Меню

Информатизация как средство развития ком



Значение использования ИКТ в коммуникативной активности детей дошкольного возраста
статья на тему

статья для родителей

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya.docx 309.84 КБ

Предварительный просмотр:

Значение использования ИКТ в коммуникативной активности детей дошкольного возраста

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно коммуникационных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.

В современном мире использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повышает эффективность, мотивацию детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

— использование ИКТ при организации воспитательно — образовательного процесса с детьми;

— использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

— использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, интерактивная доска и т.д.), способствуют развитию мышления дошкольника.

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Они направлены на решение психологических, познавательных и коммуникативных задач.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную и речевую активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о создаваемых педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

Эмоциональные, яркие занятия, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей – все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных и коммуникативных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности ИКТ позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Использование информационных технологий помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

— психологически облегчает процесс усвоения материала дошкольниками;

— возбуждает живой интерес к предмету познания;

— расширяет общий кругозор детей.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

— предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

— компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

— движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

— компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

— постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

— компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

— компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Самым веским доводом в пользу применения ИКТ на занятиях вполне может стать тот факт, что современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

— на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность;

— привлекает большое количество дидактического материала;

— повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;

— обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).

— расширяет возможность самостоятельной деятельности;

— формирует навык исследовательской деятельности;

— обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

— способствует повышению качества образования.

Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Источник

ИКТ как средство развития коммуникативной функции образования
статья по информатике и икт на тему

Выступление на городском методическом объединении учителей английского языка

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_ikt.docx 20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Современный человек окружен огромным количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Компьютер и компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, и мы не можем оставаться в стороне этих изменений. Однако, неоспоримым остается тот факт, что дети, как никто другой быстро впитывает информацию. Но нам, как современным учителям, необходимо направить этот информационный поток в нужное нам, образовательное русло. Сегодня я буду говорить, как при помощи ИКТ реализуется коммуникативная функция образования. И, поэтому, в первую очередь мне хотелось бы дать определения понятию ИКТ.

ИКТ-это совокупность методов, устройств и производимых процессов, используемых обществом для сбора, обработки и распространения информации. Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому я использую технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям я отношу проектную технологию (метод проектов) как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения и информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, проектно-исследовательский метод и ИКТ можно с успехом применяться как на уроках технологии, так и во внеклассной работе с учащимися и их родителями.

Информационная культура тесно сплетается с коммуникационной культурой,

культурой общения, диалога, диалога наций, человека с человеком. Внедрение ИКТ в процесс обучения призвано повысить эффективность уроков, увеличить наглядность подачи информации, осуществлять дифференцированность видов заданий. Также использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, и его «оживлением».

Как сказал Ян Каменский : «Золотое правило дидактики — наглядность».

Так как я рассматриваю использование информационные технологии в неразрывной связи с коммуникативной функцией, мне хотелось бы подробнее остановиться на этом аспекте. Главнейшая функция языка-коммуникативная. Язык служит прежде всего средством общения. Можно хорошо знать нормы произношения ,слова и правила употребления их ,грамматические конструкции ,однако не уметь применять полученные знания в коммуникативной ситуации. Особенно важно развивать коммуникативную функцию в школе. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. Правительство РФ в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность ,названы коммуникативность, способность к сотрудничеству. И школа призвана развивать способности школьника реализовывать себя в динамичных условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий. Это общение и взаимодействие (коммуникация) и работа в команде, т.е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает развитие готовности к общению, приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности при общении с окружающими.

Владение коммуникацией обеспечивает социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся в потоке информации, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Рассматривая учение как информационный процесс, мы вправе говорить о необходимости целенаправленного развития способности учеников к работе с разными источниками и разными видами предоставления информации, то есть об использовании ИКТ в формировании коммуникативных УУД младших школьников.

В своей работе с ИКТ я использую следующие Интернет-ресурсы:

Педагоги, активно работающие в сети Интернет, взаимодействуют между собой, делятся друг с другом уникальными педагогическими находками и обогащаются результатами практической деятельности в обучении и воспитании.

2.мультимедийные презентации. Ни для кого не является секретом, что использование различных презентаций в процессе обучения. При помощи Power Point можно строить диаграммы и графики, готовить слайды и практически любые материалы для презентации. Просмотр слайдов осуществляют на мониторе компьютера, экране или интерактивной доске с использованием медиапроектора. Есть возможность устраивать показы слайдов в Web-сети или при подключении двух интерактивных досок. В Power Point включен комплект готовых форм, которые можно использовать при создании собственной презентации.

3. Рассмотрим возможности использования видео – презентаций по видам музыкальной деятельности.

Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео.

В музыкально – ритмических движениях, имеют место видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же видео – игры на перестроения, ориентировку в пространстве.

Следующий вид деятельности – пение. Видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков.

Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения. (What is your name, Colours).

На этом сайте в доступной и наглядной форме представлены различные виды деятельности, которые учитель может использовать в дальнейшем на своих уроках. На первой странице сайта мы можем перейти на другой сайт-LearnEnglishKids, перейдя на который увидим следующие подразделения: top songs,top stories,top games.Также там можно выбрать функцию ИГРЫ, проследовав по которой обнаружим огромный выбор последних. Это и лексические и грамматические и фонетические игры на любой возраст. В качестве примера я хотела бы подробнее остановиться на игре click-on-wits

Эта игра состоит в том, чтобы за 20 секунд отгадать нарисованное слово на экране, в то время как предлагаются большое количество вариантов, среди которых ученик должен быстро выбрать нужный.

Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, учет индивидуальных способностей и особенностей, каждого обучающегося, соблюдать индивидуальный темп работы каждого учащегося, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности.

Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Известно, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная надпредметная программа как никогда актуальна в наши дни. Многие преподаватели уже давно используют технологию дебатов в своей деятельности. Я использовала работы разных авторов и разные источн.

Данный материал адресован педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В материале есть сравнение нормативов развития коммуникативных навыков дошкольников.

Статья посвещена развитию устной речи у учащихся коррекционных школ VIII вида с ОВЗ.Рассказывается о видах работы по развитию речи, мышления е только на уроках , но и во внеурочной деятель.

В презентации представлены основные направления коррекционной раброты и подборка игр и упражнений по каждому направлению.

Реализация проекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающи.

Развитие коммуникативной функции у детей с ТМНР. Опыт работы воспитателя и учителя.

Успешный детско-юношеский коллектив представляет собой необходимое условие формирования и развития коммуникативных качеств личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотиво.

Источник

ИКТ в социально-коммуникативном развитии дошкольника

Дорогие друзья, мы рады представить вам Авершину Оксану Владимировну, педагога-психолога МБДОУ № 6 г. Пролетарска Ростовской области. Сегодня Оксана Владимировна с радостью делится с нами статьей об использовании ИКТ в развитии дошкольника. Данный материал будет интересен и полезен воспитателям, педагогам-психологам, музыкальным руководителям.

Краткий комментарий к статье от Оксаны Владимировны:

«Использование ИКТ в работе педагога в т.ч. и для организации НОД является актуальным и перспективным. Так как применение компьютерной техники позволяет организовать деятельность привлекательно и по-настоящему современно, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Применение педагогами информационно-коммуникативных технологий способствует повышению уровня образовательного процесса, следовательно, его результативности, что является одним из основных условий реализации ФГОС Дошкольного образования».

Полезного чтения…

В ногу со временем

Жизнь во все времена была и есть динамична, изменчива, с определенными взлетами и падениями. Время опережает события. Никто и не мог предположить, что каких-то 20 лет назад компьютеризированный поток охватит все уровни и структуры общества. Ведь совсем в недавнем прошлом информатика рассматривалась как специфическая наука. И маловероятным окажется то, что использование компьютеров будет применяться в обычной обыденной жизни. Сегодня уже ясно, что человеческая коммуникативность затруднена, если она не компьютеризирована.

Компьютер многофункционален, его устройство таково, что он может быть полезен человеку любой профессии. Уже к середине 80-х годов 20столетия был накоплен достаточный опыт, который показал, что в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей педагогического процесса всех заведений – от детского сада до средней школы и вуза. Компьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, тем чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным [4:23]

Преодолевая ряд дискуссионно-проблематичных вопросов в воспитательно — образовательном пространстве о пользе и вреде компьютеризации, всё-таки приоритетным направлением в системе образования остается применение информационно-коммуникативных технологий. Использование компьютеров в современных условиях выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности: нравственной, интеллектуальной, эстетической [5: 384].

Свою работу по направлению использования ИКТ я начала на базе МБДОУ №6 «Улыбка» г. Пролетарска. Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому я активно использую разработки в этой области. Использую презентации MS Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей с природой, демонстрируя всю ее естественную эстетическую красоту. Ввести ребенка в мир прекрасного — это прежде всего научить его эмоциональной чуткости, бесконечному богатству красок, звуков, форм окружающего мира. Развитие эстетического вкуса поможет выработать у детей иммунитет против пошлости, серости, примитива, в чем бы это не проявлялось: в искусстве, поведении, внешнем облике. Но самое главное — пробудить у дошкольника творческие силы, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь. Соприкосновение с прекрасным обостряет все чувства ребенка, делает его более чутким к окружающей жизни, создает радостный, мажорный настрой и хорошее настроение. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания [1: 240].

Поэтому в своей педагогической деятельности разрабатываю и использую мультимедийные презентации, которые построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении НОД, на примере — «Как прекрасен этот мир». Цель деятельности была ориентирована на формирование нравственных и эстетических чувств дошкольника через приобщение детей к прекрасному миру цветов.

В процессе взаимодействия с детьми ставилась необходимость решения следующих задач: создание атмосферы доброжелательного отношения детей к окружающему миру; обогащения словаря формулами словесной вежливости и созидательности: «здравствуй мир», «доброе утро», «доброжелательность»; развитие воображения и познавательного интереса детей через виртуальное (интерактивное) путешествие «В гости к Фее Цветов», что способствовало закреплению первичных естественнонаучных и экологических представлений о цветах и их эстетическом значении; активизирование психических процессов дошкольника: восприятия, внимания, памяти, образного и логического мышления; закрепление знания детей о классификации цветов на луговые (дикорастущие) и культурные (возделываемые человеком); формирование навыков и умений детей в составлении звуковых схем слова; корректирование четких представлений детей о эстетическом значении цветов, о нравственном и гуманном отношении человека к миру природы, друг другу. К НОД было разработано электронное приложение, состоящее из анимационных слайдов и соответствующее содержанию конспекта.

Одним из условий соответствия квалификационных характеристик педагогов является способность овладения основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Поэтому, на мой взгляд, использование ИКТ в работе педагога в т.ч. и для организации НОД является актуальным и перспективным. Так как применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Мы, педагоги ДОУ не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать — более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе — поддерживать и направлять интерес детей [3: 71-73]

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых сигналов и видеозаписей, презентаций. Все это нам и обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Литература.

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1998 — с. 240.
  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 — с. 92-95.
  3. Макасер И.Л. «Игра как элемент обучения». Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 — 73.
  4. Новоселова С.Л., Петку Г. Б. «Компьютерный мир дошкольника» — М.: Новая школа 1997г., с.23-24.
  5. Эстетическое воспитание. Изд. 2-е. — М.: Высшая школа, 1970. — с. 384

Источник

Читайте также:  Наиболее эффективное средство для достижения благосостояния конкуренция л эрхард