Меню

Какие художественные средства использует бунин в кукушке

Конспект урока «И.Бунин. Рассказ «Кукушка»

Разработка содержит ключевые понятия урока, анализ произведения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «И.Бунин. Рассказ «Кукушка»»

Смысл названия и основные проблемы (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) рассказа И.А. Бунина «Кукушка»

выявить художественную идею рассказа; особенности раннего творчества И.А. Бунина;

развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения;

формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления символического значения слова «дом».

Предметные результаты: выделение необходимой информации, решение проблем творческого, поискового характера.

Метапредметные результаты: развитие речевой деятельности, формирование умения принимать, понимать людей разного социального положения.

Личностные результаты: закрепление нравственных норм поведения.

Оборудование: учебник литературы для 7 класса, мультимедийная презентация

3. Актуализация знаний

Напишите слово ДОМ. Подберите к этому слову слова-ассоциации. Обменяйтесь своими словами в группе

Группам раздаются высказывания писателей и поэтов о доме.

«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).

«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо. »).

«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь. Не притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).

«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).

«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).

«Что значит слово дом для вас?».

4.Работа по теме

Рассказ И.А. Бунина «Кукушка» написан в 1898 году. Произведение относится к раннему периоду творчества писателя, когда Бунин интересовался идеями быта простых крестьян и изображением тяжелой жизни русского человека. Рассказы с подобной тематикой принято объединять в цикл прозы о русской деревне. Такой есть и у Бунина. Рассказ «Кукушка» вошел в сборник, посвященный творчеству писателя 1887-1909 годов. Историю возникновения рассказа можно найти в стремлении Бунина путешествовать по России и говорить с людьми. Одна из таких задушевных бесед стала поводом для написания произведения. Современники автора не раз упоминали о том, что писатель гораздо охотнее случает рассуждения простых людей, чем представителей своего круга.

Бунин не заставляет нас ломать голову над тайным смыслом названия рассказа. Потому что он буквально лежит на поверхности. Кукушку в народе знают как птицу вольную и постоянно стремящуюся к одиночеству. Как, правило, кукушки не строят гнезд и не имеют постоянного жилья, а предпочитают подкидывать птенцов в жилище других птиц. Таким и оказался новый хозяин караулки.

Возможно, караулка — единственное место, в котором Кукушка пробыл так долго. До этого в рассказе упоминалось, что он периодически просто останавливался на ночлег там, где примут. То есть, получается, как и самая настоящая кукушка, пользовался чужими «гнездами».

Также с одноименной птицей нашего героя связывает то, что он абсолютно одинок. В произведении неоднократно делается акцент на том, что у Кукушки никого и ничего нет: ни жены, ни дома, ни детей. Есть только Мурзик, петух и кошка. Но и потеряв первого, Кукушка не расстраивается. Рассказывая детям барина о том, что Мурзик потерялся, он не проявляет ни капли сожаления, он говорит об этом, как о чем-то абсолютно посредственном. Он не считает это потерей. Именно так живет и сама птица, потому что ей свойственно оставлять своих детей.

Получается, что в названии рассказа не просто упоминается прозвище главного героя, а раскрывается его истинная сущность и образ жизни.

Роль рассказчика в произведении очень важна. Она позволят увидеть героя с разных ракурсов. Например, описание пустой и холодной избы он продолжает, характеризуя жизненный путь героя. Из его слов мы узнаем, что мужчина жил настолько безрадостно и одиноко, что даже это безотрадное жилище согрело его сердце. Такими сравнениями он знакомит нас с Кукушкой, чтобы мы понимали, с кем имеем дело, и прослеживали причинно-следственную связь событий. Кроме того, писатель рассказывает факты из жизни героя, его ощущения и эмоции – то, чего бы мы не узнали без его помощи.

Социальная проблематика: бедность, тяжкий труд, неравенство. В произведениях Бунина мы можем проследить большое количество тем и проблем. Прежде всего, автор писал о том, что волновало его самого, о чем он неустанно размышлял и упоминал в дневниковых записях. Одна из самых важных и болезненных тем — жизнь простого русского человека, та доля, которая выпадает на его судьбу, и которую он вынужден нести, как тяжкий крест. Нищета, постоянные лишения — все это мы можем прочесть в «Кукушке» и многих других произведениях автора.

Проблема одиночества. С темой тяжелой крестьянской судьбы тесно связан мотив одиночества. Бунин показывает, что порой человек и сам может стремиться к тому, чтобы жить в постоянном уединении, и тонко указывает на причины такого поведения.

