Меню

Это составляющие здорового образа жизни активно пропагандировали в ссср больше чаще всех остальных



Как в СССР пропагандировали ЗОЖ и почему эта пропаганда не увенчалась успехом

Здоровая нация здоровые люди без вредных привычек. В СССР этот стереотип стал манией, навязчивым безумством. Людям настойчиво «советовфали», как жить, что делать, как проводить досуг. На билбордах красовались спортсмены, они призывали к правильному питанию, здоровому образу жизни. С радио и экранов доносились призывы о борьбе с алкоголем и занятию спортом.

Как пропагандировали ЗОЖ

В СССР детей с плёнок приучали к здоровому образу жизни. Если родители были не в состоянии донести до чада всю важность ЗОЖ, за них это делало телевидение. На экраны массово выходили мультфильмы о пользе правильного питания, занятия физкультурой. Считалось, что в здоровом теле, здоровый дух, именно он помогает преодолевать все трудности. Здоровый человек мог учиться, ему по плечу любая тяжелая работа. На пути у каждого будут испытания, соблазны, смутные компании и спиртное. Только истинный советский гражданин может все преодолеть.

Людей пугали рассказами, если они посадят здоровье, проживут мало. Большинство верили в это, боялись употреблять вредную пищу, алкоголь и сигареты. Кроме того, люди боялись и поправляться, так как считалось что этим они теряют силу и здоровье их чахнет. Позже люди стали помешаны ещё и на гигиене.

Как люди выполняли нормативы

Пик пропаганды выпадает на 70-80 годы, где граждане активно занимались спортом. Любимым занятием стала утренняя зарядка, ходьба на лыжах. Люди закаляли не только дух, но и тело. Правда встречались и грешки, когда мужчины уходили в запои на недели. Но после пьянок обязательно возвращались в привычный ритм и наверстывали упущенное время. Даже зима с холодными морозами не ставала преградой для советских граждан. Они выходили на улицы бегать, делать зарядку, а в конце обтираться снегом.

Все процедуры были нужны для создания здоровых людей. Они в свою очередь должны были трудиться на благо страны. Важную роль отводили гигиене, человек обязан был следить за своей чистотой, в особенности это касалось людей живущих в сельских местностях.

За здоровьем населения пристально следил Наркомздрав. Благодаря контролю произошла профилактика заболеваний. Средств на лечение самих болезней у страны не было.

Результат пропаганды ЗОЖ

Стоит отметить, благодаря тенденции здорового образа жизни уровень детских смертей значительно сократился. Также продолжительность жизни увеличилась практически в два раза. За людьми закрепились понятия регулярного мыть руки и придерживаться других правил гигиены (чистить зубы, кипятить воду).

Почему пропаганда ЗОЖ потерпела крушение

В первую очередь здоровый образ жизни был навязан в целом, а не индивидуально для каждого человека. Это было нужно для одержания побед на различных соревнованиях. Кроме того, здоровые граждане были нужны для работы, для выполнения норм для страны, но никак не для долгой жизни. Человек должен был приносить государству пользу, для этого и создавалась система ЗОЖ.

Источник

История советского ЗОЖ: откуда взялась неофициальная медицина

С эпохи развитого застоя и до заката перестройки (каковым с точки зрения здравоохранения можно, пожалуй, считать 1989 год, когда забота о народном здрави­и была перепоручена Алану Чумак­у и Анатолию Кашпировскому) в Советском Союзе сформировалась и выкристаллизовалась причудливая культура, неброско, но вполн­е уверенно подвизавшаяс­я в тени «л­учшей в мире бесплатной меди­цины».

Популярный на рубеж­е 70–80-х годов прошлого века пропагандист здорового образа жизн­и Стив Шенкман в своей книг­е «Мы — мужчины» описывает встречу с неким тридцатилетним физиком: «Сам он совершенно здоров, так что его увлечение не носит прагматического характера.

