Меню

Истории по теме зож

«Формирование навыков здорового образа жизни на уроках истории, обществознания и внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №3

«Формирование навыков здорового образа жизни на уроках истории, обществознания и внеурочной деятельности»

Учитель истории, кл. рук. 7 «а» класса

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А. Сухомлинский.

Проблема здоровьесбережения учащихся является очень актуальной, она отражена в стандартах второго поколения, в инициативе Президента Российской Федерации « Наша новая школа».

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли вырасти здоровыми и счастливыми. Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», которое позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни.

Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье

«Укрепление здоровья детей и подростков — будущих матерей и отцов- является общей государственной задачей, имеющей межведомственный характер» — эти слова прозвучали ещё в 2002 году, но не потеряли значимость и сегодня.

В современных условиях модернизации российского образования учитель должен усилить внимание к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений, но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, не должна остаться в стороне проблема формирования у них ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, где важным является стремление учителя не нанести ущерб здоровью обучающихся.

Здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен

в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться

в интеллектуальном плане – обучающийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, саморазвитие

в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

— оптимальный двигательный режим;

С целью выяснения и планирования дальнейшей работы о представлении здорового образа жизни провожу анкетирование.

Что такое здоровый образ жизни?

Соблюдение режима дня

Выкуривание в меру сигарет в день

Чтение журналов и газет о здоровом образе жизни

Как вы думаете, для чего нужно вести здоровый образ жизни

Что вы делаете для укрепления своего здоровья

Борюсь с вредными привычками

Стараюсь не злоупотреблять работой на компьютере

На уроках и во внеурочной работе я решаю 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся:

В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Необходимо помнить, что пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению обучающихся и в дальнейшем скажется на их здоровье.

При этом я фиксирую свое внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.
В начале урока оцениваю и в дальнейшем удерживаю свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не требуется приборов — вполне хватит органолептических возможностей учителя. Но пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье. В моём кабинете есть комнатные цветы. Они создают уют и поддерживают качество воздуха.

Не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.
Первичную экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе на уроках истории провожу по следующим показателям:

возбуждены (перевозбуждены), например после урока физкультуры;

утомлены, выглядят уставшими;

взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;

сосредоточены, деловиты, настроены на урок;

насторожены, напряжены, враждебны (обычно — установка на конкретного учителя).

В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые:

быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;

отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей;

более склонны к нарушениям дисциплины;

опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;

вообще не включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по необходимости.

Решать коррекционные задачи мне также приходится в широком диапазоне действий, от почти автоматических — набросить во время перемены на батареи влажное полотенце при повышенной сухости воздуха, скорректировать неправильную позу ученика — до технологичных — изменить ритм проведения урока, вовремя провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание, организовать микрогрупповую форму работы класса и т.д.

Наиболее перспективны следующие здоровьесберегающие технологии:

3 экологические здоровьесберегающие (ЭЗТ);

4 обеспечения безопасности жизнедеятельности(ТОБЖ);

5 здоровьесберегающие образовательные (ЗОТ).

Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности. Начиная с первых уроков в 5 классах, слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение оставшееся в них с предыдущего урока (особенно после контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветриваю кабинет. Школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности.

Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.

Коррекцию позы провожу мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции нуждается один ученик, просто подхожу к нему, не прерывая объяснения. Иногда достаточно и выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в корректировке позы, прошу весь класс «подтянуться, выпрямить спинки». Это также удачный момент для того, чтобы предложить всему классу сделать физкультминутку.

Руки вверх мы поднимаем,

Виноград мы собираем,

Все корзины соберём

И на рынок повезём.

По пути нарвём оливок,

Нынче будет славный рынок,

Будем сыты и одеты.

Хлеба купим целый воз,

Поместился бы в обоз!

К воздействию на физическое здоровье во время урока относится, прежде всего, сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности, разные формы уроков. Например, сначала устно обсуждали какое-либо историческое событие, потом законспектировали в тетрадь, затем послушали учителя и т.д. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке истории.

