Меню

Икт как средство развития познавательного интереса у детей



Рекомендации: «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ»
консультация

Рекомендации: «Развитие познавательного интереса ребёнка через использование ИКТ»

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_ispolzovanie_ikt.docx 19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации: «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ»

Если сегодня будем учить так,

как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Ребенок быстрее, легче запоминает и воспроизводит интересный материал. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями. Информационно-коммуникативные технологии дают нам новые возможности. Наших воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Советуем для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни проводить с детьми наряду с чтением произведений, различными играми, осуществлять совместные просмотры детских познавательных программ, мультфильмов, играть в познавательные компьютерные игры.

Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде перезентаций в программе Microsoft PowerPoint:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
  • игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие компьютерные программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,
  • занимательность.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Для расширения знаний у дошкольников отлично зарекомендовали себя электронные энциклопедии, кроссворды, видео – и аудио записи, мультимедийные экскурсии, которые позволяют привлечь и сконцентрировать внимание детей, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление, что позволяет повысить познавательный интерес и более реалистичное представление воспитанников об объекте.

Несмотря на широкий спектр достоинств, применения информационно-коммуникационных технологий, следует понимать, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения в полной мере, его функционал ограничен всего лишь дополняющей функцией. Использование ИКТ детьми в образовательном процессе подразумевает контроль, объяснения со стороны взрослого, принципов и задач его использования — важно в полной мере определить границы допустимого применения информационных технологий. Следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Включая телевизор или компьютер, читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему просмотренное, прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным и т.д.

Кроме того, применение возможностей средств ИКТ должно исходить из принципов безопасности и сохранения физического и эмоционального здоровья ребенка. Остаётся актуальным вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени (15 минут не ежедневно, а лишь три раза в неделю, через день), но непроизвольное внимание у детей очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок двигается 70-80% времени бодрствования. Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место. Непродолжительная гимнастика — около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы — двигаться должны только глаза!

Применение информационно — коммуникационных технологий позволяет разнообразить образовательную деятельность, повысить интерес ребенка к материалу, помочь ему фокусировать внимание, стимулировать интерес к познавательной деятельности. Но компьютерные технологии должны органично встраиваться в нашу жизнь, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми и познания мира через непосредственный контакт с окружающим, а лишь помогая решать поставленные образовательные задачи.

Источник

ИКТ как средство развития познавательного интереса у детей 5–6 лет

Татьяна Лопатина
ИКТ как средство развития познавательного интереса у детей 5–6 лет

Слайд 1. Уважаемые коллеги Вашему вниманию предлагаю опыт работы на тему ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

В среде проблем, возникающих перед педагогом дошкольного образовательного учреждения, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности воспитания и обучения. Познавательный интерес дошкольников является одним из основных критериев оценки эффективности педагогической деятельности. В процессе познавательной деятельности происходит овладение необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых дошкольник получает знания. Данная тема интересна тем, что есть возможность узнать, как развить познавательный интерес у детей с помощью ИКТ.

Слайд 2. Мы сформулировали проблему исследования — развитие познавательного интереса с помощью ИКТ у детей 5-6 лет.

1. Изучить теоретические основы использования ИКТ как средства формирования познавательного интереса у детей 5 – 6 лет.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по применению ИКТ как средства развития познавательного интереса к предметному миру у детей 5-6 лет.

Слайд 3. Познавательный интерес во все времена был и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. В старшем дошкольном возрасте происходит активное познавательное развитие личности ребенка. Дошкольник усваивает новые знания об окружающем мире (о различных предметах, явлениях, деятельности, взаимоотношениях взрослых, профессиях и пр., появляются новые интеллектуальные, нравственно-волевые, физические качества, потребности. У детей развивается интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Специфика дошкольного возраста заключается в особой сензитивности к усвоению различных областей окружающей действительности, при постижении которых у ребенка начинает складываться целостная картина мира. Освоение мира осуществляется в процессе познавательного развития, целью которого выступает приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Опыт моей работы был направлен на такие разработки Щукиной, Новоселовой, Пейпрт.

Слайд 4. Для того чтобы познавательный интерес дошкольников в рамках дошкольного образования получил развитие, нужно обеспечить благоприятные условия, чтобы ребенок как субъект индивидуальной деятельности мог развивать свою познавательную активность, искал, осмысливал и реализовывал разнообразные познавательные интересы, любознательность, формировал исследовательское поведение. Для развития познавательного интереса у старших дошкольников можно использовать информационно – коммуникационные технологии, остановимся на этом поподробнее.

