Меню

Ф тютчев листья контраст как средство создания образа 3 класс перспектива презентация

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс на тему Ф.И.Тютчев «Листья»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ф.И.Тютчев «Листья» Презентация к уроку литературного чтения 3 класс учитель начальных классов МАОУ СОШ№211 г.Новосибирска Субботина С.И.

Поделитесь друг с другом : Какое время года вам больше нравится? Опишите его. Какие чувства оно у вас вызывает?

Осень… Прекрасное время года. Оно было любимым у А.С. Пушкина и у многих других поэтов. В поэзии осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Литературовед Селезнёв в послесловии к книге «Времена года» пишет: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с «жизнью любимой берёзки»! Нельзя любить «весь мир» не имея Родины. Сегодня мы будем работать над стихотворением ФИ Тютчева «Листья». Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Фёдор Иванович Тютчев Известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме, «совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы», исключительное господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православного уклада. Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С.Е. Раич, пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе.

И.И. Левитан. Усадьба *

И.И. Левитан. Осень *

Какой разговор «услышал» Ф.И. Тютчев гуляя в осеннем лесу? Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства вы испытывали при прослушивании? От чьего имени написано стихотворение? Как поэт рассказывает о листьях?

Словарная работа зефиры- … ввек, вовек – никогда племя – (группа) общность людей, связанная родовыми отношениями, территорией, культурой, языком; краса, красотка – красивая во всём буйные – стремительные, быстрые, шумные.

– Из написанных слов, выберите те, которые характеризуют песнь листьев: медленная, печальная, певучая, неторопливая, легкая, легкомысленная, тревожная, стремительная, озорная, энергичная.

За окошком лист осенний пожелтел, Оторвался, закружился , полетел.

Увядание природы Метафора Олицетворение Восклицательное предложение Луга побледнели Зефиры ушли Даром висеть и желтеть И нам улететь!

Беспокойная жизнь листьев Олицетворение Эпитет Повторы слов Восклицательные предложения Скорей нас сорвите Сорвите, умчите Буйные ветры Скорее, скорей Летите, летите! Мы с вами летим!

Карточка для групповой работы Задание: укажите порядок строчек в первом столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья» Всю зиму торчат, Закутавшись, спят. В снега и метели Пусть сосны и ели Их тощая зелень, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Как иглы ежа, Карточка для групповой работы Задание: укажите порядок строчек в третьем столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья» Цветы отцвели, Лучи побледнели, Но птички отпели, Зефиры ушли. Не лучше ль за ними И нам улететь! Висеть и желтеть? Так что же нам даром Карточка для групповой работы Задание: укажите порядок строчек во втором столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья» Цветём и блестим И краткое время Мы ж, лёгкое племя, На сучьях гостим. Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе! Всё красное лето Карточка для групповой работы Задание: укажите порядок строчек в четвёртом столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья» Скорей нас сорвите Скорее, скорей! О буйные ветры, С докучных ветвей! Мы ждать не хотим, Мы с вами летим! Летите, летите! Сорвите, умчите,

Рефлексия Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока. Достигли? Закончите предложения Сегодня на уроке: — Я научился… — Было интересно… — Было трудно… — Мои ощущения…

Источник



Ф. И. Тютчев. «Листья»

Презентация к стихотворению Федора Ивановича Тютчева «Листья».

Скачать:

Вложение Размер
listya_tyutchev.ppt 2.13 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Фёдор Иванович Тютчев Листья Презентацию подготовил ученик 9 класса «А» МБОУ » СОШ №7″ г. Калуги Королев Константин.

В 1820–1830-е годы были написаны шедевры философской лирики Тютчева. В стихах о природе была очевидна главная особенность тютчевского творчества: единство изображения природы и мысли о ней, философско-символический смысл пейзажа, очеловеченность, одухотворенность природы. В 1830 году было написано стихотворение «Листья».

Листья Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе.

Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!

О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим.

Стихотворение проникнуто радостью, используется прием олицетворения. С помощью образов таких как : » Легкое племя, мы были в красе, цветы отцвели. » создается живая картина осени. Чувствуется рвение листьев на свободу. Автор стихотворения применил прием антитеза- противопоставление чего либо. В начале стихотворения темп был медленный, придавая ему серость и однообразие сосен и елей, но когда темп стал быстрее, когда идет описание листьев, придавая этому игривость и красоту.

