Меню

История одного города с помощью каких художественных средств удается щедрину показать глуповцев



—>Decadence —>

Образовательный сайт

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» — значит вникать в суть происходивших событий в современной автору России. Гениальный писатель смог точно передать образы тогдашних градоначальников.

Поразмышляем над прочитанным.

1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?

Если вспоминать произведения Салтыкова-Щедрина, то головотяпы стали прообразом всех чиновников и начальников из сказок писателя. Они такие же беспомощные, жадные, глупые и бесполезные.

Князь, который стал править головотяпами, напоминает морского царя из сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». Он в меру жесток, обладает большой мудростью и всегда «возьмет свое».

Вор-новотор — это своеобразный союз 2 излюбленных сказочных героев — лисы и волка. Лиса отличается хитростью ума и острым языком, а волк злостью и жестокостью.

2. Какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников?

Гибербола — преувеличение при описании какого-либо объекта или события (за 6 верст комара ловить ходили).

Сравнение — выделение общих значимых особенностей предмета или живого существа (Батьку на кобеля променяли).

3. Подумайте, как мог страдать город от «деятельности» глуповских градоначальников? Какими пословицами оправдывали они свою деятельность?

Градоначальники глуповцев делали все, кроме того, что нужно было делать. Главная опасность их деяний для города заключалась в том, что они препятствовали нормальной жизни горожан, снаряжая их в походы за комаром, или заставляя толокном Волгу месить.

Какого «порядка» добивались головотяпы, когда собрали воедино соседние племена? Каким словом начались «исторические времена»?

Судя по действиям головотяпов, они лишь хотели быть главными среди других народов, сосредоточив власть в своих руках. Все это помысли прикрывались вполне благочестивыми намерениями: избавить свою землю от насилия, восстановить порядок и наладить совместную работу для процветания своего города.

Исторические времена начались, когда князь, повелевающий глуповцами, устал от творившегося беспорядка, и прокричал:

4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?

Салтыков-Щедрин изображает градоначальников тогдашней России такими глупыми и жадными, чтобы показать, что сказка не так далека от реальности. Выезжая на «подневольных мужиках», Россия не могла стать процветающей страной. Писатель понимал это как никто другой.

Он хотел пробудить в русском человеке свободу собственного мнения, свободу действий и желание жить, освободившись от рабских оков.

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» и понимать его идеи — значит проникнуться одним из лучших произведений русской литературы и отчасти понять события современности.

5. С помощью каких художественных средств удается Щедрину показать глуповцев?

Салтыков-Щедрин пользовался такими средствами, как заострение образов, художественное преувеличение, фантастика и гротеск.

Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?

Головотяпы назывались так потому, что постоянно тяпались головами обо все, что бы ни встретилось им на пути. Соседние народы имели разные названия:

Все эти племена Салтыков-Щедрин назвал так по территории, на которой они жили. К примеру, гущееды — это новгородцы, вертячие бобы — муромцы. Кособрюхими он назвал рязанцев, куралесами — брянцев, рукосуями — чухломцев, ряпушниками — тверитян. Эти названия племен взяты из словаря пословиц и поговорок русского народа, составленного Далем.

6. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т.е. тропов, используются Щедриным? Приведите примеры.

Гипербола — значительное преувеличение.

Гротеск — такое фантастическое преувеличение, которое показывает события реальной жизни в причудливом образе. Однако это помогает ярче раскрыть их суть.

Фантастика — описание несуществующих вещей, явлений.

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» лучше целиком. Только так можно полностью понять, как автор смог мастерски описать глуповцев.

7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города»?

Отрывок из романа напоминает басню «Как лягушки царя просили», за основу которой была взята басня Эзопа. Князь в Истории одного города напоминает журавля, которому подчинялись лягушки.

Развивайте дар слова

Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? Подготовьте небольшое сообщение-рассуждение.

