Меню

Форма как выразительное средство в изобразительном искусстве



Выразительные средства изобразительного искусства, используемые в работе над эскизом

В изобразительном искусстве есть один закон – закон красоты, гармонии, который достигается созданием образа через форму простую или сложную. И есть множество выразительных средств, которые составляют язык зодчего. Главным выразительным средством в искусстве является композиция. Она присуща всем видам искусств. В переводе с латинского языка (composition) обозначает сложение, соединение в единое целое в определённом порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые вместе взятые, составляют определённую форму. Композиция – это гармоничное расположение изображаемой формы в формате, в пространстве экстерьера и интерьера, на ландшафте, это важнейший организующий компонент художественной формы придающей ей единство и цельность, соподчиняющей его элементы друг другу и целому.

Формат – плоскость материала, используемая в эскизировании, в работе, имеющая форму и размер. Выбор формата зависит от изображаемой формы и от идеи. Правильно найденный формат может усилить замысел или наоборот случайно взятый формат может разрушить цельность композиции, ослабить динамику, помешать обострению художественного образа. Есть форматы статичные — это когда при изображении формы в центре формата расстояние от силуэта формы до краёв формата равны (квадрат, круг…) и есть динамичные – когда расстояния от изображаемой формы до краёв формата не равны (прямоугольник, овал, ромб. ).

Контраст – резко выраженное различие форм, характеристик элементов друг от друга. Контраст усиливает и подчёркивает различие свойств форм, делает их единство более напряжённым, впечатляющим. Это контраст: форм, масс, размеров, цвета, фактур, направлений…

Нюанс – отношение форм незначительно различающихся сравнительными свойствами, так что их сходство выражено сильнее, чем различие. Нюанс используется в борьбе с монотонностью, жёсткостью ритма в построении композиции.

Статика – состояние покоя, равновесия, устойчивость. В формате она достигается вводом в композицию горизонтальных или вертикальных форм, или одновременно и тех и других, стороны которых параллельны сторонам формата. Статика может быть усиленна форматами: квадратом или кругом, расположением формы в центре.

Динамика — состояние движения. В формате она достигается расположением формы под углом к сторонам формата, усиливается вытянутыми формами и расположением формы дальше от центра.

Ритм – одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству – упорядочение их расположения. Закономерное чередование линий. Пятен, тона, цвета, масс, фактур, форм, направлений… в формате. Важнейшим признаком ритма является повторность элементов формы и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В соотношении с этим повторность может быть двух типов: статическая и динамическая.

Доминанта – главенствующая, вызывающая на себя внимание, подчиняющая себе. Доминанта может быть: доминанта цвета, формы, тона, массы, размера.

Модуль – элемент. В композиции изобразительных видов искусств модуль применяется для создания фактуры, разнообразия светлого и темного, получаемых за счет уплотнения и разрядки расстояний между модулями. Модуль может измениться не только по размеру, но и по тону, и по цвету и по фактуре.

Симметрия – одинаковое расположение элементов, относительно какой – либо точки, оси или плоскости, называемых центром, осью или плоскостью симметрии. При повороте фигуры вокруг центра. Оси или плоскости симметрии, элементы полностью замещают друг друга. Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции.

Асимметрия – сочетание и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции для достижения единства формы особенно важна зрительная уравновешенность всех её частей по массе, фактуре, цвету. В сложной композиции симметричные группы элементов могут сочетаться с асимметричными.

Масштабность – соразмерность форм и её элементов по отношению к человеку, к окружающему пространству и другим формам. Чувство масштабности – реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.

Пропорции – размерное отношение двух элементов (частей) формы. Отношение большой формы к деталям и отношение деталей между собой к большой форме.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности.

Фактура (рисунок материала) – свойства, характеризующие общее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая…). Фактура материала зависит от плотности и величины микро искажений поверхности. Один из пределов – гладкие поверхности, у которых элементы фактуры так малы, что они зрительно не различаются. Другой предел – когда элементы фактуры по всей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. Фактура создаёт зрительный образ формы и выступает одним из источников осязательной информации. Восприятие фактуры зависит от расстояния зрителя от поверхности. Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одной форме, часто приводит к дробности к дисгармонии. Текстура (ощутимость фактуры) – наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материла, из которого сделана форма.