Другое направление работы: Передача знаний по предотвращению отдельных болезней осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например:

при изучении темы «Древний Египет» (5 класс) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;

при выяснении причин вымирания американских индейцев (7, 8 классы) заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;

при изучении темы «Образование в Древней Греции» обращаю внимание на физическое и нравственное здоровье человека

при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья. При изучении таких тем как «Культура и быт древней Руси», « Средневековая деревня», «Повседневная жизнь в Поволжье. Изменения в культуре и быте в первой четверти 18в. Быт и жизнь во второй половине 18 в.» и т.п. рационально затронуть вопросы правильного питания.

Пропагандирую здоровый образ жизни

в 5 классах при изучении темы «Спарта» акцентирую внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;

С 12-13 лет мальчики начинали посещать также и гимнастические школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла из их жизни обычную школу. Учитель гимнастики, вооруженный тростью, которой он действовал не менее усердно, чем учитель обычной школы, уже поджидал своих учеников. Упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.

В 5 классе при изучении темы «Родовые общины охотников и собирателей» обращаю внимание, что согласно исследованиям современных ученых средняя продолжительность жизни в период среднего и позднего палеолита едва превышала 20-30 лет. Прирост населения в течение палеолита был почти равен 0. Можно предположить, что замкнутость жизни и разбросанность человеческих сообществ, предотвращала развитие эпидемий. В древности человечество часто страдало от голода. Косвенные этнографические источники свидетельствуют, что матери кормили детей грудью в течение нескольких лет.

Читайте также:  Картинки по теме зож раскраска

на уроках обществознания в 5,7 классах обязательно рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»;

на уроках обществознания в 7 классах, изучая психологические и возрастные особенности подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, единственный путь избежать эти последствия — осознанные понимание и контроль своего поведении;

при изучении глобальных проблем человечества подростки понимают, что демографическая проблема сегодня — это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений.

В 5 классе, изучая Древний мир, на уроках я обращаю внимание на следующие моменты: мораль в первобытном обществе, продолжительность жизни людей, труд и его условия, питание людей, одежда людей, как фактор гигиены, быт, жилище, историческая эволюция семейно-брачных отношений и семья в свете историко-культурных традиций. На уроках посвящённых жизни древних египтян, я обращаю внимание на одежду людей в условиях жаркого климата. Египтяне-мужчины надевали обычно один лишь передник, набедренную повязку или короткую юбку. В этой одежде они трудились под палящим солнцем. Женщины носили длинные облегающие платья, избегали загара, пользовались косметикой, подкрашивали губы, смотрясь в бронзовое зеркало.

Египтяне были очень чистоплотны. Они мылись несколько раз в день, особенно после тяжёлого труда на жаре. С гигиеническими целями они полностью сбривали волосы, в том числе и женщины. Одежду стирали в природной соли, били скалками, полоскали.

Питались ячмёнными лепёшками, кашей из зёрен злаковых растений, свежей или сушеной рыбой, молоком. Пекли пирожки и печенье, ели очень много овощей. Лук и чеснок, которые были широко распространены, служили естественным антибиотиком. Любили пиво, которое варили из ячменя и фиников, вино из винограда и граната. Его пили все, в том числе и дети, но немного, совсем свежим, не выдержанным, чтобы не пьянеть, а просто утолить жажду как витаминный напиток. О пьянстве и алкоголизме в документах нет никаких свидетельств.

Семейные ценности были очень важны для египтянина. Добрые отношения в семье, любовь, забота о стариках упоминаются в исторических документах. Большое количество праздников, около 160 в году, позволяло египтянину отдохнуть.

При изучении темы истории и культуры древнееврейского общества обращаю внимание на религиозные моменты их жизни, так как древнееврейская ветхозаветная культура оказала огромное влияние на христианство. Бог создал человека из праха земного и тело не является грешным. Это дар божий и поэтому требует заботы и ухода. Тело должно использоваться во имя высоких духовных целей, а не для греха. Обращаю внимание на пищевые ограничения и запреты, рассказываю о кошерной (правильной) и трефной (разорванной) пище, установленной религиозной дисциплиной. Семья – это условие служение Богу, аскетизм, безбрачие, бездетность еврейская религия осуждает, как и сексуальные извращения. Осуждается супружеская неверность, принадлежность к еврейству определяется по матери. При изучении обычаев культуры древних персов, затрагиваю вопросы об употреблении наркотиков в древних обществах. В то время наркотики использовали, очевидно, исключительно в связи с религиозной обрядностью. Подчеркиваю, какая трагедия ожидала человечество, когда в новое время употребление наркотиков превратилось в эпидемиологию, имеющую страшные последствия для личности и общества.

