Меню

Как называется средство иносказательной выразительности улица опрокинулась течет по своему

Тест по литературе Кавказ 8 класс

Тест по литературе Кавказ (И.А. Бунин) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте. На закате часто громоздились за морем удивительные облака; они пылали так великолепно, что она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две, три недели — и опять Москва!
Ночи были теплы и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звезды и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днем. И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни. Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна! Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки… Раз к нашему освещенному окну сбежалась целая стая их, — они всегда сбегаются в такие ночи к жилью, — мы открыли окно и смотрели на них сверху, а они стояли под блестящим ливнем и тявкали, просились к нам… Она радостно плакала, глядя на них. Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.

1. Какой этап развития действия (сюжета) рассказа представлен в данном фрагменте?

2. Как называется описание природы в литературном произведе­нии: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, вид­ная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте»?

3. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «стеклянным колокольчиком звенели древесные лягушки».

4. Как называются художественные определения в произведении: «горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль»?

5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: «быстро прыгала… прозрачная речка»?

6. Как называется изобразительно-выразительное средство: «точно какое-то дивное существо, пристально смотрела луна»?

7. Назовите термин, которым обозначается словосочетание, состав­ленное из слов, противоположных по смыслу: «она радостно плакала».

8. Как и почему меняется настроение природы в этом фрагменте?

9. Какой предстает героиня в этом эпизоде?

10. Можно ли утверждать, что главная тема рассказа — защита чести? Обоснуйте свою точку зрения.

2 вариант

В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода. По вокзалу и по платформе я пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто.
В маленьком купе первого класса, которое я заказал заранее, шумно лил дождь по крыше. Я немедля опустил оконную занавеску и, как только носильщик, обтирая мокрую руку о свой белый фартук, взял на чай и вышел, на замок запер дверь. Потом чуть приоткрыл занавеску и замер, не сводя глаз с разнообразной толпы, взад и вперед сновавшей с вещами вдоль вагона в темном свете вокзальных фонарей. Мы условились, что я приеду на вокзал как можно раньше, а она как можно позже, чтобы мне как-нибудь не столкнуться с ней и с ним на платформе. Теперь им уже пора было быть. Я смотрел все напряженнее — их все не было. Ударил второй звонок — я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил ее! Но тотчас вслед за тем был поражен его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, которой он, широко шагая, держал ее под руку. Я отшатнулся от окна, упал в угол дивана, рядом был вагон второго класса — я мысленно видел, как он хозяйственно вошел в него вместе с нею, оглянулся, — хорошо ли устроил ее носильщик, — и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя ее… Третий звонок оглушил меня, тронувшийся поезд поверг в оцепенение… Поезд расходился, мотаясь, качаясь, потом стал нести ровно, на всех парах… Кондуктору, который проводил ее ко мне и перенес ее вещи, я ледяной рукой сунул десятирублевую бумажку.
Войдя, она даже не поцеловала меня, только жалостно улыбнулась, садясь на диван и снимая, отцепляя от волос шляпку. — Я совсем не могла обедать, — сказала она. — Я думала, что не выдержу эту страшную роль до конца. И ужасно хочу пить. Дай мне нарзану, — сказала она в первый раз говоря мне «ты».
— Я убеждена, что он поедет вслед за мною. Я дала ему два адреса, Геленджик и Гагры. Ну вот, он и будет дня через три-четыре в Геленджике… Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки…
Утром, когда я вышел в коридор, в нем было солнечно, душно, из уборных пахло мылом, одеколоном и всем, чем пахнет людный вагон утром. За мутными от пыли и нагретыми окнами шла ровная выжженная степь, видны были пыльные широкие дороги, арбы, влекомые волами, мелькали железнодорожные будки с канареечными кругами подсолнечников и алыми мальвами в палисадниках… Дальше пошел безграничный простор нагих равнин с курганами и могильниками, нестерпимое сухое солнце, небо подобное пыльной туче, потом призраки первых гор на горизонте…

Читайте также:  Как избавится от жидкости в легких народными средствами

1. Назовите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

2. Укажите название цикла произведений И.А. Бунина, в который входит «Кавказ».

3. Как называется описание природы в литературном произведе­нии: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и под­нятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих»?

4. Укажите термин, обозначающий значимую подробность: перчатка на руке мужа героини.

5. Как называются художественные определения в произведении: «холодные дожди», «темный, отвратительный вечер», «мутные, нагретые окна»?

6. Как называется средство иносказательной выразительности: «призраки первых гор на горизонте», «похолодел от страха», «нестерпимое сухое солнце»?

7. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «был поражен его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, кото­рой он, широко шагая, держал ее под руку»?

8. Каким предстает герой-рассказчик в этом фрагменте?

9. Можно ли по началу произведения догадаться о его трагическом финале? Обоснуйте свою точку зрения.

