Меню

Как называется изобразительное средство тогда вступил игорь



Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Решение задания формата ЕГЭ по теме «Слово о полку Игореве»

Древнерусская литература относится к XI — XVII вв. Основные жанры древнерусской литературы: слово — в светской литературе — историческая повесть или историческая поэма; таковы «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли Русской», «Слово о Мамаевом побоище». В духовной литературе Словом называлась церковная проповедь; таковы, например, «Слова» знаменитого поэта и церковного деятеля XII в. Кирилла Туровского.

летопись — исторический жанр древнерусской литературы; последовательное описание исторических событий их свидетелем или участником; древнейший вид повествовательной древнерусской литературы;

жития — жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных церковью. Кроме биографических материалов жития включают молитвы, поучения и т.п. Жития первых русских святых: Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского;

поучение — произведение, обличающее пороки, приветствующее добродетели, наставляющее верующих в христианской морали. «Поучение детям Владимира Мономаха» написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053—1125 гг.). Обращенный в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания;

хождения — произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к
святыням Палестины и Византии. Жанр подвергся коренному переосмыслению в сочи
нении Афанасия Никитина, отправившегося в путь с коммерческими целями.

«Слово о полку Игореве» — это не воинская повесть в собственном смысле этого слова. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 года, он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории. В отличие от летописи в «Слове…» не ставится задача изложения исторических событий. Автор стремится дать им политическую оценку.

Автор «Слова» выражает основную идею: необходимость единства князей в борьбе со степняками, необходимость прекращения усобиц — войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев. В «Слове» прославляются победы Святослава Киевского. Автор стремится подчеркнуть главенствующее положение Святослава даже тем, что, вопреки действительным родственным связям, киевский князь в «Слове» именует своих двоюродных братьев — Игоря и Всеволода — «сыновцами» (племянниками), а его самого автор называет их «отцом». Этой же идее — необходимости единства князей — подчинены и исторические экскурсы «Слова»: автор осуждает Олега Гориславича (изменяя на этот укоряющий эпитет действительное отчество князя — Святославич!), «ковавшего крамолы». Он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича — времени единения Руси, тогда как сейчас порознь развеваются «стязи Рюриковы, а друзии Давыдови».

«Слово…» состоит из трех частей. Вступление. Автор определяет свою задачу — рассказать о реальных недавних и трагических событиях, а не забавлять слушателей красивыми песнями и былинами, подобно легендарному сказителю Бояну.
Центральная часть «Слова…». Выступление русских войск в поход. Затмение солнца. Первое столкновение с половцами. Победа. Вновь тема грозных предзнаменований.
Поражение русских войск на Каяле. Скорбь автора в связи с этим поражением и его последствиями для всей Русской земли. Вещий сон киевского князя Святослава о поражении князя Игоря и его брата Всеволода (Киев в «Слове…» — символ единства русских земель). «Золотое слово» Святослава — упрек князьям в отсутствии единства.
Плач Ярославны. Ярославна обращается к силам природы, она упрекает ветер,
Днепр и солнце, но одновременно надеется на справедливость природы.
Удачный побег Игоря из плена.

Эпилог. Праздничное и торжественное вступление новгород-северского князя
Игоря в Киев.

В образе Игоря Святославича подчеркнуто, что исторические события сильнее, чем его характер. Его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями эпохи, чем его личными свойствами. Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош…» (Д.С. Лихачев). Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться, А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!» Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. «Хочу, — сказал, — копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону».

Тогда вступил Игорь князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет — велит послушать земле незнаемой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, тмутараканский идолище! А половцы дорогами непроторенными побежали к Дону великому; скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные.

Игорь к Дону воинов ведет. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клектом на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червленые щиты. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!

Долго ночь меркнет. Но вот заря свет запалила, туман поля покрыл; уснул щекот соловьиный, говор галок пробудился. Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, себе ища чести, а князю славы.