На изучение истории и культуры Древней Индии и Китая дано около трёх часов, тем не менее выделяю время для вопросов ЗОЖ. Подчёркиваю, что человек – не «венец творения», не хозяин и не старший брат, а всего лишь элемент, звено природы и, таким образом, растворим в ней. Из этого проистекают важные последствия для образа жизни людей. Человек не стремится преобразовать природу, приспособить её для удовлетворения своих потребностей. Его цель – жить в гармонии с ней, максимально слиться с окружающим миром. Все естественные телесные проявления человеческого бытия становятся заведомо одухотворёнными, обожествлёнными, а для стыда и неловкости просто не остаётся места.

Индусы всегда искали гармонию тела и души. Их медицина стремилась проникнуть в глубины человеческого сознания и подсознания. Веду разговор о йоге, аскетизме, особенностях питания последователей Вед и индуизма, вегетарианстве. Подчёркиваю, что по документам Древнего мира и Средневековья, проблема наркотической зависимости или алкоголизма в общественном сознании этих стран не прослеживается.

Семейная жизнь китайцев базировалась на древних принципах, которые сформировал знаменитый Конфуций – следовать всем установкам глубокой старины, до мелочей соблюдать правила жизни, выработанные веками. Самые главные: сыновья почтительность, уважение к старшим, культу предков, соблюдение моральных правил, жить со всеми в гармонии, никому не причинять зла. Затрагивая тему даосизма, обращаю внимание на изобретения в области медицины – иглоуклывания, систему питания, которая учила избегать излишеств, периодически голодать, не есть мяса, употреблять в пищу зерно, злаки, овощи, травы. Даосизм открыл человечеству дыхательные упражнения, гимнастические занятия, боевые единоборства (ушу).

Много материала о ЗОЖ можно использовать при изучении истории и культуры Древней Греции и Древнего Рима. Темы, посвящённые своеобразию спартанского быта, спартанского воспитания, олимпийским играм, греческим жилищам, одежде, гигиене тела, питания, браку, семье в Греции дают огромный материал для проповедования ЗОЖ. Древнегреческая и древнеримская культура – это культура радости и достижения. Человек – часть природы. Греки были убеждены в том, что мифические герои, которые прекрасны духом, должны быть прекрасны телом. Человеческое тело – это миниатюрная модель Вселенной. В здоровом теле — здоровый дух. Дано мне тело – что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,

В темнице мира я не одинок

На стёкла вечности уже легло

Моё дыхание, моё тепло… О. Мандельштам

На уроках обществознания:

Особый возраст: отрочество

Отношения между людьми

Ты и твои товарищи

Зачем люди общаются

Молодежь в современном обществе

Глобальные проблемы человечества

Работа с обучающимися по профилактике курения, алкоголизма и т.д.

Культура и ее наследники

Жизненный путь человека

Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения

Работа с родителями

Человек в семье

Родители и дети

Отношения в обществе

Семья как социальный институт

Физкультминутки позволяют разнообразить урок, повысить общую работоспособность учащихся, предотвратить утомляемость, использовать интеллектуальную «привязку» к теме урока.

Можно выделить три вида тематических физминуток:

А) Проблемные: Целевые установки этих физминуток начинаются со слов «Почему», «Сравните», «Объясните», «Зачем»;

Б) Познавательные: включают вопросы «Что», «Где», «Когда»;

В) Воспитательные: призваны подчеркнуть нравственную и гражданскую позицию того или иного исторического лица или обратить внимание на духовно-нравственное значение того или иного события, а также способствовать формированию патриотизма.

Возможно и совмещение видов: Проблемно-воспитательная или познавательно-воспитательная тематическая физминутка.