10. Можно ли утверждать, что главная тема рассказа — защита чести? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответы на тест по литературе Кавказ (И.А. Бунин)
1 вариант
1. развязка
2. пейзаж
3. метафора
4. эпитеты
5. олицетворение
6. сравнение
7. оксюморон
2 вариант
1. рассказ
2. Темные аллеи
3. пейзаж
4. деталь (художественная деталь)
5. эпитет
6. метафора
7. портрет

Источник



Тест с ответами: В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

1. Ярким представителем какого направления в русской поэзии был Маяковский:
а) футуризм +
б) классицизм
в) романтизм

2. Как называется средство иносказательной выразительности:
Улица опрокинулась,
течет по-своему:
а) сравнение
б) метафора +
в) аллюзия

3. Укажите название изобразительного средства:
И какая-то общая
звериная тоска…:
а) аллюзия
б) метафора
в) эпитет +

4. В каком году написано стихотворение “Хорошее отношение к лошадям”:
а) 1918 +
б) 1924
в) 1926

5. Какова основная тема стихотворения:
а) планы на будущее
б) разочарование в революции
в) любовь к простым людям +

6. На какой улице Москвы происходит событие в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»:
а) Садовое кольцо
б) Кузнецкий мост +
в) Тверская

7. Как называется поэтический прием, основанный на повторении одинаковых звуков:
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака…:
а) композиция
б) интеграция
в) аллитерация +

8. Как называется поэтический прием, основанный на повторении одинаковых звуков:
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака…:
а) звукопись +
б) звукописьмо
в) аллитерия

9. Какова главная мысль произведения:
а) революция сделала людей злыми
б) человек человеку волк
в) надо быть добрее +

10. Каким размером написано стихотворение:
а) пятистопным ямбом
б) лесенкой +
в) ямбом с пиррихием

11. К какому жанру относится произведение:
а) лирическое стихотворение +
б) философская лирика
в) элегия

12. Какой необычный прием Маяковский использует в стихотворении:
а) метафоры
б) неологизмы +
в) эпитеты

13. С кем поэт поделился своей идеей стихотворения:
а) с Лилей Брик +
б) с Осипом Бриком
в) с Элли Джонс

14. Как называется новое, ранее не существовавшее в языке слово, созданное писателем для выражения особого содержания, настроения, образа:
а) невролгизм
б) нувологизм
в) неологизм +

15. Укажите название приема:
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
а) повтор +
б) модуляция
в) перевод

16. Как называется поэтический прием, основанный на повторении одинаковых звуков:
…штаны пришедшие Кузнецким клешить…
а) пролонгация
б) аллитерация +
в) ассигнация

17. Как называется средство иносказательной выразительности:
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
а) повтор
б) эпитет
в) метафора +

18. Укажите название изобразительного средства:
Пришла веселая,
стала в стойло.
а) вариация
б) эпитет +
в) замена

Читайте также:  Как заводятся карточки учета основных средств

19. Укажите название приема:
…и сразу
за зевакой зевака…
Подошел и вижу —
за каплищей каплища…
а) перенос
б) переход
в) повтор +

20. Что пели копыта:
а) мил, мал, мол
б) гриб, грабь, гроб, груб +
в) кол, кил, кул

21. Чем обита улица:
а) льдом +
б) снегом
в) градом

22. Что произошло с лошадью:
а) села
б) грохнулась +
в) легла

23. Кто смеялся:
а) Невский
б) Тверская
в) Кузнецкий +

24. Что казалось лошади:
а) что она счастлива
б) что она жеребенок +
в) что она здорова

25. Как повела себя лошадь:
а) уснула
б) легла
в) встала и пошла +

26. Что почувствовал герой:
а) радость
б) тоску +
в) смущение

27. Что заметил герой, когда подошел к лошади:
а) слезы в её глазах +
б) страх в её глазах
в) радость в её глазах

28. Что сделалось с улицей%
а) убежала
б) застыла
в) опрокинулась +

29. Что увидел автор:
а) лошадиные глаза +
б) копыта
в) лошадиную спину

30. Какая тоска плеща вылилась из меня:
а) животная
б) звериная +
в) лошадиная

Источник

Тест по литературе Пугачев 8 класс

Тест по литературе Пугачев (С.А. Есенин) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 8 заданий.

Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!
Кто сказал вам, что мы уничтожены?
Злые рты, как с протухшею пищей кошли,
Зловонно рыгают бесстыдной ложью.
Трижды проклят тот трус, негодяй и злодей,
Кто сумел окормить вас такою дурью.
Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадей
И попасть до рассвета со мною в Гурьев.
Да, я знаю, я знаю, мы в страшной беде,
Но затем-то и злей над туманною вязью
Деревянными крыльями по каспийской воде
Наши лодки заплещут, как лебеди, в Азию.
О Азия, Азия! Голубая страна,
Обсыпанная солью, песком и известкой.
Там так медленно по небу едет луна,
Поскрипывая колесами, как киргиз с повозкой.
Но зато кто бы знал, как бурливо и гордо
Скачут там шерстожелтые горные реки!
Не с того ли так свищут монгольские орды
Всем тем диким и злым, что сидит в человеке?

