Меню

Как определить местоимение средства связи



Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
план-конспект по русскому языку

Скачать:

Вложение Размер
upotreblenie_mestoimeniy_v_rechi.docx 15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте .

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, не называя их. Например: Я чувствую разумность бытия. Каждый день приносит что-то новое.

  1. Местоиемния часто заменяют ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведёт к искажению смысла ( Генерал вёз пленного мальчика. В дороге он (кто?) заболел ).
  2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное н , если они стоят после простых предлогов (без, в, до, для, на, из, к, с, у и др.) и после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом ( вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади ): без него, к ней, вокруг них и т.д. После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, начальное н не прибавляется: вопреки ему, согласно ей, навстречу ему.
  3. Собирательные существительные (крестьянство, молодёжь, группа и т.д.) нельзя заменять местоимениями в форме множественного числа. Нельзя сказать: Молодёжь смотрит в будущее, она шагает вперёд большими шагами. Чтобы не создавать неправильных сочетаний, следует слово молодёжь заменить словом молодые люди или представители молодого поколения .
  4. Возвратное местоимение себя и определительное свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад . Местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой – к слову ассистент.
  5. Правильными являются формы у неё , от неё (формы у ней , от ней носят разговорный характер или являются устарелыми).
  6. При значительной смысловой близости слов всякий, каждый и любой они отличаются друг от друга присущими оттенками значения.

Всякий имеет особое значение «разный, самый разнообразный, всевозможный». Другое значение – «какой-либо, какой бы то ни было».

Местоимению каждый присуще особое значение «один из всех в данном ряду», например: Зачётная книжка выдаётся каждому студенту.

Слово любой (относимое обычно к прилагательным) имеет особое значение «какой угодно на выбор», например: Выбирайте любую книгу. В стилистическом отношении слово любой отмечается как разговорное. Существовавшее в прежнее время разграничение в употреблении русских местоимений сам и самый (первое относилось к названиям одушевлённых предметов, второе – к названиям предметов неодушевлённых) начинает стираться. Наблюдается тенденция к употреблению местоимения сам : сам порядок принятия решения и т.д.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы/ явления/ живые существа, но не называет их. Иными словами, местоимения заменяют названия предметов, явлений и живых существ – так мы избегаем повторов в речи.

Андрей уже издали видел дом , непохожий на другие. Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два этажа.

В первом предложении приведенного текста нарицательное существительное, обозначающее предмет, – дом заменяется во втором предложении личным местоимением он.

Источник

Местоимение как части речи, использование в качестве средства связи предложений в тексте.

Местоимение— часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Местоимения (за небольшим исключением) изменяются по па­дежам; некоторые по родам и числам.

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.

По значению местоимения делятся на следующие разряды:

Личные — я, мы, ты, вы, она, оно, они.

Притяжательные — мой, твой, наш, ваш, его, ее, их, свой.

Указательные — этот, тот, такой, столько, сей.

Определительные — весь, всякий, каждый, самый, сам, иной, любой, другой, всяческий.

Вопросительные — кто? что? какой? каков? который? чей? сколько?

Относительные — кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Неопределенные — некто, кое-что, кто-либо, кто-нибудь, нечто, кое-что, что-либо, что-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, некоторый, кое-чей, чей-то, чей-либо, не­сколько, сколько-то, сколько-нибудь.

Отрицательные — никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Имена прилагательные.

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает при­знак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? (осенний, крас­ный).

В предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми: День был ясный, свежие лучи солнца освещают весь сад.

По значению прилагательные делятся на три разряда:

Качественные— обозначают такой признак (качество) пред­мета, который может быть в предмете в большей или меньшей сте­пени.

1. Отвечают на вопросы какой? какая? какое?

2. Обозначают различ­ные качества предметов: цвет (иссиня-черный), внутрен­ние качества человека, его душевное состояние (волевой), возраст (престарелый), величину предмета (мизерный), качества, восприни­маемые органами чувств (кислый), общую характе­ристику и оценку предмета <сомнительный).

3. Могут иметь суффик--ист-, -оват-, -еньк-др. (сладковатый).

4. Образуют краткую форму и степени сравнения смелыйсмел,

смелее, са­мый смелый.

5. Образуют сложные прилагательные и прилага­тельные с приставкой не-.

6. Сочетаются с наречи­ями очень, чрезвычайно, слишком и др.

Относительные— обозначают такой признак предмета, кото­рый не может быть в предмете в большей или меньшей степени.

1. Отвечают на вопросы какой? какая? какое?

2. Обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету: материал, из ко­торого сделан предмет (дере­вянный), время (дневной), место (пригородный), назна­чение предмета (книжная полка) и т. п.

3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ое- и др. (мос­ковский).

4. Не имеют краткой формы, не образуют степе­ней сравнения.

5. Не образуют сложные прилагательные и прилага­тельные с приставкой не-.

6. Не сочетаются с наре­чиями очень, чрезвычайно, слишком и др.