Успешное проведение физминуток зависит от взаимоотношений учителя с классом: необходима творческая, дружская атмосфера на уроке. Учитель не должен бояться показаться учащимся в новой необычной роли.

Тема «Военные походы фараонов».

Ученики встают около своих столов. Учитель рассказывает, показывает и выполняет вместе с учениками движения:

Стороны света надо знать,

Чтобы карту уметь прочитать.

И чтобы каждый назвать их смог:

Север (хлопок руками над головой)

Запад (хлопок с поворотом корпуса налево)

Восток (хлопок с поворотом корпуса направо)

(повторить 2 раза)

Закройте глаза и не спешите

Носом стороны вы покажите.

(наклоны и повороты головы по сторонам света, повтор 2 раза)

Тема «Искусство Древнего Египта».

Объясним про страну странную,

Где строили пирамиды в пустыне

Существующие и поныне.

Пирамиды выглядят вот так (руки вверх, в стороны и на уровне груди, т.е. рисуем картинку в воздухе – 2 раза)

На них смотрят люди вот так (наклоны головы вверх-вниз – 2 раза)

И удивляются увиденному вот так (повороты головы влево-вправо – 2 раза)

А песок около пирамид сыпется сквозь пальцы вот так (имитация – 2 раза)

А чтобы обойти пирамиду, надо идти вот так, вот так (ходьба на месте )

Остановились. Солнце… Жара… Дышим вот так (набираем воздух в легкие и медленно выдыхаем – 2 раза)

Устали… Давайте присядем!

Тема «В городе богини Афины».

В путешествие мы отправляемся

Очень быстро встаем, собираемся.

Нужна небольшая разминка,

Чтоб в пути не была заминка.

Коль готовы вы всегда,

То кивайте да-да-да! (выполнение по смыслу)

А может, отрицателен ваш ответ?

Хочет кто-то остаться НЕТ-НЕТ-НЕТ!

По горам быстрей шагаем

Про Грецию много чего уже знаем.

Вот оливки собираем

И с земли их подбираем. (имитация)

На триере мы гребем

Не отвлекаемся, не отстаем!

Данное упражнение укрепляет нервную и дыхательную системы:

сделать медленный полный вдох;

сложить губы трубочкой, как будто вы приготовились свистеть;

выдыхать короткими сильными толчками весь воздух, который есть в легких;

при необходимости сделать следующий вдох, не пересиливая себя.

Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево, посмотреть назад через плечо. С силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Посмотреть назад через правое плечо. Снова с силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох.

Тема «Олимпийские игры в древности»

Физкультминутка Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Читайте также:  10 правил зож от александра мясникова

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

Работа классного руководителя

по формированию здорового образа жизни школьников.

Здоровье — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия

Здоровьесберегающая деятельность , осуществляется и реализуется по 3-м направлениям:

1. Спортивно-оздоровительная работа с детьми (спортивные мероприятия: стартины, эстафеты, Дни здоровья)

2. Формирование у школьников и родителей представлений о здоровом образе жизни.

3. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей на уроке и во внеурочной деятельности.

Цель – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического, психического и духовно-нравственного здоровья, для будущего самоутверждения.

Виды деятельности классного руководителя:

Сотрудничество с медицинским персоналом МБОУ ООШ № 3 с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками.

Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.

Формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

Организация внеклассных мероприятий, формирующих здоровое отношение к жизни.

Тест для всех членов семьи «Здоровы ли вы физически?»

Дата: 15 января 2016 г оПРОШЕНО 14 ЧЕЛОВЕК

1. Как часто вы занимаетесь физическими упражнениями?

а) Четыре раза в неделю;

б) Два-три раза в неделю;

г) Менее одного раза в неделю.

2. Какое расстояние вы проходите пешком в течение дня?

а) Более четырех километров;

б) Около четырех километров;

в) Менее полутора километров;

г) Менее 700 метров.

3. Отравляясь в школу, на работу или в магазин, вы:

а) Как правило, идете пешком или едете на велосипеде;

б) Часть пути идете пешком или едете на велосипеде;

в) Иногда идете пешком или едете на велосипеде;

г) Всегда добираетесь до школы на общественном транспорте или автомобиле.