Кто из князей сопровождает князя Игоря в его походе на половцев?
Что предвещало солнечное затмение дружине князя Игоря? В «Слове…» рассказывается о конкретном историческом событии — походе князя Игоря в 1185 году на половцев.
С каким жанром древнерусской литературы эта особенность сближает «Слово…»?
Какое изобразительное средство использует автор: «скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные»?
Во втором абзаце фрагмента приводится описание природы. Как называется такой вид описания в литературном произведении?
Как называется изобразительное средство: «Тогда вступил Игорь князь в золотое стремя и поехал по чистому полю»?
Укажите главное средство характеристики героя, представленное в данном фрагменте,
Каким в данном эпизоде предстает князь Игорь и меняется ли его образ на протяжении произведения?
Что сближает «Слово…» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость?

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации. Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы. Остановимся на самом сложном.

При оценке ваших развернутых ответов на вопросы (ограниченного объема или сочинения) учитывается глубина понимания проблемы. Если в работе проявлено упрощенное понимание сути вопроса, вы получите минимальный балл, а если полное непонимание — 0 баллов. В этом случае по остальным критериям работа не оценивается, и за весь ответ вы получаете 0 баллов. Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочтите его. Выделите в нем ключевые слова и понятия. Убедитесь, что все слова в формулировке вам понятны. Не надо писать о произведении вообще, раскрывайте только те аспекты, которые указаны в вопросе. Проверьте себя: если в вашем ответе ключевые слова вопроса не встрети лись ни разу — вы наверняка дали поверхностный ответ или просто пересказали текст про изведения.

Читайте также:  Назначение синтетически моющих средств

Источник

Слово о полку Игореве. Средства выразительности

Анализ изобразительно-выразительных средств и системы символов эпизода «Возвращение Игоря из плена», филологический факультет ОмГПУ, 1 курс, преподаватель: Евчук Ольга Петровна

1. Историческая основа описываемых автором событий

В результате битвы полки Игоря были разгромлены, а он сам взят в плен половцем Чилбуком Таргаловым, когда, пытаясь вернуть бежавших с поля битвы ковуев, отдалился от своего полка.

В плену Игорь Святославич пользовался относительной свободой: к нему были приставлены 20 сторожей, выполнявших его приказы, при нем был приведенный с Руси поп, и он имел возможность ездить на ястребиную охоту. Сначала он не думал бежать, но затем склонился на уговоры хотевшего вместе с ним уйти на Русь некоего половца Лавра (Овлура), а также пленных дружинников, и в пятничный вечер, когда его стража напилась кумыса, бежал.

По сообщению летописи, Игорь Святославич 11 дней добирался до г. Донца, откуда направился в свой Новгород-Северский. В.Н. Татищев сообщает некоторые подробности возвращения Игоря в стольный град: будто бы в 20 верстах от Новгорода конь Игоря споткнулся, и князь так повредил ногу, «что. не мог на коня сесть, принужден в селе святого Михаила остановиться ночевать». Крестьянин сообщил об этом княгине, и она, «не могши более терпеть, тотчас вседши на кони, поехала к нему». Горожане на конях и пешими также вышли Игорю навстречу. Супруги «так друг другу обрадовались, что обнявся плакали, и говорить от радости и слез ничего не могли». Радость была и по всей Северской земле, «и во всей Русской земле, зане сей князь своего ради постоянства и тихости любим у всех был».

Этот рассказ, как считает исследовавшая его Л.И. Сазонова, является плодом творчества историка, и анализ его «подводит к выводу об отсутствии у Татищева какого-то особого неизвестного нам летописного источника». Из Новгорода Игорь Святославич отправился к Ярославу в Чернигов за помощью, а затем в Киев к князю Святославу. В 1192 Игорь Святославич с «братьею» предпринял два похода на половцев. Первый был успешен: они «ополонишаяся скотом и конми»; второй, зимний, оказался неудачным: предупрежденные о нападении половцы подготовились к защите, и Ольговичи, «не могущи ся с ними бити», на этот раз ночью отступили; половцы за ними гнались, но не догнали. В 1194 Игорь Святославич был в числе «братьи», созванной в Рогов Святославом Всеволодовичем, собиравшимся идти походом на Рязань, но поход не состоялся (Энциклопедия «Слова о полку Игореве»).