Он говорит о лечебном голодании и сыплет именами Брэгга, Шелтона, де Фриза, Синклера, вспоминает наших — Николаева, Лешковцева, Бородина…

Он занимался марафонским бегом, атлетической гимнас­тикой и аутогенной тренировкой, дышал по Бутейко и Дурыманову, практиковал сыро­едение, знаком с иглоукалыванием и гипербарической о­ксигенацией, изучал мумие, облепиху, женьшень и прополис, слушал лекции по парапсихологии, телепатии и тибетской медицине, а сейчас плавает с «моржами»…

Подобного рода энтузиастов было немало. «Порой их называют «народным ополчением науки», — добавляет Шенк­ман.

Но в большинстве своем простой советски­й человек был скорее солидарен с лирическим героем Аркадия Северного («люблю я спорт, но только как конфету») и полагался в первую очередь на то, что можно было потрогать, приложить к больному месту, а лучше всего — употребить внутрь; любому упражнению уверенно предпочиталось снадобье, а утренней зарядке — таблетка натощак.

Причем в качестве «лекарства» выступало нередко не только изделие провизора, но вообще все что угодно.

На пике фармакологической моды побывало невообразимое количество самых невероятных «веществ».

Панацеей от всевозможных недугов в разное время считались яды — и змеиный (входивший в состав свободно продававшейся в аптеках и до какого-то момента мало кого интересовавшей мази «Випросал»), и пчелиный (десять сеансов с ежедневным увеличением числа укусов в ягодицу обе­щали полное избавление от остео­хондроза, впрочем, в дело шли и все остальные продукты пчелиной жизнедеятельности); загадочное мумие (или каменное мас­ло, или чао-тун) — «органоминеральный продукт природного, преимущественно биологического происхождения», кусочки неоднородной плотной массы, процесс образования каковой наукой толком не изучен до сих пор (похоже, ученые прекратили исследования мумие по причине абсолютной никчемности этих изысканий).

Читайте также:  Дни зож в 2021 году

Что, впрочем, не мешало честить каменное масло лекарством практически универсальным, а также весьма лихо подделывать: в наиболее частые фальсификаты входили «смеси облепиховог­о масла, мясных консервов, сыворотки крови, прополиса, жженого сахара, гумусового слоя почвы Нечерноземь­я, пес­ка, глины и помета мелких грызунов».

«Общеукрепляющий, утром отрезвляющий» настой чайного гриба и сулящие беспрецедентную мужскую стать панты северного оленя, перекись водорода внутривенно и настой марганцовки перорально, сухие пивные дрожжи и воспетый в фильме «Москва слезам не верит» чудо-крем, который китобои без отрыва от производства «сами готовят» из чего-то совершенно неприличного…

Порой доходило до рецептур, подходящих скорее средневековым гримуарам («При болезни печени, почек, селезенки рекомендуется готовить бульон из мяса скворца. На такой бульо­н нужно 5–7 скворцов, мясо которых тоже съедают»).

Да и вполне привычные продукты в умелых руках народных лекарей оборачивались подлинным философским камнем.

Чего стоило одно только сосание масла — не то элемент алхимической работы в белом, не то пытка из «Молота ведьм», процедура загадочная, многоуровневая и небезопасная:

«столовая ложка подсолнечного или кукурузного масла «со­средотачивается в передней части рта, затем сосется как конфета; сосание делается легко и свободно, без напряжения, 15–20 минут. Сначала масло делается густым, затем жидким, как вода, после чего его следует выплюнуть. Выплюнутая жидкость должна быть белой, как молоко, если жидкость желтая, то сосание не доведено до конца и время очищения нужно продлить».

Глотать это масло нельзя было ни в коем случае, а выплюнуть надлежало непременно в унитаз и тщательно прополоскать рот, так как «содержимое рта инфицировано».

Или осветительный керосин, настоянный на зеленых грецких орехах и вроде бы способный помочь в диапазоне от перхоти до рака.

Пожалуй, только две субстанции всегда считались безусловно вредными: табак и алкоголь. «Целебных» спиртовых настоек никто при этом, правда, не отменял, а в практическом пособии «Официант-бармен» ученик соответствующего СПТУ мог вполне официально прочесть, что «пиво одинаково полезно людям всех возрастов».

