Меню

Иллюстрации как средства обучения



Иллюстрация как наглядность.

К изобразительным наглядным средствам относятся фотографии, картины, слайды и кинофильмы.

Картина может стать отправным моментом урока, его завязкой – тогда всё изучение нового материала строится вокруг неё. Она может быть использована в ходе изучения нового материала для иллюстрирования и детализации объяснения: её можно одномоментно продемонстрировать и убрать. Также она может быть продемонстрирована в конце урока для закрепления и обобщения изученного материала.

При работе с картиной сначала проводится подготовка к её восприятию (название, автор, смысл демонстрации), затем первичное восприятие (что? где? когда?), далее – осмысление отдельных деталей, их анализ и обогащённое понимание целостной картины на основе установленных связей между отдельными частями и ракурсами произведения и выводов из анализа деталей.

Ориентируясь на детей с разными психолого-познавательными возможностями (восприятием, вниманием, воображением), учитель может использовать картины в виде зрительных опор, материализованных иллюстраций основных идей объяснения учителя, объектов сравнения и анализа, средств создания эмоционального эффекта и источника организации самостоятельной работы учеников. Учитель может предложить учащимся задания на нахождение в картинах деталей, дающих пищу для умозаключений.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом выделяют два уровня использования иллюстраций: 1) описание произведения и извлечение из него информации; 2) осмысление, оценка и использование иллюстраций в творческой деятельности.

Такого плана задания учитывают интересы, симпатии учеников, их оценочные суждения и познавательный потенциал.

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств наглядности.

Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала.
В ходе исследования нами установлено, что наглядности в обучении присущи следующие характеристики:

1) она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;

2) является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;

3) образует фундамент развития творческого воображения и мышления;

4) является критерием достоверности приобретаемых знаний;

5) оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;

6) соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;

7) обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;

8) мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

1) применяемая наглядности должна соответствовать возрасту учащихся;

2) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

3) наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть наглядное пособие.

Источник

Метод иллюстрации

Метод демонстрации. Назначение метода – передача информации путем показа конкретных объектов, процессов или их изображений. Демонстрируются: 1) натуральные объекты (коллекции, гербарии, чучела); 2) их изображения (фотографии, картины, рисунки, муляжи), если показ самих объектов невозможен, а без демонстрации учащимся трудно сформировать представление о них; 3) символы объектов (карты, чертежи, диаграммы, графики, схемы, таблицы); 4) опыты и эксперименты.

Совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений, событий или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков мы и называем демонстрацией.

● Все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый объект.

● Демонстрация должна позволить учащимся воспринимать объект по возможности разными органами чувств, а не только с помощью зрения.

Демонстрация предполагает воздействие как на зрение, так и на слух (например, прослушивание музыкальных произведений).

● Важнейшие компоненты и особенности объектов должны производить на учащихся наиболее сильное впечатление.

● Демонстрация должна правильно сочетаться со словесными пояснениями.

Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых объектов, явлений и процессов.

Хотя в процессе демонстрации слово и не играет главной роли, которая отводится в нем изучаемым объектам, оно постоянно сопутствует наблюдению и служит для объяснения его хода и результатов. Интериоризованные образы познаваемых таким путем фрагментов действительности придают их словесным эквивалентам соответствующее содержание, благодаря чему – в соответствии с уже известным требованием – учащиеся изучают предметы, а не чужие представления о них [с. 180].

Читайте также:  Какое средство от клопов народное средство

Самой большой дидактической ценностью обладает демонстрация непосредственно самих объектов, явлений и процессов, протекающих в естественных условиях.

Отличие метода демонстрации от метода иллюстрации заключается в следующем. При иллюстрации изображение играет роль приложения к тексту, а при демонстрации изображение выступает на первое место, текст же сводится к краткому словесному комментарию.

Метод демонстрации обеспечивает восприятие как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статистике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.

Картины, графики, карты, таблицы, коллекции.

Метод демонстрации используется не только в классе, но и во время экскурсии в музей, на выставку, в природу или на производство.

Познакомить с образцами лучших сочинений – это тоже демонстрация.

При проведении демонстраций необходимо акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойства объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения. Возможно также дополнение демонстрации раздаточным материалом, сделав соответствующие комментарии.

Разделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к иллюстративным, так и к демонстрационным. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютера и др.) расширяет возможности наглядных методов обучения. В частности, применение компьютера позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше были абстрактными. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) отбор средств наглядности необходимо продумать, и показывать ее следует в умеренном темпе и только в соответствующий момент урока (демонстрационный материал до демонстрации обычно не показывается, чтобы не отвлекать учащихся);

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций. Детям легче воспринимать, усвоить наглядный материал, если ключевые детали его будут специально выделены;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Перед демонстрацией наглядных пособий учитель может раздать вопросники по теме для того, чтобы после демонстрации ученики дали ему в устном или письменном виде ответы на эти вопросы.

После демонстрации серии наглядных пособий обычно проводится закрепительная беседа.

Детские телепередачи имеют свои отличительные особенности, главная из них – быстрая смена событий, сопровождающаяся изменением визуальных методов (моментальный повтор, спецэффекты) и аудиохарактеристик (музыкальное и звуковое оформление), что позволяет привлечь внимание детей.

Схема анализа картины может выглядеть примерно так:

а) всмотреться в картину, охватив её взором цели­
ком, и определить тему картины – о чем она;

б) выделить главное (фигуры, предметы), что вы­ражает основную тему;

в) постепенно выделить детали картины и соотнести
их с главной темой – зачем они здесь, о чем говорят,
какое имеют значение для раскрытия главной темы;

г) подвести общие итоги – что можно извлечь из
этой картины, к каким мыслям она побуждает 1 .

1 Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988. С. 31.

Метод иллюстрации предполагает применение в педагогическом процессе наглядных материалов: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, а также изображение информации на учебной доске или на экране мультимедийной установки.

На одном уроке рекомендуется использовать не более 4–5 иллюстраций (это же относится и к демонстрациям), так как чересчур большое их количество затрудняет понимание сути, рассеивает внимание обучаемых.

Наблюдение – особым образом организованное созерцание.

● Учащиеся должны быть подготовлены к наблюдению, хорошо знать его цель и уметь использовать его результаты в соответствии с целью и темой занятия.

Наблюдение, в отличии от демонстрации, позволяет учащимся познавать объекты и явления в их действии и развитии.

Практические методы.Их цель – сформировать у школьников практические умения и навыки. К практическим методам относятся: упражнения, лабораторные и практические работы.

Практические методы обучения – важнейшее средство связи теории с практикой.

Читайте также:  Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога

Непосредственное изучение действительности с помощью практических методов требует значительно большей затраты времени, чем изучение косвенное, строящееся на приобретении знаний в ходе работы с учебником, зато приобретаемые знания носят более прочный и более оперативный характер.

Проблема выступает как «центр тяжести» вокруг которого организуется работа учителя и учащихся.

Проблема может быть сформулирована как во вводной части урока, так и в частях, посвященных проработке нового материала, его изложению, систематизации, углублению и закреплению.

Метод лабораторных работ – основан на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, т. е. на создании искусственных условий, позволяющих вызвать какое-либо явление для исследования причин его появления, его хода и последствий.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что такое иллюстративно-наглядные методы

Гетьман Галина Васильевна
Что такое иллюстративно-наглядные методы

Статья из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Гетьман Г. В., подготовленной к итоговой контрольной работе по курсам экологического воспитания дошкольников, проводимым Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования Московской обл. МУПО и Человека Дубна Кафедрой до вузовской подготовки и дополнительного образования.

Тема: «Что такое иллюстративно – наглядный метод?»

«Тот метод следует считать лучшим,

которым лучше владеет педагог.» /Л. Н. Толстой/

Метод (от греч. слова metodos «путь к чему-либо») означает способ достижения цели. Поиск ответа на традиционный вопрос — как учить? — выводит нас на категорию методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод — это сердцевина познавательного процесса, связующее звено между поставленной целью и конечным результатом.

Выбор методов обучения зависит от конкретных целей (формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение); от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны); от возрастных особенностей и возможностей воспитанников; от учебно-материальной оснащенности дошкольного учреждения — наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств (ИКТ); от возможностей и индивидуальных особенностей воспитателя, его личностных качеств, уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства.

Существуют сотни классификаций методов по различным основаниям. Наиболее распространённые это словесные методы обучения, наглядные и практические.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 3 группы: наблюдения, иллюстрации, демонстрации. Иллюстрации служат цели ознакомления детей с предметами, явлениями, объектами, процессами или с их изображениями. Иллюстрируются растения, животные, фотографии изображений явлений природы и т. д. В настоящее время во многих ДОУ используются интерактивные доски.

