Меню

Как регионы осваивают средства



Мишустин: ряд регионов не освоил средства для борьбы с пандемией

Лента новостей

Все новости »

Средства, которые федеральные власти выделяют для борьбы с коронавирусной инфекцией, должны использоваться максимально эффективно, напомнил премьер-министр

Михаил Мишустин. Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС —>

Регионы плохо осваивают средства, выделяемые на борьбу с коронавирусом, заявил Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами. По словам главы правительства, ряд регионов не потратил деньги даже из первого транша от федеральных властей. Некоторым не удалось освоить даже 10%, сообщил премьер-министр.

«Мы выделяем регионам очень серьезные средства и делаем это на основании тех расчетов, которые дают сами же регионы. Эти средства должны использоваться максимально эффективно, об этом президент уже неоднократно говорил. Однако в ряде регионов не освоены ресурсы даже из первого транша. Во многих субъектах, по данным Казначейства РФ, кассовое исполнение ниже 10%, и такая ситуация складывается в Тверской, Белгородской, Тюменской, Новгородской, Калужской областях, Камчатском крае, Республике Саха и во многих других субъектах. Необходимо принять все меры для исправления ситуации. В ближайшие дни я также планирую провести совещание с главами субъектов РФ, чтобы проверить, насколько региональные власти готовы к оказанию помощи людям в борьбе с коронавирусной инфекцией, а если где-то работа идет медленно, понять причины и оперативно принять необходимые решения».

Михаил Мишустин не пояснил, о каких деньгах идет речь. Но, возможно, он имел в виду 33 миллиарда рублей, которые должны были поступить в 77 регионов страны. Деньги были направлены на организацию больничных коек и на оснащение больниц медицинским оборудованием.

Business FM связалась с бывшим губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым. Говоря о том, что регионы не могут освоить средства, премьер Мишустин как раз упомянул Калугу. Анатолий Артамонов рассказал, что сейчас сам выясняет этот вопрос, но у него уже есть предположения.

Анатолий Артамонов экс-губернатор Калужской области «Я хотел в эту проблему тоже погрузиться, посмотреть непосредственно, что в регионе происходит, какие могут быть причины. Могу только предположить по опыту своей собственной работы предыдущей, что это не злой умысел: иногда бывает так, что закон все равно выполнять надо, и очень сложно бывает зачастую эти торги оперативно провести. Еще покупка оборудования — сейчас ведь сложился дефицит из-за того, что всем сразу надо. Я вот знаю, что калужане испытывали большую проблему из-за недостатка элементарных краников, которые перекрывают кислород, который надо подать этим койкам интенсивного лечения, их как-то централизованно делали в стране. Мы, допустим, не считали необходимым у себя это производство организовывать, а в других регионах — их мало где производили — сложился дефицит, и проблема была. Все равно в регионах все идет с отставанием от Москвы. Не надо сильно паниковать по этому поводу, все руководители регионов — люди ответственные, и они чувствуют свою личную ответственность, тем более президент предупредил. Поэтому я не думаю, что там какой-то провал будет, просто соревнование устраиваем зачастую: кто впереди, кто позади, кто уже сделал, а кто еще не сделал. Все сделают».

Регионы не могут освоить финансовую помощь правительства, потому что спрос на те или иные блага, напрвленные на борьбу с пандемией, разный, полагает начальник аналитического отдела компании «Риком-траст» Олег Абелев.

Олег Абелев начальник аналитического отдела компании «Риком-траст» «Первый момент — отсутствие тех благ, на которые этот бюджет должен быть направлен в конкретном регионе, потому что в разных регионах спрос на те или иные блага, вещественные и невещественные, на борьбу с пандемией разный. Регионы все неоднородны, население разное, количество зараженных разное, и если взять условно Татарстан и условно Курганскую область, я говорю без привязки, просто, чтобы было понятно, то ясно, что средств, на которые нужно покупать аппараты ИВЛ конкретному региону и выделено, но банально фактически этих аппаратов для каждого конкретного региона может просто не хватать, это исполнение бюджета может растянуться на довольно длительный период. Второй момент — традиционная история проверки, контроля расходования средств, потому что ее никто не отменял. Есть разного рода всегда во многих регионах факторы, которые связаны с желанием нецелевым образом потратить средства. Возможно, какие-то средства были потрачены, но не целиком, а какие-то были потрачены нецелевым образом, это традиционная российская беда, я бы сказал, это не новость».

