Меню

Громады туч какое средство художественной выразительности

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием “Стихотворения”.

Тема стихотворения – свобода и одиночество.

Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трёх строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмой.

Эпитеты – ““милый север”, “цепью жемчужною”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.

Метафоры – “степью лазурною”, “вечные странники”.

Сравнения – “цепью жемчужною”.

Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Относящееся к позднему творческому наследию стихотворение “Тучи” написано в сложный для Лермонтова жизненный период и связано с травмирующими событиями. Краткий анализ “Тучи” по плану поможет рассказать ученикам 6 класса, что это были за события, и раскроет смысл произведения. Материал можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный.

История создания

В 1840 году Лермонтов был отправлен в кавказскую ссылку во второй раз. Произошло это в апреле, после того, как состоялась скандальная дуэль между Михаилом Юрьевичем и молодым французом де Барантом, сыном посла.

Очевидцы засвидетельствовали, что написано это произведение на квартире у Карамзиных в Петербурге, где собрались его друзья, чтобы попрощаться. Очевидно, что поэта вдохновили тучи, которые проплывали над Невой. К ним он и обращается в поэтических строках, с тоской предчувствуя расставание с друзьями и Родиной.

Напечатаны впервые “Тучи” были в том же году – они завершили сборник под названием “Стихотворения”.

Произведение посвящено достаточно традиционной для Лермонтова теме одиночества. В нём звучит мотив изгнания, который был частью драматического образа “лишнего человека” того времени.

Основной конфликт произведения имеет в своей основе мысль, что лирический герой чувствует себя изгнанником, причём это не является его добровольным решением. С учетом того, что написано стихотворение в то время, когда Михаил Юрьевич стремился к преодолению старого конфликта между собой и окружающим миром, данный конфликт представляется ещё более драматичным.

Ещё одна тема, поднятая автором, – любовь к Родине.

Композиция

Композиция состоящего из трёх четверостиший-строф стихотворения построена на таком приеме, как сравнение.

В первой строфе показано сравнение лирического героя с тучами: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: они тоже движутся не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек тоже странствует не по своей воле, несчастный, обречённый одиноко брести по жизненной дороге.

Вторая строфа – это перечисление человеческих пороков, ненавистных поэту. Он использует риторические вопросы, чтобы показать, какие наихудшие черты часто демонстрируют люди, не задумываясь о последствиях своих поступков.

А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своём одиночестве и невозможности принимать собственное решение.

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем с перекрестной рифмовкой.

Это стихотворение относится к жанру элегии. В нём мы видим грустные размышления на философские темы. Лирический герой размышляет не только о том, что он одинок, но и высказывает идею, что человек и природа разобщены. Он показывает противоположности: поэт-изгнанник, который зависит от воли царя, – и тучи, являющиеся частью свободной природы. Прослеживаются в тексте и не столь явные философские противопоставления: тучи холодны – сердце лирического героя наполнено переживаниями, они бесчувственны – он страдает. Люди не способны сделать то же, что и тучи, то есть подняться над внешней суетой. Они не могут сосуществовать с миром окружающим, поэтому им не дано достичь гармонии и со своим внутренним миром.

Средства выразительности

Поэт наполнил это стихотворение разнообразными тропами. Так, он использовал:

    Эпитеты – “ “милый север”, “цепью жемчужною”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета” .

Метафоры – “степью лазурною”, “вечные странники”.

Сравнения – “цепью жемчужною”.

Читайте также:  Что такое спасательные средства определение
  • Олицетворения – “ мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.
  • Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

    Анафора, также использованная Лермонтовым, подчёркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

    Источник

    

    «Тучи» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – средства выразительности, история создания, лирический герой, тема

    С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

    История создания – написано в апреле 1840 года в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).

    Тема – одиночество и изгнание.

    Композиция – три строфы в форме обращения лирического персонажа к природе.

    Жанр – стихотворение, философская лирика.

    Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.

    Эпитеты“лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.

    Олицетворение – “вечные странники”.

    Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.

    Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)

    Антитеза“с милого севера – в сторону южную”

    История создания

    Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

    Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Эта невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

    Тема одиночества и изгнания, которая достаточна характерна для лирики Лермонтова. “Лишние люди” у поэта, будто тучи, вынужденные проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”.

    Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в своей борьбе с непониманием и отчуждением.

    Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”, обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

    Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.

    Композиция

    Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первом четверостишие лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

    Последняя строфа начинается восклицательным отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. Он завидует свободе туч, их независимости и тому, что человеку не дано жить такой жизнью. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

    Читайте также:  Как маскировать синяки под глазами маскирующие средства

    Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывает скрытый смысл и размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой. Очень органичное, цельное, зрелое произведение, одно из лучший в творчестве поэта.