Источник

Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

Роман «История одного города» — вершина сатирической прозы Салтыкова-Щедрина. Для описания русской истории в разрезе взаимоотношений народа с властью писатель использует такие приемы, как фантастику, гиперболу, гротеск.
Так, с помощью приема гротеска – «суть которого составляет сочетание реального и фантастического, объединение резких, неожиданных контрастов, форм» — Салтыков-Щедрин описывает быт жителей города Глупова, подразумевая под ним всю Россию.
Уже в первой главе — «О корени происхождения глуповцев» — гротеск присутствует в описании головотяпов – предков глуповцев. Летописец объясняет нам, что и название свое это народ получил от привычки обо все «тяпать» головой: «Стена попадется — об стену тяпают; Богу молиться начнут — об пол тяпают».
Гротескно и неумение, неспособность головотяпов организовать собственную жизнь. Это описание построено на использовании фольклорных мотивов: «…Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили…»
Далее, в основной части романа, который строится как описание деяний «великих» глуповских градоначальников, гротесковые описания также занимают важное место. Автор показывает, что не только мысли и страхи глуповцев нелепы и невероятны. Таково же, непредсказуемое и необъяснимое, поведение этих людей. Так, когда жители Глупова остались без начальства, то наступил период анархии. В это время герои творили великие по своей глупости и нелогичности поступки: «Анархия началась с того, что глуповцы собрались вокруг колокольни и сбросили с раската двух граждан: Степку да Ивашку… Тут утопили еще двух граждан: Порфишку да другого Ивашку, и, ничего не доспев, разошлись по домам».
Город трясло от переворотов и градоначальниц, сменяющих друг друга («Сказание о шести градоначальниках»). Когда свергли одну из них, «беспутную Клемантинку», глуповцы посадили эту женщину в клетку и вывезли на площадь. Солдаты развлекались тем, что дразнили бывшую правительницу, а «некоторые, более добродушные, потчевали водкой, но требовали, чтобы она за это откинула какое-нибудь коленце».
Однако глуповцы обожествляли своих градоначальников, считая их чуть ли не посланниками божьими. В их традиции было заложено беспрекословное подчинение и пресмыкание. Когда Фердыщенко начал осуществлять свои «путешествия» (глава «Фантастический путешественник»), то глуповцы из кожи вон лезли, чтобы во всем угодить своему начальнику: «Ожидавшие тут глуповцы, в числе четырех человек, ударили в тазы, а один потрясал бубном». На другой день развлечения повторились и даже разнообразились: «Тут тоже в тазы звонили и дары дарили, но время пошло поживее, потому что допрашивали пастуха, и в него грешным делом из малой пушечки стреляли». А уж на третий день глуповцы выказали всю силу своей любви к Фердыщенко: «Стучали в тазы, потрясали бубнами, и даже играла одна скрипка. В стороне дымились котлы, в которых варилось и жарилось такое количество поросят, гусей и прочей живности, что даже попам стало завидно».
Именно поэтому жители Глупова не знали счастливых времен – они постоянно терпели напасти и бедствия, вызванные глупостью градоначальников. Так, летописец с прискорбием сообщает, что в правление градоначальника Негодяева город «представлял беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб», а сами глуповцы совсем потеряли человеческий облик – «перестали стыдиться, обросли шерстью и сосали лапы».
Но зато они знали времена вольности, которые, однако, из-за их дикости, не шли глуповцам впрок. Так, при виконте дю Шарио (глава «Поклонение Мамоне и покаяние») настала эпоха «бесстыжего глуповского неистовства». Жители Глупова стали бросать хлеб под стол и креститься «неистовым обычаем». Далее «они вздумали строить башню, с таким расчетом, чтоб верхний ее конец непременно упирался в небеса» и поклоняться идолам.
А затем наступили времена глуповского разврата. В их описании автор активно использует гротеск. Летописец сообщает, что появились новая одежда («мужчины завели жилетки с неслыханными вырезками, которые совершенно обнажали грудь; женщины устраивали сзади возвышения, имевшие прообразовательный смысл»). Образовался новый язык — «получеловеческий, полуобезьяний». Люди до того дошли в своей гордыне, что перестали пахать землю, чтобы сеять хлеб: «- И так, шельма, родит! — говорили они в чаду гордыни». За свое глупое и невежественное поведение глуповцы, конечно же, поплатились самым жестоким образом.
В романе «История одного города» Щедрин создает непривлекательный портрет русского народа. В этом писателю помогают многие художественные средства, одним из которых является гротеск. С его помощью Щедрин показывает глуповцев как косную и невежественную массу, неспособную на принятие самостоятельных решений. Жители Глупова возлагают всю ответственность за свои жизни на градоначальников, считая их родными отцами и наместниками Бога на земле. Смирение в сочетании с «разухабистостью души», нерациональной тратой энергии, нежеланием мыслить «приговаривает» глуповцев к убогой животной жизни, полной всевозможных лишений.