Нравственная проблематика: равнодушие общества к человеку. Это все дополняется неизменными размышлениями о жизни и смерти и судьбе обездоленного человека, его месте в этом мире, который наполнен злом и пороками.

Главная идея заключается в том, человек — ничто без какой-либо опоры и стремлений. Бунин хотел сказать, что мы являемся полноценными людьми только тогда, когда у нас есть кров, призвание и семья. Эти жизненные ценности помогают выбирать правильные ориентиры и найти смысл бытия.

Именно на внутренних переживаниях героя автор заостряет внимание. Он показывает нам, как меняется состояние мужчины в зависимости от того, есть ли у него дом и люди, с которыми можно просто поговорить, или же нет. Трудно не заметить, насколько ярче эмоции Кукушки, когда он поймал волчат. А все потому, что у него было стремление их поймать, и он это сделал. Соответственно, он захотел этим поделиться с окружающими. В такие моменты он соединялся с обществом, находил с ним столь необходимый ему контакт. Но это были лишь единичные случаи. И Бунин изображал их именно с той целью, чтобы показать читателю, насколько человеку нужен человек. Это и есть основная мысль произведения.

Отношение Бунина к Кукушке – это целая гамма эмоций: от жалости и сочувствия до недоумения, ведь его герой сам ничего не делает, чтобы измениться и изменить свою жизнь. Конечно, на него давит среда, происхождение, но ведь и сам человек чего-то стоит, когда у него есть воля. Однако искреннего сочувствия у автора больше, чем осуждения. Например, он с жалостью перечисляет те напасти, которым подвергся странник: семья его оставила у чужих людей, с детства он работал вдали от общества, будучи вынужденным зарабатывать себе на хлеб. В зрелости он был оставлен женой, ведь на работе дела у него не клеились: отовсюду гнали. Писатель оправдывает своего героя, говоря, что во многих его бедах виноваты обстоятельства и те, кто переносил эту вину на плечи несчастного одинокого человека:

Читайте также:  Что помогает при боли в горле народные средства

-Прочитайте рассказ от начала до слов «. вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

— Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения?

(Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой гамме).

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.

-Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких».

«Мужичок из робких» — Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54

Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться.

Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика «себе на уме». Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели.

— Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»?

-Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш. » до « . и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия? (Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный», не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе»).

— Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки? (Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку).

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

-Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться. » до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании?

— Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

— Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки. » до слов «. даровать ему тихую и скорую кончину. »). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

— В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? (Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы).

— Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека?

— Как автор изображает маленьких волчат в родном логове? (Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки).

— Какова судьба волчат? (Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть).

— Какое значение приобретает фраза Кукушки:

«— Зимой нашему брату плохо.

— Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу?

— Почему Кукушка замерз около леса? (В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели).

-Объясните смысл названия рассказа.

-Какие проблемы затронуты в этом рассказе?

— Выберите слова, которые могут быть ключевыми для сочинения по теме «Что значит дом для Кукушки?». (Очаг, тепло, уют, родные, любовь).

Читайте также:  Средство для укладки бровей как мыло

Источник



Какими художественными средствами пользуется И. А. Бунин-в рассказе»Кукушка» создавая пейзажные образы приведите примеры! помагите надо

Какой у тебя вопрос?

5 — 9 классыЛитература 70 баллов

1. Проблематика счастья в рассказе «Кавказ» Бунина состоит в том, что любовь есть не только высшее благо, но и глубочайшее страдание. Обоюдная, но «украденная» страсть привела к жуткой трагедии — смерти офицера, догадавшегося об измене главной героини. На фоне ярких чувств героиня испытывает множество моральных проблем — она вынуждена лгать мужу, вынуждена скрывать истинное чувство, а приводит это все к фатальному итогу — муж заканчивает жизнь самоубийством. Основные аспекты, освещаемые в рассказе — трудности любви и морального выбора.

2. Самоотверженность и находчивость главной героини рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» состоит в том, что она не растерялась вместе с мужем, не впала в панику, тоску, хотя было, из-за чего, а взяла, практически схватила себя в руки и нашла выход — куст сирени, благодаря которому проблема мужа с пятном на чертеже решилась и возлюбленные обрели счастье.

3. В своем рассказе Осорогин, фактически, использует литературный прием «олицетворение», наделяя вещи человеческими качествами. Это — элемент фантастики (вспомните «Нос» Гоголя). Фантастично и то, что вещи внезапно исчезают и находятся в неожиданных местах. Однако, все описанные вещи — реальные, настоящие, и это проводит в его рассказе связь с реальным миром.

Источник

Дам 18 балов. Помогите пожалуйста!