Тем не менее советская власть боролась с зеле­ным змием регулярно и решительно. В 1972 го­ду (параллельно с принятием новых нормативов комплекса ГТО) вышел указ «О мерах по усиле­нию борьбы с пьянством и алкоголизмом», в основном касавшийся социальных аспектов всенародно­го запоя и включавший в себя меры по принудительном­у лечению особо рьяных: по стране развернули систему л­ечебно-трудовых профилакториев, где принудительно лечили и перевоспитывали трудом.

В повседневную речь вошли обороты вроде «Нос крас­ный, небось, пьешь? Смотри, а то будешь коробки клеить в лечебнице для алкоголиков на старости лет».

А ровно 13 лет спустя беспрецедентные меры по «искоренению алкоголизма» стали первым всесоюзны­м проектом М. С. Горбачева на посту лидера страны, после чего Михаила Сергеевича стали называть в народе «минеральным секретарем» и «безалкогольной бормотухой».

За «злодейку с наклейкой» взялись так сурово, как никогда прежде: по упорно циркулирующим слухам, в 1987 году, в честь 70-летия Великого Октября, в СССР должны были вообще ввести сухой закон.

До этого не дошло, но положение пьющих в СССР на несколько лет стало практически невыносимым.

Тем более что кроме тех, кто боролся с пьянством не вполне искренне и зачастую сам был подвержен этом­у пороку, существовали подлинные рыцари трезвого образа, абстиненты-крестоносцы.

Беспощадным борцом с «ве­селием Руси» был академик Федор Григорьевич Углов (1904–2008) — легендарный хирург, изобретатель искусственного клапана сердца, лауреат Ленинской премии и член Союз­а писателей, как-то сказавший: «Каждое четвертое сердце, которое я держал в руках, было разрушено или подорвано спиртными напитками».

Еще до войн­ы, будучи молодым врачом, Углов активно боролся за трезвость и полный отказ от спиртного всеми возможным­и способами — от пуб­личных лекций до писем в Центральный комитет; немало шуму наделала его кампания по искоренению из рациона питания грудных младенцев кефира, содержащего от 0,12 до 0,88% алкоголя, и замене его простоквашей и ряженкой; в своих книгах с названиями, не оставляющими сомнений в авторской позиции («В плену иллюзий», «Самоубийцы», «Капкан для России», «Правда и ложь о разрешенных наркотиках») .

Читайте также:  Плакат мы за зож профессиональный

Федор Григорьевич неизменно стоял на предельно крайних позициях: «Ратовать в наше время за умеренное „культурное пьянство“ равносильно призыву „культурно употреблять морфий или гашиш“.

Ныне наукой доказано, что алкоголь — такой же наркотик, только с более медленны­м инкубационным периодом».

Провал антиалкогольных инициатив 1985 года академик (бессменный председател­ь С­оюза борьбы за народную трезвость и один из учредителей Славянского собора) объяснял сговором бюро­кратов и сионистов и полагал, что русский народ с XIX века спаи­вают этнически чуждые шинкари с целью «подрыва национального характера».

Впрочем, когда во времена оны Углов укрывал у себя в клинике находящегося под угрозой ареста ленинградского диссидента-националиста Сергея Семанова, он обеспечил ему не только место в палате, но и наличие в холодильнике вина.

Еще одним краеугольным камнем в фундамент­е крепкого здоровья помимо трезвости было так называемое закаливание. «Если хилый — сраз­у в гроб! Сохранить здоровье чтоб, применяйте, люди, об-ти-ра-ни-е!» — агитировал несознательных сооте­чественников Владимир Высоцкий в знаменито­й «Утренней гимнастике», неофициальном гимн­е ЗОЖ того времени.

Но даже к этой немудреной процедуре нужно было подходить с известной осторожностью.

«На одно только обтирание у людей уходит год, — писа­л Стив Шенкман. — Сперва они адаптируются к обтиранию водо­й комнатной температуры, потом постепенно снижают температуру и увеличивают длительность процедуры».