Стилизация – преобладание в изображении условных, декоративных форм над реалистической передачей действительности, упрощение формы до степени её узнаваемости, считываемости; отказ от второстепенных деталей, оставляя лишь характерные детали формы, обостряя её.

Линия и пятно – являются основными выразительными средствами, которые несут на себе не только функцию языка данного изобразительного вида искусства, но также задают настой в формате листа: подъём (вертикаль и диагональ вверх), падение (вертикаль и диагональ вниз), беспокойство (пунктир), покой (горизонтальная прямая), неуверенность (линия из точек), нервозность, жёсткость, гротесковость (ломанная, угловая линия), приближение (толстая линия)… Пятно чаще работает на силуэт, поддерживает линию в листе, организует плоскость листа, работает в контраст белому.

Светотень – свойство, характеризуемое распределением светлых и темных участков на поверхности формы. Распределение светотени обусловлено формой предмета, рельефом его поверхности, материалом и освещением. Светотень облегчает зрительное восприятие объёма и рельефа, способна обобщить или расчленить объём или поверхность предмета. Тени собственные и отбрасываемые предметами организуют изобразительную плоскость. Собственная тень на самом объекте создаёт иллюзию реальности (трёх мерности). Тень, отбрасываемая объектом на другую поверхность, позволяет установить соотношения между предметом и окружающей средой. Свет подчёркивает объём непрозрачных тел, освещая их поверхность, определяет их положение в пространстве. Когда свет падает на форму спереди, то форма как бы утрачивает свою объёмность. Если источник света находится сзади – против света, то в этом случае не свет, а тень скрадывает наличие объёма, форма воспринимается как силуэт. Когда источник света расположен сбоку от объекта, то скользящее освещение придаёт предмету большую объёмность и подчёркивает края и выступы. Форма падающей тени определяется в основном конфигурацией объекта. Объекты строго геометрического очертания образуют жёсткую геометрическую тень, которая подчиняется линейной перспективы. Тела неопределённой формы отбрасывают расплывчатую тень. Порою тени по форме интересней и забавней самих предметов, которые их отбрасывают. Это зависит от угла падения лучей источника света, и расстояния между источником светом и формой (при искусственном освещении).

Цвет – свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражённого или излучаемого ими света. Цвет – активное композиционное средство. Основные характеристики цвета: цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности), ахроматические цвета (белый, серый, чёрный), хроматические цвета (цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), тёплая гамма (жёлтый, оранжевый, красный и их промежуточные состояния), холодная гамма (зелёный, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния).

Выразительные средства могут организовывать плоскость, при этом не разрушая её, но также могут в этой изобразительной плоскости организовывать пространство, точнее говоря иллюзию глубины интерьера, экстерьера при определённых решениях выразительных средств:

Линия – организация плоскости за счёт характера линий (тонкая, толстая, плавная, нервная, жёсткая, лёгкая, тяжёлая, равномерная, прерывистая, пунктирная); организация пространства за счёт изменения толщины линий, контрастности их начертания.

Силуэт – организация плоскости за счёт однородности по тону пятна силуэта форм, составляющих силуэт изображаемой формы; организация пространства за счёт разного тона силуэтов, составляющих силуэт изображаемой формы.

Светотень – организация плоскости при низкой линии горизонта, когда собственные и падающие тени находятся на предмете и заднике; организация пространства при нормальной и высокой линии горизонта, когда раскрывается предметная плоскость, на которую падает падающая тень от изображающих форм.

Текстура – организация плоскости за счёт чередования дробных пятен, состоящих из модулей одного размера и цельных пятен; организация пространства за счёт направления модулей, увеличения и уменьшения их размера.

Цвет – организация плоскости при ритме локальных цветов, организация пространства при тональных отношения цвета.

Тон организует пространство, если мы рассматриваем его при изменении насыщенности от светлого к тёмному или от тёмного к светлому, при равномерной насыщенности он организует плоскость.

Симметрия организует плоскость, но не решает пространство, ассиметрия, напротив, разрушает плоскость и организует пространство.

Нюанс организует плоскость, а контраст – пространство.

Источник

Живопись, ее разновидности и средства.

Бытовой.

Анималистический.

4. Средства изобразительного искусства.

