Меню

Какими средствами располагает наш язык 4 класс

Конспект урока русского языка в 4 классе «Значение глагола в языке и речи»

План – конспект урока «Значение глагола в языке и речи»

Учитель : Лымарь Алина Владимировна

Предмет : Русский язык.

Тема : «Значение глагола в языке и речи»

УМК «Школа России»

Авторы учебника: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, наглядный материал в презентации на слайдах.

Индивидуальные карточки с заданиями; листы самооценки индивидуальной деятельности на уроке;

Цель урока : расширение и уточнение представлений о синтаксической роли глагола в речи на основе практической деятельности; углубление знаний учащихся о глаголе, как о части речи

Образовательные – уметь отличать глаголы от других частей речи и точно употреблять их в речи; провести наблюдение за ролью глаголов в речи.

Развивающие – продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, развивать умение сравнивать слова, совершенствовать правильную речь через обогащение словарного запаса.

Воспитательные – прививать принципы коммуникативных отношений и в дальнейшем применять их в совместной (групповой) работе.

Организация класса. Эмоциональный настрой.

— Наступила долгожданная весна. Март – начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне и друг другу. Ведь добрая улыбка поднимает настроение, укрепляет здоровье, располагает к плодотворному общению. А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование .

Самоопределение к деятельности.

— Предметом нашего исследования станет часть речи, которая сказала о себе так: «Больше всего я люблю действовать, не люблю предлоги и всем известную частицу»

— Какая это часть речи? (Глагол)

— Тема нашего урока: Значение глагола в языке и речи .

-Сформулируйте цель урока (обобщить знания о глаголе как части речи,

узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи)

Развитие каллиграфического навыка.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа

На доске: Лена видела в лесу настоящую лису.

— Чтобы отгадать букву, которую нужно написать, послушайте ее характеристику:

Эта буква согласная

Обозначает звонкий звук

Является суффиксом в глаголах прошедшего времени

В данном предложении встречается 4 раза.

— Запишите букву. Запишите предложение. Что интересного заметили в нем? (В предложении есть омонимы – слова, совпадающие по звучанию, но отличающиеся значением, грамматической характеристикой и написанием)

Работа по теме урока

1. Работа со словарем

— Итак, что обозначает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? (в словарях) Обратимся к словарям.

Из словаря Владимира Ивановича Даля:

Глагол — 1. Слово, речь, выражение.
2. Словесная речь человека, разумный говор, язык.

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол — часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)

Из этимологического словаря:

Глагол – греческого происхождения, означает «речь»

— Прочитайте текст и ответьте на вопрос: что означает слово «глагол» на старославянском языке?

Глагол — необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

Слово «глагол» заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь », «глаголить» значило говорить…

Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому — то глагол и бывает сказуемым»

Слово «глагол» постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной из частей речи.

-Из представленных вашему вниманию слов выберите те, которые относятся к теме нашего урока: предмет, часть речи, какой? действие предмета, что делать? кто? что сделать? признак предмета и дайте определение глагола . ( Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Обозначает действие предмета)

2. Работа в группах

-А теперь я предлагаю вам поработать в исследовательских группах. Вспомним правила.

У каждой группы есть задание. Выполните его и сделайте вывод.

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли (Глаголы имеют форму времени)

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет (Глаголы изменяются по числам)

Раздели слова на 3 группы, Сделайте вывод.

Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало (Глаголы изменяются по родам в ед. числе прошедшего времени)

Раскрой скобки .Сделай вывод.

(не)взял, (не)съел, (не)принес, (не)умел, (не)расцвел (НЕ с глаголами пишется раздельно)

Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод.

По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи. (В предложении глагол является сказуемым)

— А теперь сделаем общий вывод: что же такое глагол?

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.

В предложении является сказуемым.

— Сейчас мы немного отдохнем и, заодно, проверим ваши знания.

Я называю слова, а хлопаете над головой два раза, если это глаголы и наклоняетесь вперед, если это слова других частей речи.