Читайте также:  Низкая пена моющее средство

Источник

С помощью каких художественных средств удается Щедрину показать глуповцев?

Конечно, первое, что приходит в голову, когда говоришь о художественных средствах, используемых в «Истории. » Салтыкова-Щедрина, это гротеск. Гротеск настолько сильный, что некоторые современники автора не приняли роман, обвиняя писателя в искажении действительности, в связи с чем ему даже пришлось оправдываться:

Чтобы достичь максимального эффекта, Салтыков-Щедрин прибегает к такому приему как смешивание различных, на первых взгляд совершенно не сочетающихся жанров: поэзия и документальная хроника, былина и сатира, трагедия и комедия. В процессе чтения, невозможно четко определить границы, где заканчивается один жанр и начинается другой. Но общее впечатление настолько сильное, что данное игнорировании установленных форматов воспринимается как само собой разумеющееся.

В книге под названием «История одного города» (этот сатирический роман, в котором рассказывается о возникновении и развитии вымышленного города под названием Глупов, был написан в 1870 году, его автор — русский писатель, журналист и редактор Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, 1826 — 1889)

встречается различное количество страниц — начиная от ста пятидесяти и заканчивая четырёхстами,

это связано с различными размерами шрифтов, с размерами самих страниц,

а также с тем, что обычно в книгу включаются некоторые другие произведения и рецензии.

В чистом виде роман занимает приблизительно 115 страниц.

К сожалению, и сейчас мы все в чем-то напоминаем глуповцев из произведения «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Мы точно так же как они уповаем на власть, на то что придет наконец честный и умный человек, который наведет порядок и при котором мы заживем хорошо, будем кататься как сыр в масле.

Глуповцы тоже искали себе такого князя, но получили только новые проблемы. И если войны с соседями прекратились, то притеснения со стороны власти только начинались.

Читайте также:  Как узнать движение средств по карте сбербанк

Но не бывает такого, чтобы кто-то пришел и все сразу стало хорошо, потому что наша жизнь в большей степени зависит от нас самих. И если мы по прежнему ведем себя как глуповцы, думаем только о минутной выгоде, ищем корысти, завидуем другим, строим свои хаты с краю, то чего ждать от власти, в которую приходят точно такие же люди?

Актуальность этого произведения в том, что Салтыков-Щедрин показал конфликт между народом и властью, в котором каждая сторона уверена в своей правоте и исключительности, но никто не хочет прислушаться к другому. Это было в Глупове и принесло городу неисчислимые бедствия, это есть и в наше время и все мы чувствуем руку глуповских градоначальников в новых законах и постановлениях.

К сожалению, автор не указал путь к спасению. Он только вскрыл проблему, а как ее решать придется думать нам самим, а скорее всего и нашим детям и даже очень далеким потомкам.

В произведении «История одного города» автор, Салтыков-Щедрин, использует следующие литературно-художественные приемы для отображения истиной сути деяний градоначальников:

  • ирония (всяческие высмеивания)
  • гротеск (карикатурный юмор своего рода)
  • многочисленные гиперболы (для утрирования происходящего, создания комичности ситуаций)

Все эти приемы относятся к числу сатирических приемов.

  1. Автор. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
  2. Название. История одного города.
  3. Год написания. 1869 – 1870 .
  4. Жанр произведения. Сатирический роман с элементами гротеска.
  5. Основные герои. Градоначальники города Глупова.
  6. Сюжет.

Во вступлении автор поясняет, что в архиве города Глупова обнаружил летопись его истории почти 100-летнего периода, записанную четырьмя архивариусами. Она показалась ему достойной опубликования, хотя местами и неправдоподобной. Последний из летописцев пояснил, что взяться за эту работу их побудил пример римлян и древних эллинов, увековечивших деяния своих правителей. Действия чиновников неизбежно отражаются на жизни города и его жителей. А поскольку пристрастия назначаемых градоначальников резонируют с умонастроением в столице, то по истории города можно в определенной мере проследить атмосферу, царящую в высшем свете.

А вели свою историю глуповцы от древнего племени головотяпов, которые подчинили себе соседние племена, призвали управлять собой соседнего князя и построили город Глупов.