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

Читайте также:  Окпд 2 средства дезинфицирующие товары бытовой химии

Общие и специальные изобразительные средства относительно каждого вида искусства: цвет, линия, форма, композиция, точка, штрих, контур, силуэт, фактура, пропорции, ритмичный ряд, симметрия, тон, светлость, колорит, объём, ритм, пропорции и пр.

Выразительные средства в графике, живописи, пластике, в том числе акцентность, гиперболизм, индивидуальный стиль, манера, стилизация, декоративизм и т.д.

5. Композиция в изобразительном искусстве, ее разновидности.

Композициясвязана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции создание художественного образа. Композиция означает составление соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей.

В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Восприятие произведения также зависит от его композиции.

Композиция бывает замкнутая и открытая. С помощью специальных приемов (многоярусного построения композиции, выбора кульминационного момента действия и др.) можно передать движение времени в картине.

Основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции, следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), учет пропорции золотого сечения, передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

6. Роль цвета в изобразительном искусстве взрослого и ребенка.

При художественном изображении цвет служит нам для того, чтобы опознавать видимое и экспериментировать с ощущениями, которые возникают, когда мы что-либо видим.

Цвет выражает мысли и пробуждает эмоции. Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в изобразительном искусстве важнейшую роль. Здесь цвет является элементом композиции произведения. Один и тот же цвет воспринимается и оценивается по-разному.Цвет играет важную развивающую роль в воспитании и обучении дошкольников, так как он совершенствует сенсорную (чувство цвета, тона) и вербальную (название цветов) сферы.

Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции.Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу.Старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. Встаршем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение героев своих рисунков. Обычно дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным.

Выбор предпочтительного цвета определяется характером ребенка, зависит также от социального фактора.

Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение понравившегося: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов.

Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными для зрения. Темные –«тревожными», несущими опасность. В процессе взросления ребенок под воздействием современной реальной жизни может изменить свои предпочтения к цветам.

Живопись, ее разновидности и средства.

Виды скульптуры

I-1) Круглая (обойти со всех сторон),

2) рельеф (имеет плоскость)

а) горельеф(выступает более чем на 50%),

б) барельеф (менее чем на 50%),

в) контррельеф (врезается в плоскость).

IIпо назначению – монументальная(памятники – высокая степень обобщения, значительные размеры), —станковая(для выставок, музеев, украшение общественных зданий, не превышают натуральную величину), —скульптура малых форм или миниатюра(статуарная-статуэтки, бюсты, сувениры; прикладная- резка по драг. метал, слонов кости),садово-парковаяскульптура (скамейки, фонтаны, фонари,беседки).Материалы: глина, пластик, пластилин, солёное тесто, камень, дерево, металл.Техника выполнения скульптурных произведений: Мягкая — лепка, ваяние. Твердая — резьба, выбивание, высечение, формовка, заливка, сварка.

10. Особенности архитектуры как вида искусства.

Архитектура —это искусство возводить, проектировать архитектурные сооружения и их комплексы, обеспечивающие жизнедеятельность человека.

Виды архитектуры– градостроительство (не только строительство, но и реконструкция), -садово-парковая архитектура (беседки, арки).

Виды сооружений:

1) промышленные (заводы, фабрики),

2) Общественные (магазины, театры),

3) Жилые (коттеджи, высотки),

4) Хозяйственно — бытового назначения (ангары, амбары, склады),

5) Мемориальные (триумфальные арки, храмы, мемориальные комплексы).

Средства выразительности: объём, форма, декор, сомаштабность, соподченённость, ЭКО среда, фактура (использ. нескольких материалов), колористика.

При создании проекта и строительства зданий учитывают 3 основных аспекта:

1) Интерьер (внутреннее пространство: цвет, свет, мебель, растения, зонирование и т.д.)

2) Экстерьер (внешнее), Эргономика (размеры).

11. Дизайн. Его разновидности и основные средства.

Дизайн(проектировать, конструировать)это процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Дизайн — новый вид художественно-конструкторской профессиональной дея-ти, возникшей в XX в.Цельсоздание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива.Особенность дизайназаключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и с точки зрения процесса функционирования, то есть с учетом того, как предмет будет транспортироваться, как упаковываться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д.Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия — смысл дизайна.Области дизайна — это бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, графика, одежда и другое

Изобразительные средства дизайна: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Используемые материалы, которые можно объединить в следующие группы: древесина, металл, стекло, текстиль, пластические материалы и новейшие синтетические материалы.