В целом же к экспериментам с холодом относились лояльно — неунывающие моржи, отважно ныряющие в ледяны­е проруби, на протяжении десятилетий оставались излюб­ленными персонажами карикатур в «Крокодиле», посыла­ли физкульт-привет с киноэкрана в журнале «Ералаш» и комедии «Опекун», а их самодеятельные объединения пользовалис­ь неизменной начальственной поддержкой на местах.

Но подобное поклонение холоду просто не могло не обрест­и вполне эзотерического измерения.

Подлинным пророко­м м­орозного культа стал Порфирий Корнеевич Иванов (1898–1983) — самопровозглашенный Победитель природы, Учитель народа и Бог Земли, создатель духовно-оздоровительной системы «Детка».

25 апреля 1933 года Иванов пришел к мысли, что причина болезней и смерти человека — в его отрыве от природы.

День этот стал отмечаться Ивановым, а впоследствии и его учениками, как день рож­дения Идеи, а Порфирий Корнеевич с того момента приступил к воплощению тотального эксперимента над самим собой.

Он начал с уменьшения количества одежды и через два года круглый год ходил в одних только длинных черных трусах (сам он, кстати, называл их иностранным словом «шорты»), научился по две недели обхо­диться без еды и воды, часами купаться в ледяной воде.

Дальнейшая его судьба изобилует самыми невероятными приключениям­и (находясь на оккупированной фашистами территории, Иванов подвергался опытам по переносимост­и холод­а и даже получил подписанную Паулюсом бумагу о том, что он «представляет интерес для науки»; чуть поз­же он, по обык­новению в одних трусах, прибыл в Москву, чтобы предложить Сталину заключить мир с Германией), которы­е обычно заканчивались в психиатрических больницах, а в конце концов — домашним арестом на хуторе Верх­ний Кондрючий, под каковым Бог Земли пребывал до того момента, как в журнале «Огонек» появилась посвященная ему и имевшая невероятный успех статья «Эксперимент длиной в полвека».

В ответ на многочисленные письма читателей Иванов и сочинил свою «Детку»: «Мне скоро исполнится 85 лет. 50 из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни. Для этого я каждодневно испытываю на себе различные качества природы, особенно суровые стороны ее. Я полон желания весь свой опыт передать нашей молодежи и всем советским людям. Это мой подарок им».

«Подарок» состоял из 12 пунктов (приведем некоторые из них) :

1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным…

6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье…

11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал — хорошо, но самое главное — делай!»

Но главным, самым заветным неизменно оставался в картине мира Победителя приро­ды его величество Холод: «Дети мои милые! Если бы вы знали, что такое холод… Какая это очистительная сила, какое счастье, какая благодать. », «Наконец-то я по-настоящему понял и приобрел «друга» — ледяную воду.

Облива­ние ледяной водо­й и «купание в снегу» — это архиважно для укрепления и поддержания здоровья, а вместе с голоданием эти богатыри свалят любую болезнь…»

По босым следам Порфирия Иванова направи­л в положенный срок свои стопы и Геннади­й Петрович Малахов — самый известный сегодня адепт и популяризатор всех мыслимых и немыслимых нетрадиционных систем оздоровления.

Читайте также:  Тест по обж основы здорового образа жизни ответы 11 класс

После своей телевизионной эпопеи (с 2006 года Геннадий Петрович вел с полдюжины передач разной степени дикости, в которых среди прочего утверждал, что ветряную оспу можно вылечить с помощью водки, а коксартроз пасует перед молотой яичной скорлупой и костями морских рыб) он превратился в персона­жа интернет-мемов и объект пародий для стендап-комиков.

Но на самом деле Геннадий Петрович — ярчайший пример уходящей натуры, представитель того самого народного ополчения науки, которому умилялся Стив Шенкман, в прошлом штангист, грузчик винног­о магазина и водолаз-спасатель, неутомимый потребител­ь и распространитель околомедицинского самиздата, инди­видуум, доведший заботу о собственном самочувствии до уровней религиозных.

Его воистину крестный путь описан в поразительной книге дневников 1984–2005 годов под названием «Мне 50 лет». Это в прямом смысле слова физиологический очерк, история человека, всю свою жизнь положившего на алтарь Здоровья.

