Меню

Какими средствами воздействует культура



Какими средствами воздействует искусство?

К общим средствам художественной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации, воспоминания.

Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

Особенности композиции акцентируют внимание на определенных предметах. Художник подчеркивает их значимость в сюжете картины. Он преднамеренно переключает внимание зрителя с одной части картины на другую, вызывая в его душе определенные переживания, причем в последовательности, желательной для понимания содержания произведения.

Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.

В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».

Каждая форма имеет свой характер. Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы-композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст. Различают двухчастные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др.

Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму-композицию. Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные, куплетно-вариационные); произведения танцевальных жанров нередко написаны в трехчастной форме. А драматургия таких жанров, как симфония, концерт, опера, балет, требует более развернутых форм, построенных на сопоставлении и противопоставлении контрастных образов.

Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Фактура — обработка, строение.

В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.

В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно-гармоническая.

Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

Источник

Какими средствами воздействует искусство?
презентация к уроку по мхк (9 класс) по теме

Презетация к уроку искусства. 9 класс

Скачать:

Вложение Размер
kakimi_sredstvami_vozdeystvuet_iskusstvo_1.pptx 2.43 МБ
kakimi_sredstvami_vozdeystvuet_iskusstvo_2.pptx 2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Какими средствами воздействует искусство? Урок искусства в 9-м классе по программе Г.П. Сергеевой. Учитель Шевченко Е.Л.

Средства художественной выразительности композиция форма ритм пропорции фактура цвет тон интонация

Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

П. Сезанн. Натюрморт с белым кувшином К. Петров-Водкин. Яблоки

С. Боттичелли. Весна

А. Венецианов. Спящий пастушок

Композиция Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» – классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Сюжет картины Рембрандта навеян евангельской притчей. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вернулся после скитаний по свету.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. В этом жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.

Золотое сечение Правило золотого сечения (одной трети): наиболее важный элемент изображения располагается в соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии 1/3 от целого.

Симметричная композиция Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий. РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна

Симметричная композиция Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. В. ВАСНЕЦОВ. Богатыри

Симметричная композиция В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан

Ф. Ходлер Озеро Тан Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены

Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия. В отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия. Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна . Ассиметричная композиция Э.Дега «Прима – балерина»

Классический пример асимметрии в архитектуре – Аудиторио-де-Тенерифе Аудиторио-де-Тенерифе — одно из самых известных и узнаваемых зданий в Испании, символ города Санта-Крус-де-Тенерифе. Опера считается одним из самых значительных произведений современной архитектуры. Построена в 2003 году. Работа Сантьяго Калатравы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Какими средствами воздействует искусство? Урок искусства в 9-м классе по программе Г.П. Сергеевой. Учитель Шевченко Е.Л.

Средства художественной выразительности композиция форма ритм пропорции фактура цвет тон интонация

Форма Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.

Форма В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе». Каждая форма имеет свой характер.

Форма Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

Форма И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой

Форма П. РУБЕНС. Снятие с креста

Форма Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой»

Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой»

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Стилизованные и трансформированные формы Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными . В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.

А. Джакометти. Паук А. Джакометти. Кошка

Кадр из мультфильма «Винни Пух» И. Билибин. Пир

Альберто Джакометти (1901-1966) Швейцарский скульптор, живописец и график. Его скульптура «Собака» 1951 года передает одиночество и потерянность.

Рука 1947 г. Альберто Джакометти Бронза

Находясь в постоянном поиске, мастер в феврале 1946 года обратил внимание на дорожный знак с изображением человека. Это впечатление подвигло его на разработку собственного стиля с характерными, очень тонкими, вытянутыми фигурами. Он «упраздняет объем», уплощает свои фигуры до тонкости лезвий. Его сквозные конструкции появляются как протест против традиционного языка скульптуры, с его подчеркнутой осязаемостью и весомостью. Колесница 1950 г.

Форма в музыке В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст . Различают двух- частные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др.

Ритм Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность». Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы. Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

Фактура от лат. factura — обработка, строение. В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка. В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен.

Руины древнегреческого храма Реймский собор. Франция

Новодевичий монастырь в Москве Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?

Фра Филиппо Липпи. Портрет женщины и мужчины, 1460-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Домашнее задание Художественно-творческие задания Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.

Источники Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2011 Сокольникова Н.М. Основы композиции/ http://www.tinlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnik_dlja_uch_5_8_kl/p1.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит краткие рекомендации возможности использования ИКТ на уроках английского языка в старшем звене.

Урок искусства в 9 классе.

Разработка урока по искусству в 9 кл. по теме «Какими средствами воздействует искусство?».

План-конспект урока «Какими средствами воздействует искусство» 9 класс.

Тип урока: комбинированныйЦель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале .

Тип урока: комбинированныйЦели урока: познакомить учащихся с разнообразием средств, которые воздействуют на человека, раскрыть содержательную смысловую основу каждого из них; развивать внимательн.

Источник

Урок искусства в 9 классе по теме: «Какими средствами воздействует искусство?»
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме

Разработка урока по искусству в 9 кл. по теме «Какими средствами воздействует искусство?»

Скачать:

Вложение Размер
urok_iskusstva_v_9_klasse_na_temu.docx 28.1 КБ
kakimisredstvamivozdeystvuetiskusstvo.pptx 886.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок искусства в 9 классе на тему: «Какими средствами воздействует искусство».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;
  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие : создать условия для развития у учащихся метапредметных умений и ключевых компетенций.

