Меню

Какие художественные средства были использованы лермонтовым тучи

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» в 6 классе

Стихотворение было написано в сложный для Лермонтова период жизни. Поэт должен был вот-вот отправиться в ссылку, и факт того, что его судьба и само существование зависит от воли властей угнетал Михаила Юрьевича. Произведение получилось необычайно проникновенное и чувственное. Для учеников 6 класса анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова поможет в подготовке к уроку при составлении конспекта или презентации.

Краткий анализ

Анализ стиха «Тучи» Лермонтова за 6 класс составлен по плану с соблюдением всех стандартов ФГОС:

  1. История написания — стихотворение было создано Михаилом Юрьевичем в апреле 1840 года в день отправления во вторую ссылку.
  2. Тема — одиночество и неволя.
  3. Композиция — одночастная, 3 катрена, написанные в форме монолога автора к тучам.
  4. Жанр — стихотворение относится к философской лирике.
  5. Стихотворный размер — четырёхстопный дактиль с перекрестной рифмой.

Лермонтов использовал такие художественные приемы, как эпитеты, олицетворения, риторические вопросы и антитезу.

Краткий анализ Лермонтова по плану за 6 класс можно расширить по каждому пункту и детально разобрать произведение.

История создания

Стихотворение было написано в апреле 1840 года. В этот день Лермонтов должен был ехать на Кавказ в ссылку. Зная это, все его друзья пришли на квартиру Карамзиных, чтобы повидаться и попрощаться с творцом перед отъездом. Это очень растрогало Михаила Юрьевича. Приятели поэта после вспоминали: в тот день он долго сидел напротив окна, наблюдая, как проплывают тучи над Невой, а после прочитал прекрасный стих.

Спустя несколько месяцев после этой встречи Лермонтов умер. Некоторые его приятели после говорили: он уже тогда чувствовал, что скоро умрет, был уставшим от жизни, одновременно встревоженным и безразличным ко всему окружающему миру.

Поэта вгонял в тоску факт, что человек не может собой распоряжаться, а обязан подчиняться власти и быть там, где она прикажет. Невозможность управлять жизнью и быть главным в своей судьбе сильно повлияло на написание стихотворения.

Первая публикация поэзии «Тучи» состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения Михаила Лермонтова». В будущем оно было включено в школьную программу и размещено в учебниках по литературе за 6 класс.

Тема и идея

В произведении автор поднимает тему одиночества и изгнания. Он часто описывал «лишних людей». В этот раз они для Лермонтова словно тучи, которым приходится жить без родины, не чувствуя ни к кому ни любви, ни привязанности.

Лирический герой стихотворения чувствует себя изгнанным из привычного окружения и это произошло без его воли. Эта мысль является главным конфликтом, что поднял Лермонтов. Учитывая, что произведение было написано в период, когда Михаил Юрьевич пытался преодолеть старый конфликт между собой и окружающими, оно кажется еще более личным.

Составляя литературный сборник, Лермонтов поместил этот стих в конец и поставил тем самым точку в борьбе с непониманием. Тучи олицетворяют самого автора: он не по своей воле уезжает с «милого севера». Поэт обречён во второй раз ехать в ссылку на Кавказ, и несмотря на молодые годы, ощущает приближающейся конец своей судьбы.

Основная мысль заключается в том, что человек, у которого отняли родину, больше не боится что-либо потерять. Теперь он свободен, но несчастен. Главная идея — человек будет жить полноценно, когда он абсолютно свободен и может сам собой управлять.

Лирический герой приходит в отчаяние от мысли, что его жизнь сродни жизни туч, ведь он так же повсюду мечется, не имея дома, и потому страдает.

Жанр и композиция

Жанр «Тучи» — философская лирика. Лермонтов рассуждает о своем одиночестве, высказывает мнение, что человек и природа между собой связаны и духовно у них есть кое-что общее. Автор противопоставляет себя — поэта в изгнании, чья судьба в руках царя, тучам — части свободной природы.

В тексте присутствуют и другие неявные сравнения, что не имеют столь глубокого философского смысла: тучи холодные, а сердце лирического героя переживает и болит, они не могут ничего почувствовать, а он в это время страдает. Человек неспособен как тучи подняться над внешней суетой и мирно сосуществовать с окружающим миром. А потому он также не может достичь гармонии и ужиться с самими собой.