Притяжательные— обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чье?

1. Отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?

2. Обозначают принадлежность какому-либо лиц или животному: папин, отцов, медвежий.

3. Имеют суффиксы ов(-ев), -ин(-ын), -ий(сестрицын).

4. Не имеют краткой формы, не образуют степе­ней сравнения.

5. Не образуют сложные прилагательные и прилага­тельные с приставкой не-.

6. Не сочетаются с наре­чиями очень, чрезвычайно, слишком и др.

При употреблении прилагательных их значения могут изме­няться, например, прилагательное волчий в словосочетании волчий след (т.е. след волка) является притяжательным (чей след? волка), а это же прилагательное в словосочетании волчья шуба будет от­носительным (шуба из чего? из волка), а волчий аппетит – качественным.

Значение и образование степеней сравнения.

Прилагательные (только качественные) могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень показывает, что в том или ином пред­мете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом: Эта работа лучше, чем предыдущая. Эта книга интерес­нее (в тексте: от прилагательного жаркий можно образовать срав­нительную степень. Этот день жарче, чем вчерашний).

Превосходная степень обозначает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку. Какой-то признак проявляется в предмете в большей или меньшей сте­пени: он милейший человек (в тексте: от прилагательного спокой­ное можно образовать превосходную степень: спокойнейшее небо, самое спокойное небо).

При употребление прилагательных в форме степеней сравне­ния помните, что нельзя говорить: более лучший, менее лучший, самый сладчайший, менее предпочтительный и т.п. Правильно будет: лучший, сладчайший, предпочтительный.

Наречия на -о(-е), образованные от качественных прилага­тельных, могут иметь степени сравнения, которые обозначают, что какой-то признак может быть в большей или меньшей степени: вы­соковышеболее высокониже (в тексте: поскорее — срав­нительная степень наречия скоро). От наречия старательно можно образовать сравнительную степень старательнее, превосходную старательнее всех).

Степени сравнения наречий

Сравнительная Превосходная

простаясоставная образуется из сочетания

образуется с помощью состоит из сочетания слова двух слов — простой суффиксов -ес(-ей), -е, более или менее и сравнительной степени

-ше от исходной формы исходной формы наречия: наречия и местоимения

наречий, от которой более (менее) красиво. всех (всего): отбрасываются конечные написал лучше всех.

Сходство и различие имен прилагательных и причастий.

Имя прилагательное и причастие имеют много общих грамма­тических признаков.

1. Отвечают на одни и те же вопросы: какой? какая? какое? какие?

Ранние, осенние Какие? – прилагательные

Пожелтевшие Какие? – причастие.

2. Прилагательное обозначает признак предмета, а причастие — признак предмета по действию. Причастия образуются от глаголов, но есть и прилагательные, которые тоже образованы от глаголов и называются отглагольными.

3. Общими и у прилагательных, и у причастий является категория числа, единственного и множественного, рода, который зависит от того, к какому существительному относится прилагательное или причастие. И прилагательные, и причастия изменяются по паде­жам и имеют одинаковые окончания.

4. И при­лагательные, и причастия могут иметь краткую форму:

Горяч (прил.) — воспитан (прич.).

Но причастие имеет и различия:

1. Причастия образуются с помощью суффиксов, которых нет у прилагательных:

действительные причастиянастоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ—ющ, -ащ—ящ, прошедшего вре­мени —вш;-ш.

страдательные причастия настоящего времени образуются с по­мощью суффиксов -им, -ем, -ом, прошедшего времени -енн, -нн, -т.

2. Образуясь от глагола, причастие сохраняет следующие его признаки:

1) вид (несовершенный и совершенный):

что делать? какой? что сделавший?

читать (н. в.) — читающий (н. в.)

что сделать? какой? что сделавший?

прочитать (с. в.) — прочитавший (с. в.)

2) время (настоящее и прошедшее):

играюищий (наст, вр.) — который играет

игравший](прош. вр.) — который играл

3) возвратность (возвратное или невозвратное):

решить (невозвр.) — решивш ий (невозвр.)

решиться (возвр.) — решившийся (возвр.)

4) переходность (переходное или непереходное)

сварить (переход.) — сваривший (что?) рассольник (переход.)

умываться (непереход.) — умывающийся (неперех.)

5) Способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие.

Глагольные морфологические признаки

Деепричастий и причастий.

Причастие — это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делающий? что сделавший? какой? какая? какое? какие? и др. и имеет признаки глагола (вид, время, возвратность, переходность) и прилагательного (изменяется по числам, родам и падежам).

Образуясь от глагола, причастие сохраняет следующие его признаки:

1) вид (несовершенный и совершенный):

что делать? какой? что сделавший читать (н. в.) — читающий (н. в.)

что сделать? какой? что сделавший? прочитать (с. в.) — прочитавший (с. в.)

2) время (настоящее и прошедшее)

играющий (наст, вр.) — который играет,

игравший (прош. вр.) — который играл

3) возвратность (возвратное или невозвратное):

решить (невозвр.) — решивший (невозвр.)

