Меню

Как отразить основные средства в учетной политике бюджетной



Бюджетный учет основных средств в 2020-2021 годах (нюансы)

Основные средства в бюджетном учете — 2020-2021: вводная информация

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2020-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите обзорный материал.

О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а такжео логику составления проводок.

Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне завситмости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов бюджетного учета и в п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Источник

Учетная политика: что должно быть обязательно

В различных нормативно-правовых актах установлены различные требования о том, какие вопросы должны быть отражены в учетной политике обязательно. Приведем все эти требования.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Основные принципы 1 учетной политики состоят в следующем:

1) если для какого-то объекта учета законодательством не установлен способ его учета, учреждение обязано 2 этот способ разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. При этом следует 3 действовать в рамках действующего законодательства об учете;

2) если законодательством об учете предложено несколько возможных способов учета, учреждение обязано сделать выбор конкретного способа и утвердить его в своей учетной политике;

3) учетную политику изменять допустимо только по установленным 4 основаниям:

— когда изменились требования законодательства об учете;

— когда учреждение разработало новый, более эффективный способ ведения учета;

— когда в деятельности учреждения возникли новые факты хозяйственной жизни, новые объекты учета, которые ранее не были регламентированы учетной политикой.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Перечень обязательных разделов учетной политики установлен законодательно 5 :

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов; утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным стандартом «Концептуальные основы»;

д) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе:

— порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

Читайте также:  Чем эффективно раздробить камни в почках народными средствами

— правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления. (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;

е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

СГС «Основные средства» 6 требует наличия в учетной политике решений по следующим вопросам

1. Порядок 7 присвоения инвентарных номеров основным средствам.

2. Будет ли учреждение объединять 8 в единый инвентарный объект «комплекс основных средств» объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной. Если будет, то какие объекты, на основании каких критериев и в каком порядке.

3. Будет ли учреждение признавать 9 отдельными инвентарными объектами части основных средств, для которых можно определить срок полезного использования отдельно, отличный от объекта в целом. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

4. Будет ли учреждение увеличивать 10 стоимость основных средств на стоимость запасных частей, установленных при ремонте, с одновременным уменьшением стоимости основного средства на величину стоимости выбываемых запчастей. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

5. Выбранный способ 11 (способы) начисления амортизации.

СГС «Долгосрочные договоры» 12 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Будет ли учреждение применять положения СГС «Долгосрочные договоры» 13 к договорам подряда, возмездного оказания услуг, продолжительность которых менее 12 месяцев, начало и завершение приходятся на разные годы.

2. Способ определения 14 процента исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

3. Порядок передачи в бухгалтерию информации 15 о проценте исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда – следует утвердить в порядке документооборота. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

4. Порядок аналитического учета на забалансовом счете 16 исполнения долгосрочных договоров строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

5. Порядок 17 начисления доходов текущего периода за счет доходов будущих периодов по иным долгосрочным договорам, исполнение которых происходит неравномерно.

СГС «Запасы» 18 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета запасов 19 – для всех видов материальных запасов учреждения.

2. Порядок группировки 20 материальных запасов и незавершенного производства для целей аналитического учета.

3. Порядок формирования себестоимости готовой продукции 21 . Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

4. Порядок учета наценки на товары 22 . Актуально для учреждений, которые продают товары.

5. Порядок расчета стоимости незавершенного производства 23 на конец месяца. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

СГС «Информация о связанных сторонах» 24 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок передачи в бухгалтерское подразделение информации о связанных сторонах и операциях с ними – необходимо утвердить в порядке документооборота 25 .

СГС «Резервы» 27 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета 28 по каждому виду резервов, подлежащих учету согласно порядку, установленному СГС «Резервы».

2. Порядок 29 учета резервов по гарантийному ремонту. Актуально для учреждений, которые продают готовую продукцию, товары, оказывают услуги, выполняют работы, на качество которых учреждение дает гарантию.

Инструкция № 157н 30 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок 31 передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

2. Периодичность 32 формирования регистров учета на бумажном носителе (если нет возможности хранить учетные регистры в виде электронного документа с квалифицированной ЭЦП).

3. Порядок 33 объединения элементов обустройства автодороги в один инвентарный объект с самой автодорогой. Актуально для учреждений, уполномоченных на ведение учета автомобильных дорог в собственности публично-правового образования.

4. Будет ли учреждение вести 34 инвентарный или иной аналитический учет имущества казны или не будет. Актуально для учреждений, уполномоченных вести бюджетный учет имущества казны.

5. Порядок 35 аналитического учета расчетов по оплате труда и стипендиям в Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям.

6. Порядок 36 аналитического учета расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям. Актуально для учреждений, у которых есть соответствующие отчеты.

7. Порядок 37 формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.

8. Перечень документов 38 , подтверждающих принятие (возникновение) обязательств – для всех видов обязательств учреждения.

9. Перечень бланков 39 , относимых к бланкам строгой отчетности.

12. Порядок аналитического учета 42 материальных ценностей на забалансовом счете 21.

Читайте также:  Как обеззаразить воздух в квартире при коронавирусе народными средствами

13. Порядок аналитического учета 43 материальных ценностей на забалансовом счете 22.

1 с т. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

п . 12 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н; далее – СГС «Учетная политика»)

Источник

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:

  • от цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.

Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:

  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).

ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п.6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н);

Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте здесь.

  • учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК (внутреннего финансового контроля));

О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

  • схема отражения в учете событий после отчетной даты;
  • «документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации);

Полный набор форм первичных документов, учетных регистров и отчетности для бюджетных учреждений вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой правовой системе, полный пробный доступ можно получить бесплатно.

  • иные организационно-методологические решения.

УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.

Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать здесь.

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте здесь.

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках;
  • других документов (методик, схем).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

О том, как в БУ проводится инвентаризация обязательств, читайте в материале «Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении».

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.
Читайте также:  Эффективное средство для промывки канализации

Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте здесь.

Учет финансовых активов

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте здесь.

Учет финансовых обязательств

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2021 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным;
  • изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса;
  • разместить на рабочих местах выписки из учетной политики;
  • произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы);
  • определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.

О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Итоги

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.

Источник