Меню

Формирование здорового образа жизни младшего дошкольника



Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста
консультация (младшая группа)

Здоровый образ жизни — это часть общей культуры личности.

К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха.

Необходимо с раннего возраста приобщать ребенка к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из основных задач детского сада. Поэтому дошкольное учреждение и семья должны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работ

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_pervoy_mladshey_gruppy.docx 831.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №165 « Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»,

«Формирование здорового образа жизни у детей первой младшей группы»

Сообщение из опыта работы.

Понятие здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Он подразумевает такие характеристики как благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных привычек, положительные эмоции.

Здоровый образ жизни — это часть общей культуры личности.

К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха.

Необходимо с раннего возраста приобщать ребенка к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из основных задач детского сада. Поэтому дошкольное учреждение и семья должны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей раннего возраста (2-3 года) в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:

— Привитие культурно-гигиенических навыков.

— Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной

— Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для

— Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

— Формирование потребности семьи ребенка в здоровом образе

жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении

Из опыта работы мы видим, что у наших детей недостаточно сформированы умения выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, не всеми детьми соблюдаются элементарные правила приема пищи, не все дети владеют доступными возрасту навыками самообслуживания, недостаточно развита двигательная активность и привычка к ежедневным физкультурным упражнениям.

Поэтому в своей работе мы ставим перед собой цель : формирование у детей представления о здоровом образе жизни, о его важности. Подключение к данной теме родителей для достижения совместного результата.

Данную цель мы будем достигать через решение следующих задач:

— Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, формировать культурно — гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

— Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

— Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта детей, закаливанию организма, развитию физических качеств.

— Приобщать родителей к решению задач по формированию здорового образа жизни детей.

Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей осуществляется нами следующим образом:

Создаются благоприятные условия в группе, в детском саду, на участке детского сада. Создана соответствующая предметно- пространственная среда, организован спортивный уголок в группе, в детском саду имеется спортивный зал, имеется доступное возрасту оборудование и предметы туалета для формирования культурно-гигиенических навыков, правильно подобрана мебель для приема пищи, сна, одевания и раздевания. В группе систематически организуем проветривания, проводим прогулки с детьми на свежем воздухе на участке детского сада. При формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания используем такие приемы, как показ, объяснение, беседа, непосредственная помощь и поощрение, художественное слово (потешки, прибаутки). В гости к детям приходят герои, которым они показывают, чему они научились, благодаря чему у детей создается положительное эмоциональное состояние, заинтересованность.

С детьми проводятся беседы: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины», «Зачем делать зарядку», «Для чего нужны рукавички» и т.д. Рассматриваются наглядные материалы, плакаты: «Дети и дорога», «Один дома», «Основы гигиены» и т.д.

Используются дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Полезная и вредная еда» и т.д.

Читаем детям художественную литературу: рассказы Л.Воронковой «Маша- растеряша», стихи К.Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая» и т.д.

Проводим игровые упражнения: «Мы умеем есть красиво», «Чистые ладошки», «Послушные расчески» и т.д.

Разучиваем потешки при умывании, одевании, приеме пищи, при укладывании спать и после сна, при расчесывании и т.д.

Ежедневно проводим с детьми утреннюю гимнастику, благодаря чему у детей вырабатывается привычка каждый день выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка перейдет в потребность и сохранится на всю жизнь.

Помимо ежедневной утренней гимнастики проводим физкультурные занятия, на которых последовательно обучаем детей движениям и двигательным действиям по нашему показу и на основе словесного описания.

Во время организованной образовательной деятельности, которая требует повышенной умственной нагрузки и между ними проводим физкультминутки,

подвижные игры. Подвижные игры, соответствующие данному возрасту, проводятся и в ходе физкультурных занятий, и в ходе прогулок.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Закаливание проводится в повседневной жизни. Это и разминка в постели, и оздоровительная ходьба по массажным дорожкам, и умывание рук и лица холодной водой, и ежедневные прогулки на свежем воздухе с проведением подвижных игр, физкультминутки и динамические паузы, и пальчиковые игры, и дыхательная гимнастика.

Привычка к здоровому образу жизни формируется не только в ДОУ, но и в семье. Поэтому мы стараемся вовлекать родителей в совместную деятельность по формированию здорового образа жизни у детей.

Используем такие формы работы с родителями, как консультации, беседы, папки-передвижки по данной теме. Проводим совместные мероприятия: физкультурные развлечения «Зимние забавы», «Мой папа лучше всех», фотовыставку «За здоровьем всей семьей».

