Меню

Экстралингвистические средства общения что это

Пара- и экстралингвистические средства коммуникации

Компоненты речевой ситуации как внелингвистические факторы

Отметим, что экстралингвистическими факторами вполне можно назвать и компоненты речевой ситуации. «Экстра» = «сверх»: в смысле то, что не изучается непосредственно лингвистикой (наукой о языке).

Давайте вспомним это компоненты:

  • Говорящий.
  • Адресат.
  • Предмет разговора.
  • Цель коммуникации.
  • Обстановка общения.

Иные факторы успешной коммуникации

Помимо экстралингвистики и просодики, имеют место и такестические средства общения: поцелуй, рукопожатие, похлопывание или иное прикосновение.

Говоря об успешном выстраивании речевого общения, не надо обходить стороной и проксемику — расстояние между собеседниками. Оно может быть личным, интимным, близким, публичным, социальным. Важную роль играет и ориентация общения — угловая, независимая, конкурирующе-оборонительная позиция.

А заключает успешность диалога образ собеседника — его манера одеваться, украшать себя, делать прическу и макияж.

Типы речевого общения

В инакоязычной и родной речи можно выделить три основных типа речевой коммуникации:

  • Официальный, деловой. Это общение подчиненного с боссом, учителя с учеником, доктора с пациентом и проч. Для него характерна наиболее жесткая регламентация речевым этикетом. Нарушение каких-то его правил может даже грозить серьезными санкциями.
  • Полуофициальный. Это беседа коллег, группы студентов, родственников. Нормы речевого этикета здесь уже более размыты. Общение же выстраивается более по правилам, характерным для этой малой группы.
  • Неофициальный. Разговоры с друзьями, возлюбленными, знакомыми, внутри семьи. Соблюдение речевого этикета здесь довольно условно. Тональность, темы общения свободны. Люди здесь ограничивают себя только собственными нравственными представлениями, моралью, тактичностью.

Компоненты речевой ситуации

Чтобы лучше понимать основную тему нашего разговора, выделим основные компоненты речевого общения:

  • Участники. Существуют как прямые участники — адресат и адресант, так и третьи лица — наблюдатели, слушатели. Присутствие последних формирует саму ситуацию, влияет на ход общения.
  • Место и время коммуникации. Очень важный аспект, определяющий стиль общения. Беседа на улице, разговор на вечеринке, выступление перед уважаемой аудиторией — различные речевые ситуации. Внутри себя разделяются на две ветви: Канонические — произнесение речи синхронно моменту ее восприятия. Адресат и адресант находятся в одно время в одном и том же месте.
  • Неканонические — время произнесения не совпадает со временем восприятия, сама речь не имеет определенного адресата (например, публичный доклад, разговор по телефону, общение с помощью писем и проч.)
  • Предмет общения.
  • Цель общения. Результат, который участники коммуникации хотят видеть итогом своего речевого взаимодействия. Цели разделяются на следующие группы:
      Непосредственно выражаемые.
  • Прямые. В частности, прием и передача данных.
  • Косвенные.
  • Долговременные.
  • Так называемые интеллектуальные: критика, поиск истины, обсуждение, разъяснение и проч.
  • Обратная связь между участниками диалога. Здесь две категории:
      Активная (диалог).
  • Пассивная (пример — текст письменного ответа).

    Что это — экстралингвистические факторы?

    Теперь еще несколько определений этого феномена. Экстралингвистические (социальные) факторы общения — это параметры социальной (внеязыковой) действительности, которые обуславливают как частые, так и глобальные изменения в речи.

    Также стилеобразующими, внелингвистическими, экстралингвистическими факторами общения называют массу явлений внеязыковой действительности, в которых и под влиянием которых речь приобретает массу своих стилевых характеристик, а также происходит организация и отбор языковых средств.

    Что относится к социальным факторам речевого общения?

    К экстралингвистическим факторам в глобальном плане относят:

    • Ряд демографических параметров (плотность, способ расселения).
    • Возрастную разницу.
    • Социальную структуру общества.
    • Численность населения, являющегося носителям языка, на котором происходит диалог.
    • Культурно-языковые особенности.
    • Письменные традиции.
    • Языковые культурно обусловленные контакты.

