Меню

Изобразительно выразительные средства в сказке как один мужик двух генералов прокормил

Выписать из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил. » Щедрина приёмы сатиры, гротеска, гиперболы

Сатира Щедрина имеет устойчивую политическую окраску.
Изображение “призрачности” политической действительности
требовало соответствующей формы, которая, доведя явление
до абсурда, до уродства, обнажила бы его подлинное безобразие.
Такой формой мог быть только гротеск
(соединение несоединимого) , который является в сказках
важным источником комического эффекта.
Так, гротеск искажал, преувеличивал действительность,
фантастика же самым необычным жизненным явлениям придавала
характер привычности и обыденности, а мысль о ежедневности
и регулярности происходящего только усиливала впечатление.

В сказке «о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Салтыков-Щедрин создал маленькую пародию на общество.

Гротеск и гипербола – основные художественные приемы,
с помощью которых автор создает сказку.
Гипербола и гротеск проявляются во всем повествовании.

Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров
«по щучьему велению, по моему хотению».

Гротескно изображена и сцена драки между генералами,
в результате которой один откусил и от голода проглотил
орден своего соперника.
Образ мужика-спасителя также исполнен гротескных черт:
он громаден, всесилен,
с легкостью яблок набрал,
добыл огонь,
поймал дичь, изготовив силок из собственных волос,
суп в пригоршне сварил.
И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены.
Умелый мужик варит суп в пригоршне. А Глупые генералы не знают,
что булки из муки пекут.
Голодный генерал проглатывает орден своего приятеля.
Безусловной гиперболой является и то, что мужик выстроил
корабль и отвез генералов прямо на Большую Подъяческую.

В Сказке используются и другие сатирические приемы:
ирония, фантастика, аллегория, сарказм — для
характеристики изображаемых героев и описания той ситуации,
в которой оказались главные персонажи сказки:

Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы
всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились,
воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали».
Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев:
«они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»

Изображая поведение героев, писатель использует сарказм:
«начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение
ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье;
генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего
товарища орден и немедленно проглотил».
Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь
в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их.
Сатирические приемы не только характеризуют художественные
образы, но и выражают отношение автора к изображаемому.
С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись
сильных мира сего, «»полез сперва-наперво на дерево и нарвал
генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно,
кислое».
Высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни:
«Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут,
а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются
да накапливаются».
Таким образом, используя различные сатирические приемы,
иносказательную форму «эзопова языка», М. Е. Салтыков- Щедрин
выражает собственное отношение к взаимоотношениям между
людьми, обладающими властью, и простым народом.
Писателем высмеивается и неприспособленность генералов
к жизни, и тупое исполнение мужиком всех прихотей господ.

Источник



Какие средства выразительности использует автор в «Повести…»

Какие средства выразительности использует автор в «Повести…»? В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» можно увидеть и антитезу. Генералы столько «денег загребли того — ни в сказке сказать, ни пером описать», а мужик получил «рюмку водки да пятак серебра». Важной в понимании сказки является авторская ирония (учитель каллиграфии не может различить сторон света). О генералах Щедрин пишет с едкой иронией. 20.11.2015. 19.

Слайд 19 из презентации «Как один мужик двух генералов прокормил»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Как один мужик двух генералов прокормил.ppt» можно в zip-архиве размером 4444 КБ.

Похожие презентации

«Рубцов Николай» — Искусство. С 1950 по 1952 будущий поэт учился в Тотемском лесотехническом техникуме. Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились уже после смерти поэта. Память. В Вологде существует музей «Литература. Примечания. Дом в Емецке где родился Николай Рубцов. С марта 1955 Рубцов был разнорабочим на опытном военном полигоне в Ленинграде.

Читайте также:  Как копировать диск средствами windows

«Развивающая литература» — познавательно- нравственная эстетическая Развитие и активизация воображения, Приобщение к словесному искусству образного мышления . Одним словом, делает вас мудрыми…» Д.С.Лихачев. Художественные тексты. Развивающие функции художественной литературы. Условия, снижающие развивающий потенциал художественной литературы.

«Литературные экскурсии» — Лучшие сочинения можно прочитать на специальном вечере, посвященном итогам конкурса. Знакомство с жизнью и деятельностью писателя начинается для учащихся в школьном музее. Постепенно усложняется материал и форы работы. Например, урок-экскурсия «Природа Восточного Казахстана в творчестве местных авторов».

«Поэзия об осени» — Сравнение. Люблю природу русскую. Придумай небольшое стихотворение. Покой и простор. Высохли цветы. Кисти ярко-красные вянущих рябин. Вспомни и вставь пропущенные слова. Серп. Соедини название произведения с фамилией автора. Осеннее ненастье. Вспомните четверостишья. Осень наступила. Олицетворение. Составь небольшой рассказ.

«Жизнь и творчество Лермонтова» — Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье». Здесь прошли детские годы поэта. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург.

«Кавказ в жизни Лермонтова» — Кавказ ассоциируется с «жилищем вольности простой». Первая встреча с Кавказом. Ссылка на Кавказ 1837-1838. Кавказ. Синие горы Кавказа. В.Г. Белинский. Синие горы Кавказа, приветствую вас. Ссылка на Кавказ 1840-1841. Аул Бастунжи. Перестрелка в горах Дагестана. Детское увлечение Лермонтова. Пятигорск.

Источник

Анализ произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.

История создания

История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:

  • Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
  • Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
  • Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
  • Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.

Композиция и конфликт

Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:

  1. Сказочный зачин.
  2. Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
  3. Развязка — возвращение в столицу.
Читайте также:  Средство для мытья протезов корега

Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д.

Суть: о чём сказка?

Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

Главные герои и их характеристика

Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои характеристика
два генерала – пожилые чиновники дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти.
мужик таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу.

Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:

  1. Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
  2. Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
  3. Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
  4. Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях):

  1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
  2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
  3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.

Читайте также:  Что такое сase средства

С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.

Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.

Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.

Чему учит?

Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.

Средства выразительности

Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.

Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.

Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Критика

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.

Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы.

Источник

Подскажите художественные средства.

А в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» генералы находят на необитаемом острове номер «Московских ведомостей».

Очень активно использует Щедрин гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варил суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут, а один даже проглатывает орден своего приятеля.

Иногда — хотя и не так часто и явно, как другие средства художественного изображения, — Салтыков-Щедрин использует антитезу (противопоставление). Это можно увидеть на примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Генералы столько «денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать», а мужик получил «рюмку водки да пятак серебра».

Важной в понимании сказки является авторская ирония, благодаря которой раскрывается позиция автора. Ирония прослеживается во всех образах, присутствующих в сказках. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» учитель каллиграфии не может различить сторон света.

Язык всех сказок Салтыкова-Щедрина отличается особой афористичностью. Писатель не только активно использует элементы фольклора (пословицы, поговорки), уже устоявшиеся в языке, но и сам привносит в него новые выражения, например: «Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности», «собственно не был зол, а так, скотина».

Итак, активное использование художественных приемов позволило писателю глубже раскрыть сущность самодержавного аппарата. Помимо этого, сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.

Источник