Меню

Как соотносятся понятия средства метод прием воспитания



Сущность понятия «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания»

Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания

1. Сущность понятия «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания», «формы организации воспитательной работы».

2. Классификация методов воспитания Г.И. Щукиной.

3. Характеристика методов воспитания и самовоспитания.

4. Условия выбора методов воспитания.

Сущность понятия «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».

Метод (methodas) слово греческого происхождения – путь, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

В философском определении метод – способ упорядоченной деятельности по достижении определенной цели.

Метод воспитания – специфический способ воспитательной работы, который используется в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

В более общем понимании метод воспитания – это способ осуществления воспитательных взаимодействий учителя и учащихся, направленный на решение воспитательных задач.

А.С. Макаренко удачно назвал методы воспитания «инструментами прикосновения к личности», это означает непосредственное обращение метода к личности воспитанника. Современные исследования свидетельствуют, что эффективными оказываются лишь те методы, которые отвечают внутренним потребностям и установкам, а они у каждого индивидуальны.

Методы воспитания опираются на закономерности и принципы воспитания, которые мы рассматривали ранее. Так принцип сочетания требовательности и уважения к личности ученика предполагает, что недопустимы методы наказания, унижающие достоинство ученика, оскорбляющие воспитанника.

В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение учащихся, развивать нужные качества, черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует различные приемы воспитания. Прием воспитания – это частное выражение метода, по отношению к методу он носит частный характер. Прием – составная часть метода.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Например, метод поощрения включает такие приемы, как одобрение, похвала, благодарность, награда.

Метод наказания может включать следующие приемы: замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.

Приемы воспитания можно разделить на две группы:

1. созидающие приемы (приемы, корректирующие поведение). Способствуют развитию положительных качеств и подавляют негативное начало.

Например: моральная поддержка, просьба, доверие, укрепление веры в силы ребенка, организация успеха, авансирование личности и т.п.

2. тормозящие приемы (приемы, помогающие исправить поведение), пробуждая отрицательные чувства – стыд, раскаяние. Тормозящие приемы способствуют преодолению негативных качеств.

Необходимо выделить приемы, которые недопустимы, но употребляются отдельными педагогами в конфликтных ситуациях: проявление возмущения в раздражительной, грубой форме; придирчивые осуждения, систематические упреки; безапелляционная характеристика поступка; возбуждение тревоги о предстоящем наказании и др.

Средства воспитания – понятие очень широкое. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса(наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Нельзя недооценивать роль средств.

Предположим, педагог обсуждает с учащимися проблему свободы человека в современном обществе. Поищем средства, которые могут исполнить данную функцию: бездомная собака, бродящая в поисках пищи? Хулиган, не подчиняющийся социальным нормам жизни? Великий Ньютон, работавший по 16 часов в сутки? Видеозапись артиста балета, изнуряющего себя ежедневными тренировками? Или лежащий на диване бездеятельный человек?

Педагог выберет то, что ближе его пониманию свободы. И чем точнее будет произведен отбор средств, тем эффективнее деятельность.

Предложим работу педагога с учащимися: заготовлены лопаты, ведра, чтобы высадить молодые деревца около училища; количество инструментов равно количеству жаждущих работать. Но еще приготовлены салфетки, мыло, фартуки, халаты – все, что обеспечит гигиену труда. Принесены колышки, веревка, дощечки и тушь, что обеспечит символическое присутствие рядом с училищем этих деревьев. Такой пестрый инструментарий окрашивает групповое дело красками ценностных отношений, придавая действиям духовный смысл. Если аннулировать данный подбор, оставив лишь лопату и ведро, — немедленно групповое дело преобразуется в работу узко предметного содержания.

Источник

Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах

Для решения различных воспитательных задач используются разнообразные средства, методы и приемы воспитания.

Методы воспитания в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается свое представление о методах воспитания.

«Метод» в буквальном переводе означает, способ, путь познания объективной действительности.

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. А.С. Макаренко называет методы воспитания инструментом тонкого прикосновения к личности.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они выступают как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.

