Меню

Как объяснить детям что такое средства художественной выразительности

25 средств художественной выразительности

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Источник

Средства художественной выразительности
презентация к уроку по чтению на тему

В презентации перечислены основные средства художественной выразительности для начальной школы

Скачать:

Вложение Размер
sredstva_khudozhestvennoy_vyrazitelnosti.pptx 131.79 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Средства художественной выразительности Эпитет – образное определение, отвечающее на вопрос какой? к акая? какое? какие? (Сквозь волнистые туманы…, на печальные поляны…, к расно солнышко, черемуха душистая Сравнение- сопоставление двух предметов или явлений,помогают союзы: как, точно, словно, будто. ( Лёд неокрепший, словно как тающий сахар)

Олицетворение- изображение неживых предметов в виде живых существ. ( Спит земля в сиянье голубом . Н ебо плачет , ветер воет, вьюга злилась, берёзки плакали. ) Метафора- Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Скрытое сравнение. (Сахарные уста, белые рученьки, яблочное захолустье. Сидит девица в темнице, а коса на улице . «Ледяное сердце», «железные нервы», «глаз-алмаз», «заяц» (о безбилетном пассажире),

Литературное чтение 1. Тема произведения – то, о чём в произведении говорится. 2. Идея – основная мысль произведения, что именно хотел сказать автор. 3. Жанр – это вид художественных произведений. 4. Композиция – построение произведения. 5. Сюжет – событие или ряд событий, изображённых в произведении. 6. Герой (литературный) – персонаж, действующее лицо. 7. Портрет – изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении. 8. Диалог – разговор двух или нескольких лиц. 9. Монолог – речь одного человека в произведении. 10. Эпизод – это отрывок произведения, обладающий относительной законченностью. 11. Художественные выразительные средства – это приёмы, используемые автором для создания образа художественного произведения.(Эпитеты, метафора, сравнение….)

Фразеологизмы: пальчики оближешь, уши развесили, голову потерял от счастья, собаку на этом съел, попались на удочку, одним духом отшагали, слезы в три ручья, ни в сказке сказать, ни пером описать.

О сказках Сказки могут быть: народные; авторские (литературные). Типы сказок: волшебные, о животных, бытовые.

Традиционные сказочные элементы. композиционный приём (зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были старик со старухой…» и концовка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Я там был мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»), троекратный повтор ( н-р : три девицы, три ночи герой выходит на дозор, три желания, три пути и др.), присущ вымысел, волшебство, сказочные превращения, испытания, сказочные слова и выражения, ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации содержится материал для уроков литературного чтения и русского языка для 4 класса.

Презентация по литературному чтению 4 класс на тему «Средства художественной выразительности». Краткое, лаконичное изложение материала по теме.

Памятка для характеристики литературных произведений.

Одним из способов помочь ребенку повзрослеть, накопить речевой опыт является работа над средствами художественной выразительности на уроках литературного чтения.

Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционал.

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.

Источник



Средства художественной выразительности на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему

Одним из способов помочь ребенку повзрослеть, накопить речевой опыт является работа над средствами художественной выразительности на уроках литературного чтения.

Скачать:

Вложение Размер
sredstva_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti_na_urokah_literaturnogo_chteniya.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Средства художественной выразительности на уроках

(эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)

Общеизвестно утверждение, что в процессе взросления и познания мира, ребёнок многое приобретает. Это и активная социализация, и интеграция в информационную структуру современного общества, а также приобщение к мировому опыту, накопленному человечеством за всю историю современной цивилизации. Все вышеперечисленное считается благом и не безосновательно. Однако порой как-то забывается, что в процессе взросления ребёнок так же кое-что и теряет. Например, возможность безгранично фантазировать, впитывать любую информацию в больших, чем взрослый человек, объемах, нестандартный творческий подход к решению задач, а также неограниченное рамками уже усвоенных знаний мышление.

Возможен ли компромисс? Возможно ли помочь ребёнку, проходящему процесс взросления, найти оптимальный вариант – много приобрести, потеряв как можно меньше? Современная педагогика зачастую пытается ответить на подобные вопросы. Все больше появляется методик, разработок, накапливается опыт. Однако не стоит пренебрегать и хорошо проверенными способами, уже зарекомендовавшими себя во времени. Одним из таких способов является применение средств художественной выразительности на уроках литературного чтения. Условно применение средств художественной выразительности можно разделить на три этапа.

Выявление. На этом этапе самый важный момент – правильный подбор текстов. В начальной школе тексты для прочтения должны содержать средства художественной выразительности, основанные не столько на ассоциативном мышлении, сколько на ярких и запоминающихся образах, уже знакомых или доступных воображению ребёнка. Но необходимо учитывать, что в данном случае просто – не означает примитивно. Так как дети зачастую интуитивно сами используют подобные средства в разговорной практике, причем порой в довольно парадоксальной форме. Однако, выявить подобные художественные приемы в тексте для них может быть затруднительно. Так же для ребенка трудно различимы тонкости отличий, например, эпитета от сравнения, хотя вполне возможно, что неосознанно он применяет в своей речи оба средства. Такой подход важен потому, что на данном этапе задача учителя в основном состоит в том, чтобы объяснить – каким образом и для чего используются подобные средства не только в разговорном, но и в литературном языке. Дети неплохие творцы художественных приемов, усиливающих выразительность речи (а также хорошо «микшируют» их). Поэтому задача учителя состоит (в том числе) в формировании методической базы для правильной «сортировки» этих средств перед их сознательным использованием.