решиться (возвр.) — решившийся (возвр.)

4) переходность (переходное или непереходное)

сварить (переход.) — сваривший (что?) рассольник (переход.)

умываться (непереход.) — умывающийся (неперех.)

5)Способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие.

Деепричастие — особая форма глагола (некоторые языковеды считают деепричастие самостоятельной частью речи), которая обозначает добавочное действие при основном действии, выра­женном глаголом.

Деепричастие совмещает признаки глагола и наречия, отвечает на вопросы

что делая? что сделав?, является неизменяемой фор­мой и не имеет окончания.

Источник

Местоимения как средства связи предложений в тексте.

Среди средств связи самостоятельных предложений наиболее широко распространены личные местоимения (он, она, оно, они) и притяжательные местоимения (его, ее, их) в именительном или косвенных падежах.

(1)У сороки есть прозвище — белобока. (2) И правда, по бокам перышки у неё совсем белые. (3) А вот головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. (4) Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой, будто стрела. (5) И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! (Г. Скребицкий)

Второе предложение соединено с первым при помощи местоимения в родительном падеже (у нее), а пятое связано с четвертым местоимением он в предложном падеже (на нем).

В качестве средств связи используются и другие местоимения. Одни из них связывают только конкретные предложения, другие могут относиться к большей части текста.

Указательное местоимение это может соотноситься с любым именем независимо от его рода и числа.

Попугаи действительно похожи на генералов. И впрямь — это был чванливый генералитет, траурное заседание военного совета, последняя выставка военных сюртуков, лампасов, эполетов, хохолков, доломанов, шпор, черных бородок буланже. Это был захваченный в плен штаб интервентов, зарвавшихся слишком далеко в чужую, враждебную, плохо изученную страну и обреченных на гибель. (В. П. Катаев)

Местоимение такой (такая, такое) имеет дополнительное оценочное значение.

Определительное местоимение все имеет такую же функцию, что и в простом предложении с однородными членами.

Великолепен чеховский степной пейзаж, создающий светлый колорит, могучую, свободную широту всего произведения.

Можно сказать, что Чехов поэтически открыл степь, явился первым художником, раскрывшим под кажущимся однообразием степного пейзажа целый мир красок и звуков. Собственные детские впечатления от поездок по донецкой степи помогли ему передать чистоту и свежесть детского восприятия мира, соединенную с мудрым взглядом художника.

Все наполнено в «Степи» молодостью, захватывающей новизной всех восприятий и чувств.

Числительные. Общая информация.

В качестве средств связи могут быть использованы порядковые и собирательные числительные.

Собирательные числительные — это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро).

Порядковые числительные — это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете (пятый, десятый).

Числительные как средства связи.

В качестве средств связи собирательные числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении.

Из собирательных числительных в качестве средств связи чаще других используются числительные оба и двое.

Накануне было вот что.

Запряг отец лошадь и, войдя в избу, сказал матери:

— Давай холсты, я поеду на станцию.

Сестра стирала рубахи, а мать возилась с шерстью.

— Не дам, — сказала она.

— Что ж, не жравши будешь? — спросил отец.— Я куплю муки на них.

Отец пошел в амбар, сбил топором замок с ящика и начал выбирать холсты, полотенца и сарафаны, складывая все в мешок и бросая на телегу.

— Мамка! — закричала сестра, посмотрев в окно. — Гляди-ка, он сундук разбил!

Обе с плачем выскочили на улицу и подбежали к амбару. Отец уже добирал последки. Ни просьбы, ни мольбы не помогли.

Здесь числительное обе относится к существительным мать и сестра.

Собирательные числительные от двое до семеро часто употребляются в сочетании с определительным местоимением – все трое, все шестеро, все пятеро и т.д.

Наречия. Определение. Разряды.

Наречие — неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, откуда, зачем, почему и т.д.

По функции наречия бывают:

· Знаменательные (называют признаки действий или других признаков)

· Местоименные (там, так, тогда)

По значению:

1) Определительные

· образа действия (как, каким образом?): так, по-летнему, по-товарищески, весело, громко, вдвоем;

· меры и степени (очень, чересчур, втрое): сколько, в какой степени, на сколько, очень, вдоволь, чуть-чуть, немного;

2) Обстоятельственные

· места (где, куда, откуда): вперед, издали, справа, вдалеке, здесь, куда-то;

· времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор): сегодня, ночью, давно, сейчас, послезавтра, всегда, тогда;

· причины: потому, сгоряча, поневоле;

· цели (зачем, с какой целью): назло, нарочно, затем, назло, наперекор, специально;

Наречия как средства связи предложений в тексте

В качестве средств связи обычно выступают наречия времени, места, а также местоименные наречия в личных значениях.

Пример: Слева виднелась гора. Тонкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Источник

Читайте также:  Для чего предназначены средства индивидуальной защиты сиз тест ответы