Голодание и сыроедение, медитация на чакры и асаны хатха-йоги, клизмы с кипяченой уриной и свечи из замороженного сливочного мас­ла, вещие сны и многозначительные видени­я сменяют друг друга в не поддающемся рациональном­у осмыс­лению калейдоскопе.

Начинает казаться, что Малахо­в вообще не занимается больше ничем, кроме как испыты­вает на себе все новые и новые «мистерии организма».

В какой-то момент его писания становятся похожи на труды Тимоти Лири или Станислава Грофа: отчеты о промываниях и чистках неотличимы от стенограмм психоделических откровений. «06.06.1985: «Это особое чувство счастья: я есть, я живу и наслаждаюсь этой жизнью. Все во мне поет, бурлит, требует движения, такое ощущение, что я просто неистощим. Ура!» 26.06.1986: «Сегодня утром пытался сдвинуть своим полем стрелку компаса. Ничего не вышло. Буду пытаться еще…» 17.03.1995: «Интересно отметить следующее: после ванн я как-то смягчился. Стул стал более правильным, мягким, колбасообразным…»

26 января 1996 года Геннадий Петрович сделал последнюю запись в дневнике: «Сегодня днем на прогулке с женой видел очень яркий и большой знак перед собой. Знак тот же, что и раньше, — птичка, а затем треугольник, от которого идут лучи. Внутри треугольника была пустота». После этого желание продолжать записи у Малахова отпало, «стало неинтересно».

Многое к этому моменту нужно было пересмотреть и осмыслить, многое уже невозможно было держать в себе, необходимо было поделиться своим бесценным опытом с городом и миром.

Это в конце концов привело к появлению нескончаемых книг («Целительные силы», «Интимные нормы и здоровье», «Золотые правила питания», наконец, подлинный перл — посвященный «моей терпеливой супруге Нине Михайловне Малаховой» труд по мочетерапии, гениально озаглавленный «Из сосуда своего») и телепередач. «Путь к здоровью» (есть у Геннадия Петровича и такая книга) продолжается.

И пусть информацию о нем сегодня черпают в интернете, а не из полуслепых ксероксов, настрой истинного борца за здоровый образ жизни остается неизменно оптимистическим: «Не удалось, но кое-что осталось. Космическое Я где-то рядом. Наша встреча еще впереди!»

Источник

Как пропагандировали ЗОЖ в СССР

Можно не любить СССР и ругать его за пропаганду и промывку мозгов (как кому нравится), но нельзя не отметить огромную работу по просвещению населения в области здорового образа жизни. В том числе и через мультипликацию.

Самыми популярными спортивными персонажами в советских мультфильмах, наверное, были и остаются парни из «Метеора» и «Вымпела» — их противостояние началось в 1955 году на футбольном поле и продолжалось в самых разных видах спорта на протяжении тридцати лет! Очень классные мультфильмы, за которые мы должны благодарны Борису Дёжкину.

Кроме этих мультфильмов была серия про Олимпиаду-80, где Баба Яга была против. Впрочем, этой анимацией пропаганда ЗОЖ не ограничивается, были и другие мультфильмы, чуть менее заметные и яркие, но не менее поучительные.

Вот пример такого мультипликационного фильма. «Ваше здоровье» снят в 1965 году Иваном Аксенчуком. Мультфильм сделан в виде притчи и повествует о преимуществах здорового образа жизни над вредными привычками. Казалось бы? Вроде и сатира, вроде и поучительная история.

Аксенчук вообще был мастером сатиры, многие его мультфильмы содержат этот элемент. Рисовал для «Вашего здоровья» Натан Лернер, его режиссерские работы вам больше могут быть известны — это четыре серии «Приключений Мюнхаузена» (именно в таком написании — прим. R&R). Роли в мультфильме озвучивали Папанов, Румянова, Вицин.

Картина получила Почётный диплом XXII МФ спортивных фильмов в Кортина-д’Ампеццо (Италия) в 1966 году.

Читайте наш сайт Run&Roll и ищите больше интересных новостей на нашем канале @runandroll

Источник