Меню

Эллипсис средство выразительности какое

Эллипсис в литературе

Эллипсис — это наме­рен­ный про­пуск сло­ва, кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го контекста.

Узнаем, что такое эллип­сис в лите­ра­ту­ре, для чего он исполь­зу­ет­ся. Приведем при­ме­ры эллип­са в литературе.

В язы­ке худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры име­ет­ся мно­же­ство средств, кото­рые исполь­зу­ют авто­ры для того, что­бы при­дать тек­сту образ­ность и выра­зи­тель­ность. Писатели име­ют боль­шой арсе­нал худо­же­ствен­ных средств, кото­рые назы­ва­ют тер­ми­на­ми «тро­пы» и «фигу­ры речи». Одной из фигур речи явля­ет­ся эллип­сис. Это сло­во гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния и бук­валь­но зна­чит «недо­ста­ток», «нехват­ка».

Чтобы понять, что такое эллип­сис, рас­смот­рим диалог:

Вторая репли­ка по соста­ву явно непол­ная. В ней отсут­ству­ет гла­гол «иду» или «соби­ра­юсь»:

Это выска­зы­ва­ние явля­ет­ся при­ме­ром эллип­си­са как фигу­ры речи, в кото­рой наме­рен­но про­пу­ще­но сло­во. Оно лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го кон­тек­ста. Говорящим вполне поня­тен смыл этой реплики.

В лите­ра­ту­ре эллип­сис явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой. Стилистические фигу­ры — это сло­вес­ные обо­ро­ты, кото­рые высту­па­ют в каче­стве образно-выразительных, уси­ли­тель­ных средств речи.

Я не люб­лю, когда наполовину
Или когда пре­рва­ли разговор.
Я не люб­лю, когда стре­ля­ют в спину,
Я так­же про­тив выстре­лов в упор.

В пер­вой фра­зе сти­хо­тво­ре­ния это­го поэта про­пу­ще­но сло­во. Восстановим его:

Я не люб­лю, когда напо­ло­ви­ну дела­ют (посту­па­ют)…

Наполненность сти­ха сра­зу утя­же­ли­ла его, исчез­ла лег­кость, рит­мич­ность, ощу­ще­ние дви­же­ния, хотя отме­тим, что чаще все­го в эллип­ти­че­ских постро­е­ни­ях как раз-то про­пус­ка­ет­ся имен­но гла­гол. Сделаем вывод, что исполь­зо­ва­ние эллип­са при­да­ет речи осо­бую выра­зи­тель­ность, дина­мич­ность и образность.

Эллипсис — это пред­на­ме­рен­ное сокра­ще­ние фра­зы. Автор застав­ля­ет чита­те­ля домыс­лить то сло­во или обо­рот, кото­рый умыш­лен­но им про­пу­щен. Писатель вовле­ка­ет чита­те­ля в твор­че­ский про­цесс, что созда­ет эффект сопе­ре­жи­ва­ния и уча­стия. С помо­щью этой фигу­ры в про­зе или поэ­зии пере­да­ет­ся инто­на­ция живой речи, выра­зи­тель­ность и образ­ность. Эта сти­ли­сти­че­ская фигу­ра широ­ко исполь­зу­ет­ся в пуб­ли­ци­сти­ке, ора­тор­ской и сце­ни­че­ской речи, опи­ра­ет­ся на соот­вет­ству­ю­щие явле­ния в раз­го­вор­ной речи.

Приведем при­ме­ры исполь­зо­ва­ния эллип­си­са в литературе.

Примеры

Обратимся к твор­че­ству клас­си­ка рус­ской и миро­вой лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина:

Пороша. Мы вста­ем, и тот­час на коня,
И рысью по полю при пер­вом све­те дня.

Читаем в сти­хо­тво­ре­нии Марины Цветаевой:

Вы — с отрыж­ка­ми, я — с книжками,
Вы — с трю­фе­лем, я — с грифелем,
Вы — с олив­ка­ми, я — с рифмами,
Вы — с пику­лем, я — с дактилем.

А вот как мастер­ски́ исполь­зу­ет эллип­сис в сво­ем сти­хо­тво­ре­нии поэтес­са Анна Ахматова:

Привольем пах­нет дикий мёд,
Пыль — сол­неч­ным лучом,
Фиалкою — деви­чий рот,
А золо­то — ничем.

Итак, эллип­сис в лите­ра­ту­ре — это лако­нич­ность, лег­кость и дина­мич­ность поэ­ти­че­ской речи. С помо­щью эллип­си­са пере­да­ет­ся живая раз­го­вор­ная речь, текст при­об­ре­та­ет худо­же­ствен­ную выра­зи­тель­ность и живость.

Видеоурок «Литература. Эллипсис. Зевгма»

Источник

Эллипсис средство выразительности какое

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста .

К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон, именительный темы.

Читайте также:  Каким народным средством лечить горло когда болит

Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.
Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.
(M. Ю. Лермонтов)

Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (Из газет)
Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.
Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
То было в утро наших лет —
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!
О свежий дух березы.
(А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна.
(М. Ю. Лермонтов)
Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
Друзья мои!
Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен
(А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь!
О, холодная осень! Немая!
(К. Д. Бальмонт)

Внимание! Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах.
Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.