3. Работа по учебнику

-Откройте учебники на стр.68 , найдите упр.139 . Прочитайте задание (1 ученик читает вслух)

Читайте также:  Что не является оборотными средствами технология

Выпишите глаголы. (Уч-ся работают в тетрадях, 1- у доски) Объясните, по каким признакам вы их определили? ( Звенеть, перестали, застыли, заблистали, заледенели, встанет, возьмётся, припекать, забарабанит).

4.Роль глаголов в речи

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных.

Послушайте стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!»

— С помощью каких частей речи автор рисует картину летнего утра?

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

— С помощью каких слов поэт рисует картину утра? (глаголов)

— В каком значении употреблены эти глаголы? (в переносном)

— Как называется такой прием в литературе? (олицетворение)

— Выполним это задание по рядам: 1ряд – 1 предложение и т.д. Спишите, подчеркните грамматические основы.

— Какими членами предложения являются глаголы? (сказуемым)

— Сверьте свою работу с обозначениями на доске. Поднимите руку, кто не допустил ошибок. Молодцы!

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

На парте у каждого лежит карточка. В каждой карточке 2 задания. Ваша задача – внимательно прочитать задания и выполнить их.

1) От данных словарных слов образуйте глаголы:

Беседа — ____________________________ Завтрак — ___________________________

Работа — ____________________________ Рассказ — ___________________________

Чувство — ___________________________ Путешествие — _______________________

2) У глаголов определить время, число, род (где это возможно)

Все ярче пригревает мартовское солнце. Под его лучами тает снег. Зазвенела под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по дорогам побегут ручьи.

-Сегодня вы были активны и внимательны. Давайте проверим свои знания, в чем нам поможет схема:

А теперь оцените свою работу на уроке. Обведите зеленый смайлик, если урок принес вам новые знания и доставил удовольствие. Если урок показался вам не совсем интересным и понятным – обведите желтый смайлик. И обведите красный смайлик, если урок для вас был скучным и не принес никакой пользы.

— Закончить наш урок мне хочется строками И. С. Тургенева:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Домашнее задание: стр.68 упр.140, упр.142.

Источник

Урок по родному языку (русский) в 4 классе по теме «Не стыдно не знать, стыдно не учится» Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.

Содержимое разработки

Урок по родному языку (русский)

по теме «Не стыдно не знать, стыдно не учится»

Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.

Тип урока: усвоение новых знаний

обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях.

Познакомить учащихся с особенностями данного явления русского языка.

Развивать умение сравнивать, анализировать обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к родному языку, умение работать согласованно, справедливо оценивать работу друг друга, воспитывать взаимоуважение.

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей;

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Распознавать и понимать значение устаревших слов: тятя, батька, батюшка, маменька, матушка, наитие, уйма, родословие…

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Презентация по теме урока.

Проверяю готовность класса к уроку

Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Тему назову сейчас.

Готовятся к занятию

-В новом учебном году мы с вами на уроке русского родного языка будет работать с учебником.

-Обратите внимание на обложку учебника. Что на нем изображено?

-А в честь кого этот памятник?

-Это, ребята, Петр Первый. А памятник называется «Медный всадник».

— Что вы мне можете рассказать о Петре Первом?

-Петр Алексеевич , известный как Петр Великий , был царём России с 1682 года до своей смерти 8 февраля 1725 года . Петр Великий известен тем, что начал модернизацию России и превратил ее в крупную морскую державу. Он принимал участие в нескольких войнах, в основном в Азовских походах против Османской империи и Великой Северной войне против Швеции .

-А как вы думаете, почему именно его автор учебника разместил на обложке?

Читайте также:  Хочу забеременеть не получается что делать народные средства

-Теперь обратим свое внимание на условные обозначения.

Был царем в России, модернизировал Россию.

Определение темы и цели урока.

-У меня на доске записана пословица, прочитайте ее.

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться». (Записать)

-Как вы понимаете ее смысл?

-А что такое пословица?

Посло́вица — изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. (Записать)

-Как вы думаете о чем на уроке мы будем с вами говорить?

— -Правильно сегодня мы поговорим о пословицах, поговорках и фразеологизмах, связанных с семьей, постараемся еще больше узнать и понять красоту языка.