    Средства выразительности

    В стихотворении много ярких живых образов и выражений за счёт использования автором эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

    Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт своё отношение и опыт в “темных вопросах” человеческого отношения. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы будто как я же, изгнанники”). Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

    Источник

    Выразительные средства в стихотворениях Лермонтова «Тучи», «Утес», «На севере диком…»

    Стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Тучи», «Утес» и «На севере диком…» относятся к пейзажной лирике. Несмотря на это в данных произведениях показаны также переживания людей, только сделано это по большей части средствами выразительности.

    Главной идеей стихотворения «Тучи» является любовь и тоска по родному краю. В этом произведении Лермонтов использует такие средства выразительности, как эпитеты, олицетворение и сравнение. Так, лирический герой называет тучи «вечными странниками», тем самым говоря, что они так же, как и он, лишены родины. Персонаж переносит свойства, присущие одушевленным предметам, неодушевленным: «наскучили нивы бесплодные…», «мчитесь вы…». Также для большей выразительности Лермонтов использует эпитеты: «Степью лазурною, цепью жемчужною». Герой лирического произведения сам сравнивает себя с тучами, но при этом указывает, что у них нет дома, а, значит, они не могут быть изгнаны, в отличие от него самого.

    Учитель проверяет на плагиат?
    Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

    Связаться с нами:

    Смысл стихотворения «Утес» заключается в одиночестве, которое испытывает главный персонаж. В произведении присутствует два героя: веселая беззаботная тучка и противоположный ей могучий угрюмый утес. Первая ведет быстрый образ жизни, что могут подтвердить такие слова, как «умчалась», «весело играя». А вот другой не торопится, он-то как раз и обладает настоящей душой. Для выразительности Лермонтов использует множество эпитетов, который для каждого персонажа отличен: «тучка золотая», «старый утес». Таким образом, он хочет показать, насколько каждый из героев уникален и что у каждого из них свои думы.

    Главной идеей третьего произведения «На севере диком» также является одиночество, которое вызывает у главного героя непреодолимую тоску, только поделать с этим ничего невозможно. Для выражения этого чувства автор использует такой метод, как инверсия, то есть нарушение грамматической последовательности («На севере диком стоит одиноко»). Из-за этого получается особое ударение на слово «одиноко».

    Также для придания большей драматичности Лермонтов использует эпитеты: «На севере диком», «на голой вершине». Помимо этого, чтобы показать читателю сравнение сосны с реальным человеком, поэт использует такое средство выразительности, как олицетворение («и дремлет, качаясь», «и снится ей все»). Но не только сосна в этом произведении одинока. На другом конце света находится такая же одинокая пальма, которая живет в более хороших условиях, но все же несчастна, и не может ничего с этим поделать.

    Таким образом, во всех трех стихотворениях («Тучи», «Утес», «На севере диком…») четко прослеживается тема одиночества, которая показана с помощью выразительных средств. Чаще всего Михаил Юрьевич Лермонтов использует такие методы, как сравнение, эпитеты, олицетворение. Ведь именно с помощью них можно показать неодушевленные предметы похожими на людей.

    Источник

    Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

    С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.

    Читайте также:  Какое средство расщепляет алкоголь

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

    История создания – написано в апреле 1840 года, в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).

    Тема – одиночество и изгнание.

    Композиция – три строфы в форме обращения лирического героя к природе.

    Жанр – лирическое стихотворение-размышление, по духу близкое к элегии.

    Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль. Рифмовка – перекрёстная..

    Эпитеты“лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “нивы бесплодные”.

    Олицетворение – “тучи – вечные странники”.

    Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.

    Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)

    Антитеза“с милого севера – в сторону южную”

    История создания

    Стихотворение написано в апреле 1840 года, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ. Перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

    Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

    Тема одиночества и изгнания, которые характерны для лирики Лермонтова. Изгнанник у поэта, будто тучи, вынужден проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”, “бесплодные нивы” .

    Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север” . Обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

    Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник “, это больно ранит его. Тучки в стихотворении изображены холодными и равнодушными, а человек способен страдать и любить. В этом он противопоставлен тучам.

    Композиция

    Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первой строфе лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, это попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

    Последняя строфа начинается восклицанием и отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

    Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывают размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой.

    Средства выразительности

    В стихотворении много ярких образов и выражений, созданных автором с помощью эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

    Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт его отношение к событиям. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники” ). Антитеза “ с милого севера – в сторону южную ” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

    Источник