жесты, мимика, язык тела) и графические (почерк).

Основные средства

По своему содержанию общение бывает нескольких видов.

  • Когнитивное общение представляет собой обмен информацией или знаниями.
  • При материальном общении происходит обмен материальными объектами — продуктами, служащими средством удовлетворения потребностей оппонента.
  • Мотивационное общение способствует передаче побуждений, установок, готовности к определенным действиям.
  • Эмоциональное (кондиционное) общение подразумевает обмен эмоциями для достижения определенного состояния (физического или психического).

Язык как средство общения

Язык является основным средством человеческого общения. Посредством языка люди мыслят и выражают свои мысли, чувства, переживания, желания, передают их другим, а также получают определенную информацию из внешнего мира.

Язык тесно связан с жизнью общества и народным сознанием — он хранит культурные ценности общества, в котором на нем говорят. Существование социума без языка невозможно, так же, как и существование языка вне социума. По мере того, как меняется общественная жизнь, меняется и состояние языка. Таким образом, язык служит еще и средством передачи знаний, опыта от одного поколения к другому.

Разновидности

Существует две разновидности употребления языка:

  1. Под литературным понимается язык, который употребляется в средствах массовой информации, публицистике. Его особенностями являются унифицированность (единообразная система, форма бытования), нормированность и общеобязательность правил (грамматических, фонологических и пр.).
  2. Разговорный язык, как правило, используется в повседневной коммуникации. В нем отсутствуют строгие нормы и правила, однако, несмотря на это, разговорный язык может влиять на литературный, создавая новые нормы (когда определенный вариант становится общеупотребительным). Один из главных его критериев — понятность для широких народных масс.

Таким образом, главное различие этих разновидностей состоит в том, что первый подчиняется языковым нормам, а второй ориентируется на доступность, понятность, ввиду чего может игнорировать правила.

Иногда выделяют также язык художественной литературы, в которой может быть представлена как литературная, так и разговорная речь (в зависимости от жанра, направления, сюжета, персонажей и т.д.).

Речь как средство общения

Речь наряду с языком является одним из основных средств, способов общения. Она является и источником информации, и методом воздействия на собеседника. Ее главное отличие от языка состоит в том, что речь представляет собой совокупность звуков (или лексем на письме), эквивалентную по значению соответствующей им системе знаков. Язык един, универсален для всех, тогда как речь индивидуальна, зависит от конкретного человека или группы людей, объединенных социальной средой, местом проживания, профессией и пр.

Речь подразделяется на два вида:

  1. Внутренняя речь происходит внутри, то есть в процессе мышления. Внутренняя речь является начальной точкой речевого высказывания (оно сначала формируется в голове). Таким образом, она используется и во время диалога, несмотря на то, что является беззвучной, скрытой от собеседника.
  2. Внешняя речь, соответственно, транслируется во внешнюю среду — устным или письменным образом. Для нее не обязателен диалог (внешняя речь может быть и монологической — речь оратора, лектора и т.д.).

Вспомогательные средства общения

Вспомогательные (дополнительные) средства общения подчеркивают (или скрывают) особенности пола, возраста, расы. Средствами их преобразования являются одежда, прическа, макияж, аксессуары, татуировки, борода и усы, предметы, находящиеся в руках. Они могут использоваться как намеренно, так и неосознанно, и являются проявлением человеческой психологии.

Примеры использования средств общения в повседневной жизни

Повседневную жизнь невозможно представить без общения. Мы каждый день обращаемся к устной или письменной речи для передачи информации, эмоций и т.д. Кроме вербальных средств мы постоянно используем невербальные: например, киваем, чтобы выразить согласие, машем рукой в знак приветствия.

В письменной речи помимо непосредственно текста мы также пользуемся знаками, которые способны передать наше эмоциональное состояние: смайлами (эмодзи) или графическими картинками.

Определенную информацию мы транслируем и с помощью внешнего вида. К примеру, приходя на собеседование, мы скорее всего выберем нейтральную одежду и макияж, а для праздника подберем более яркие предметы гардероба и косметики. Это все — средства общения, к которым мы неосознанно прибегаем в различных жизненных ситуациях.

Источник