    Вот мы и рассмотрели экстралингвистические факторы и средства общения. Это все те внеязыковые особенности, которые, в зависимости от правильности применения, могут сделать коммуникацию как успешной, так и неудовлетворительной.

    Читайте также:  Бюджетные средства для умывания лица для жирной кожи

    Речевая ситуация

    Что такое речевая ситуация в иностранной и родной речи? Фактически это первая ступень общения между людьми. В современной реальности данные ситуации могут быть как естественными (два знакомых встретились на улице и разговорились), так и искусственными (школьникам предложили порассуждать на уроке по поводу социальных проблем региона).

    Разновидностей и тем речевого общения в нашем мире множество. Вместе они обогащают духовную жизнь человечества, нашу культуру.

    Речевая ситуация — конкретные обстоятельства, на фоне которых происходит человеческое общение. Она — исходный момент любого нашего речевого действия: в зависимости от нее выстраивается модель диалога, общения с аудиторией, поиск тем разговора, русло беседы и проч.

    Пример текста речевой ситуации:

    • Дружеская беседа.
    • Выступление с докладом.
    • Объяснение перед начальством.
    • Консультация насчет покупки компьютера.
    • Объяснение малышу, почему спички — это не игрушка и проч.

    Источник

    

    СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

    Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

    Смотреть что такое «СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ» в других словарях:

    ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что неречевые средства общения и невербальные средства общения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что неречевые средства общения и экстралингвистические средства общения. Невербальными считаются такие средства общения, которые обеспечивают процесс общения без использования языковых средств. Психологи… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — То же, что невербальные средства общения и экстралингвистические средства общения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Словарь — Словарь 1) лексика, словарный состав языка, диалекта, какой либо социальной группы, отдельного писателя и т. п. 2) Справочная книга, которая содержит слова (или морфемы, словосочетания, идиомы и т. п.), расположенные в определённом порядке… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Методы лингвостилистического анализа — – это совокупность различных приемов анализа текста (и его языковых средств), с помощью которых в стилистике формируются знания о закономерностях функционирования языка в различных сферах общения; способы теоретического освоения наблюдаемого и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Научно-популярный подстиль — – одна из стилистико речевых разновидностей науч. функц. стиля, выделяемая (по сравнению с собственно научным) на основании реализации дополнительных задач коммуникации – необходимости перевода специальной науч. информации на язык неспециального… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    официально-деловой стиль — (деловой, официально документальный, административный, законодательный, официально канцелярский, канцелярский, деловая словесность) Один из функциональных стилей современного литературного языка, обслуживающий сферу права, власти, администрации,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Читайте также:  Лучшие стойкие тональные средства для возрастной кожи

    Источник

    ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

    Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

    Смотреть что такое «ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ» в других словарях:

    СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ. См. экстралингвистические средства общения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что неречевые средства общения и экстралингвистические средства общения. Невербальными считаются такие средства общения, которые обеспечивают процесс общения без использования языковых средств. Психологи… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — То же, что невербальные средства общения и экстралингвистические средства общения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Словарь — Словарь 1) лексика, словарный состав языка, диалекта, какой либо социальной группы, отдельного писателя и т. п. 2) Справочная книга, которая содержит слова (или морфемы, словосочетания, идиомы и т. п.), расположенные в определённом порядке… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Методы лингвостилистического анализа — – это совокупность различных приемов анализа текста (и его языковых средств), с помощью которых в стилистике формируются знания о закономерностях функционирования языка в различных сферах общения; способы теоретического освоения наблюдаемого и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Научно-популярный подстиль — – одна из стилистико речевых разновидностей науч. функц. стиля, выделяемая (по сравнению с собственно научным) на основании реализации дополнительных задач коммуникации – необходимости перевода специальной науч. информации на язык неспециального… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    официально-деловой стиль — (деловой, официально документальный, административный, законодательный, официально канцелярский, канцелярский, деловая словесность) Один из функциональных стилей современного литературного языка, обслуживающий сферу права, власти, администрации,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Источник

    Просодические и экстралингвистические средства общения

    Это характеристики голоса и речи.

    Просодика –это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

    Экстралингвистическая составляющая речи –включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека (плача, кашля, смеха, вздоха).