Виды дизайна: — промышленный (автомобильный), -архитектурный, -дизайн интерьера, — фито-дизайн, -дизайн одежды, — визаж, графический дизайн, ландшафтный, нэйл-дизайн (ногтевой), компьютерный.

12. Виды и национальные особенности декоративно-прикладного искусства Беларуси.

ДПИ —это искусство создавать и декорировать предметы быта.

Виды:

I)Монументально- декоративная– связана с архитектурой и окружающим пространством (садово-парковым).

II) Декоративно –прикладное – это область декоративного искусства, направленная на создание худ. изделий, имеющих практическое значение в быту, отличающейся декоративной образностью.

Разделяется на

3) Оформительское искусство.

Виды:соломоплетение, льноплетение, худ обработка дерева, металла, кожи; плетение из лозы, ткачество, роспись (батик), (резьба по дереву, ковальство, соломоплетение, ткачество (пояса, одежда), роспись по стеклу, дереву, ткани, биссироплетение, вязание, лентоплетение, габеленоплетение, инкрустация.

К традиционным видам ДПИ в Беларуси можно отнести: лоскутная техника, ручная вышивка, белорусская кукла, вязание крючком, плетение из лозы, бересты, соломы (корзиночки, корзины, лукошки, кроме плетения солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров. Так называемый соломенный паук — символ благосостояния и богатства — колядное украшение не только в Беларуси, но и в других странах Европы). Одним из самых распространенных видов народного творчества Беларуси является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса.). Мастерство и худ. вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд. Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. Рушники имели белое поле, на котором размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Рушник в Беларуси — это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это — узы с неразгаданной до конца символикой.

13. Художественные методы создания произведений искусства. Детские художественные методы.

На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются. Методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: — метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса (использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно). — метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды; — метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; — метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. Эти методы помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по своим, детским, но законам красоты. В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, индивидуальный подход к каждому ребенку. Детские худ. методы делятся на –наглядные, — словесные, — практические, -игровые . Зависят от цель и задач, специфики вида ИЗО деят., возраста, уровня овладения детьми конкретной деят-ю.Метод наблюденийлежит в основе всей системы обучения ИЗО искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.Метод обученияхарактеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка. Обучение при постоянном использовании готовых схематических образцов сводится в конечном счете к узкой задаче — выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания. К наглядным методам и приемамобучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.К словесным методам и приемамобучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Читайте также:  Как сделать тату из подручных средств дома

14. Дидактические основы руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста.

Программа по ИЗО деятельности в каждой возрастной группе строится на основе общих задач воспитания и дидактических принципов, составляющих основу системы обучения. При планировании занятий по ИЗО деятельности воспитатель должен учитывать требования программы, помнить о связи этой деятельности с другими занятиями. Построение программного материала от простого к сложному— один из основных дидактических принципов. Усложнение требований к изображению должно базироваться на постепенном развитии и уточнении представлений детей об окружающей действительности с учетом их возрастных особенностей. Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения. Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала. Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Сюжетная тема может быть дана в том случае, если основные предметы, входящие в сюжет, дети уже изображали. В своей работе по руководству ИЗО деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. Толчком к проявлению интереса к ИЗОдеятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой, конструированием. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы. Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей, наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне. ИЗО творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования, лепки и т. п.

15. Подходы и принципы образовательной работы педагога в процессе руководства изобразительной деятельностью.

Педагог должен внимательно подходить к отбору объектов для рассматривания и изображения по всем темам программы. Этот принцип должен учитываться при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей каждого возраста. Из всего многообразия жизненных явлений отбираются темы, доступные их пониманию и изображению. Учебный материал в программе расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения от близких, хорошо знакомых ребенку предметов ко все более широкому кругу предметов и явлений.Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала. Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Принцип повторности соблюдается и между программами по разным, видам ИЗО деятельности. Умения, приобретенные в рисовании, помогут ребенку создать объемную форму в лепке и т. п. Умение передавать правильные пропорции предмета закрепляются и в рисовании, и в лепке, и в аппликации. Задача воспитателя — решить, в каком виде работы ребенку легче освоить какой-либо прием и в каких видах ИЗО деятельности затем закрепить его.Такое многократное повторение в разных вариантах одних и тех же умений способствует выработке правильных приемов работы и дальнейшему их развитию.При планировании занятий по ИЗО деятельности воспитатель должен учитывать требования программы, помнить о связи этой деятельности с другими занятиями.Все виды ИЗО деятельности должны быть равномерно спланированы, учтена также предварительная работа по проведению наблюдений, чтению книг, рассматриванию картин, которую необходимо организовать заблаговременно, накануне занятий.