Читайте также:  Средство для мытья медицинских инструментов

В течение описанного в летописи периода в Глупове сменилось 22 градоначальника. В изображении некоторых из них проглядывают характерные черты конкретных исторических деятелей, другие являются собирательными образами известных персонажей. Одни из правителей задержались ненадолго, другие же оставили заметный след в истории города. Вот самые отличившиеся из них:

  • Городской голова Дементий Варламович Брудастый. Назначен был в спешке и оказался с изъяном: выяснилось, что его голова была укомплектована лишь простеньким органчиком, поэтому с подчиненными он общался только двумя фразами: «Разорю!» и «Не потерплю!». В связи с ненадлежащим уходом инструмент вышел из строя, и в городе наступила неделя анархии. За власть поочередно бросились бороться шесть претенденток, но ни одной из них не удалось покомандовать городом больше суток.
  • На седьмые сутки прибыл новый назначенец – статский советник Двоекуров. Период градоначальствования Двоекурова был лучшим временем в истории Глупова. По складу он был либералом и новатором — внедрил в использование горожанами лавровый лист и горчицу, развил медоварение и изготовление пива, планировал открыть академию.
  • Градоначальник Фердыщенко запомнился своей простотой, ни во что не вмешивался и обыватели вначале жили спокойно и зажиточно, пока не ввязалась нечистая сила. Городской голова вдруг увлекся женским полом, что накликало на город жестокие засухи и пожары, и вскоре умер от переедания.
  • Назначенный вместо него Василиск Семенович Бородавкин, отличавшийся неуемной энергией и расторопностью, поставил своей задачей привнести в Глупов цивилизацию и незамедлительно затеял жесткие войны «за просвещение». Несмотря на сопротивление, он вернул в употребление горчицу и прованское масло, обязал горожан возводить под домами фундаменты и выращивать персидскую ромашку. Когда обнаружилось, что в результате этих походов количество и качество подчиненных резко снизилось и собирать подати стало не с кого, Бородавкин начал готовить новый поход «против просвещения», предусматривавший сожжение всего города, но неожиданно умер. Даже попа для его отпевания найти не удалось, а факт смерти засвидетельствовал соседний исправник.
  • Полковник Прыщ тоже занял свою строчку в истории города. Собственную программу он изложил обывателям очень кратко – «не мешайте вы мне, и я вам тоже мешать не буду». И такая политика очень скоро привела к повышению общего благосостояния, а на досуге – к излишнему интересу к персоне градоначальника. Предводитель дворянства, гурман и чревоугодник, обнаружил, что от него постоянно пахнет трюфелями, и, улучив момент, съел его голову. Оказывается, голова их начальника была зафарширована.
  • К моменту назначения Эраста Андреевича Грустилова в городе царила атмосфера легкомыслия, веселия и полного развращения нравов, оставленная его предшественником французом. Он легко включился в это брожение умов, участвовал в восстановлении языческих обрядов, мистицизма, возрождении сектантства и чтении запрещенной литературы.
  • В вышестоящую инстанцию доносителем была отправлена депеша, и на смену Грустилову в городе появился Угрюм-Бурчеев. Он был решителен, бесстрастен и непреклонен. Мыслил прямо, конкретно и незамысловато. Вместо Глупова Угрюм-Бурчеев решил построить идеальный город Непреклонск с четкой планировкой улиц, одинаковыми домами и строго регламентированной жизнью горожан. Глуповск снесли за два месяца, построили в долине Непреклонск, а перекрыть реку не удалось – она своевольно сметала все преграды. Тут вскоре разразилась невиданная буря, закружил смерч, и Угрюм-Бурчеев бесследно исчез.
    7. Отзыв о книге

Автор рассуждает о том, что история развивается неравномерно. Временами в ней возникают словно провалы, когда поток жизни будто останавливает свое поступательное движение, топчется на месте, образует водоворот.

В одном из таких исторических периодов очевидно и находился Глупов в изображаемое летописцами время. И если в верхней части круговорота образуются силы, имеющие больше свободы и потому успевающие как-то приспособиться и организоваться, то обыватели, существующие в самом низу и получающие разнонаправленное давление со всех сторон, вынуждены жить одним днем, не зная, что ждет их завтра.

Автор ощущал состояние затянувшегося застоя в жизни общества. С помощью сатиры и гротеска дает посмотреть на себя со стороны двум основным действующим силам, чтобы побудить их к осмыслению и вызвать на действия. Пытается спровоцировать выявление и обсуждение общественной идеи, способной задать движение потоку истории, определить направление развития общественных сил .

Источник