Читайте также:  Как инвалиду 1 группы по зрению вернуть за покупки средства

К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической ра­боты (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Различие между средствами и методами воспитания состоит в том, что средства воспитания могут оказывать воспитывающее воздействие без активной роли педагога. Так, прочитанная книга, просмотренный кинофильм оказывают воспитательное воздействие своим содержанием. Методы воспитания предполагают активное взаимодействие, деятельность педагога, общение воспитателя и воспитанника для решения педагогических задач.

В практике педагог может и не задумываться, каким конкретным методом он пользуется, однако в сложной ситуации он испытывает потребность в овладении системой методов воспитания, которая поможет решить конкретную воспитательную задачу. Выстроенная по определенному признаку система методов – это классификация методов. Трудность классификации методов воспитания объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателей и воспитанников).

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, приме­нимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

В соответствии с этой характеристикой Г.И. Щукина выделяет три группы методов воспитания:

· методы формирования сознания личности;

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

· методы стимулирования поведения и деятельности.

В данную классификацию ученые добавляют также

— методы оценки и самооценки;

Перечислим конкретные методы из каждой группы:

— методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера, убеждение);

— методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

— методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

— методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и пр.);

— методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (беседа, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций).

Рассмотрим некоторые общие методы воспитания.

Методы формирования сознания личности выступают как методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, убеждений, суждений, оценок. Выделенная группа методов решает следующие воспитательные задачи: формирование новых или дальнейшее развитие имеющихся представлений, понятий и ценностей; выработка правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам и отношениям; формирования адекватной самооценки и т.п.

Эффективность данных методов определяется опорой на положительный опыт школьников, на практическую коллективную деятельность; созданием эмоционального подкрепления; активизацией восприятия (активное включение школьников в обсуждение, приведение примеров, приведение примеров из жизни и литературных произведений); авторитетностью воспитателя; учетом уровня воспитанности учащихся; коммуникативными способностями педагога.

Например, такой метод из данной группы, как убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Если проанализировать доминирующие в этом процессе действия воспитателя, то очевидно, что, прежде всего, это живое слово учителя. Источниками информация могут быть книги, журналы, телепередачи и пр. По мере выработки личного отношения к ней, информация оказывает воспитательное воздействие на учащихся. При этом очевидно она должна также формировать и положительные нравственно ценные эмоции (Ю.К. Бабанский).

Однако степень убедительности зависит не только от содержания информации, но и способа передачи. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Обсуждение самых разнообразных вопросов жизни – один из приемов убеждения, способ вовлечения школьников в процесс выявления истины.

Оно позволяет выработать коллективное мнение, формировать позиции по отношению к личности, общественным событиям, проблемам трудовых, нравственных, эстетических, организационных отношений. Как прием убеждения может использоваться проявление сочувствия. Как способ тактичного выражения педагогом своих чувств по поводу переживаний ребенком постигших его неудач или неприятностей. Предостережение как прием убеждения есть способ тактичного предупреждения, профилактики и торможения возможных безнравственных поступков и даже правонарушений.

Читайте также:  Что означает выразительное средство языка

Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения – это пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Среди условий эффективности данной группы методов Коджаспирова Г.М. называет постановку цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения; выполнение деятельности на основе образца; организация активной самостоятельной позиции, опора на общественное мнение и успех.

Традиционным методом из этой группы является требование (условие или правило, обязательное для выполнения), которое может быть как прямым (приказ, запрет, указание), так и косвенным (совет, доверие, недоверие, просьба, намек, условие, осуждение). Для требования характерны определенность, императивность, точность, конкретность, понятные формулировки.

Методы стимулирования деятельности и поведения предполагают воздействие на мотивационную сферу личности, они направлены на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения. Неоднозначно оцениваются в педагогической теории и практике такие методы из данной группы как поощрение и наказание. Поощрение – это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими стараний и усилий личности. Наказание – торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

Виды поощрений – одобрение, похвала, благодарность, награждение, предоставление, почетных прав, материальное вознаграждение. Виды наказаний – замечание, неодобрение, порицание, выговор, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, наложение дополнительных обязанностей, отсроченное наказание, отказ от наказания. В воспитательной практике метод поощрения дает гораздо большие результаты, чем наказание («Похвала возвышает душу» М.Ф. Квинтилиан).

