Меню

Какие художественные средства помогают создать настроение которым проникнуто посвящение



Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

На примере поэмы А. Ахматовой воспитывать любовь к родине, Развивать умение анализировать поэму с точки зрения содержания и формы.

Скачать:

Вложение Размер
Урок литературы в 11 классе Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» 26.63 КБ
ahmatova_2.docx 26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 «А» классе

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»

15января 2014 год

урок – объяснение, урок — поиск

частично- поисковые, устного рисования, методы погружения в текст, беседа

медиапроектор, слайдовая презентация

обра-зова- тель- ные

— Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.

— Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.

— На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

— Развивать умение анализировать поэму с точки зрения содержания и формы.

— Развивать активное мышление учащихся.

— Развивать воображение старшеклассников, понимание ими образной структуры поэмы.

— Воспитывать интерес к поэзии.

— Воспитывать чувство уважения к человеческой личности, преклонения перед великим поэтом.

Структурные элементы (этапы) урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Сообщение темы и целей урока. Приложение 1-3

Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое значение слова «реквием». Приложение 4

«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа.

Обратимся непосредственно к тексту поэмы .

Усвоение содержания нового материала

1. Прозаический отрывок «Вместо предисловия» — очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать». Приложение 8

— Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?

— Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?

2. Следующая часть поэмы «Посвящение». Приложение 9

— Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

— Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова»:

« И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора,

И остров двинулись с мест своих».

— Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?

— В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы».

Когда-то Пушкин, обращаясь к декабристам, писал:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)

— А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? ( Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей. )

— Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? ( эпитеты, сравнения )

— Итак, кому же посвящается поэма?

Вывод: Поэма посвящена Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.

3. «Вступление». Приложение 10

Слово учителя: А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.

— Какая Родина изображена у А. Ахматовой?

Родина — живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»

— Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова?

Вывод: «Вступление» — это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.

Переходим к 1 главе. Приложение 11

— Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

— Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?

Сообщение ученика о казни стрельцов с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».)

Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Читаем II и III главы.

Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?

Вывод: Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» — как бы из другого мира.

Читаем IV главу.

— Что происходит с героиней? ( Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности. )

Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с отрывками из романа А. Жигулина«Черные камни»

Читаем V-VI главы.

В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет.

В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну.

Перечитаем VII-IX главы.

Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:

«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….

(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)

— Прочтите название X главы. С чем оно связано?

— Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?

— Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?

Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.

В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.

Обратимся к эпилогу.

Выборочное чтение «Эпилога»

Слово учителя: Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужики и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери.

Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно: (читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране ….

Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.

Обобщение. Приложение 12.

Запишем в тетради:

  1. Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
  2. Именно им «невольным подругам… двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
  3. Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна — не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
  4. Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
  5. Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
  6. Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 — миллионный народ.
  7. В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.

Источник

Урок по реквиему
рабочая программа по русскому языку на тему

Урок по реквиему

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_rekviemu.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванюта Евгения Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гиагинская СОШ № 2 им. А. Асеева и Ю.Голикова»

Трагедия личности и трагедия народа в поэме

А. А. Ахматовой «Реквием»

— учить понимать, формулировать авторскую мысль, оценивать её значимость в контексте времени;

— совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами истории страны, библейскими мотивами, биографией автора, — с тем, что непосредственно связано с произведением;

— формировать умение понять, воспринять и объяснить творческую лабораторию поэта: видеть и толковать своеобразные ахматовские образы-символы, ключевые слова, поэтические тропы (метафоры, эпитеты, сравнения), стилистические фигуры (анафоры, перекличка заголовков стихов);

-развивать способность воспринимать литературный процесс в культурном пространстве, взаимосвязанный, обогащающий поэтические личности.

— способствовать воспитанию патриотизма: чувства сопричастности к судьбе своего народа, своей страны, памяти и уважения к прошлому, истории. Воспитание гражданского мужества на примере судьбы и творчества Ахматовой;

-через духовно-эмоциональное восприятие «Реквиема» — к чувствам сострадания, сочувствия.

— продолжить знакомство учащихся с личностью Ахматовой, своеобразием её «Реквиема»; обратить внимание учеников на приметы времени, показать, как история страны переплавляется в своеобразные ахматовские художественные образы;

— обеспечить представление о страшном периоде массовых репрессий в истории России, трагической судьбе поэта в сталинское время.

Методы обучения – работа по слайдам презентации; беседа по проблемным вопросам; «В творческой лаборатории поэта» — исследовательский анализ отдельных стихотворений «Реквиема»; экскурсы в библейские тексты и к историческим аналогиям, решение проблем.

Тип урока — комбинированный.

  1. Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.
  2. Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
  3. На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
  1. «Реквием» Моцарта (аудиозапись)
  2. Репродукция картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
  3. Аудиозапись «Реквиема» в исполнении А. А. Ахматовой.
  4. Тексты поэмы «Реквием»
  5. Портреты Ахматовой в форме презентации и на доске.
  6. Цитата из «Откровения Иоанна Богослова» (запись на доске)

« И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора,

И остров двинулись с мест своих».

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был…

Звучит аудиозапись « Реквием» Моцарта.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А. Ахматовой «Реквием».

Цель урока: проследить, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия поэта, как история страны преломляется и отражается в творчестве А. А. Ахматовой.

II. Мотивационное начало урока.

1. История создания поэмы.

Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое значение слова «реквием».

Выступление ученика с сообщением «Реквием как музыкальное произведение»

Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

2. Слово учителя.

Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

III. Работа учащихся по теме урока.

Прослушивание аудиозаписи Реквиема — «Вместо предисловия»

— Прозаический отрывок «Вместо предисловия» — очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать».

— Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время? (В страшные годы ежовщины…. семнадцать месяцев в тюремных очередях, …там говорили все шепотом…)

— Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы? ( В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын Анны Ахматовой, Лев Гумилев ). Презентация

Следующая часть поэмы «Посвящение».

— Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

— Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова».

Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?

(Апокалипсис – это конец света. Знаком Апокалиптического мира является здесь образ застывшей, остановившей течение своих вод «великой реки» — Невы, на берегах которой разворачиваются события «Посвящения» )

— В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? (Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)

— А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? ( Местоимение «мы». Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей. )

— Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? ( эпитеты, сравнения: постылый скрежет, тяжелые шаги, одичалой столице, смертельная тоска и др. )

— Итак, кому же посвящается поэма?

( Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)

А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.

— Какая Родина изображена у А. Ахматовой?

( Родина — живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»)

— Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова? (Болтался…возле тюрем…Ленинград…, шли…осужденных… полки…, черные маруси (автомобили НКВД)

Вывод: «Вступление» — это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.

Переходим к 1 главе.

— Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (момент ареста сына; … как на выносе шла…, смертный пот на челе…)

— Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?

(Ученик: сообщение о казни с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».) Презентация

Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Читаем II и III главы.

Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?

(Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» — как бы из другого мира.)

Читаем IV главу.

— Что происходит с героиней?

(Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности.)

— Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала.

Перечитаем и проанализируем V главу.

— В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет.

Сделайте вывод. (Попытка спасти сына, что-то сделать сменяется оцепенением, пониманием полной безысходности и потому бездействием)

В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну. ( Народные мотивы очень сильны в поэме – использование элементов колыбельной помогает это увидеть)

Перечитаем VII-IX главы.

Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:

«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….

(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)

— Прочтите название X главы. С чем оно связано? (эпизод казни Христа)

— Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?

— Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?

( трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление — распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.

В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.)

Обратимся к эпилогу .

Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужчины: отцы, мужья и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери, жены, сестры. Здесь дан обобщенный портрет матери.

Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины-поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно:

(читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране ….

Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.

Поэма «Реквием» — поэтический памятник гражданскому мужеству поэта, осмелившейся рассказать трагическую правду о времени и о себе.

Написать 5-10 предложений о Родине Ахматовой «После прочтения «Реквиема».

(Работа идёт на фоне «Реквиема» Моцарта).

  1. Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
  2. Именно им «невольным подругам… двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
  3. Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна — не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
  4. Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
  5. Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
  6. Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 — миллионный народ.
  7. В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.

Домашнее сочинение по лирике Цветаевой или Ахматовой. Анализ избранного стихотворения.

Источник

Какие художественные средства помогают описать материнское горе

Скачать
презентацию А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…» >>

Какие художественные средства помогают описать материнское горе? Антитеза. Эпитеты. Сравнения. Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат – Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. Тюремные затворы смертельная тоска постылый скрежет шаги тяжелые по столице одичалой невольные подруги осатанелых лет «каторжные норы». Подымались как к обедне ранней мертвых бездыханней словно с болью жизнь из сердца вынут словно грубо навзничь опрокинут.

Слайд 15 из презентации «Урок Реквием Ахматова» к урокам литературы на тему «Ахматова»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Урок Реквием Ахматова.ppt» можно в zip-архиве размером 3925 КБ.

Ахматова

«Ахматова поэма Реквием» — Год первой публикации поэмы «Реквием» — 1937. Семнадцать месяцев кричу… «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Русь. Завещание жены, матери, поэта. Значение эпилога. Я таких слов о своих стихах никогда не слыхала. («Народные»). (А.Ахматова).

«Ахматова биография» — «Годовалым ребенком я была перевезена в Царское Село. Анна ахматова. Семья была большая. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. 18 сентября 1912года у Гумилевых родился сын Лев. Молодые едут за границу в свадебное путешествие. Н. Гумилев. Там я прожила до шестнадцати лет». ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ЛИРИКИ А. Ахматовой.

«Поэма Ахматовой Реквием» — Анна Ахматова. Какие факты жизни поэтессы отражены в поэме? Какие образы-символы, на ваш взгляд, являются наиболее яркими? Как проявляется категория времени и пространства в «Реквиеме»? Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица. — С каким периодом русской культуры совпали юность и начало творчества Ахматовой?

«Ахматова жизнь» — «Я голос ваш. Очертанья столицы во мгле. Любовная лирика. Дача Анны Ахматовой в Комарове. Ночь. Ахматова в последние годы жизни. Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь. Ахматова и Гумилев. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. Понедельник. Сегодня я с утра молчу, А сердце пополам.

«Ахматова» — Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Как называются первые сборники Ахматовой? Каждое стихотворение – драма женской души. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе по теме: «А. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене…

«Анна Ахматова» — Конец 1922 — Ахматова становится женой Николая Николаевича Пунина. Начало 1939 — Ахматова узнала от Э.Герштейн о гибели О.Мандельштама. 1911 — Анна поступает на петербургские Женские курсы. 1909 — Анна принимает официальное предложение Гумилева стать его женой. 23 февраля 1942 — Ахматовой написан стих Мужество.

Источник

Читайте также:  Какими средствами безопасно проводить ликвидацию пожара в электроустановках до 1000в