16. Цели и задачи обучения дошкольников созданию изображения.

Основной целью обучения ИЗО деятельности является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д. Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпановать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д. Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления.Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. Одна из важных задач обучения ИЗО искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки, которые включают правильное использование материалов и оборудования. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача. Таким образом, задачи обучения ИЗО деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

17. Характеристика методов и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Под методами обучения изодеятельности понимают систему действий психолога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания определенного программой дошкольного образования.

Прием обучения – отдельная деталь, составная часть метода.

Методы и приемы находятся в единстве и могут переходить один в другой. Например, показ нового способа изображения – метод, а показ знакомого способа изображения – прием.

Традиционно, все методы и приемы делятся на:

— наглядные (показ, демонстрация);

— словесные (беседа, объяснение);

— практические (упражнения, выполнения).

В ИЗО используют такую классификацию методов, предложенную Лернером и Скаткиным:

1 информационно-рецентивные (наглядно-иллюстративный);

2 репродуктивный (повторение копирование способа действия);

3 исследовательский (анализ и изучение какого-либо объекта живой или неживой природы) и эвристические методы (самостоятельное открытие какого-либо явления, сделанного ребенком);

4 метод проблемного содержания (не используется в дошкольном возрасте, а только с 10-12 лет)

Виды аппликации.

Способы создания аппликационных работ.

Аппликация – один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации поможет вашему ребёнку изучить своими тактильные ощущения, особенно, если вы будете работать с различными видами аппликаций, и будете брать для своих поделок не только бумагу, но ткань, крупу, засушенные листья и цветы. Виды аппликации бывают.

Аппликация из бумаги — самый привычный способ сделать красивую детскую поделку.

Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций. Прежде всего, сам материал – крупа или семечки. Кроме того, вы можете сочетать разные крупы и семена и сделать довольно сложную оригинальную аппликацию. Ещё нужны карандаши или же фломастеры, лист бумаги или кусок картона, ватман и клей – лучше всего для наших целей подойдёт ПВА. Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно щедро промазать ПВА, а затем посыпать выбранной крупой.

Читайте также:  Конфликт как средство коммуникации

Аппликации из соломки. Солома — известный поделочный материал. Игрушки из соломки и плётёнки, коврики и сумочки уже давно заняли свою нишу в прикладном искусстве. А об аппликации из соломки не знает только ленивый – ведь наверняка в каждом доме есть хоть одна рамочка или шкатулка, украшенная соломкой. Для того, чтобы работать с соломкой, нужно её подготовить должным образом – то есть, собрать в нужное время, затем отварить для получения гибкости и просушить. После этого необходимо срезать «узлы» соломки. После соломку разрезают и проглаживают утюгом для того, чтобы материал получил глянцевый, почти зеркальный блеск. Для того, чтобы получить различные оттенки соломы, нужно срезать её на различных стадиях зрелости – чем моложе солома, тем она светлее. Некоторые моменты работы должны выполнять только взрослые, но дети вполне могут вам помогать.

Аппликации из сухих растений. Работая с сухими растениями, можно сделать аппликации на природную тематику – деревья из соцветий, грибы и яблоки из листьев. Такие занятия способствую развитию детского творчества, фантазии и моторики. Просто соберите понравившиеся вам листья, цветочки. Соцветия и засушите их , переложив свежей зеленью листья старой и ненужной книги. Сохнут в таком виде примерно неделю – полторы. Но если очень хочется сделать аппликацию немедленно после сбора растений, то процесс сушки растений можно ускорить, взяв два листа газетной бумаги и положив между ними заготовки. Стоит только пару раз прогладить собранные материалы утюгом, и они будут готовы к работе.

Аппликации из ваты и тополиного пуха. С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты — облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Выбор для аппликации очень широк – можно использовать пуговицы, спички, мох, высушенный ягоды, бумагу, пенопласт, крышечки от бутылок, кусочки цветных стаканчиков от йогурта, пластилин, фольгу, специи, вырезки из журналов и газет, пряжу и многое другое.