Используя поощрение и наказание, необходимо учитывать мотив действия, малые меры положительной оценки (не «перехвалить»), тщательная дозировка и осторожность, сравнение ребенка с самим собой, использование метода «естественных последствий». Поощрение эффективно, когда доставляет обоюдное удовлетворение и детям, и взрослым. Оно не воспринимается и даже унижает, если при вручении подарка, например, подчеркивается, что награда не совсем заслужена и ожидается ответная благодарность. Постоянные поощрения за одни и те же поступки также перестают вызывать у ребенка положительный эффект, поэтому в поощрении всегда должен быть эффект неожиданности, сюрприза.

Как показывает практика, для ребенка не менее важно моральное одобрение его поступка, уважительное отношение к его деятельности. Педагогической цели достигает заслуженное поощрение, вызывающее у ребенка желание выполнить работу еще лучше. В воспитании трудных и педагогически запущенных детей особое значение имеет авансирование поощрения, когда поощряется еще не сам по ступок, а его мотивы или начатое дело, чтобы стимулировать желание ребенка выполнить общественно полезную работу, поверить в сои силы.

Общие причины (условия, факторы) определяющие выбор методов воспитания:

— Цели и задачи воспитания.

— Возрастные особенности воспитанников.

— Уровень сформированности коллектива.

— Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

— Уровень педагогической квалификации.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. На каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

Источник

Понятие методы, приемы и средства воспитания

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.

Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие.

Средство воспитания – это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы, с помощью которых организуется использование этого средства в целях воспитания.

К средствам воспитания относятся речь педагога, а также различная деятельность: трудовая, игровая, учебная. Особым средством воспитания является коммуникативная деятельность (общение), поскольку при общении происходит не только обмен информацией, на и взаимное влияние участников общения друг на друга. К средствам относятся также различные объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.).

Поскольку любой метод воспитания на практике осуществляется с помощью определённых средств и приёмов, метод в его практической реализации можно определить как систему приемов и средств. Вместе с тем, в структуре каждого метода возможны разнообразные сочетания средств и приёмов, что позволяет учитывать конкретную ситуацию применения метода.

Читайте также:  Как быстро избавится от мух в доме народными средствами

Существуют различные классификации методов воспитания. Так, по характеру воздействия выделяются методы убеждения, упражнения, поощрения и наказания (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Более обобщенная классификация: убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Согласно классификации И.С. Марьенко, методы воспитания подразделяются на объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучение, упражнение, стимулирование, торможение, руководство, самовоспитание.

В настоящее время наиболее распространена классификация методов воспитания по их направленности (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский). Направленность метода – комплексная характеристика, включающая цель (зачем применяется), содержание (что формируется), процесс (как именно происходит влияние, способы влияния на воспитанника). По этой классификации выделяется три группы методов воспитания:

— методы формирования сознания личности;

— методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

— методы стимулирования поведения и деятельности.

Взаимосвязь цели, содержания и процесса в этой классификации показана в табл.

Любой метод не является сам по себе хорошим или плохим, его эффективность зависит от условий его применения. Правильный выбор и оптимальное сочетание методов приводят к желаемому результату, позволяют эффективно осуществлять воспитательный процесс.

Классификация методов воспитания по их направленности. (Таблица № 5)

Содержание Формирование сознания личности Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения Стимулирование деятельности и поведения
Цель Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они приобретали опыт правильного поведения в обществе Создать мотивацию правильного поведения
Процесс (методы) Рассказ, беседа, лекция, доклад, диспут, пример, инструктаж, объяснение, разъяснение, внушение Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, общественное мнение, воспитывающая ситуация Поощрение, наказание соревнование, субъективно-прагматический метод

Характеристика отдельных методов воспитания.Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности.
Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы.
Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Однако его психолого-педагогический эффект не только в приспособительской деятельности, он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у «образца». Особое значение имеет личный пример классного руководителя: речь, взгляд, стиль, культура поведения и общения Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости от авторитета педагога.

Приучение. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности, дисциплины и ответственности.
Методы стимулирования, главное назначение которых — дополнительное стимулирование влияния и усиление действия рассмотренных ранее методов, которые принято называть основными. Из методов стимулирования рассмотрим следующие: поощрение и наказание.

Поощрение как метод воспитания направленный на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения — возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, словами, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.

Источник