Стихотворная форма — четырехстопный дактиль. Строки рифмуются перекрестно. «Тучи» состоят из трех катренов. Композиция построена на сравнении:

  1. В первом четверостишии лирический герой сравнивается с тучами. Он ощущает свое родство с ними: они движутся не по своему желанию, их направляет ветер. Как они бредут по небу, так и человек все время странствует по дороге жизни в одиночестве, обреченный быть кем-то управляемым.
  2. В следующей строфе перечисляются человеческие пороки, что лирический герой ненавидит больше всего. Он продемонстрировал самые негативные стороны человека, что живет, не задумываясь о результатах своих поступков.
  3. В последней строфе к поэту приходит осознание, что даже тучи не понимают его мук и печали. Ведь им, в отличие от лирического героя, не свойственно что-либо чувствовать.
Читайте также:  Способствовать развитию речи как средства общения

В конце Лермонтов говорит, как он одинок, и что невозможность принимать решения за себя ужасна. Столь горький финал делает стихотворение еще более печальным.

Разбор средств выразительности

Через тропы автор придал произведению выразительности и уникальности. Лермонтовым были использованы такие художественные приемы:

  1. Антитеза — строка «с милого севера — в сторону южную» показывает отношение поэта к грядущим переменам.
  2. Эпитеты — «лазурная степь», «милый север», «жемчужная цепь», «вечные странники».
  3. Олицетворения — «мчитесь вы» и «вам наскучили нивы» по отношению к тучам.

Через олицетворения Лермонтов показал, что он, как и герой произведения, хотел бы познать природу. Но в то же время этот прием оголяет его собственные чувства и помогает глубже раскрыть внутренний мир для читателя.

Анафора в произведении помогает раскрыть идею безграничности человеческой подлости — ведь причиной ссылки или изгнания может стать не только совершенное преступление, но и клевета друзей.

Источник



«Тучи» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – средства выразительности, история создания, лирический герой, тема

С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – написано в апреле 1840 года в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).

Тема – одиночество и изгнание.

Композиция – три строфы в форме обращения лирического персонажа к природе.

Жанр – стихотворение, философская лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты“лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.

Олицетворение – “вечные странники”.

Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.

Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)

Антитеза“с милого севера – в сторону южную”

История создания

Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Эта невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

Тема одиночества и изгнания, которая достаточна характерна для лирики Лермонтова. “Лишние люди” у поэта, будто тучи, вынужденные проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”.

Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в своей борьбе с непониманием и отчуждением.

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”, обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первом четверостишие лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

Читайте также:  Как списать основные средства в комплекте

Последняя строфа начинается восклицательным отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. Он завидует свободе туч, их независимости и тому, что человеку не дано жить такой жизнью. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывает скрытый смысл и размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой. Очень органичное, цельное, зрелое произведение, одно из лучший в творчестве поэта.

Средства выразительности

В стихотворении много ярких живых образов и выражений за счёт использования автором эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт своё отношение и опыт в “темных вопросах” человеческого отношения. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы будто как я же, изгнанники”). Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

Источник

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием “Стихотворения”.

Тема стихотворения – свобода и одиночество.

Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трёх строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмой.

Эпитеты – ““милый север”, “цепью жемчужною”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.

Метафоры – “степью лазурною”, “вечные странники”.

Сравнения – “цепью жемчужною”.

Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Относящееся к позднему творческому наследию стихотворение “Тучи” написано в сложный для Лермонтова жизненный период и связано с травмирующими событиями. Краткий анализ “Тучи” по плану поможет рассказать ученикам 6 класса, что это были за события, и раскроет смысл произведения. Материал можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный.

История создания

В 1840 году Лермонтов был отправлен в кавказскую ссылку во второй раз. Произошло это в апреле, после того, как состоялась скандальная дуэль между Михаилом Юрьевичем и молодым французом де Барантом, сыном посла.

Очевидцы засвидетельствовали, что написано это произведение на квартире у Карамзиных в Петербурге, где собрались его друзья, чтобы попрощаться. Очевидно, что поэта вдохновили тучи, которые проплывали над Невой. К ним он и обращается в поэтических строках, с тоской предчувствуя расставание с друзьями и Родиной.

Напечатаны впервые “Тучи” были в том же году – они завершили сборник под названием “Стихотворения”.

Произведение посвящено достаточно традиционной для Лермонтова теме одиночества. В нём звучит мотив изгнания, который был частью драматического образа “лишнего человека” того времени.

Основной конфликт произведения имеет в своей основе мысль, что лирический герой чувствует себя изгнанником, причём это не является его добровольным решением. С учетом того, что написано стихотворение в то время, когда Михаил Юрьевич стремился к преодолению старого конфликта между собой и окружающим миром, данный конфликт представляется ещё более драматичным.

Ещё одна тема, поднятая автором, – любовь к Родине.