4. Если перед вами стоит выбор: идти по лестнице или ехать в лифте, вы:

а) Всегда поднимаетесь по лестнице;

б) Поднимаетесь по лестнице, за исключением тех случаев, когда у вас в руках тяжести;

в) Иногда поднимаетесь по лестнице;

г) Всегда пользуетесь лифтом.

5. По выходным вы:

а) По несколько часов работаете дома или в саду;

б) Как правило, целый день проводите в движении, но в течение этого дня не занимаетесь никаким физическим трудом;

в) Совершаете несколько коротких прогулок;

г) Большую часть субботы и воскресенья читаете и смотрите телевизор.

П о д с ч и т а й т е б а л л ы:

а) 4 балла; б) 3 балла; в) 2 балла; г) 1 балл.

18 баллов и больше. Вы очень активны и вполне здоровы физически.

12–18 баллов. Вы в достаточной степени активны и придерживаетесь разумного подхода к вопросам сохранения физической формы.

12–8 баллов. Вам стоило бы больше заниматься физическими упражнениями.

8 баллов и меньше. Вы ленивы и пассивны, физические упражнения вам просто необходимы.

12-18 БАЛЛОВ – 5 ЧЕЛОВЕК

8 И МЕНЬШЕ — 3 ЧЕЛОВЕК

План основных мероприятий программы «Наш выбор – здоровье!»

Источник



история ЗОЖ
статья по физкультуре на тему

Скачать:

Вложение Размер
istori_zozh_1.doc 22 КБ

Предварительный просмотр:

по физической культуре

«История здорового образа жизни в России»

Ученицы 11А класса

В царской России на государственном уровне вопрос здоровья населения даже не обсуждали. В дореволюционной России не существовало государственной системы здравоохранения. Население жило недолго и умирало от болезней и травм (мужчина 33 года, женщина 40 лет) при хорошем уровне физического здоровья. Женщина успевала родить 5—10 детей, двое из которых умирали. Вели ли наши предки здоровый образ жизни? Конечно, они имели крепкую семью, хорошее нравственное и физическое здоровье, жили в полном согласии с собой и с природой по понятным законам жизни, изложенным в Святом писании.

Реформа власти и здравоохранения была очевидна, вероятно она бы и произошла мирным путем, как в других странах Европы, но Россия пошла иным путем.

Империалистическая война, революция и гражданская война привели к невиданной разрухе. Знаменитый писатель фантаст Герберт Уэллс, который был в России осенью 1920 года, писал:

«Основное впечатление от положения в России — это картина колоссального непоправимого краха, громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию. Большевистская статистика, с которой я познакомился, совершенно откровенна и честна. Смертность в Петрограде —свыше 81 человека иа тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом. европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».

Новые правители России — большевики — предприняли решительные и грамотные меры по спасению оставшегося населения. Удивительно, но факт, что именно большевики заложили первый камень в строительство здорового общества. Главный большевик В.И. Ленин заметил, что «здоровье — это казенное имущество» и его необходимо беречь. Уже в 1917 году был издан декрет «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Это постановление рабоче-крестьянского правительства имело огромное значение для здоровья трудящихся: в царской России рабочий день длился до 12 и 15 часов; по 9—10 часов работали дети и подростки. Люди работали в тяжелых, антисанитарных условиях.

В первые годы советской власти происходило развитие системы здравоохранения, доступной медицины и массовой физической культуры населения России. Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен убежденный большевик Николай Александрович Семашко (1874—1949). Уже в 1923—1924 гг. Были видны успехи реформы здравоохранения, целью которой было оздоровление нации и массовая физкультура. В Программе РКП(б), принятой VIII съездом в 1919 году, отмечено: «В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП(б) полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний» (Резолюции и решения съездов. 9—е изд. Том 2. 1917—1922 г.г).

Массовое физкультурное движение — это второй реальный шаг к здоровому образу жизни. В 1924 году при участии Н.А. Семашко начал издаваться журнал «Теория и практика физической культуры», на страницах которого большое внимание уделялось и уделяется сейчас медицинским проблемам физического воспитания.