2. Жанровое своеобразие «Слова»

В древнерусской литературе ко времени создания «Слова о полку Игореве» существовали две традиционные системы жанров — литературная и фольклорная, они были тесно связаны и дополняли друг друга. «Слово о полку Игореве» — произведение, стоящее на грани литературы и фольклора. По мнению Лихачева в «Слове» соединены два фольклорных жанра «слава» и «плач». Так в этом фрагменте появляется плач о князе Ростиславе «Плачет мать Ростислава по юноше князе Ростиславе!». А завершается произведение прославлением русских князей и воинов: «Спевши песню старым князьям, надо и молодым спеть: «Слава Игорю Святославичу, Буй-Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу!» Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине!».

Эмоциональная противоположность этих жанров позволяет автору передать обширный диапазон чувств и явлений, что становится показательной чертой уже книжного стиля, отличающей «Слово» от фольклорных произведений, которые обычно подчинены одному настроению. Часто использует автор лирические восклицания, характерные для плача. Элементы славы звучат и в диалоге Игоря с Донцом («Князь Игорь! Не мало ли тебе величия…», «О Донец! Не мало ли тебе величия…»). В общем и целом «Слово» можно отнести к жанру «трудных повестей», которые оплакивают гибель героев, их поражение и восхваляли их подвиги, доблесть и честь. Характерной чертой становится постепенный переход в описании от книжного стиля к фольклорной традиции, если в начале автор как бы не мог освободиться от приемов и способов литературы, то в последних фрагментах литературные элементы практически утрачиваются (Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве и культура его времени»).

3. Изобразительно-выразительные средства

Автор «Слова» отличается метафоричным мышлением, метафора — главный из поэтических тропов, с особенностями которого согласуются все остальные. Метафора тесно связана с символическим смыслом того, к чему она применяется. Одной из разновидностей метафоры является метонимия, встречающаяся и в анализируемом нами фрагменте («из земли Половецкой в землю Русскую»).

В «Слове» редко встречаются сравнения по внешнему сходству. Характерно, что сравнения основываются на каких-либо общих магических свойствах: сравнение с различными животными, связанно с представлениями об оборотничестве («Игорь-князь помчался горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня, соскочил с него волком-оборотнем», «Когда Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал»).

Характерна материализация мыслей-чувств и мыслей вовне их носителей, с другой стороны, материальные предметы могут испытывать чувства, свойственные духовному миру человека, с чем мы неоднократно и сталкиваемся в данном отрывке («приуныли цветы с жалости, а деревья с печалью к земле приклонились», «Села рады, грады веселы»).

Использование традиционных приемов — символов-метафор — характерная черта «Слова». Художественность произведения раскрывается не через открытие нового, а через расширение и углубление всего знакомого. Каждый образ здесь развит и конкретизирован деталями. В данном фрагменте, это космические явления («разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи», «погасли вечером зори», «Солнце светит на небе»); жизнь природы («тогда вороны не каркали, галки приумолкли, сороки не стрекотали, поползни, ползали только. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет возвещают»).

Многие художественные приемы и образы связанны с особым поэтическим представлением о мире, это мир живой, человек и природа в нем находятся в единении, угадываются поклонения культам земли, воды солнца. Мир природы выступает по выражению В.В. Кускова «самостоятельным героем» «Слова», природа как бы живет самостоятельной жизнью, но в то же время служит художественным авторским комментарием к происходящему. Силы природы принимают непосредственное деятельное участие в развитии событий («тогда вороны не каркали, галки приумолкли, сороки не стрекотали»).