    С помощью просодических и экстралингвистических средств регулируются потоки речи, экономятся языковые средства общения. Они дополняют, замещают и предвосхищают (предугадывают) речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

    Звуки в их восприятии могут быть горячими, холодными, узкими, рычащими, плохими, хорошими и т.д.

    Звуки складываются в слова, которые могут быть благозвучными или неблагозвучными. Обилие шипящих, свистящих звуков и их сочетание воспринимается как неблагозвучное и формирует определенные эмоции. Об этом нужно помнить при образовании аббревиатур и употреблении иностранных слов в их русской транскрипции.

    Благозвучными или неблагозвучными могут быть не только отдельные слова, но и речь в целом. На благозвучие речи оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов и связанное с этим чередование коротких или длинных слов.

    Читайте также:  Как ввести в эксплуатацию основное средство с услугами

    Речь благозвучна, если короткие слова чередуются с длинными, тогда не возникает ощущения «рубленной речи» («Вы мне не указ, сам это знаю») или «монотонной» («Вышеупомянутые указания, безусловно, известны глубокоуважаемым коллегам») речи. Перед выступлением всегда нужно проверять текст с точки зрения его благозвучания.

    Наблюдения показывают, что плавная, спокойная, размеренная манера речи наиболее привлекательна в общении. В процессе общения собеседник с большим удовольствием станет слушать мелодичный, низкий, бархатный, теплый голос чем высокий, гнусавый, пронзительный, резкий, скрипучий, дрожащий голос.

    В речи интонация выполняет различные функции:

    1) Коммуникативная функция – определяет основные коммуникативные типы высказывания (повествование, вопрос, побуждение): «Он пришел». «Он пришел? Проходите!»;

    2) Выделительная функция заключается:

    — в выделении степени важности отрезков высказывания;

    — в особом выделении какого-либо элемента высказывания с помощью логического ударения.

    1. Невербальные средства играют большую роль в процессе общения, поскольку по невербальному каналу передается та информация, которая не может быть передана вербальными средствами.

    2. Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

    Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

    Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

    Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

    Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

    Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

    Для делового общения нужно иметь в виду, что в русском языке в обращении, будь то имя или слова «господин», «товарищ», акцент обычно ставится на первом слове:

    Татьяна Петровна, господин Президент

    В европейских языках акцент, как правило, делается на втором слове:

    Herr Paul; Fray Schmid; mister Jonson.

    3) Эмоциональная функция – заключается в том, что с ее помощью высказыванию передаются различные эмоциональные оттенки.

    Высоким голосом обычно передаются радость, энтузиазм, недоверие, гнев, страх.

    Мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы обычно передают горе, печаль, усталость.

    Быстрая речь свидетельствует о взволнованности и обеспокоенности чем-либо. Медленная речь отражает угнетенное состояние, горе, высокомерие или усталость.

    Тембр голоса, то есть его окраска, характер звука индивидуален, и помимо своих естественных характеристик, зависит от эмоционального состояния человека.

    При волнении голос становится дрожащим и резким. В спокойном состоянии голос более мягкий. При сдерживаемом недовольстве в голосе появляются «металлические» ноты. Идеальный тембр голоса должен быть глубоким, «темным» и мелодичным.

    Рекомендации менеджеру – необходимо:

    — контролировать свой голос, чтобы он звучал уверенно и дружелюбно;

    — избегать ярко выраженных эмоциональных интонаций, связанных с резкими скачками тона, большими частотными диапазонами;

    — следить за темпом и скоростью речи;

    — соблюдать правила благозвучия речи;

    — пользоваться полным стилем произношения, то есть отчетливо произносить слова.

    Очень важна в деловом общении «энергетика речи»: ее экспрессия и тональная вариативность. Слушателям импонирует такая манера поведения, когда выступающий не суетится, а эмоционально говорит, не скрывая при этом своих чувств и убеждений, передавая их разнообразной интонацией. Зачастую именно в интонации кроется истинный смысл сообщения. То, как мы говорим, во многих случаях важнее того, что мы говорим.

    Также следует отметить паузу в деловом общении. Главная задача паузы – психологическая. С ее помощью говорящий может привлечь внимание и вызвать интерес у собеседников (если говорящий делает короткую паузу перед важным сообщением и после, то таким образом он выделяет его). Паузу можно применять между отдельными элементами мысли: фразами, предложениями.

    Источник