Одновременно быстро развивается санаторно—курортная индустрия и санаторно—куротное лечение как наука. Н. Семашко в спешном порядке составляет подписанный в 1920 году Лениным декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Н.А. Семашко говорил о том, что профилактику надо понимать не узко, как ведомственную задачу органов здравоохранения, а широко и глубоко как заботу государства об укреплении здоровья народа.

Позже эта стратегия была закреплен законом «Об утверждении Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1969г.). В Основах декларировалась «охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства», а также ответственность государства за охрану здоровья и обязанность каждого гражданина бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества. Советское правительство планомерно заботилось о здоровье народа, успехи этой заботы очевидны.

Был такой здоровый образ жизни — «образ жизни советского человека». Вера в коммунизм — такая же вера, как и вера в бога, атеисты — такие же верующие люди, как и все прочие (одни верят, что бог есть, другие верят в то, что его нет). Допустим, искренне верит человек в коммунистические идеалы, верит так что живет в согласии со своей совестью, и при этом, соблюдая «моральный облик коммуниста», имеет крепкую семью, любимую работу, не курит, не пьет, занимается физкультурой, разумно питается, правильно организует свой досуг. Про такого человека можно сказать, что он ведет здоровый образ жизни. Но искренне верующих коммунистов было мало. Советские люди верили в переселение душ, в инопланетян, «в высший разум» и это нередко приводило к болезни души, к унынию и вредным пристрастиям, несовместимыми со здоровьем. Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.

Кто автор термина «здоровый образ жизни» трудно сказать. Вероятно первым употребил это словосочетание применил академик Амосов, понимая под этим режим ограничений и нагрузок — образ жизни, обеспечивающий здоровье. В 80—х годах этот термин подхватили европейцы, американцы (healthy life—style) и прочие народы. Другие источники приписывают а вторство термина профессору-фармакологу Израилю Брехма. Он – первый, кто начал продвигать научную концепцию здорового образа жизни серди медиков: его доклады на конференциях пользовались небывалым успехом.

Источник

История развития представлений о здоровом образе жизни

Описание презентации по отдельным слайдам:

История развития представлений о здоровом образе жизни Экология человека 8 класс урок 3

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.

Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями».

История развития здорового образа жизни тесно связана с древнейшей традицией российского общества – заботой о поддержании здоровья организма, тела и духа. Недаром говориться «В здоровом теле, здоровый дух». Устные правила и религиозные нормы в отношении сохранения здоровья прививались с детства в форме бесед, сказок, рассказов. Гигиенические и медицинские правила и представления отмечены в самых первых дошедших до нас источниках. Для лечения болезней и поддержания здоровья использовались травы, минералы, минеральные источники, грязи.

В начале девятнадцатого века в 1800 году в России появилось пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него вредно и что полезно», ориентирующее читателей на изучение собственного организма, состоящее из практических советов и правил сохранения здоровья детей, посещающих школу И. Венцеля.

Дальнейшее развитие здоровый образ жизни получил в работах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Несмотря на деятельность М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.И. Бецкого и других прогрессивно мыслящих педагогов и общественных деятелей, русская официальная педагогика первой половины XIX века оставалась схоластичной, далекой от интересов развития ребенка. Прогрессивные взгляды на воспитание детей, распространившиеся к тому времени в Западной Европе, проникали в Россию крайне медленно. В этом отношении большой интерес представляет «Руководство к педагогике, или науке воспитания» инспектора императорских классов в Санкт-Петербурге А. Ободовского, прошедшее цензуру и изданное в 1835 году.

Номер материала: ДБ-127117

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

история ЗОЖ
учебно-методический материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
istori_zozh_1.doc 22 КБ

Предварительный просмотр:

по физической культуре

«История здорового образа жизни в России»

Ученицы 11А класса

В царской России на государственном уровне вопрос здоровья населения даже не обсуждали. В дореволюционной России не существовало государственной системы здравоохранения. Население жило недолго и умирало от болезней и травм (мужчина 33 года, женщина 40 лет) при хорошем уровне физического здоровья. Женщина успевала родить 5—10 детей, двое из которых умирали. Вели ли наши предки здоровый образ жизни? Конечно, они имели крепкую семью, хорошее нравственное и физическое здоровье, жили в полном согласии с собой и с природой по понятным законам жизни, изложенным в Святом писании.

