Сатирические приемы, используемые в сказке «Премудрый Пескарь», какие?
Литература 7 класс.
Салтыков-Щедрин, это просто мастер художественного изображения человеческих пороков и его произведение про Премудрого пескаря,, тому подтверждение.
Автор, при написании этго повествования использует несколько литературных приемов. Там есть гипербола:
Но основой конечно же служит в этом произведении АЛЛЕГОРИЯ, представляющая как представление иносказания, где человеческие качества (не самые лучшие) показаны в смешном виде, задействовав зоологию, а точнее его представителя — пескаря.
Поэтому, оценивая целиком все произведение по Премудрого пескаря, можно однозначно ответить, что оно соответствует Аллегории.
Говоря о сатирических приемах, которые Салтыков-Щедрин использовал в сказке, я бы выделила следующие:
- Аллегория: премудрый пескарь в сказке является олицетворением таких абстрактных понятий как трусость, инертность, привычка перестаховываться.
Ирония: писатель постоянно подчеркивает, что у пескаря «ума палата», называет его премудрым, хотя на самом деле имеется в виду совершенно противоположное.
Гипербола: щука зубами хлопает.
Гротеск: страхи пескаря приобретают такие фантастические размеры, что он:
- Сарказм: в заключительных строчках сказки:
и еще один образец сарказма, в этих словах перечисляются все те мечты и желания, о которых всю свою ненужную жизнь мечтал премудрый пескарь:
Русский писатель Кущевский Иван Афанасьевич родился в семье чиновника не высокого ранга в 1848 году в городе Барнауле, умер в 1876 году в Петербурге. Образование получил в Барнаульском горном училище и в Томской гимназии. В семнадцатилетним возрасте хотел поступить в Петербургский университет, но приехав в столицу и почти не имея средств существованию, а не то чтобы учиться, вынужден был работать на патронном и котловом заводах, матросом на судне, торговал апельсинами, работал на бирже и тому подобное. В последствии писатель опишет все эти свои мытарства в ряде своих очерков и рассказов опубликованных в журнале «Искра» и других изданиях. На тяжелых физических работах здоровье писателя было подорвано, работая грузчиком, он упал в ледяную воду Невы, долго лечился и свой роман «Николай Нагоев, или благополучный россиянин» он написал тоже в больнице, роман был написан в 1870-71 годах и напечатан при содействии писателя Некрасова в журнале «Отечественные записки». События в романе развертываются в основном в 50-е начале 60-х годов 19-го столетия и повествуют о достоверных событиях того времени, это и студенческие волнения 1861 года, и организация школ для простого народа, и распространение первых листовок и революционных прокламаций, и крестьянские восстания против гнета помещиков, не смотря на отмену крепостного права и так-далее. Писатель ставит во главе угла своего романа-исторической хроники тему воспитания поколения революционеров и поиски путей борьбы за новый общественный строй в Российской Империи. Тема писателем раскрыта талантливо и блестяще. Писатель Кущевский, прожив очень короткую жизнь, вошел в историю русской литературы, как автор одной книги, к сожалению не заслуженно забыты его рассказы и очерки, где он пишет о жизни городской бедноты, сатирически обличает мелкобуржуазное мещанство и либерализм. Многие сатирические образы либералов и мещан в рассказах писателя очень близки к щедринским, видно, что он учился и подрожал великому сатирику.
Салтыков — Щедрин знаменитый писатель высмеивавший барство, лень, пьянство, многие другие пороки Российского общества, он был у истоков сатиры и юмора в Российской империи. Сарказм Салтыкова — Щедрина, очень остроумный,смелый. Он как бы предвосхищает события происходящие в России, отмена крепостного права, зарождение капиталистического строя.
Салтыков- Щедрин не только высмеивал провинциальное дворянство, он еще и собирал множество сведений об жизни провинциального дворянства. Салтыков -Щедрин был редактором журнала » Современник», он писал сами помещал в журнале множество статей и заметок,которые высмеивают чиновников: бюрократизм, лень, вседозволенность. Салтыков-Щедрин, как некто другой знал эти процессы, он долгое время работал сам чиновником
В произведении «История одного города» автор, Салтыков-Щедрин, использует следующие литературно-художественные приемы для отображения истиной сути деяний градоначальников:
- ирония (всяческие высмеивания)
- гротеск (карикатурный юмор своего рода)
- многочисленные гиперболы (для утрирования происходящего, создания комичности ситуаций)
Все эти приемы относятся к числу сатирических приемов.
У меня сказка Салтыкова-Щедрина «Как мужик генералов прокормил» вызывает все что угодно, кроме сочувствия. Ну некому сочувствовать в этой сказке. Глупо и смешно сочувствовать генералам, которые оказавшись на необитаемом острове не могли сами себя прокормить. Также не интересно сочувствовать мужику, что нашлись на его шею прихлебатели. Человек сам выбирает свою судьбу, тем более на необитаемом острове, а раз позволил себе на шею сесть, значит того и заслуживаешь.
А вообще, этот рассказ конечно сатира, и как сатира он вызывает гнев и негодование по поводу угнетения мужика, крестьянства различными генералами-помещикам и. Вызывает он и осуждение крепостного строя, угнетения человека человеком.
Ну и грусть тут конечно есть. Грустно видеть как умелый и работящий мужик все равно остается в кабале генералов, не умеющих даже яблоко с дерева сорвать.
Сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина рассказывает о глупом и жадном помещике, которые привык жить за счет крестьян и когда ему самому пришлось выживать. Помещик опустился до уровня животного, он не умел ценить труд простых людей, ему было даже противно смотреть на них. Писатель применяет аллегорию для представления труда крестьян, Салтыков-Щедрин сравнивает мужиков с пчелами, писатель называет толпу мужиков роем, которые все вместе выполняют обязательную работу, чтобы выжить.
Главная мысль сказки умей принимать людей, умей благодарить за труд, умей видеть вокруг себя прекрасное.
Зачин в сказке «Дикий помещик» — В некотором царстве, в некотором государстве»
Источник
Сатирические приемы в сказках Салтыкова-Щедрина
Михаил Салтыков-Щедрин – создатель особого литературного жанра – сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».
Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.
Об авторе
Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.
Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».
Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина
Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего это иносказание. В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.
Другой прием – использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?
«Карась-идеалист»
В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.
В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.
Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.
«Дикий помещик»
Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.
Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.
В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа – представители провинциального помещичьего рода – погибают один за другим. Причина их гибели – глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.
«Орел-меценат»
Герои этой сказки – орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые – крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц – аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.
«Премудрый пескарь»
Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина – использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».
Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.
Источник
«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-Щедрина – тема, смысл названия, сатирические приемы, проблематика произведения
Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – декабрь 1882 – январь 1883
История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаится» от реакции властей, чтобы не рисковать своей жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.
Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.
Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.
Жанр – Сказка.
Направление – Сатира.
История создания
История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.
Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».
В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».
Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.
В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нем развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.
В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.
Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее, находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.
Пескарь вырыл себе нору, где прятался днем. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И, действительно, умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.
Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович, на самом деле, намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.
Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает».
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.
Композиция
Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.
В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.
Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.
Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.
Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».
Источник