Композиция

Композиция состоящего из трёх четверостиший-строф стихотворения построена на таком приеме, как сравнение.

В первой строфе показано сравнение лирического героя с тучами: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: они тоже движутся не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек тоже странствует не по своей воле, несчастный, обречённый одиноко брести по жизненной дороге.

Вторая строфа – это перечисление человеческих пороков, ненавистных поэту. Он использует риторические вопросы, чтобы показать, какие наихудшие черты часто демонстрируют люди, не задумываясь о последствиях своих поступков.

А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своём одиночестве и невозможности принимать собственное решение.

Читайте также:  Очень сильный кашель что делать народные средства

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем с перекрестной рифмовкой.

Это стихотворение относится к жанру элегии. В нём мы видим грустные размышления на философские темы. Лирический герой размышляет не только о том, что он одинок, но и высказывает идею, что человек и природа разобщены. Он показывает противоположности: поэт-изгнанник, который зависит от воли царя, – и тучи, являющиеся частью свободной природы. Прослеживаются в тексте и не столь явные философские противопоставления: тучи холодны – сердце лирического героя наполнено переживаниями, они бесчувственны – он страдает. Люди не способны сделать то же, что и тучи, то есть подняться над внешней суетой. Они не могут сосуществовать с миром окружающим, поэтому им не дано достичь гармонии и со своим внутренним миром.

Средства выразительности

Поэт наполнил это стихотворение разнообразными тропами. Так, он использовал:

    Эпитеты – “ “милый север”, “цепью жемчужною”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета” .

Метафоры – “степью лазурною”, “вечные странники”.

Сравнения – “цепью жемчужною”.

  • Олицетворения – “ мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.
  • Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

    Анафора, также использованная Лермонтовым, подчёркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

    Источник

    Выразительные средства в стихотворениях Лермонтова «Тучи», «Утес», «На севере диком…»

    Стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Тучи», «Утес» и «На севере диком…» относятся к пейзажной лирике. Несмотря на это в данных произведениях показаны также переживания людей, только сделано это по большей части средствами выразительности.

    Главной идеей стихотворения «Тучи» является любовь и тоска по родному краю. В этом произведении Лермонтов использует такие средства выразительности, как эпитеты, олицетворение и сравнение. Так, лирический герой называет тучи «вечными странниками», тем самым говоря, что они так же, как и он, лишены родины. Персонаж переносит свойства, присущие одушевленным предметам, неодушевленным: «наскучили нивы бесплодные…», «мчитесь вы…». Также для большей выразительности Лермонтов использует эпитеты: «Степью лазурною, цепью жемчужною». Герой лирического произведения сам сравнивает себя с тучами, но при этом указывает, что у них нет дома, а, значит, они не могут быть изгнаны, в отличие от него самого.

    Учитель проверяет на плагиат?
    Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

    Связаться с нами:

    Смысл стихотворения «Утес» заключается в одиночестве, которое испытывает главный персонаж. В произведении присутствует два героя: веселая беззаботная тучка и противоположный ей могучий угрюмый утес. Первая ведет быстрый образ жизни, что могут подтвердить такие слова, как «умчалась», «весело играя». А вот другой не торопится, он-то как раз и обладает настоящей душой. Для выразительности Лермонтов использует множество эпитетов, который для каждого персонажа отличен: «тучка золотая», «старый утес». Таким образом, он хочет показать, насколько каждый из героев уникален и что у каждого из них свои думы.

    Главной идеей третьего произведения «На севере диком» также является одиночество, которое вызывает у главного героя непреодолимую тоску, только поделать с этим ничего невозможно. Для выражения этого чувства автор использует такой метод, как инверсия, то есть нарушение грамматической последовательности («На севере диком стоит одиноко»). Из-за этого получается особое ударение на слово «одиноко».

    Также для придания большей драматичности Лермонтов использует эпитеты: «На севере диком», «на голой вершине». Помимо этого, чтобы показать читателю сравнение сосны с реальным человеком, поэт использует такое средство выразительности, как олицетворение («и дремлет, качаясь», «и снится ей все»). Но не только сосна в этом произведении одинока. На другом конце света находится такая же одинокая пальма, которая живет в более хороших условиях, но все же несчастна, и не может ничего с этим поделать.

    Таким образом, во всех трех стихотворениях («Тучи», «Утес», «На севере диком…») четко прослеживается тема одиночества, которая показана с помощью выразительных средств. Чаще всего Михаил Юрьевич Лермонтов использует такие методы, как сравнение, эпитеты, олицетворение. Ведь именно с помощью них можно показать неодушевленные предметы похожими на людей.

    Источник