Источник



Эллипсис

Эллипсис (от греч. elleipsis — вы­па­де­ние, опу­ще­ние) — это фигура речи, при которой в предложении опускаются слова. Делается это специально и в основном в устной речи.

При этом смысл предложения не теряется: его можно понять из контекста.

Например: Я пойду налево, ты — направо. Лисе Алисе — пять золотых, коту Базилио — один.

Эллипсис используется как средство выразительности. Речь становится более краткой и эмоциональной. Иногда, в зависимости от контекста, более небрежной или взволнованной.

Примеры из литературы

«Крот приносил питательные коренья.
Мыши — сахар, сыр и кусочки колбасы…
Ястреб — жареную дичь.
Майские жуки — разные ягоды.
Бабочки — пыльцу с цветов — пудриться».
А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Эллипсис: мыши (приносили) сахар, ястреб (приносил) дичь и т. д.

«И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит».
А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный»

Эллипсис: налево (идёт) — сказку говорит.

«Хочешь знать, как все это было? —
Три в столовой пробило…».
А. Ахматова «Хочешь знать»

Эллипсис: три (часа) в столовой пробило.

«Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры. «.
М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Эллипсис: что ж мы? на зимние квартиры? — подразумевается: что же мы (будем делать)? (Мы отправимся) на зимние квартиры?

«Какая есть. Желаю вам другую,
Получше.
Больше счастьем не торгую,
Как шарлатаны и оптовики…».
А. Ахматова «Какая есть»

Эллипсис: желаю вам другую (женщину, девушку).

«Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую…».
С. Есенин «Какая ночь! Я не могу…»

Эллипсис: ты не меня (отлюбила), а я (отлюбил) другую.

Читайте также:  Чистящее средство порошок абразив

Эллипсис и синтаксический параллелизм

Эллипсис часто используют вместе с синтаксическим параллелизмом. Это фигура речи, при которой у предложений одинаковая структура.

При одинаковой структуре следующих друг за другом предложений легче понять контекст, особенно когда используется эллипсис (то есть если специально опущены слова).

«О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!».
А. Блок «О, я хочу безумно жить…»

Эллпсис: всё сущее (хочу) увековечить, безличное (хочу) вочеловечить, несбывшееся (хочу) воплотить.

Источник

Эллипсис в литературе

Эллипсис — это наме­рен­ный про­пуск сло­ва, кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го кон­тек­ста.

Узнаем, что такое эллип­сис в лите­ра­ту­ре, для чего он исполь­зу­ет­ся. Приведем при­ме­ры эллип­са в лите­ра­ту­ре.

В язы­ке худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры име­ет­ся мно­же­ство средств, кото­рые исполь­зу­ют авто­ры для того, что­бы при­дать тек­сту образ­ность и выра­зи­тель­ность. Писатели име­ют боль­шой арсе­нал худо­же­ствен­ных средств, кото­рые назы­ва­ют тер­ми­на­ми «тро­пы» и «фигу­ры речи». Одной из фигур речи явля­ет­ся эллип­сис. Это сло­во гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния и бук­валь­но зна­чит «недо­ста­ток», «нехват­ка».

Чтобы понять, что такое эллип­сис, рас­смот­рим диа­лог:

Ты куда сей­час идешь?
Я домой!

Вторая репли­ка по соста­ву явно непол­ная. В ней отсут­ству­ет гла­гол «иду» или «соби­ра­юсь»:

Я соби­ра­юсь домой!

Это выска­зы­ва­ние явля­ет­ся при­ме­ром эллип­си­са как фигу­ры речи, в кото­рой наме­рен­но про­пу­ще­но сло­во. Оно лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го кон­тек­ста. Говорящим вполне поня­тен смыл этой репли­ки.

В лите­ра­ту­ре эллип­сис явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой. Стилистические фигу­ры — это сло­вес­ные обо­ро­ты, кото­рые высту­па­ют в каче­стве образно-выразительных, уси­ли­тель­ных средств речи.

ОпределениеЭллипсис — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, кото­рая заклю­ча­ет­ся в про­пус­ке слов или фак­тов, кото­рые под­ра­зу­ме­ва­ют­ся из кон­тек­ста.

Я не люб­лю, когда напо­ло­ви­ну
Или когда пре­рва­ли раз­го­вор.
Я не люб­лю, когда стре­ля­ют в спи­ну,
Я так­же про­тив выстре­лов в упор.

В пер­вой фра­зе сти­хо­тво­ре­ния это­го поэта про­пу­ще­но сло­во. Восстановим его:

Я не люб­лю, когда напо­ло­ви­ну дела­ют (посту­па­ют)…

Наполненность сти­ха сра­зу утя­же­ли­ла его, исчез­ла лег­кость, рит­мич­ность, ощу­ще­ние дви­же­ния. Сделаем вывод, что исполь­зо­ва­ние эллип­са при­да­ет речи осо­бую выра­зи­тель­ность, дина­мич­ность и образ­ность.