Типичная особенность «Слова» — обилие прямой речи различных персонажей, в данном отрывке приводятся слова Бояна: «Тяжко тебе голова, без плеч, худо и телу без головы». Приводятся слова и обращения Игоря: «О Донец! Не мало ли тебе величия, лелеявшему князя на волнах, стлавшему его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». Встречается нам даже диалог половецких ханов, который автор не мог слышать и понимать: «Молвил Гза Кончаку: «коли сокол ко гнезду летит, Соколенка расстреляем своими золоченными стрелами!» Сказал Кончак Гзе: «Коли сокол ко гнезду летит, Соколика опутаем красною девицею!» И сказал Гза Кончаку: «Коли его опутаем красною девицей, не будет у нас ни соколенка, ни красной девицы, И станут нас бить птицы в степи половецкой!» Таким образом, прямая речь — художественный прием автора, свидетельствующий о способности автора как бы «переселяться» в действующих лиц своего произведения, смотреть на происходящее их глазами, выражать их мысли, отличные от своих собственных.

Читайте также:  Что если коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами отрицательный

Речь в слове разнотипна, так описание бегства Игоря резко отличается от той части, где говориться о вступлении в поход. Однако некоторая пестрота не мешает единству, одно из средств, обеспечивающих это единство мы встречаем и в данном отрывке. Само пространство становится объединяющим элементом, мир в этом произведении — это мир широкой видимости и слышимости «Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева».

«Слово», как определенная система художественных средств, принадлежит к эпохе монументально-исторического стиля. Характерные черты этого стиля встречаются и в данном отрывке — охват автором широких пространств, легкость передвижения в этих пространствах, значительность тем, и их историческая подкрепленность (Лихачев Д.С., Кусков В.В.).

Что касается, символического наполнения произведения, то все оно пронизано темой оборотничества, восходящей еще к языческой мифологии. Многими чертами оборотня наделен и князь Игорь: его побег сопровождается таким же огромным покрыванием пространства, как и Всеслава; в ходе побега, Игорь так же как и Всеслав «укрывается мглами» и «превращается» в различных животных, доминирующих над различными сферами мироздания.

Тотальный характер имеют элементы «скрывающегося» и т.п. солнца (разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи»), метафоры относящиеся к земледельческому циклу, брачному и погребальному обряду. Характерны так же элементы противопоставления центра и периферии, осмысляемое, как противопоставление сакрального и профанного, живого и мертвого, реального и потустороннего; мотив «эха» — распространения в пространстве и во времени какого-то звука с волшебной скоростью» («Девицы поют на Дунае, вьются голоса, через море до Киева»).

Кроме того, все эти элементы образуют единую структуру. И они не просто сосуществуют, а вступают в многочисленные взаимосвязи, образуя сеть, охватывающую всё произведение, и наделяя реальные исторические события и детали вторичным смыслом. Автор специально отбирает элементы, выстраивает их в определенной необходимой последовательности.

Общая сюжетная схема «Слова» представляет собой последовательность событий, типичную для мифологического цикла гибель/воскресение. Пленение князя Игоря поэтически интерпретируется в «Слове», как его смерть: в плаче Ярославны он представляется лежащим на поле боя и покрытым ранами, Идея гибели князя-«солнца» передается и через образы затмений. В соответствии с этим возвращение Игоря из плена, это не просто побег, а мистическое действие, приобретающее значение воскрешения. Этому мифологическому смыслу соответствуют образы соединившихся головы (Игоря) и тела (Русской земли), образ вновь появившегося солнца («Тяжко тебе, голова, без плеч, худо и телу без головы» — Русской земле без Игоря!», «Солнце светит на небе, Игорь-князь на Русской земле»). Чудесный акт воскрешения героя — символ всеобщего спасения. Не только герой выбирается из плена, но и вся земля вмести с ним обновляется, возвращается к жизни, именно этим и объясняется то «вселенское» ликование и прославление Игоря в завершении «Слова».

Учитывая некоторое несоответствие этого явления реальному историческому положению на Руси в тот момент, можно предположить, что именно мифологический подтекст становится решающим для автора и, очевидно, легко осознаваемым для слушателей. Не совсем соответствует реалиям и грандиозные бедствия, обрушившиеся на Русь после поражения князя, что можно определить как некую гиперболизацию событий.

Еще одним значимым обстоятельством финала произведения, является возвращение Игоря не в свой родной город, как это было в реальности, а прямиком в Киев — священный Город, центр Русской земли, князь въезжает в ворота и поднимается по холму вверх, к храму Богородицы.