Противопоставляя себе сосны и ели, листья говорят о них как о лишенных жизненных сил. Повтор подчёркивает неизменность, однообразие такого существования. Вторая часть стихотворения погружает нас в тот мир, который воспринимается листьями как подлинная жизнь Употребление глаголов сначала в настоящем, а затем в прошедшем времени подчёркивает мимолётность, быстротечность жизни листьев. Третья часть наименее богата по своему образному строю. Исчезает мелодичность предыдущей части. Нет ярких эпитетов, даже олицетворения несут значение угасания, безжизненности. В четвёртой части исключительно восклицательные предложения, обилие повторов . Этим достигается полёт, свобода, свист ветра.

Для листьев неприемлемо скучное, бессмысленное существование. Нельзя утверждать , что это стихотворение о природе. Оно об отношении к жизни, о том, что можно назвать подлинной жизнью. Такие вопросы называют философскими. Значит, стихотворение не только пейзажное, но и философское. Ф.И. Тютчев вошёл в литературу именно как поэт-философ. Поэт отвечает на вопрос о подлинных ценностях жизни. Ничто не бывает напрасно. Краткая жизнь, если она яркая, несущая в мир радость, ценнее бесцветного вечного существования. По сути, человеческая жизнь тоже быстротечна. Так чему же учит нас стихотворение “Листья”? Не думать о том, как коротка жизнь, а стремиться наполнить её светом, не мириться с серостью каждого дня, а стремиться принести в мир красоту, а значит – добро.

Загадки о деревьях Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. ива

Загадки о деревьях Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки. лиственница

Загадки о деревьях С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня же обижают: Шкуру тонкую сдирают липа

Загадки о деревьях Что же это за девица: Не швея не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год ель

Источник

Презентация «Ф.И. Тютчев «Листья»» 3 класс урок Литературное чтение раздел «Поэтическая тетрадь 1»

Выбранный для просмотра документ Карточки для групповой работы.doc

Карточка для групповой работы

Задание: укажите порядок строчек в первом столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья»

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Пусть сосны и ели

Их тощая зелень,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Карточка для групповой работы

Задание: укажите порядок строчек во втором столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья»

Цветём и блестим

И краткое время

Мы ж, лёгкое племя,

На сучьях гостим.

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!

Всё красное лето

Карточка для групповой работы

Задание: укажите порядок строчек в третьем столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья»

Но птички отпели,

Не лучше ль за ними

Висеть и желтеть?

Так что же нам даром

Карточка для групповой работы

Задание: укажите порядок строчек в четвёртом столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья»

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Мы ждать не хотим,

Мы с вами летим!

Выбранный для просмотра документ урок Тютчев Листья.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Листья» Работу выполнила: учитель начальных классов Татьяна Дмитриевна Ковылина Ф.И. Тютчев Поэтическая тетрадь

Ф.И. Тютчев Поэтическая тетрадь

«Голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающий самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли» (В.П.Морозов)

Оценочный лист для жюри 1.Правильно ставил ударения: (логическое ударение). 2.Соблюдал паузы. 3.Правильно выбрал силу голоса (громко, тихо). 4.Правильно определил темп (быстро, медленно). 5.Читал эмоционально. 6.Показал интонацией своё отношение к произведению.

Загадки Падают с ветки золотые монетки. Растут –зеленеют, Упадут пожелтеют, Полежат-почернеют. Летают, кружатся, На землю ложатся. С земли не встают И тут пропадут. Какой приём использует автор, чтобы мы догадались о чём идёт речь?

Какой разговор «услышал» Ф.И. Тютчев гуляя в осеннем лесу?

Словарная работа зефиры- … ввек, вовек – никогда племя – (группа) общность людей, связанная родовыми отношениями, территорией, культурой, языком; краса, красотка – красивая во всём буйные – стремительные, быстрые, шумные.

– Из написанных на доске слов, выберите те, которые характеризуют песнь листьев: медленная, печальная, певучая, неторопливая, легкая, легкомысленная, тревожная, стремительная, озорная, энергичная.