Российские чиновники не в первый раз демонстрируют неумение тратить деньги. Так, в прошлом году правительство не смогло израсходовать триллион рублей из бюджета. Как заявлял глава Счетной палаты Алексей Кудрин, это связано с низким качеством госуправления.

В ходе совещания Михаил Мишустин также отметил, что рассчитывать на льготные беспроцентные кредиты вскоре сможет не только малый, но и средний, и крупный бизнес.

Источник

Власти раскрыли расходы регионов на нацпроекты

Совокупные расходы российских регионов на реализацию национальных проектов на 1 ноября 2019 года превысили 730 млрд руб., подсчитал РБК на основе открытых данных системы «Электронный бюджет» (операторы — Минфин и Федеральное казначейство). Уровень освоения средств составляет 67% от предусмотренной паспортами нацпроектов суммы финансирования из консолидированных бюджетов субъектов РФ.

  • Расходы региональных бюджетов на финансирование нацпроектов, сформированных для исполнения майского указа президента, составили 731,3 млрд руб.
  • В целом расходы консолидированных бюджетов субъектов на нацпроекты в 2019 году должны составить почти 1,1 трлн руб., следует из материалов Счетной палаты, посвященных мониторингу национальных целей. Сюда включены как собственные средства региональных бюджетов, так и направляемые им трансферты из федерального бюджета.
Читайте также:  Салфетки для стекла без использования моющих средств

На портале «Электронный бюджет» пока не приводятся данные об уровне исполнения расходов на национальные проекты в разрезе отдельных регионов. К декабрю эта информация должна появиться, сообщили РБК в пресс-службе Федерального казначейства: «В настоящее время ведутся работы по добавлению на единый портал бюджетной системы данных по утвержденным бюджетным ассигнованиям в разрезе регионов».

Минфин уточняет

Показатели региональных паспортов нацпроектов несколько меньше уточненных на сегодняшний день. Как пояснили РБК в пресс-службе Минфина, паспорта нацпроектов носили оценочный характер и были сформированы еще до фактического утверждения региональных и местных бюджетов.

Согласно информации Минфина, общие расходы региональных и местных бюджетов на реализацию национальных проектов в 2019 году должны составить 1,3 трлн руб., а кассовое исполнение по состоянию на начало ноября составляет 760 млрд руб. Это дает уровень в 58% исполнения.

Работа над прозрачностью данных

Казначейство стало публиковать данные по расходам федерального бюджета и регионов на нацпроекты в конце октября. Ранее, в июле, РБК обратил внимание на то, что оперативный мониторинг финансового исполнения нацпроектов практически недоступен для общества, поскольку власть не предоставляет регулярных данных о кассовом исполнении по ним в готовом виде.

В подготовленных Минфином «Основных направлениях бюджетной политики» на 2020–2022 годы отмечалось, что взаимодействие Федерального казначейства с финансовыми органами регионов будет расширено в целях обеспечения оперативной информации об исполнении региональных бюджетов в части ассигнований на реализацию нацпроектов.

Меньше — не значит хуже

Исполнение региональными бюджетами расходов на нацпроекты, по данным Минфина, недотягивает даже до уровня исполнения по федеральному бюджету. Федеральные расходы на нацпроекты составили 1,1 трлн руб. — это почти 64% от предусмотренных 1,78 трлн руб., следует из данных портала «Электронный бюджет» на 5 ноября. В них входят и межбюджетные трансферты регионам на реализацию нацпроектов.

Недостаточно высокий уровень освоения средств на нацпроекты не всегда означает плохую работу властей, считает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Тот факт, что расходование идет неравномерно и иногда запаздывает, свидетельствует о том, что правительство старается расходовать средства по мере необходимости, а не чисто формально. Это говорит о каком-то разумном подходе к использованию денег налогоплательщиков», — сказала она РБК.

Как сообщили РБК в Счетной палате, больше всего регионы потратили на мероприятия в рамках нацпроектов «Демография» — 217,7 млрд руб. на 1 октября, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 144,3 млрд руб., «Образование» — 76,5 млрд руб., «Жилье и городская среда» — 66,1 млрд руб., «Здравоохранение» — 58 млрд руб.