Реформа власти и здравоохранения была очевидна, вероятно она бы и произошла мирным путем, как в других странах Европы, но Россия пошла иным путем.

Империалистическая война, революция и гражданская война привели к невиданной разрухе. Знаменитый писатель фантаст Герберт Уэллс, который был в России осенью 1920 года, писал:

«Основное впечатление от положения в России — это картина колоссального непоправимого краха, громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию. Большевистская статистика, с которой я познакомился, совершенно откровенна и честна. Смертность в Петрограде —свыше 81 человека иа тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом. европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».

Новые правители России — большевики — предприняли решительные и грамотные меры по спасению оставшегося населения. Удивительно, но факт, что именно большевики заложили первый камень в строительство здорового общества. Главный большевик В.И. Ленин заметил, что «здоровье — это казенное имущество» и его необходимо беречь. Уже в 1917 году был издан декрет «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Это постановление рабоче-крестьянского правительства имело огромное значение для здоровья трудящихся: в царской России рабочий день длился до 12 и 15 часов; по 9—10 часов работали дети и подростки. Люди работали в тяжелых, антисанитарных условиях.

В первые годы советской власти происходило развитие системы здравоохранения, доступной медицины и массовой физической культуры населения России. Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен убежденный большевик Николай Александрович Семашко (1874—1949). Уже в 1923—1924 гг. Были видны успехи реформы здравоохранения, целью которой было оздоровление нации и массовая физкультура. В Программе РКП(б), принятой VIII съездом в 1919 году, отмечено: «В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП(б) полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний» (Резолюции и решения съездов. 9—е изд. Том 2. 1917—1922 г.г).

Массовое физкультурное движение — это второй реальный шаг к здоровому образу жизни. В 1924 году при участии Н.А. Семашко начал издаваться журнал «Теория и практика физической культуры», на страницах которого большое внимание уделялось и уделяется сейчас медицинским проблемам физического воспитания.

Одновременно быстро развивается санаторно—курортная индустрия и санаторно—куротное лечение как наука. Н. Семашко в спешном порядке составляет подписанный в 1920 году Лениным декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Н.А. Семашко говорил о том, что профилактику надо понимать не узко, как ведомственную задачу органов здравоохранения, а широко и глубоко как заботу государства об укреплении здоровья народа.

Позже эта стратегия была закреплен законом «Об утверждении Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1969г.). В Основах декларировалась «охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства», а также ответственность государства за охрану здоровья и обязанность каждого гражданина бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества. Советское правительство планомерно заботилось о здоровье народа, успехи этой заботы очевидны.

Был такой здоровый образ жизни — «образ жизни советского человека». Вера в коммунизм — такая же вера, как и вера в бога, атеисты — такие же верующие люди, как и все прочие (одни верят, что бог есть, другие верят в то, что его нет). Допустим, искренне верит человек в коммунистические идеалы, верит так что живет в согласии со своей совестью, и при этом, соблюдая «моральный облик коммуниста», имеет крепкую семью, любимую работу, не курит, не пьет, занимается физкультурой, разумно питается, правильно организует свой досуг. Про такого человека можно сказать, что он ведет здоровый образ жизни. Но искренне верующих коммунистов было мало. Советские люди верили в переселение душ, в инопланетян, «в высший разум» и это нередко приводило к болезни души, к унынию и вредным пристрастиям, несовместимыми со здоровьем. Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.

Кто автор термина «здоровый образ жизни» трудно сказать. Вероятно первым употребил это словосочетание применил академик Амосов, понимая под этим режим ограничений и нагрузок — образ жизни, обеспечивающий здоровье. В 80—х годах этот термин подхватили европейцы, американцы (healthy life—style) и прочие народы. Другие источники приписывают а вторство термина профессору-фармакологу Израилю Брехма. Он – первый, кто начал продвигать научную концепцию здорового образа жизни серди медиков: его доклады на конференциях пользовались небывалым успехом.

Источник