Ответы на вопрос учителя.

Работа с новым материалом

-Откройте учебник на стр. 4. Как называется раздел?

-Что в этом раздели будем изучать?

-Хорошо, смотрим упр.1.Читаем задание. Что нужно сделать?

-Работаем по порядку. Читаем стихотворение Юн.Мориц «Первое сентября».

-О чем говорится в стихотворении?

-Какие необычные принадлежности вы нашли?

-Молодцы! Что такое фразеологизмы?

Фразеологизм — устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле, которое можно заменить одним словом, синонимом. Фразеологизмы — это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой. (Записать)

-Приведу вам примеры, а вы его значение.

— Грызть гранит науки.

-В теперь найдем фразеологизмы в стихотворении.

-А школьные вычистить перья!

-Точить на уроках балясы!

-Ушки держать на макушке!

-Следующее упр.6 на стр. 9-10.

-Читаем задание. Что нужно сделать?

-О чем же говориться в первом отрывке?

-Выполняем первое задание, нужно выписать все слова называющие школьные отметки.

-Русский язык: прошлое и настоящее.

— Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.

-Прочитать текст. Найти необычные школьные принадлежности. Рассказать, что о них мы знаем.А так же выписать фразеологизы.

— Человек энциклопедических знаний

— Очень старательно и упорно учиться.

— Давать разумные советы

-Пустословить, бесцельно проводить время.

-Корчить смешные лица.

-Вести себя осмотрительно.

-Прочитать отрывок и выполнить два задания.

Проводит подготовленный ученик.

В ариант 1

Иднивид.карточки на 2 варианта.

-Работы проверяет ученик.

Коллективная проверка при помощи документ-камеры.

Источник



Какими средствами располагает наш язык 4 класс

Вопрос по русскому языку:

Перечислите Какими средствами располагает наш язык Расскажите об этом по рисунку

Ответы и объяснения 1

Наш великий и могучий русский язык располагает такими средствами как :буквы,звуки,слова,предложения,певучая речь.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

Конспект урока русского языка «Язык средство общения. Средство общения» (УМК «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о средствах общения.

Планируемые результаты:

  • знать: понятия «средства», «средства общения»;
  • уметь: различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения, обосновывать своё мнение;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока : «открытие» нового знания.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока русского языка «Язык средство общения. Средство общения» (УМК «Перспектива»), 4 класс 426.49 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Нестерова Л.А.

ФИ студента: Лунькова Д.

ФИО методиста: Солопова Т.В.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Язык средство общения. Средство общения»

Цель деятельности учителя: формирование представления о средствах общения.

  • знать: понятия «средства», «средства общения»;
  • уметь: различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения, обосновывать своё мнение ;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока : «открытие» нового знания.

Оборудование : презентация Power Point, учебник Климановой Л.Ф «Русский язык» 4 класс 1 часть, раздаточный материал.

Этапы урока, методы, приемы

I. Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя. Психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Дарья Дмитриевна.

— Давайте поприветствуем, друг друга: с помощью мимики – улыбнитесь, с помощью жеста – наклон головы, с помощью слов родного языка – поздоровайтесь! Садитесь.

-Проверьте, все ли готово у вас к уроку?

— А теперь, с ядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».

Л: самоопредение к деятельности.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: словарная работа

Словесный: учебный диалог

-Сегодня мы откроем некоторые тайны Его величества Языка .

-Но многие комнаты дворца Его величества Языка закрыты на огромные замки, и лишь знания, самостоятельность и сплочённость помогут подобрать к ним ключи. Готовы к работе?

— Стража распахнёт ворота к дворцу для тех, кто хорошо знает словарные слова. Покажем знания?

— Ребята, откройте свои тетрадки, чтобы аккуратно и красиво прописать словарные слова, сначала проведем минутку чистописания.

-Запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

-А теперь приступим к работе со словарными словами. Я задаю вопрос, вы отвечаете на него и записываете это слово в тетрадь.

1. Используя, какое средство, цветы привлекают насекомых?

2 . Используя, какое средство, одуванчик разбрасывает свои семена?