Работа по формированию здорового образа жизни проводится постоянно и непрерывно как в ДОУ, так и в семье. Результат будет, если будет полное взаимодействие между семьей и детским садом.

С целью дальнейшего повышения интереса к здоровому образу жизни и осознания его важности планируем и далее продолжать работу в данном направлении.

Источник

Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Леонова
Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста

Цель:создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи:

подготовить развивающую предметно- пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста;

формировать целостное понимание здорового образа жизни;

расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни (соблюдение режима дня, правильное питание, сон, движение, закаливание организма);

формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Прививать навыки личной гигиены;

воспитывать умение в сохранении стабильного психоэмоционального состояния.

Для решения поставленных задач работу планирую с учетом следующих принципов:

1. Принцип сознательности и активности. При помощи этого принципа воспитываю у детей инициативу, самостоятельность умения творчески решать поставленные перед ними задачи; выполнять различные упражнения.

2. Принцип наглядности. Опираясь на принцип наглядности, применяю разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации и другое.

3. Принцип доступности и индивидуализации, использовав этот принцип, предусматриваю обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий.

4. Принцип систематичности помогает мне предусматривать учет совокупности условий и подбора физических упражнений в определенной системе и последовательности.

5. Принцип прогрессирования. Опираясь на принцип прогрессирования,предлагаю более трудные новые задания, постепенно наращиваю объем и интенсивность нагрузок.

«Я хочу здоровым быть». Открытое занятие в средней группе на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей 4–5 лет» Программное содержание: Обучающая задача: развитие способностей у детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для.

Формирование основ здорового образа жизни дошкольника Формирование основ здорового образа жизни дошкольника. В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» (Раздел «Работа с родителями») Подготовила:.

Описание опыта педагогической деятельности «Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста» Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни Давно известно, что.

Опыт работы по ЗОЖ «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Дошкольное образовательное учреждение детский.

Памятка для родителей «Формирование правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 1. Каждый новый день начинайте.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников Здоровый образ жизни представляет собой формирование физической, социальной и духовной жизнедеятельности индивида, обеспечивающее ее правильное.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление Физическое развитие», включающее образовательные.

Источник

Формирование основ здорового образа жизни у младших дошкольников.
консультация (младшая группа) на тему

Каждый родитель хотел бы вырастить здорового ребенка. Поэтому важно с младшего дошкольного возраста формировать у детей основы здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_osnov_zdorovogo_obraza_zhizni.docx 20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ здорового образа жизни

у младших дошкольников.

Согласно Википедии, под «здоровым образом жизни» (ЗОЖ) понимается образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья .

Здоровый образ жизни ребенка подразумевает:

  • правильный режим дня;
  • рациональное питание;
  • разностороннее развитие физических данных, закаливание;
  • создание условий для гармоничного нервно-психического развития;
  • соблюдение правил личной гигиены.

Родителям важно систематизировать знания, необходимые для воспитания здорового ребенка, проявить терпение при осуществлении многолетнего процесса. Кроме того, близкие люди из окружения ребенка должны личным примером способствовать выработке правильного отношения к здоровью и его сохранению.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.

Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:
• Период отдыха и сна;
• Прием пищи;
• Прогулка;
• Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.
Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.

Рациональное питание – одни из основных внешних факторов, влияющих на гармоничное развитие ребенка: его жизнедеятельность, рост, состояние психо-физического здоровья. Для того чтобы выработать в сознании ребенка представление о здоровом образе жизни и здоровом питании, создать внутреннюю мотивацию, направленную на сохранение своего собственного здоровья, родителям надлежит личным примером воздействовать на его сознание. В ежедневном рационе семьи должны фигурировать исключительно натуральные продукты. Необходимо отказаться от еды с химическими добавками, которые подрывают здоровье детей. Пища ребенка должна быть сбалансированной, то есть полностью соответствовать потребностям и энергозатратам организма. Особый подход нужен к детям, которые плохо едят. Необходимость в сравнительно большом количестве энергии у детей объясняется тем, что процесс обмена веществ у них протекает достаточно бурно; все органы и системы находятся в стадии роста, развития, формирования; ребенку присуща большая подвижность. На протяжении всего периода взросления происходит созревание, совершенствование центральной нервной системы, формирование и эволюция высшей нервной деятельности, интеллекта, эмоций. При этом ребенок очень чувствителен к любым отклонениям в рационе питания, которые влекут за собой нарушение обмена веществ и связанные с этим болезни: сахарный диабет, ожирение, атеросклероз и др.