Тема гибели и воскрешения героя и мира получает множество реализаций, это и движение героя от периферии к центру, и пересечение реки, символизирующей границу сакрального и профанного, реального и потустороннего мира. Символический смысл приобретают «солнце», «свет», пробуждение «соколов», символизирующих Русскую землю и русских князей, в контрасте с ними выступают «тьма», «тучи», усыпание «галок», «черных воронов» — символов зловещих сил, предвестников беды, отожествляемых так же с врагами-половцами. Противодействие природы Игорю в начале «Слова», отражает авторскую мысль, о нарушении князем своих обязанностей по отношению к родине, осознание же Игорем своей ошибки в последнем эпизоде так же находит отражение в явлениях природы («Солнце светит на небе»). Знаменательно, что в мотиве оборотничества («Игорь-князь помчался горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня, соскочил с него волком-оборотнем», «Когда Игорь соколом полетел»), стандартное метафорическое изображение «сокола»-князя становится одним из состояний оборотня. Такое переосмысление и обогащение стереотипного выражения путем включения его в новый смысловой ряд, является типичным для поэтики «Слова». Исключительный и волшебный характер побега Игоря подчеркивается упоминанием о смерти Ростислава, погибшего во время бегства через реку (Гаспаров Б.М. «Поэтика Слова о полку Игореве», Кусков В.В.)

Таким образом «Слово о полку Игореве» представляет собой сложное в структурном плане и богатейшее в плане художественных средств произведение. Оно объединяет в себе элементы фольклорного и книжного стиля, христианскую и языческую символику, множество различных приемов художественной выразительности. При этом обилие различных элементов не лишает произведение гармоничности, напротив именно эти многочисленные мотивы, образы и темы, тесно переплетенные между собой, образуют единую целостную систему, придающую «Слову» неповторимый облик. Анализируемый нами эпизод имеет немаловажное значение, он позволяет во всем объеме увидеть тему гибели и воскрешения героя, содержит такие не маловажные элементы, как диалоги (Игоря и Донца, Гзака и Кончака), позволяющие оценить их значение в произведение и мастерство автора в передаче мыслей героев. Важным моментом становится и заключительное прославление Русской земли и князей, пронизанное глубоким патриотическим чувством и отражающее тему величия.

5. Список литературы:

Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
Д.С. Лихачев. Поэтика «Слова о полку Игореве»
Д.С. Лихачев. «Слово о полку Игроеве» и культура его времени
В.В. Кусков. История древнерусской литературы
Б.М. Гаспаров. Поэтика «Слова о полку Игореве»

Источник

Решение задания формата ЕГЭ по теме «Слово о полку Игореве»

Древнерусская литература относится к XI — XVII вв. Основные жанры древнерусской литературы: слово — в светской литературе — историческая повесть или историческая поэма; таковы «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли Русской», «Слово о Мамаевом побоище». В духовной литературе Словом называлась церковная проповедь; таковы, например, «Слова» знаменитого поэта и церковного деятеля XII в. Кирилла Туровского.

Читайте также:  Правовые понятия как средства юридической техники

летопись — исторический жанр древнерусской литературы; последовательное описание исторических событий их свидетелем или участником; древнейший вид повествовательной древнерусской литературы;

жития — жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных церковью. Кроме биографических материалов жития включают молитвы, поучения и т.п. Жития первых русских святых: Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского;

поучение — произведение, обличающее пороки, приветствующее добродетели, наставляющее верующих в христианской морали. «Поучение детям Владимира Мономаха» написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053—1125 гг.). Обращенный в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания;

хождения — произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к

святыням Палестины и Византии. Жанр подвергся коренному переосмыслению в сочи

нении Афанасия Никитина, отправившегося в путь с коммерческими целями.

«Слово о полку Игореве» — это не воинская повесть в собственном смысле этого слова. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 года, он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории. В отличие от летописи в «Слове. » не ставится задача изложения исторических событий. Автор стремится дать им политическую оценку.