1.Какой литературный прием часто использует И.А.Бунин в рассказе Кукушка?
а)авторские размышления
б)пейзажные зарисовки
в)былинную стилизацию

Вроде бы авторские размышления «а»

Главный герой произведения робот Электроник, который обладает сверхъестественными способностями. Его создал профессор Громов. Мальчик очень похож на обычного семиклассника Сергея Сыроежкина.

Робот сбежит с лаборатории и найдет своего двойника, который воспользуется моментом и предложит поменяться с ним местами. Эта идея возникает у мальчика для решения накопившихся проблем с учебой и семьей.

Электроник станет ходить в школу и жить обычной жизнью школьника. Резко успеваемость Сыроежкина увеличится, все начнут восхищаться им. Со временем Сергей пожалеет о своем поступке и признается об этом Электронику. Робот сбежит от людей, и Сергей вернется на свое прежнее место.

Произведение учит, что замена человека роботами может привести к колоссальным последствиям, вплоть до уничтожения всего человечества.

Идейная оценка зависит от мировоззрения писателя: если он принимает описанную им действительность, мы говорим об идейном утверждении, если нет – об идейном отрицании.

Эмо́ции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения.

Источник

«И.А. Бунин. Человек и природа в стихах», рассказ «Кукушка»

Конспект урока по литературе.

Учитель : Шокова Ольга Николаевна

УМК: Литература . 7 класс . Учебник в 2 ч. Меркин Г .С.

Тема урока: «И.А. Бунин. Человек и природа в стихах», рассказ «Кукушка»

Место урока в школьной программе: данный урок является актуальным в школьной программе, так как знакомит с творчеством писателя И.А. Бунина и его работами.

Тип урока : комбинированный; урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Цель урока: познакомить учащихся с биографией И.А. Бунина, с темой природы в лирике И.А. Бунина, с рассказом «Кукушка», раскрыть смысл названия.

Образовательная : Открыть новое в творчестве писателя; тренировать умение составлять план сочинения, совершенствовать умение описывать произведение живописи; развивать навыки анализа художественного текста, совершенствовать умение определять изобразительно-выразительную роль языковых средств в художественном тексте;

Развивающая : развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения, развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение; формировать умение работать с разными источниками информации, представлять информацию с помощью разных графических организаторов, составлять собственный связный текст, выражать своё отношение к произведению искусства

Воспитательная : воспитывать чувство уважения к писателю, формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций; выработать чуткое отношение к родной природе, к чувствам человека.

Методы реализации урока: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.

Прогнозируемые результаты : учащиеся знакомятся с биографией писателя, работают с литературными терминами, учатся рассуждать.

Учебник по литературе,

Содержание этапов урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя (1-2 минуты):

«Добрый день, ребята! Я рада вас сегодня видеть. Присаживайтесь на свои места и начинаем наш урок. Цель нашего урока – изучить биографию И.А. Бунина и его творчество. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа, тема урока «И.А. Бунин. Человек и Природа».

II . Проверка домашнего задания (4-5 минуты)

И.А. Бунин — считается непревзойденным мастером слова. За свой талант он получил Нобелевскую премию – высшую творческую награду.

Дома вы изучили биографию писателя И.А. Бунина. Сейчас, я бы хотела услышать от одного из вас об этом замечательном писателе.

-В своем ответе уточните:

-В каком году родился писатель? (10 октября 1870 года)

-В каком городе родился И.А. Бунин? (Воронеж)

-Использовал ли автор псевдонимы в своих работах? (Озерский, И.; Чубаров И.)

-Был ли И.А. Бунин знаком с другими писателями того времени? (В 1895 году лично познакомился с А. П. Чеховым , с которым до этого состоял в переписке. К этому же времени относятся его знакомства с Миррой Лохвицкой , К. Д. Бальмонтом , В. Брюсовым .)

-Ездил ли писатель в другие страны? (В апреле-мае 1907 г. посетил Палестину, Сирию и Египет.)

-Какими премиями был награжден И. Бунин? (Бунину дважды (1903 год, 1909 год) присуждалась Пушкинская премия , первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России)

-Какие произведения написал И. А. Бунин? (Например, «Антоновские яблоки» , 1900, « Жизнь Арсеньева » (1930), « Господин из Сан-Франциско », 1915, «Лапти», «Кукушка» и многие другие

-В каком городе умер и похоронен автор столь многих произведений? (Париж, Франция)

Ребята, а давайте теперь вспомним, что говорил о творчестве писатель. Что главное для самого поэта? (Главное для И.А. Бунина – найти звук.)

— Ивану Алексеевичу для того, чтобы писать, нужна была особая атмосфера – тишина, покой деревни, работа мысли.