Физическое воспитание и закаливание ребенка. В первые годы жизни дети учатся управлять своим телом. Они непрерывно двигаются и, тем самым познают мир, а значит, развиваются. Физическая активность – естественная потребность ребенка, особенно дошкольника. В этом возрасте главная задача родителей, стремящихся приучить ребенка к здоровому образу жизни, – совершенствовать его двигательные умения, а по мере его взросления, изменять характер, интенсивность, цель активных физических нагрузок. Наряду с ежедневной зарядкой и занятий спортом, детям полезно закаливаться с первых дней жизни. Делать это требуется с учетом их возрастных особенностей. Эффект от воздушных или водных процедур достижим только при неукоснительном соблюдении основных правил: индивидуальный подход; поэтапность, планомерность; положительный настрой ребенка. Следует помнить, что если малыш часто бывает возбужден, активен, то ему показаны успокоительные процедуры, а меланхоличному ребенку помогут взбодриться тонизирующие холодные обливания. Грамотное физическое воспитание, закаливание, начатые с раннего возраста, вырабатывают у ребенка потребность в регулярных нагрузках, любовь к спорту, привычку к здоровому образу жизни. Однако эта цель достижима только в том случае, когда девиз «Папа, мама, я – дружная семья» является основным.

Условия для правильного нервно-психического развития ребенка. Процесс формирования и развития нервной системы ребенка определяется генетической программой и накопленным опытом, обучением. Наследственность предопределяет основные функции мозга, координирующие работу внутренних органов. Дальнейшее нервно-психическое развитие происходит под влиянием внешних факторов и обучения, которые обеспечиваются в первую очередь ближайшим окружением, семьей. Для первых лет жизни ребенка характерна огромная зависимость от родителей, повышенная восприимчивость к экологическим и метеовоздействиям, стремительный взаимосвязанный процесс физического и нервно-психического развития. По мере прогрессирования речи и двигательных навыков, дети начинают ощущать потребность в социуме, стремятся к самостоятельности, самоидентификации. Подросток приобретает способность осознавать собственное «Я» и тот статус, который он имеет в жизни. Итоговая фаза нервно-психического развития характеризуется завершением формирования интеллекта, вегетативной нервной системы, психической сферы. На всех этапах становления первостепенной задачей родителей является обеспечение условий для положительных эмоциональных переживаний, а также организация максимально комфортного климата в ближайшем окружении ребенка.

Правила личной гигиены. В процессе ежедневного общения с детьми в семье нужно воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которые выполняют важную функцию в профилактике ряда инфекционных заболеваний. Родители должны стремиться к тому, чтобы соблюдение правил санитарии стало естественной потребностью. Для этого необходимо, чтобы они сами уделяли внимание тем гигиеническим требованиям, которые предъявляют ребенку. Самых маленьких нужно приучать к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после прогулки, посещения туалета, по мере загрязнения; чистить зубы 2 раза в день; расчесывать волосы. Родители должны привить своему ребенку привычку принимать душ, подмываться перед сном, следить за чистотой одежды и обуви. На первом этапе гигиенические процедуры должны носить игровой характер с постепенным усложнением. Детям нужно в доступной, интересной форме рассказывать о пользе и правилах личной гигиены, ее значении в охране здоровья. Для успешного усвоения санитарных норм рекомендуется использовать различные педагогические приемы с учетом возраста ребенка: прямое обучение; демонстрацию; тематические игры; систематическое напоминание; постепенное повышение требований к осуществлению. Здоровый образ жизни для детей не становится нормой сам собой. Он является результатом сформированного с раннего детства нравственного и ответственного отношения ребенка к своему здоровью. Такая жизненная позиция возникает в процессе совместной деятельности с родителями, которые должны не просто пассивно направлять детей на пути сохранения и укрепления здоровья, а вести их за собой личным примером.

Конечно, приучение ребенка к здоровому образу жизни не является легкой задачей, но это стоит усилий, поскольку от этого зависит здоровье и самочувствие вашего ребенка. Приучив ребенка к здоровому образу жизни, Вы сможете укрепить его здоровье и избежать многих заболеваний.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;
2. Выдерживайте рекомендованную продолжительность прогулок, игр и занятий;
3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;
4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;
5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;
6. Промежутки между кормлениями — около 3-4 часов;
7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;
8. Не допускайте частых изменений режима;
9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;
10. Ребенок должен начинать день с зарядки;
11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;
12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;
13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.

Источник

Читайте также:  Одна из заповедей здорового образа жизни