Метод иллюстраций или так называемый иллюстративно-наглядный метод предполагает показ воспитанникам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, макетов и т. д.

При использовании этого метода необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту детей; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала, темы занятия; наглядность должна быть эстетически выполнена; привлекать самих воспитанников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Очень популярны в последнее время использование иллюстративно- наглядный метода через компьютерные презентации. Компьютерная техника, диафильмы, используются с целью создания положительной мотивации, ознакомления с новой информацией. Практика показала, что при использовании на любых занятиях, а на занятиях по ознакомлению с окружающим особенно, компьютерных технологий значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в необычной форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи и здесь компьютер может служить помощником.

Привлекает внимание яркий светящийся экран, вызывают большой интерес анимационные герои, в результате снимается напряжение. Материал усваивается лучше, запоминается больше.

Например, дети лучше усвоят времена года, если материал будет подаваться в виде наглядных озвученных слайдов, с применением мультипликации и анимации, в дальнейшем закрепляться наблюдениями в природе во время прогулок.

Использование таких приёмов позволяет не только обогащать знания, но и использовать такой метод для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Читайте также:  Правильная последовательность удаления средств индивидуальной защиты медперсонала при работе с ковид

Приобщить ребенка к таинствам природы, воспитать интерес к ней можно различными способами. Что- то можно увидеть в естественных условиях, наблюдая во время прогулки. Но природа полна чудес и не всегда можно увидеть то, что скрыто от человеческого взгляда. Применяя такой метод, с использованием комп. презентаций, можно показать детям распускающийся цветок или жизнь насекомых. Живой озвученный экран с цветным изображением как магнит притягивает к себе взор ребенка.

Здесь мы решаем сразу несколько задач. Значительно расширяем кругозор ребенка, сообщаем ему многое из того, что удалено и недоступно его восприятию. А познавательная и эстетическая ценность этого материала на лицо и результат усвоения программного материала будет гораздо выше.

Применение таких методов в дошкольном воспитании несут в себе ряд определённых требований. Во-первых, демонстрируемый или иллюстративно- наглядный материал должен иметь достаточные размеры для хорошей видимости для всех детей. Для малых объектов применяют различного вида просмотры, например, организуют поочередное наблюдение с вызовом детей к демонстрационному столу. Во время демонстрации воспитателю следует выбирать позицию лицом к детям, чтобы видеть реакцию воспитанников. При показе не следует стоять спиной к детям и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. Демонстрацию видео — кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного показа фильмов, так как дети быстро утомляются и их внимание рассеивается (в младших группах рекомендуемая длительность не более 5-7 минут, в старших не более 10-15 минут). Можно использовать прием немого демонстрирования презентаций с комментарием воспитателя. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария и пояснения взрослого.

Иллюстративно- наглядный метод один из методов наблюдений направленный на длительное, целенаправленное восприятие предметов, явлений действительности. Наблюдение – эффективное средство накопления фактов, необходимых для формирования у детей конкретных представлений об окружающей природе. Эффективность, целенаправленность восприятия этих представлений зависит от степени накопленных знаний у детей в конкретной определённой области, от возрастных особенностей детей, от воспитания в семье. Поэтому в процессе иллюстраций, демонстраций дети систематически упражняются в наблюдении за погодой, природой, изменениями в растительном и животном мире, сезонном труде людей. И тогда в экологическом воспитании дошкольников, этот метод может стать наиболее эффективным и позволит сформировать гуманное отношение дошкольников к природе.

Тем не менее, такой метод неоднократно подвергали критике в педагогической литературе. Его главным недостатком считалось то, что данный метод не отражает характер достаточной познавательной деятельности дошкольников в обучении, не отражает степень их самостоятельности в работе. Однако именно этот метод пользуется наибольшей популярностью у воспитателей и моё мнение, его необходимо использовать, наряду с другими методами, на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников.

1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»

2. Журналы «Дошкольное воспитание» 2012-2013г.

Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».

Фотоотчёт «Наглядные формы работы с родителями» Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги дошкольных.

Наглядные пособия по теме «Цветы» Решила продолжить цветочную тему. Весной мы покупаем семена, со временем накапливаются упаковочные пакеты. Решила дать им вторую жизнь:.

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Источник