Карточка для групповой работы Задание: укажите порядок строчек в первом столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья» Всю зиму торчат, Закутавшись, спят. В снега и метели Пусть сосны и ели Их тощая зелень, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Как иглы ежа, Карточка для групповой работы Задание: укажите порядок строчек в третьем столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья» Цветы отцвели, Лучи побледнели, Но птички отпели, Зефиры ушли. Не лучше ль за ними И нам улететь! Висеть и желтеть? Так что же нам даром Карточка для групповой работы Задание: укажите порядок строчек во втором столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья» Цветём и блестим И краткое время Мы ж, лёгкое племя, На сучьях гостим. Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе! Всё красное лето Карточка для групповой работы Задание: укажите порядок строчек в четвёртом столбике стихотворения Ф.Тютчева «Листья» Скорей нас сорвите Скорее, скорей! О буйные ветры, С докучных ветвей! Мы ждать не хотим, Мы с вами летим! Летите, летите! Сорвите, умчите,

* Рефлексия Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока. Достигли? Закончите предложения Сегодня на уроке: — Я научился… — Было интересно… — Было трудно… — Мои ощущения…

Источник

Презентация «Ф. Тютчев «Листья»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Ф. Тютчев «Листья»»

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева “Листья”, научимся рисовать осенние листья и услышим музыку о настроении осени.

Федор Иванович Тютчев писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Знакомясь со стихотворением Федора Ивановича, мы с вами это увидим.

Тютчев (Федор Иванович) — известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато.

Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С.Е. Раич пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе.

Проверка первичного восприятия

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Что особенно запомнилось?

— Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

— Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?

— Значения каких слов вам непонятны?

Зефиры – легкие теплые ветерки. Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру, почитавшемуся ими как божество.

Докучные — в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие».

— Есть ли здесь прием сопоставления?

— Что с чем сопоставляет автор?

— Есть разные деревья: лиственные и хвойные. В чем их особенности?

— Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.

— Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.

— То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?

— А как это «торчат»?

— Почему именно «торчат»?

— Как вы понимаете фразу «закутавшись, спят»?

Расскажите о жизни леса зимой, опишите, как выглядят лиственные и хвойные деревья.

— Почему зелень «тощая»? Это какая?

— А почему автор не употребил, например, слова «длинная», «тонкая»?

— Перечитайте вторую строфу стихотворения.

— Почему «легкое племя»? Что значит слово «племя», слово «легкое»?

Изображение внутреннего состояния природы

— Как это «цветем», «блестим», «гостим»?

— Здесь мы видим еще одну особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Использование слов со значением блеска, мерцания

— Почему «красное лето»?

— Где можно увидеть красный цвет летом?

— А какие цвета можно увидеть в царских хоромах?

— Как вы понимаете обороты «играли с лучами», «купались в росе»?

— Вновь автор пользуется приемом олицетворения.

— Глаголы «отпели», «отцвели», «побледнели», «ушли» могут быть использованы при описании какой жизни?

— Что значит «отпели», «отцвели»?

— Как вы понимаете фразу «зефиры ушли»?

— А куда они хотят улететь?

— В стихотворении представлены два мира. Какой первый мир?

— А в какой мир хотят улететь листья?

— Вот это еще одна особенность лирических стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

— Перечитайте последнюю строфу.

  • «Буйные» это какие?
  • В стихотворении передается впечатление автора об этом предмете, о ветрах. Такой литературный прием носит название «эпитет».

— «Докучные» это какие?

— К кому обращаются листья?

— А как в русском языке называется такой прием, когда называют того, к кому обращаются с речью?

  • О чем листья просят? Зачитайте эти глаголы.
  • Как вы думаете, зачем в четвертой строфе повторяются слова «скорей», «сорвите», «летим»?

— Эти глаголы стоят в особой форме – в форме повелительного наклонения.

Большое количество повторов

— Обратите внимание на восклицательные знаки в четвертой строфе. Почему их так много?

— С помощью какой части речи листья выражают свои желания, действия?

— А где они преимущественно находятся в этом произведении: в начале или в конце строк?

— Как вы думаете, почему?

— Скажите, чем стихотворная речь отличается от прозаической?

— Что вы можете сказать о рифме?

Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно).

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией своё отношение

Известные художники посвящали свои работы теме осени.

В.А.Федулов. Осенние листья

А.И. Куинджи. Берёзовая роща

Какова тема стихотворения?

Какие чувства, настроение выразил поэт?

Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как о человеке?

у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л

Источник

Читайте также:  Как вылечить зоб щитовидной железы народными средствами