Недостаточные темпы освоения бюджетных средств могут быть связаны с проработкой нацпроектов, которые на момент принятия не были хорошо прописаны, не имели конкретных мер по достижению целевых показателей, отмечает Суслина. «С этой точки зрения пусть лучше идет медленно реализация нацпроектов, но эффективно, чем деньги уйдут в никуда», — подчеркнула она.

Ускорились к осени

Расходы региональных бюджетов значительно ускорились во втором полугодии. По данным Счетной палаты, расходы региональных бюджетов на реализацию нацпроектов в январе—июне составляли 285,9 млрд руб., а на 1 октября они составили уже 625,9 млрд руб., то есть выросли более чем в два раза. За октябрь расходы субъектов на нацпроекты выросли еще на 17% относительно предыдущего месяца.

Основные расходы региональных бюджетов — по госконтрактам и капитальному строительству, а другие инфраструктурные расходы, как правило, приходятся на конец ноября и декабрь, пояснила РБК главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич. Социальные расходы, напротив, равномерны, к примеру, это различные выплаты семьям с детьми и т.д. Высокая доля расходов на проект «Безопасные и качественные дороги» объясняется тем, что ремонт дорог проводится с весны до начала осени, отметила Зубаревич.

Кто потратил больше всех

Среди лидеров по расходам на нацпроекты (в абсолютных значениях) на 1 ноября оказались Москва (82 млрд руб.), Московская область (60 млрд руб.) и Санкт-Петербург (40 млрд руб.), согласно данным «Электронного бюджета».

Расходы столицы на нацпроекты составили 3% от расходов бюджета города, предусмотренных в 2019 году. Подмосковье потратило на нацпроекты около 9% бюджета, Санкт-Петербург — 6%.

Более 20 млрд руб. на реализацию нацпроектов израсходовали Ямало-Ненецкий автономный округ и Свердловская область.

Читайте также:  Какое эффективное средство против курения

Наименьшие расходы у регионов с наименьшим населением: у Магаданской области (1 млрд руб.), Еврейской автономной области (0,8 млрд руб.) и Чукотского автономного округа (0,6 млрд руб.).

Как формируются расходы регионов на нацпроекты

Согласно сводной бюджетной росписи на 1 октября, в федеральном бюджете на реализацию нацпроектов в 2019 году заложено 1,78 трлн руб. Из них 611,8 млрд руб. должны уйти в регионы, так как большинство мероприятий нацпроектов реализуется субъектами за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, сообщает Счетная палата в отчете об исполнении бюджета за январь—сентябрь. На начало ноября исполнены средства межбюджетных трансфертов бюджетам регионов на 354,8 млрд руб. (57% от плана), уточнили в Минфине.

Трансферты предусмотрены по десяти нацпроектам и комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В рамках проектов «Наука» и «Цифровая экономика» расходы регионов не предусмотрены.

В 2019 году расходование собственных ресурсов регионов на реализацию нацпроектов окажется чуть выше федеральных трансфертов регионам на эти цели. «При этом необходимо учитывать, что как и на федеральном уровне, на региональном уровне национальные проекты включают наряду с новыми мероприятиями также мероприятия, реализация которых была начата до начала реализации национальных проектов», — отметили в Минфине.

Стоимость реализации всех нацпроектов оценивается в 25,7 трлн руб. с 2019 по 2024 год. Из них 13,2 трлн возьмет на себя федеральный бюджет, за 4,9 трлн руб. будут отвечать региональные власти. Проектом федерального бюджета на 2020 год на нацпроекты предусмотрено около 2 трлн руб.

Неосвоение бюджета на всех уровнях

Власти неоднократно отмечали низкий уровень освоения бюджетных средств, заложенных для нацпроектов. В начале октября спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала недостаточные темпы бюджетных расходов на нацпроекты полным безобразием и предупредила, что, работая так, цели не будут достигнуты.

Генеральный прокурор Юрий Чайка 11 ноября заявил о выявленных недостатках реализации нацпроектов, связанных в первую очередь «с неосвоением бюджетных средств на всех уровнях и этапах». Так, по нацпроекту «Цифровая экономика» освоено лишь 15% из 108 млрд руб., выделенных на этот год, по проекту «Экология» — только 25%, сообщил он.