Иван Алексеевич Бунин, вспоминая о процессе творчества, писал: « Какая мука, какое невероятное страдание — литературное искусство! »

-Согласны ли вы с мастером слова?

-Легко ли вам писать сочинения?

-Что больше всего вызывает затруднение?

Природные условия, в которых вырастает и живет человек, накладывают большой отпечаток на характер человека, его мироощущение, художественную манеру выражения чувств.

III . Начальный этап урока (5-6 минуты)

Читайте также:  Порядок применения средств индивидуальной защиты в зимний период

Работа над стихотворением.

Друзья, домашним заданием для вас было выучить стихотворение И.А. Бунина «Догорел апрельский светлый вечер». Я попрошу нескольких учеников выразительно прочитать наизусть данное стихотворение.

«Догорел апрельский светлый вечер»)

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.

По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожной тянутся гурьбой.

А Весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая, —
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля.

IV. Анализ стихотворения (7-8 минут)

Настроение можно передать разными способами. Художники это делают с помощью палитры и композиции . А как сделал это поэт?

Мысленно нарисуйте картину, какую вы представили, слушая стихотворение? (Светлый вечер, звёздная ночь, шум воды, крики журавлей, грачей).

Природа у И.А. Бунина звучит, сияет разноцветными красками, дышит. Какими изобразительно-выразительными средствами удаётся поэту достичь этого?

Какие эпитеты встречаются в стихотворении? ( Эпитеты: светлый вечер, таинственно заглох, тихая вода, осторожная гурьба, зазеленевшая роща, чутко внемлет, зорко смотрит, тёмные поля)

Запишите в тетрадь следующее определение

Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы

Какие метафоры встречаются в стихотворении? ( Метафоры: апрельский вечер догорел, ямы светят тихою водой, тянутся гурьбой)

Знаете ли вы определение термина «Метафора»?

Мета́фора слово или выражение , употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Встречаются ли в стихотворении олицетворения? ( Олицетворения: спят грачи, журавли, друг друга окликая, весна ждёт зари, дыханье затая, зорко смотрит весна)

Слово учителя. Это произведения посвящено первым весенним дням, когда земля еще только пробуждается от зимней спячки. По вечерам еще достаточно холодно, и с наступлением сумерек мало что напоминает о том, что погожие деньки уже не за горами. Поэт отмечает, что именно в апрельские холодные вечера «свежее пахнет зеленями молодой озябший чернозем». Мир, как тонко подмечает Бунин, постепенно преображается. Лишь только когда на горизонте появляются стаи журавлей, возвращающихся в родные места, последние сомнения относительно того, что весна уже вступила в свои права, исчезают.

При этом Бунину кажется, что сама весна пока чего-то выжидает и не спешит дарить живительное тепло окружающему миру. Она «чутко внемлет шороху деревьев, зорко смотрит в темные поля», пытаясь понять, стоит ли вообще приходить на эту землю.

Сделайте вывод: для чего И.А. Бунин использует в стихотворении тропы? (чтобы передать неповторимость апрельской ночи; и природа, и человек проснулись от зимнего оцепенения и устремляются в бурный поток жизни – весну).

-Понравилось ли вам стихотворение?

V . Анализ рассказа И.А. Бунина «Кукушка» (10 минут)

Дома вы прочитали рассказ И.А. Бунина «Кукушка», желающий пусть расскажет нам содержание данного рассказа.

Зная содержание, мы можем вместе ответить на следующие вопросы:

Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш. » до « . и весна прошла дружно, весело».

-Что мы узнаем о судьбе героя?

-Как писатель относится к Кукушке?

-Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия? ( Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный», не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе»).

— Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки? ( Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку).

Слово учителя. Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

— Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки. » до слов «. даровать ему тихую и скорую кончину. »). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Задайте свои вопросы по содержанию рассказа. Возможно, что-то осталось непонятным.

— В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? ( Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы).

— Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека?

— Как автор изображает маленьких волчат в родном логове? ( Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки).

— Какова судьба волчат? ( Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть).

— Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу?

— Почему Кукушка замерз около леса? ( В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели).

-Объясните смысл названия рассказа.

-Какие проблемы затронуты в этом рассказе?

V . Подведение итогов (2-3 минуты)

-Что мы сегодня делали на уроке?

-Какие художественно-выразительные средства повторили? (Оксюморон, эпитет, метафору, сравнение, олицетворение).

VI . Рефлексия. Оценка результатов (1-2 минуты)

-Остались ли у вас ко мне какие-либо вопросы?

VII . Домашнее задание (1-2 минуты)

Источник