Слайд 5. Информационные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования управления образовательным учреждением, а также обновления форм и методов работы с детьми. Информационные технологии меняют традиционные взгляды на педагогический процесс, открывают новые возможности, но и таят в себе определенные опасности.

Слайд 6. С. В. Бузмакова и Г. А. Кривопалова выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ в ДОУ. Рассмотрим характеристику типов занятий.

1 тип. Занятие с мультимедийной поддержкой. Использование презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у старших дошкольников огромный интерес к познавательной деятельности.

2 тип. Занятие с компьютерной поддержкой. Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Работая с электронным учебным пособием, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

3 тип. Диагностическое занятие. Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Как отмечают С. В. Бузмакова и Г. А. Кривопалова, разработка таких компьютерных программ – это дело времени. Итак, нами рассмотрена проблема применения информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение теоретических основ помогло нам придти к следующим выводам:

— одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса воспитания и обучения;

— применение ИКТ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента, а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний;Полученные детьми знания с применением ИКТ, они часто используют в своей свободной деятельности, что способствуют развитию кругозора у детей. Мы считаем, что изученный опыт поможет нам в опытно – экспериментальной работе.

Слайд № 7. Опытно-экспериментальная работа проводилась с детьми 5-6 лет в детском саду «Сказка», который оснащен следующими средствами ИКТ: ноутбук – 1шт. ; мультимедийный проектор; экран; музыкальная колонка. Исходя из данного технического оборудования, мы можем организовать занятия первого типа, то есть занятия с мультимедийной поддержкой. Но чтобы начать работать над данной темой мною были разработаны методики-диагностики по познавательному интересу.

Слайд 8. Использованные диагностические методики представлены на слайде.

Слайд 9. Анализ результатов диагностики показал, что

15% детей из группы имеют высокий уровень познавательного интереса;

40% детей из группы имеют средний уровень познавательного интереса;

45% детей из группы имеют низкий уровень познавательного интереса.

По итогам констатирующего эксперимента мы делаем вывод о необходимости организации работы по развитию познавательного интереса у детей 5-6 лет к предметному миру с применением ИКТ. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., определены направления развития и образования детей (образовательные области).Наша работа так же находит отражение в этих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Слайд 10. Мероприятия с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленные на развитие познавательного интереса к предметному миру у детей 5 – 6 лет разрабатывались в соответствии с возрастной группой. Названия соответствуют содержанию, что создавало удобство при планировании и позволяло поддерживать интерес детей к данным мероприятиям. Совместная работа с детьми проводилась постепенно, то есть знания, которые получали дети из презентаций, видеозаписей, аудиозаписей и электронной дидактической игры закреплялись в ходе непосредственно-образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ко всем мероприятиям с использованием информационно-коммуникационных технологий дети относились позитивно, активно участвовали, проявляли интерес и отвечали на вопросы. Остановимся на анализе наиболее удачных мероприятий.

Слайд 11. В процессе знакомства с темой «Мебель» главным действующим лицом стала матрешка, которая с помощью электронной дидактической игры познакомила детей с видами мебели, материала, из которых она изготавливается. 3 детей проявляли огромный интерес к этому занятию, охотно работали в коллективе, отвечали на вопросы. Другие 3 детей активно включались в тот или иной момент, что вызывало у них интерес. Все дети заинтересованно участвовали в дидактической игре. 6 детей (которые раньше не проявляли особого интереса) с желанием рассматривали картинки; запомнили различные виды мебели, назначение мебели. 8 детей, которых в обычных занятиях не удается заинтересовать, проявили высокую активность, отвечали на вопросы в течение всего занятия.

Слайд 12. Удачным моментом в работе считаем использование презентации при знакомстве детей с темой «Как сделана книга?». Сюрпризным моментом в той теме стало появление на экране книги при правильном отгадывании загадки. На протяжении всего занятия детям давались задания с усложнением для того, чтобы они могли делать свои выводы. Дети с низким уровнем развития (7 детей) стали отвечать уверенно на вопросы, размышлять и проявлять свое отношение к новой информации. Дети со средним уровнем развития познавательного интереса (8 детей) научились рассуждать, проявлять интерес к предметному миру в повседневной жизни. 3 детей задавали вопросы познавательного характера: «Что такое иероглифы? Что такое воск и из чего его делают? А как читали первобытные люди? Все эти и другие вопросы не оставили без внимания. Вместе с детьми искали ответы (на некоторые вопросы мы не смогли найти ответы,поэтому было дано задание детям: найти дома вместе с родителями ответы на вопросы с использованием интернета, книг). В завершении пройденной темы мы вместе с детьми решили изготовить книжки-самоделки для младшей группы. Все дети активно, эмоционально откликнулись на процесс изготовления книжек-самоделок. Это вызвало большой интерес у всех детей и желание подарить каждому малышу свою книжку-самоделку. Занятие по теме «Как сделана книга?» основано на занимательности, учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, что вызывало активность, самостоятельность, эмоциональное отношение, которое способствовало становлению положительных черт личности, развитию действенного познавательного интереса.