Уж давно я, давно я скрывал тоску
Перебраться туда, к их кочующим станам,
Чтоб разящими волнами их сверкающих скул
Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана.
Так какой же мошенник, прохвост и злодей
Окормил вас бесстыдной трусливой дурью?
Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадей
И попасть до рассвета со мною в Гурьев.

1 вариант

1. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «деревянными крыльями… наши лодки заплещут».

2. Как называется изобразительно-выразительное средство: «злые рты, как с протухшею пищей кошли»?

3. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «разящие волны», «сверкающие скулы».

4. Как называется описание природы в литературном произведении?

Там так медленно по небу едет луна,
Поскрипывая колесами, как киргиз с повозкой.
Но зато кто бы знал, как бурливо и гордо
Скачут там шерстожелтые горные реки!

5. Как называется композиционный прием: в тексте дважды встре­чается фраза «Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадей?»

6. Каким предстает герой в этом фрагменте?

7. Почему поэма названа автором «драматической»?

8. Почему русские писатели в разные эпохи обращались к образу Пугачева?­

2 вариант

1. Укажите название художественного приема: «Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!», «Да, я знаю, я знаю», «О Азия, Азия!», «Уж давно я, давно я…».

2. Как называется средство иносказательной выразительности: «рты… зловонно рыгают бесстыдной ложью», «по небу едет лу­на, поскрипывая колесами», «деревянными крыльями заплещут лодки»?

3. Запишите термин, которым обозначается художественное опреде­ление в тексте: «туманная вязь», «шерстожелтые горные реки».

4. Укажите название изобразительного средства: «Наши лодки за­плещут, как лебеди».

5. Как называется вопрос в литературном произведении, исполь­зующийся автором для того, чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению: «Не с того ли так свищут монголь­ские орды / Всем тем диким и злым, что сидит в человеке?»

6. Какие черты романтического героя проявлены в образе Пугачева?

7. Согласны ли вы с мнением критика, назвавшим поэму «драма­тической исповедью» героя? Обоснуйте свою позицию.

8. Почему русские писатели в разные эпохи обращались к образу Пугачева?

Ответы на тест по литературе Пугачев (С.А. Есенин)
1 вариант
1. метафора
2. сравнение
3. эпитет
4. пейзаж
5. повтор
2 вариант
1. повтор
2. метафора
3. эпитет
4. сравнение
5. риторический

Источник

Тест по литературе Хорошее отношение к лошадям 7 класс

Тест по литературе Хорошее отношение к лошадям (В.В. Маяковский) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Били копыта. Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —

Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала! —
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Читайте также:  Как называется расчетный документ содержащий требование кредитора получателя средств

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в ше́рсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,
только
лошадь
рванулась,
встала на́ ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите название изобразительного средства:

И какая-то общая
звериная тоска…

2. Как называется средство иносказательной выразительности?

… тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.

3. Как называется поэтический прием, основанный на повторении одинаковых звуков?

Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака…

4. Укажите название приема:

…и сразу
за зевакой зевака…
Подошел и вижу —
за каплищей каплища…

5. Как называется новое, ранее не существовавшее в языке слово, созданное писателем для выражения особого содержания, на­строения, образа?

клешить…

Задания с развернутым ответом

1. Каким предстает лирический герой этого стихотворения?

2. Какова идея стихотворения?

3. Сопоставьте стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отноше­ние к лошадям» и фрагмент из сказки К.Г. Паустовского «Теп­лый хлеб». Какие схожие темы, мотивы, идеи представлены в этих произведениях?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите название изобразительного средства:

Пришла веселая,
стала в стойло.

2. Как называется средство иносказательной выразительности?

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

3. Как называется поэтический прием, основанный на повторении одинаковых звуков?

штаны пришедшие Кузнецким клешить…

4. Укажите название приема:

все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.

5. Как называется новое, ранее не существовавшее в языке слово, созданное писателем для выражения особого содержания, на­строения, образа?

Ветром опита…

Задания с развернутым ответом

1. Каким предстает лирический герой этого стихотворения?

2. Какова идея стихотворения?

3. Сопоставьте стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отноше­ние к лошадям» и фрагмент из сказки К.Г. Паустовского «Теп­лый хлеб». Какие схожие темы, мотивы, идеи представлены в этих произведениях?

Фрагмент из сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Коман­дир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушел дальше, пыля и позванивая удилами, — ушел, закатился за рощи, за холмы, где ве­тер качал спелую рожь.
Коня взял к себе мельник Панкрат… Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жер­ди — помогал Панкрату чинить плотину.
Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или черствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанно­стью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.
Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя»… В один из таких теплых серых дней раненый конь по­стучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филь­ка и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал голо­вой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
— На вас не напасешься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая голо­вами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяж­но, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печ­ных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запо­рошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Лете­ла по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Ответы на тест по литературе Хорошее отношение к лошадям (В.В. Маяковский)
1 вариант
1. эпитет
2. метафора
3. аллитерация (звукопись, ассонанс)
4. повтор
5. неологизм
2 вариант
1. эпитет
2. метафора
3. аллитерация (звукопись, ассонанс)
4. повтор
5. неологизм

Источник