Всего Генпрокуратура с начала года выявила 2,5 тыс. нарушений законов в сфере нацпроектов, наибольшее число — в ходе реализации проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда». Нарушения касаются вопросов предоставления господдержки, строительства объектов социальной инфраструктуры, проведения конкурсных процедур, регионального и муниципального нормотворчества, уточнил Чайка.

По мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, система управления нацпроектами неэффективна за счет сложной иерархии. Глава Счетной палаты также считает региональные показатели эффективности нацпроектов завышенными и не подкрепленными достаточным количеством ресурсов.

Источник

Не набрали нацпроектной мощности

Бюджетные средства, предусмотренные региональными бюджетами (включая трансферты из федерального бюджета) на реализацию национальных проектов, освоены более чем на две трети лишь в 11 регионах, а 30 регионов израсходовали на нацпроекты меньше 50% плановых годовых ассигнований. Это следует из открытых данных по состоянию на 8 ноября в системе «Электронный бюджет» (операторы — Федеральное казначейство и Минфин), а также присланных в РБК уточнений регионов.

После публикации материала в редакцию поступили уточнения от нескольких регионов, из которых следует, что в ряде случаев общедоступная система «Электронный бюджет» выдала ошибочные данные об освоении средств на нацпроекты. В частности, в Магаданской области, Тверской области и Карелии уровень финансового исполнения по нацпроектам составляет, соответственно, 78, 59 и 64% на последнюю отчетную дату, а не 15, 26 и 27%, как следовало из данных «Электронного бюджета». РБК внес исправления после публикации и направил запросы в Казначейство и Минфин России.

  • Лидерами по исполнению бюджетов на нацпроекты стали Магаданская область (освоено 77,6%), Чечня (77,4%), Адыгея (75,5%), Татарстан (72,8%), Москва (72,2%) и Пензенская область (71,2%).
  • В абсолютных значениях расходы регионов-лидеров (по состоянию на 8 ноября) составили, соответственно, 1,2 млрд, 12,8 млрд, 2,9 млрд, 18,4 млрд, 85,5 млрд и 5,6 млрд руб.
  • Самое низкое исполнение расходов на нацпроекты — в Еврейской автономной области (23,6%), Дагестане (25,9%), Астраханской области (28,7%). РБК направил запросы в эти регионы с целью подтвердить или уточнить эти цифры.
  • Более чем наполовину средства, предусмотренные под нацпроекты, к 8 ноября потратили 55 регионов.

Говорить о каких-либо закономерностях в освоении регионами денег на нацпроекты пока рано, считает замдиректора группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. «Не стоит забывать о сезонности бюджетных расходов: регионы финансируют бóльшую долю расходов в четвертом квартале, чем в каждом из первых трех. Поэтому те, кто сейчас кажется отстающим, могут к концу года подтянуться», — сказала она РБК.

Ситуацию с освоением бюджетов на нацпроекты в среднем по России нельзя назвать благополучной, считает ведущий научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский. Он связывает это, в частности, с медленным освоением средств на инвестиции в проектах, связанных со строительством инфраструктуры.

Читайте также:  В состав синтетических моющих средств может входить

Как осваивается федеральный бюджет

Как сообщал ранее Минфин, общие расходы региональных и местных бюджетов на реализацию национальных проектов в 2019 году должны составить 1,3 трлн руб. В том числе 611,8 млрд руб. составляют трансферты регионам из федерального бюджета на цели нацпроектов.

На начало ноября, по данным Минфина, сумма межбюджетных трансфертов бюджетам регионов составляла около 355 млрд руб. (57% от плана). Москва реализует нацпроекты полностью за счет средств своего бюджета, уточнили РБК в городском департаменте финансов.

Расходы федерального бюджета на нацпроекты в 2019 году должны составить 1,78 трлн руб. (в эту сумму входят и трансферты регионам). Освоено 1,175 трлн руб., или 66,1%.

По каким проектам освоение запаздывает

Согласно данным «Электронного бюджета», наилучшим образом всеми бюджетами бюджетной системы России (федеральный, региональные и бюджеты госфондов) освоены средства на нацпроекты «Культура» (86,6%), «Демография» (85,2%), «Образование» (81,2%), «Наука» (76%) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (74,8%).