3. Какое средство использовала колдунья, чтобы отравить Белоснежку?

4. Какое средство часто используем, чтобы пообщаться с собеседником, находящимся очень далеко?

5. Перечислите средства массовой информации.

7. Средство передвижения пассажиров под землёй.

8 . Орудие труда, средство для копки земли.

— Сравните с ответами на слайде и поставьте оценку.

-Почему мы уделили этим словам время?

-А можем ли мы проверить, как правильно пишутся эти слова?

-Правильно, т.к. эти слова словарные, что мы должны сделать?

-Молодцы! Вы отлично справились.

Создание проблемной ситуации, поиск решений.

-Ребята, стражники оставили нам вопросы, на которые нам нужно найти ответы.

1)Какие средства общения вы знаете?

2)Какое место занимает среди них язык?

3)В чем состоит великий секрет языка?

-Я вижу, ваши мнения разделились. Нам предстоит разобраться в этом.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Апрель 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Канакина. 4 класс. Учебник №2. Проверь себя, с. 120

1. Подготовьте сообщение на тему «Какую роль выполняет глагол в нашей речи?».

Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного.

Глагол обозначает действие и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека в трудовой, социальной, экономической, научной, общественной деятельности, различные явления природы.

Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает высокой эстетической ценностью. Выразительность языка достигается подбором как различных глаголов, так и однокоренных (досказать – высказать – пересказать).

Сила русского глагола в способности не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Оно может длиться долго, может произойти в один момент, может обозначать начало, а может и конец действия.

Таким образом, глаголы обозначают различные действия и задают нашей речи определённый ритм, т. е. делают её выразительной).

2. Расположите глаголы-синонимы по степени усиления действия:
а) трусить, страшиться, бояться;
б) пылать, гореть, пламенеть.

а) трусить, бояться, страшиться;
б) гореть, пылать, пламенеть.

3. Выпишите из орфоэпического словаря учебника глаголы в неопределённой форме, обозначьте в них ударение. Образуйте от любого глагола все формы времени.

баловáть — балýю, баловáл, буду баловáть;
брать — берý, бралá, буду брать;
дать — далá, дам;
запломбировáть — запломбировáл, запломбирýю;
клéить — клéю, клéить, буду клéить;
облегчи́ть — облегчи́л, облегчý;
повтори́ть — повтори́л, повторю’;
позвони́ть — позвони́л, позвоню’;
положи́ть — положи́л, положý;
поня́ть — пóнял, поймý;
премировáть — премирýю, премировáл;
углуби́ть — углублю’, углуби́л;

4. Скажите, в чём сходство и различие в грамматических признаках глаголов, употреблённых в данной загадке:

Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

Сходство: глаголы тронешь, откусишь стоят в форме 2-го л., ед. ч., буд. вр.
Различия: глагол тронешь I спряжения, откусишь II спряжения.

5. Допишите окончания глаголов в форме второго лица единственного числа. Над глаголами укажите спряжение.

(Ты) кле ишь (II спр.), рису ешь (I спр.) , ход ишь (II спр.), смотр ишь (II спр.), дремл ешь (I спр.), стро ишь (II спр.), дыш ишь (II спр.), увид ишь (II спр.), реж ешь (I спр.) , услыш ишь (II спр.), помн ишь (II спр.), вяж ешь (I спр.), напиш ешь (I спр.), умыва ешь ся (I спр.) .

6. Прочитайте пословицы. Объясните, в каких глаголах пропущено буквосочетание -тся, а в каких -ться.

Что летом роди тся , то зимой пригоди тся .
Кто любит труди ться , тому без дела не сиди тся .
Нужно наклони ться , чтобы из ручья воды напи ться .

  • Запишите пословицы, вставляя пропущенные буквосочетания.

7. Прочитайте. Письменно разберите любой глагол по составу и как часть речи.

Напишешь пером, не вырубишь и топором.

Напишешь — глаг., что сделаешь?, н. ф. — написать, I спр., в буд. вр., во 2-м. л., в ед. ч., сказ.

на/пиш[ешь] 2 (на- – приставка, пиш- – корень, -ешь – окончание)

Источник