Эллипсис — это сокра­ще­ние фра­зы. Автор застав­ля­ет чита­те­ля домыс­лить то сло­во или обо­рот, кото­рый умыш­лен­но им про­пу­щен. Писатель вовле­ка­ет чита­те­ля в твор­че­ский про­цесс, что созда­ет эффект сопе­ре­жи­ва­ния и уча­стия. С помо­щью этой фигу­ры в про­зе или поэ­зии пере­да­ет­ся инто­на­ция живой речи, выра­зи­тель­ность и образ­ность.

Приведем при­ме­ры исполь­зо­ва­ния эллип­си­са в лите­ра­ту­ре.

Примеры

Обратимся к твор­че­ству клас­си­ка рус­ской и миро­вой лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина:

Читайте также:  Состав чистящих средств для мониторов

Пороша. Мы вста­ем, и тот­час на коня,
И рысью по полю при пер­вом све­те дня.

Читаем в сти­хо­тво­ре­нии Марины Цветаевой:

Вы — с отрыж­ка­ми, я — с книж­ка­ми,
Вы — с трю­фе­лем, я — с гри­фе­лем,
Вы — с олив­ка­ми, я — с риф­ма­ми,
Вы — с пику­лем, я — с дак­ти­лем.

А вот как исполь­зу­ет эллип­сис в сво­ем сти­хо­тво­ре­нии поэтес­са Анна Ахматова:

Привольем пах­нет дикий мёд,
Пыль — сол­неч­ным лучом,
Фиалкою — деви­чий рот,
А золо­то — ничем.

Итак, эллип­сис в лите­ра­ту­ре — это лако­нич­ность, лег­кость и дина­мич­ность поэ­ти­че­ской речи. С помо­щью эллип­си­са пере­да­ет­ся живая раз­го­вор­ная речь, текст при­об­ре­та­ет худо­же­ствен­ную выра­зи­тель­ность и живость.

Источник

Эллипсис

Парцелляция >>

Эллипсис. Пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое: — Франц, в мою спальню вещи князя! — обратился он к слуге, провожавшему Болконского (Л.Н.Толстой).

Слайд 49 из презентации «Изобразительно-выразительные средства языка». Размер архива с презентацией 2430 КБ.

Средства выразительности

«Средства языка» — Метафора. В 5-8 классах на уроках русского языка и литературы (на этапе знакомства с тропами). Удачные ли сравнения нашел поэт? 5. Найдите эпитет. 3. Какой троп не использован в четверостишии Н. Заболоцкого? — Художественное преуменьшение предмета с целью усиления эмоционального воздействия. Осень. Средства художественной выразительности. Фигуры речи. Эпифора. Какую роль выполняет антитеза? Ассонанс.

«Средства художественной выразительности» — Месяц. Образы радости и печали. Восточная мудрость. Неодушевленные предметы. Вспомните стихотворение. Образ зимы. Тайны словесного искусства. Эпитеты. Орлица. Изобразительно-выразительные средства языка. Действие. Воображение. Художественный образ. Служебное слово. Простор изображенной картины. Закончить предложения. Картинная живопись слова.

«Средства выразительности» — Лексические средства. А.И.Куинджи « Березовая роща» 1879. Дитмар Эльяшевич Розенталь. Учиться хорошей речи надо долго и внимательно. Был прекрасный июльский день. Широкое звездное небо. Лексические средства выразительности речи. Три секрета выразительности русской речи. Мудрым познанием жизни отзовётся слово британца. Работы учеников.

«Средства речевой выразительности» — Сарказм. Антитеза. Контекстные синонимы. Антонимы. Синтаксический параллелизм. Эпифора. Анафора. Перифраз. Метонимия. Многосоюзие. Аллегория. Лексический повтор. Форма изложения. Гипербола. Литота. Образность художественной речи. Градация. Художественные символы. Способы выражения сравнения. Тропы. Умолчание. Фонетические средства выразительности речи. Афоризм. Метафора. Синекдоха. Риторический вопрос.

«Изобразительные средства языка» — Многосоюзие. Эпифора. Слово, образно определяющее предмет. Антитеза. Способы сравнения. Условия выразительности речи. Метафора. Инверсия. Метонимия. Эпитет. Связь. Ирония. Параллелизм. Градация. Умолчание. Выразительность речи. Эллипсис. Изобразительно-выразительные средства языка. Литота. Сарказм. Анафора. Тропы. Гипербола. Риторический вопрос. Синекдоха. Риторическое обращение. Повторение слов или оборотов.

«Метонимия» — Слова тарелка, стакан обозначают и определённые виды посуды (тарелка супу, стакан воды) и содержимое, влитое в посуду. например: Съел две тарелки. Выпил стакан. Метонимия. Слова золото, хрусталь, фарфор могут обозначать материал: изделия из золота, хрусталя или фарфора. На полках – сплошной хрусталь. Успехов в определении метонимий! Сердце шалит. Сравните: изделия из фарфора и хрусталя – выставка фарфора и хрусталя.

Всего в разделе «Средства выразительности» 12 презентаций

Источник