Хуже всего исполнены бюджеты на нацпроекты «Международная кооперация и экспорт» (45,6%), «Производительность труда и поддержка занятости» (44,3%), «Экология» (37,3%) и «Цифровая экономика» (24,1%).

Глава Минкомсвязи Константин Носков прогнозировал, что исполнение расходов по нацпроекту «Цифровая экономика» составит порядка 85% по итогам года. Как писал ТАСС со ссылкой на пресс-службу министерства, низкий процент исполнения на сегодняшний день обусловлен тем, что работы в рамках нацпроекта не авансируются, а оплачиваются по факту выполнения.

Многие нацпроекты связаны с финансированием капитальных расходов, и это как раз значительные суммы, напоминает Елена Анисимова. «Автомобильные дороги, здравоохранение, жилье и городская среда, экология, модернизация инфраструктуры — эти проекты самые затратные в плане финансирования и времени. Время уходит на то, чтобы контракты торговать, заключать, и уже затем наступает этап финансирования», — пояснила она.

Кроме того, иногда требуется предварительная работа — например, инвентаризация сетей перед заменой труб. «К тому же, несмотря на то что указы были подписаны в 2018 году, 2019 год фактически стал первым годом их исполнения, поскольку параметры их финансирования были определены только в начале этого года, то есть время сработало не в пользу исполнителей. Поэтому один год вряд ли может быть показательным», — отмечает Анисимова.

Освоить не значит построить

Процент освоения бюджетных средств не всегда полностью отражает прогресс нацпроекта, предупреждает Анисимова. «Электронный бюджет» отражает кассовое исполнение, тогда как данные об объеме заключенных контрактов, по которым ведутся работы и оказываются услуги в рамках нацпроектов, отсутствуют.

Исполнение, то есть выплаты, зависит от стадии, на которой конкретный проект находится, поясняет аналитик. По ее словам, авансирование в бюджетной системе не приветствуется, а значит, выплаты откладываются до принятия определенного этапа или проекта в целом.

«Проект может задерживаться: например, устранение недостатков при строительстве школы или ремонте дорожного покрытия может занимать месяцы. Поэтому низкий процент освоения бюджетных средств не всегда может свидетельствовать о существовании реальной проблемы с достижением поставленных целей в рамках майского указа», — подчеркивает Анисимова.

Она признает, что в некоторых случаях за низкими показателями освоения могут стоять реальные проблемы, в том числе такие, на которые власти региона могут не иметь возможности повлиять. «Например, нам известен случай, когда регион не смог исполнить часть показателей по проекту «Международная кооперация и экспорт» в части объема экспорта продукции АПК в силу аномальных погодных условий», — пояснила она.

Схожее мнение высказывает Андрей Чернявский. «Если мы говорим об успешной реализации нацпроектов, то освоение средств — это один из показателей. В конце концов, нужно обращать внимание на достижение промежуточных целей, насколько целевые показатели достигаются», — подчеркивает он.

Какие данные использовались

Для анализа исполнения регионами бюджетов на нацпроекты РБК использовал главным образом данные портала «Электронный бюджет». Однако там нет информации о бюджетных ассигнованиях, предусмотренных на реализацию нацпроектов в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Пока у портала есть проблема с полнотой данных, сообщили РБК в пресс-службе Федерального казначейства. Ее планируется устранить в ближайшее время.

В связи с этим РБК уточнил информацию о запланированных расходах на нацпроекты и фактическом исполнении в департаменте финансов Москвы, комитете финансов Санкт-Петербурга, пресс-службе правительства Севастополя и департаменте финансов Орловской области (данные в «Электронном бюджете» были с ошибкой). Ответы по существу поступили из всех этих регионов.

Также из ранее опубликованной в СМИ информации были взяты данные о предусмотренных на 2019 год расходах на нацпроекты в Кабардино-Балкарии и Пермском крае, поскольку к сведениям «Электронного бюджета» по этим регионам возникли вопросы: в настоящее время они показывают исполнение на уровне 140–165%. Минфин Пермского края уточнил РБК, что исполнение бюджета по национальным проектам в регионе на сегодняшний день составляет 55,9%.

Источник