Автор «Слова» выражает основную идею: необходимость единства князей в борьбе со степняками, необходимость прекращения усобиц — войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев. В «Слове» прославляются победы Святослава Киевского. Автор стремится подчеркнуть главенствующее положение Святослава даже тем, что, вопреки действительным родственным связям, киевский князь в «Слове» именует своих двоюродных братьев — Игоря и Всеволода — «сыновцами» (племянниками), а его самого автор называет их «отцом». Этой же идее — необходимости единства князей — подчинены и исторические экскурсы «Слова»: автор осуждает Олега Гориславича (изменяя на этот укоряющий эпитет действительное отчество князя — Святославич!), «ковавшего крамолы». Он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича — времени единения Руси, тогда как сейчас порознь развеваются «стязи Рюриковы, а друзии Давыдови».

«Слово. » состоит из трех частей. Вступление. Автор определяет свою задачу — рассказать о реальных недавних и трагических событиях, а не забавлять слушателей красивыми песнями и былинами, подобно легендарному сказителю Бояну.

Центральная часть «Слова. ». Выступление русских войск в поход. Затмение солнца. Первое столкновение с половцами. Победа. Вновь тема грозных предзнаменований.

Поражение русских войск на Каяле. Скорбь автора в связи с этим поражением и его последствиями для всей Русской земли. Вещий сон киевского князя Святослава о поражении князя Игоря и его брата Всеволода (Киев в «Слове. » — символ единства русских земель). «Золотое слово» Святослава — упрек князьям в отсутствии единства.

Плач Ярославны. Ярославна обращается к силам природы, она упрекает ветер,

Днепр и солнце, но одновременно надеется на справедливость природы.

Удачный побег Игоря из плена.

Эпилог. Праздничное и торжественное вступление новгород-северского князя

В образе Игоря Святославича подчеркнуто, что исторические события сильнее, чем его характер. Его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями эпохи, чем его личными свойствами. Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош. » (Д.С. Лихачев). Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться, А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!» Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. «Хочу, — сказал, — копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону».

Тогда вступил Игорь князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет — велит послушать земле незнаемой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, тмутараканский идолище! А половцы дорогами непроторенными побежали к Дону великому; скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные.

Игорь к Дону воинов ведет. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клектом на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червленые щиты. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!

Долго ночь меркнет. Но вот заря свет запалила, туман поля покрыл; уснул щекот соловьиный, говор галок пробудился. Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, себе ища чести, а князю славы.

Кто из князей сопровождает князя Игоря в его походе на половцев?

Что предвещало солнечное затмение дружине князя Игоря? В «Слове. » рассказывается о конкретном историческом событии — походе князя Игоря в 1185 году на половцев.

С каким жанром древнерусской литературы эта особенность сближает «Слово. »?

Какое изобразительное средство использует автор: «скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные»?

Во втором абзаце фрагмента приводится описание природы. Как называется такой вид описания в литературном произведении?

Как называется изобразительное средство: «Тогда вступил Игорь князь в золотое стремя и поехал по чистому полю»?

Укажите главное средство характеристики героя, представленное в данном фрагменте,

Каким в данном эпизоде предстает князь Игорь и меняется ли его образ на протяжении произведения?

Что сближает «Слово. » с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость?

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации. Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы. Остановимся на самом сложном.

При оценке ваших развернутых ответов на вопросы (ограниченного объема или сочинения) учитывается глубина понимания проблемы. Если в работе проявлено упрощенное понимание сути вопроса, вы получите минимальный балл, а если полное непонимание — 0 баллов. В этом случае по остальным критериям работа не оценивается, и за весь ответ вы получаете 0 баллов. Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочтите его. Выделите в нем ключевые слова и понятия. Убедитесь, что все слова в формулировке вам понятны. Не надо писать о произведении вообще, раскрывайте только те аспекты, которые указаны в вопросе. Проверьте себя: если в вашем ответе ключевые слова вопроса не встрети лись ни разу — вы наверняка дали поверхностный ответ или просто пересказали текст про изведения.

Источник