  • содействовать осознанию учащимися:
  • ценности искусства, его воздействия на человека;
  • ценности совместной деятельности для достижения результата.

Дети заранее (на предыдущем уроке или дома) знакомятся с рассказом О’ Генри «Последний лист». На урок должны принести ножницы, клей, заготовки для аппликации, белый или цветной картон для основы.

Учитель для практической работы готовит конверты с заданием для каждой пары учеников (диагональная, горизонтальная, вертикальная композиция), несколько запасных основ для открыток и запасной материал для аппликации; для теоретической части урока подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.

Художественный материал к уроку

Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».

Литература: О.Генри. «Последний лист».

Музыка: концертА.Вивальди «Времена года. Весна», Ф. Шуберт. Аве Мария, В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария, Т. Альбинони «Адажио»(произведение Ремо Джадзотто) .

Ход и этапы урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

У.: Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства». Тема урока: « Какими средствами воздействует на человека искусство». Запишите ее в тетради.

К нашему уроку я принесла ветку с единственным листочком. Что я хочу вам напомнить?

У.: О.Генри – Уильям Сидни Портер «Последний лист». Все прочитали это произведение? Надо ли напомнить сюжет?(если кто-то забыл — напомнить). Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цену доброте, милосердию и верил, что любой человек имеет право на простое человеческое счастье.

Чему хотел нас научить автор этим произведением?

Вывод: произведение литературы, созданное почти сто лет назад вызвало у нас те же чувства, что и у своих современников. Мы грустили и радовались вместе с героями. Возможно, стали чуть внимательнее друг к другу, мягче. Это – воздействующая сила искусства, литературы.

Эпиграфом к уроку я выбрала такой:

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть».

Вывод: Наука бесстрастна. Никакая математическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба… Только искусство будит чувства, делает нас людьми, с помощью специфических средств выразительности.

3. Новая тема.Презентация «Какими средствами воздействует искусство».

Учитель: Вы уже знаете, что у каждого искусства свои средства воздействия на человека. Но есть и общие. К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорция, фактура, тон и др. Сегодня в центре нашего внимания понятие композиция .

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

В изобразительном искусстве композиция определяется расположение предметов в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

4.Описание картины «Весна» С.Боттичелли ( заранее подготовленный ученик)

5.Прослушивание муз. произведения А. Вивальди «Весна» ( с комментарием уч-ся муз. школы )

-1 часть концерта «Весна грядёт!»

-2 часть концерта «Сон крестьянина»

-3 часть концерта «Танец-пастораль»

Стихи к концерту читает ученица- победитель районного конкурса чтецов «Живая классика»Старушкина Анна.

1.Как композиция концерта влияет на общее впечатление?

2.Какими средствами композитор создаёт образ весны?

3.Услышали ли вы пение птиц?

4.Какой принцип построения музыки играет ведущую роль-повтор или контраст?А в картине С.Боттичелли?

А) Просматривая следующий фрагмент( на экране произведения живописи) , заполните таблицу (автор, название, композиция).

Б ). ). Тест (индивидуальная самостоятельная работа)

1. Что такое композиция в искусстве?

А) сумма приёмов

Б) обработка произведения

2. Какие виды композиции различают в живописи?

3. Какова композиция картины «Весна» Сандро Боттичелли?

4. Вставьте нужный термин:

— — — — — — — — — — — — — — композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх;

— — — — — — — — — — — — — — — – статичность, спокойствие или движение мимо зрителя;

— — — — — — — — — — — — — — — — композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

5. Как называется данная музыка и кто её автор? _________________________________

7.Виртуальное путешествие по музеям мира ,где учащиеся предстают в качестве гидов и представляют свою любимую картину.

8. Практическая работа.

У.: Вы знаете, что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Сегодня в технике «Коллаж», мы выполним поздравительные открытки. ( Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре).

У.: Работать будете в парах. В конвертах находится ваше особое задание по композиции, которое нельзя показывать одноклассникам до конца урока. Откройте их, прочитайте задание. Посовещайтесь с партнером и приступайте к выполнению. Д. открывают и рассматривают задание и дополнительное содержимое: основа для открытки, набор для построения композиции, создают свои композиции: оформляют открытки заранее приготовленными материалами. Звучит музыка. (6-10 мин)

У.: Покажите свои открытки, а класс постарается определить какая это композиция – горизонтальная, вертикальная или диагональная!

Д.: высказывают мнение.

У.: Пока вы работали, звучала музыка. Это были произведения (перечисляет авторов и произведения)

9.Рефлексия.

Что понравилось на уроке?Стал ли ты хоть немного ближе к искусству?

10.Итог урока. Д/з стр.108-111;с помощью линий,геом. фигур и т.д. создать композицию «Мой день» ( в тетради).

У.: Спасибо за урок! Вы — молодцы! ( оценивает работы)

В заключении я желаю, чтобы в жизни каждого из вас встретился такой человек, который, рискуя собой, способен будет, образно говоря, нарисовать «последний лист», чтобы спасти Вас. Но еще больше мне хочется, чтобы Вы сами смогли так поступить. И пусть всегда с вами рядом будет ИСКУССТВО.

  1. «Искусство» 8-9 кл. (авторы: Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская).
  2. О.Генри. «Последний лист».
  3. Интернет-ресурсы.

Источник

Читайте также:  Паспорт безопасности моющие средства пищевая промышленность