Разъяснение . На втором этапе задача учителя состоит главным образом в том, чтобы убедиться, что каждое художественное средство в прочитанном тексте было не только выявлено учениками, но и правильно ими понято. Задача эта довольно сложна, так как использование в литературном тексте подобных художественных приемов иногда подразумевает автором использование одного или нескольких смысловых оттенков. А так же в силу задействования в процессе осознания этих приемов такого непростого инструмента как воображение или « представление» ученика. Поэтому важно учитывать и такой момент, как индивидуальные особенности восприятия информации у людей. Речь идет о превалировании одного канала восприятия – аудиального или визуального. Кому-то из учеников достаточно просто прочитать текст и внутреннее видение «нарисует» правильную картинку, а кому-то из них необходимо интонационное выделение художественного приема. Поэтому в некоторых случаях для разъяснения применения средства выразительности прочтение учителем текста – лучший выбор.

На этом этапе также начинается постепенное обучение самостоятельного применения учениками средств художественной выразительности – таких как подбор похожих по смыслу к оригиналу слов или словосочетаний. Для успешного обучения в этой фазе необходимо задействовать обучающие связи с другим предметом – предметом родного языка. Имеется в виду использование накопленного лексического, грамматического и фонетического знания. Уместность использования в одних средствах прилагательных, а в других существительных (например) невозможно донести без знания предмета.

Не лишним будет упомянуть, что именно на данном этапе задача учителя заключается в начале закладывания плавного перехода с яркого, предметного, иногда парадоксального но «детского» уровня владения учениками средствами художественной выразительности к взрослому – ассоциативному и многоуровневому. Желательно с сохранением уже сформированной индивидуальности восприятия.

Применение . Как правило, процесс любого обучения строится по схеме «от простого к сложному», но в случае успешного применения средств художественной выразительности этот процесс отличается от стандартного. Нередко «простая» на первый взгляд конструкция метафоры, к примеру, на поверку оказывается самой сложной для восприятия. А легкий при прочтении эпитет может стать «крепким орешком» для правильного осознания. Поэтому задача учителя на этом этапе заключается в первую очередь в правильном подборе методического материала, а также в правильной и четкой постановке учебной задачи перед прочтением этого материала. Это так сказать «тактические» цели уроков. «Стратегическое цели» – планы уроков на четверть, полугодие и годовые планы преследуют цели всеобъемлющие – объяснить ученикам преимущества, которые дает им уверенное владение средствами художественной выразительности при прочтении и самостоятельном применении.

Преимущества же очевидны. Развитие творческого мышления и как следствие умение мыслить нестандартно при решении любых задач. Долю креативности в успешной социальной адаптации тоже трудно переоценить, а именно креативность при общении хорошо развивает умение образно мыслить. Нельзя также не упомянуть об упрощении восприятия всего культурного фонда, накопленного человечеством за всю историю существования. Ибо средства художественной выразительности – это как еще один международный язык. Язык, на котором говорят и думают все творческие люди планеты.

Источник

Памятка «Средства художественной выразительности»

Памятка для детей для работы на уроках литературного чтения (3-4 класс). Раскрывает такие понятия, как эпитет, сравнение и олицетворение (с примерами). Памятку лучше вклеить в рабочую тетрадь по чтению.

Просмотр содержимого документа
«Памятка «Средства художественной выразительности»»

Средства художественной выразительности

Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Средства художественной выразительности

Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Средства художественной выразительности

Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Средства художественной выразительности

Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Источник

Презентация по литературному чтению Средства художественной выразительности 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Средства художественной выразительности

Изобразительные средства Эпитет Сравнение Олицетворение Метафора

СРАВНЕНИЕ — сопоставление одного предмета с другим (как, будто, словно). Основано на реальном сходстве предметов, явлений. Например, жёлтый, как медь. Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как брёвна, уши как два паруса. (Е.Чарушин)

Эпитеты — красочные определения предмета или явления (какой? какая? какое? какие?) Употребляются для более яркого, образного описания. Например, золотая осень, холодный взгляд В глуши лесной, в глуши зелёной, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студёный. (И.А.Бунин)

Олицетворение — изображение неживых предметов в виде живых существ. наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека, действиями, которые доступны лишь людям. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. (С.А.Есенин)

Метафора–скрытое образное сравнение. переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, перенос названия с одного предмета на другой. Например, костер рябины красной Ножка ребёнка – ножка стола, нос собаки –нос корабля, льётся вода – льётся речь. Деревья надели осенние наряды. Рябина на каждую веточку набросила красные бусы.

Номер материала: ДБ-094543

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Что значит художественные средства выразительности в стихотворении