Бытовой.

Анималистический.

4. Средства изобразительного искусства.

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

Общие и специальные изобразительные средства относительно каждого вида искусства: цвет, линия, форма, композиция, точка, штрих, контур, силуэт, фактура, пропорции, ритмичный ряд, симметрия, тон, светлость, колорит, объём, ритм, пропорции и пр.

Выразительные средства в графике, живописи, пластике, в том числе акцентность, гиперболизм, индивидуальный стиль, манера, стилизация, декоративизм и т.д.

5. Композиция в изобразительном искусстве, ее разновидности.

Композициясвязана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции создание художественного образа. Композиция означает составление соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей.

В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Восприятие произведения также зависит от его композиции.

Композиция бывает замкнутая и открытая. С помощью специальных приемов (многоярусного построения композиции, выбора кульминационного момента действия и др.) можно передать движение времени в картине.

Основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции, следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), учет пропорции золотого сечения, передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

6. Роль цвета в изобразительном искусстве взрослого и ребенка.

При художественном изображении цвет служит нам для того, чтобы опознавать видимое и экспериментировать с ощущениями, которые возникают, когда мы что-либо видим.

Цвет выражает мысли и пробуждает эмоции. Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в изобразительном искусстве важнейшую роль. Здесь цвет является элементом композиции произведения. Один и тот же цвет воспринимается и оценивается по-разному.Цвет играет важную развивающую роль в воспитании и обучении дошкольников, так как он совершенствует сенсорную (чувство цвета, тона) и вербальную (название цветов) сферы.

Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции.Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу.Старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. Встаршем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение героев своих рисунков. Обычно дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным.

Выбор предпочтительного цвета определяется характером ребенка, зависит также от социального фактора.

Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение понравившегося: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов.

Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными для зрения. Темные –«тревожными», несущими опасность. В процессе взросления ребенок под воздействием современной реальной жизни может изменить свои предпочтения к цветам.

Живопись, ее разновидности и средства.

Источник

Статьи по теме

Выразительные средства в живописи или основы языка изображения

Язык изобразительного искусства является языком выразительной формы. Он имеет свои свойства наглядности и осязательности.

Главные изобразительные средства – это линия, пятно, цвет и тон.

Все элементы этого языка представляют собой средства выразительности.

Линия подсказывает нам характер и смысл изображения.

Самое главное в создании произведения искусства – это формирование верного замысла. То, как ярко будет выражена идея художника, зависит от его мастерства.

Основными выразительными средствами в изобразительном искусстве являются рисунок, композиция и колорит.

Язык изобразительного искусства должен знать не только мастер, но и зритель. Ведь для того, чтобы понять, проанализировать то или иное произведение искусства, необходимо иметь соответствующие знания.

Лукас Кранах Старший Мадонна с младенцем Эрмитаж

И. К. Айвазовский Христос, идущий по воде

К художественно – выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст,колорит, форма, композиция, фактура.

Леонид Афремов Сирень

Цветовой и световой контраст в живописи, примером может служить резко выделяющие светлые и темные отношения пятен, участков картины.

Колорит — система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.

Фактура — поверхность красочного слоя произведения живописи: глянцевитая или матовая, слитная или прерывистая, гладкая или неровная.

Композиция – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа.

Здесь же мы рассмотрим форму и конструкцию (строение) предмета, увидим художественно-выразительные средства – тон, штрих, линия.

Форма предметов определяется очертаниями, контуром, силуэтом. В упрощенном виде – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Каждый предмет в упрощенном виде похож на геометрическую фигуру. Например, мяч – круглую форму, телевизор – прямоугольник, карнавальная шапочка клоуна – треугольник.

Силуэт в изобразительном искусстве (графическая техника) – это вид графического изображения предмета. Это однотонное, плоскостное изображение предмета. Обычно силуэты рисуют тушью на светлом фоне, ил на черном фоне белилами, либо вырезают из темной или светлой бумаге фигуру, и приклеивают на лист другого тона.

Композиция в изобразительной графике – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа. Композицию представляют в круге, в квадрате, овале, в прямоугольнике.

Выразительные средства живописи, последовательность выполнения тематической композиции, художник, предварительно делает эскизы, этюды, рисунки, наброски, создает тем самым картину.

Источник