Слайд 13. Заключительным мероприятием было знакомство с электрической лампочкой. С помощью волшебной мелодии дети окунулись в мир прошлого, что вызвало у них восторг, восхищение, удивление, когда они открыли глаза. Дети увидели перед собой слайд, на котором был разведен костер в пещере. Именно через презентацию «Путешествие в прошлое лампочки» мы познакомили детей с ее происхождением и назначением. Дети активно рассуждали, правильно формулировали ответы на поставленные вопросы и проблемные ситуации.Во время просмотра презентации дети задавали разнообразные вопросы: «Кто такие первобытные люди?» «Что такое лучина?» «Откуда берется электричество?».На эти вопросы впоследствии мы сообща находили ответы через различные источники информации: энциклопедии, Интернет и родителей. 8 детей смогли правильно описать лампочку, ее назначение. Они тоже задавали вопросы познавательного характера: «Какие бывают лампочки?» «Где их используют и для чего?» «Как их изготавливают?». 8 детей, у которых был первоначально диагностирован низкий уровень познавательного интереса, стали проявлять устойчивый интерес к занятиям, активно отвечать на поставленные вопросы.Все активно участвовали в составлении загадок про лампочку: «Эта груша светит», «Это стеклянный предмет, внутри есть проводок», «Ее руками не достанешь, она горячая как солнышко», «По ней идет ток».

Таким образом, мы убедились в том, что разработанные нами мероприятия развивают познавательный интерес к предметному миру с помощью ИКТ у детей 5-6 лет. Предварительный анализ результатов нашей работы показал, произошли существенные изменения в умении опираться на знания о предметах при формулировании вопросов, чего не наблюдалось вначале нашей работы.

Слайд 14. Контрольный этап диагностики уровня познавательного интереса проведен аналогично этапу констатирующего эксперимента.

Цель контрольного этапа заключалась в изучении динамики формирования познавательного интереса. Анализ диагностики позволил выделить уровни познавательного интереса к предметному миру у детей 5-6 лет:

• 35% — высокий уровень познавательного интереса к предметному миру;

• 55% — средний уровень познавательного интереса к предметному миру у;

• 10% — низкий уровень познавательного интереса к предметному миру.

Слайд 15. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов показал, что на низком уровне остались 2 детей. (Мы объясняем это частым отсутствием в детском саду). У пятерых детей он повысился до среднего. Двое детей перешли с низкого сразу на высокий уровень. Преобладающее число детей стало проявлять высокую активность не только в непосредственно образовательной деятельности,но и в повседневной жизни: самостоятельно организовывают различные игры, проявляют в них творчество, интерес, фантазию. Сравнительный анализ результатов доказал выдвинутую гипотезу о том, что использование информационно-коммуникационных технологий помогает формированию и повышению познавательного интереса к предметному миру у детей 5 – 6 лет.Добиться такого результата помогло следующее: подбор мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технологий с учетом возрастных особенностей детей.

Слайд №16, 17 цитата и фото. Спасибо за внимание.

Источник

Консультация «ИКТ, как средство формирования познавательного интереса у детей»

Татьяна Сергеева
Консультация «ИКТ, как средство формирования познавательного интереса у детей»

Информационная технология — это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. Использование ИКТ способствует не только достигнуть максимально нового качества образования среди дошкольников, развивает логическое мышление детей, но и повышает мотивацию детей к получению новых знаний, знакомят детей с социальным миром, создают новые средства воспитательного воздействия.

Внедрение ИКТ в работу детского сада обусловлено одним из требований к кадровому обеспечению.

Каждый педагог должен использовать инновационные технологии, так как современное общество — это век всеобщей компьютеризации.

Использование в педагогической деятельности инновационных технологий — это даже уже необходимость для работы с дошкольниками, родителями, со специалистами детского сада в методической, зкспериментальной и инновационной деятельности и, наконец, помощь в самообразовании педагога.

Используя ИКТ воспитатель осуществляет и решает важные задачи развития дошкольников в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инноваций.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Сотрудничество с библиотекой как средство развития читательского интереса у детей Неподалёку от нашего садика есть чудесная библиотека – Центральная муниципальная детская библиотека имени Максима Горького. С ней мы познакомились.

Источник

Читайте также:  Аккредитация средств индивидуальной защиты