Меню

Эффективное использование средств фонда социального страхования



Формирование и использование средств ФСС

Управление Фондом социального страхования осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отделениях – аппараты органов ФСС. При ФСС образуется правление, при региональных – координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами.

В соответствии с Положением о ФСС основными задачами ФСС являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;

4) разработка совместно с Министерством труда и социально-то развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5) организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Средства ФСС образуются за счет:

1) страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

2) доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом фонда на соответствующий год;

3) добровольных взносов физических и юридических лиц;

4) ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;

5) прочих доходов (не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам и т.п.). Возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, добровольных взносов и др.

Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы – 92 % от общей суммы доходов. До 2001 г. размер страховых взносов составлял 5,4 % от фонда оплаты труда. С введением с 1 января 2001 г. единого социального налога ставка отчислений в ФСС была снижена до 4 %.

Причем эта ставка является регрессивной.

Все выплаты из ФСС можно условно разделить на три группы:

1) выплаты по временной нетрудоспособности;

2) санаторно-курортное лечение;

3) социальная помощь семьям, имеющим детей.

Средства ФСС направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

3) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, расположенные на территории РФ и государствах—участниках СНГ в том числе расходы на лечебное питание;

4) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработная плата работников, культурно-массовое обслуживание);

5) частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

6) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

7) оплату проезда к месту лечения и обратно;

8) создание резерва для обеспечения устойчивости фонда на всех уровнях;

9) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

10) проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

11) осуществление иных задач в соответствии с задачами фонда

Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования наличные счета застрахованных

Примерно 75 % взносов на социальное страхование остается в распоряжении страхователя. По истечении финансового года, если у страхователя остаются неиспользованными средства, он обязан их перечислить в федеральный и региональный уровни. В то же время в случае превышения фактических расходов над суммой начисленных страховых взносов страхователь не имеет права приостанавливать выплату пособий. Недостаток средств ему возмещается за счет исполнительного органа фонда.

Что касается санаторно-курортного обслуживания, то ежегодно исполнительный орган утверждает страхователю лимит средств, которые он может использовать на приобретение путевок.

Средства государственного социального страхования относятся на себестоимость продукции, работ и услуг.

О формировании и использовании средств ФСС можно судить по схеме 4.1.

Схема 4.1. Финансовые потоки ФСС РФ

Федеральный бюджет

Из этой схемы видно, что основная часть средств социальною страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 22 %) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, учреждениями, организациями. Из схемы также видно, что часть поступлений в ФСС осуществляется из федеральною бюджета. Это компенсационные выплаты по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление, компенсации гражданам, пострадавшим от радиации, и т. п. Часть средств ФСС направляется в Пенсионный фонд для компенсаций семьям военнослужащих и иных компенсационных выплат.

Источник

Оценка эффективности деятельности системы обязательного социального страхования населения

д. э.н., доцент, в. н.с. Оренбургского филиала Института экономики УрО РАН

Оценка эффективности деятельности системы обязательного социального страхования населения

Уровень социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства воплощается в качественных и количественных характеристиках реализуемой социальной политики и функциональной эффективности институтов предоставления государственных социальных гарантий как всем жителям страны, так и отдельным категориям граждан.

Современные условия социально-экономического развития страны актуализируют потребность создания эффективной системы социальной защиты населения посредством модернизации ее субъектов и оптимизации ее деятельности на основе реализации обоснованной и взвешенной социальной политики[1].

Последствия мирового финансово-экономического кризиса, производственно-промышленная реструктуризация экономики, дисбаланс трудовых ресурсов (безработица в условиях высокой потребности в кадрах отдельных предприятий и сфер деятельности), медико-демографические последствия депопуляционных процессов в стране (высокий уровень смертности, заболеваемости и низкий уровень рождаемости), начало периода резкого падения стоимости нефти на мировом рынке[2] (зависимость наполнения бюджета от цены реализации углеводородного сырья) и другие факторы оказывают воздействие на формирование и реализацию государственной политики, в том числе в контексте обеспечения социальных гарантий гражданам страны.

Обязательное социальное страхование является важным элементом системы финансов страны, одним из звеньев института обеспечения социальных прав участвующего в трудовой деятельности человека и членов его семьи, а также развитой, общественно значимой отраслью страхования.

Трудоспособное население, непосредственно участвующее в трудовой деятельности, посредством использования обязательного социального страхования обеспечивает свою уверенность в том, что при реализации социальных рисков уровень страховых выплат будет достаточным для поддержания достойного уровня жизни.

Формирование адекватной современным социально-экономическим условиям и эффективно работающей системы обязательного социального страхования является залогом обеспечения национальной экономической безопасности страны и поддержания качества жизни населения.

Система обязательного социального страхования органично встроена в национальную экономическую систему, эти системы имеют четкую взаимосвязь и значительную взаимообусловленность. В условиях рыночной экономики обостряются вопросы финансового обеспечения формирования и реализации политики социальной поддержки населения в контексте продолжающегося увеличения удельного веса всех социальных расходов в общих расходах государства. Неустойчивость мировой и национальной финансовой системы ставит новые вопросы перед обязательным социальным страхованием и руководством страны – не только как сегодня осуществлять погашение принятых (существовавших ранее) обязательств, но и каким образом, для кого и в каких размерах следует производить дальнейшее накопление необходимых для этого общественных фондов.

Существующий финансовый механизм обязательного социального страхования имеет много противоречий, которые негативно сказываются на социальной и экономической эффективности деятельности участников системы по обеспечению качественного воспроизводства человеческого потенциала региона.

Субъекты системы обязательного социального страхования, а также их права и обязанности определяются законодательными актами — федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования[3]. Субъектами страховых отношений являются:

1. «Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Читайте также:  Как сделать разукомплектацию в 1с основного средства

2. Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

3. Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования».

Финансовый механизм обязательного социального страхования можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Финансовый механизм обязательного социального страхования населения РФ.

Финансовый механизм обязательного социального страхования представляет собой достаточно сложную, многоуровневую конструкцию, реализующую свои функциональные возможности по этапам взаимодействия субъектов.

Процесс взаимодействия можно разделить на три уровня, которые в значительной степени автономны и позволяют непосредственным участникам взаимодействия реализовать в значительной степени свои обязанности и права:

— уровень страхователя, на котором идет непосредственный расчет размера и перечисления страховых взносов, а также начисление и оплата застрахованному лицу страховой выплаты;

— уровень страховщика – Фонда социального страхования, на котором осуществляется формирование и инвестирование страхового резерва, а также определяются направления расходования финансовых средств, категории получателей пособий и услуг, перечень страховых случаев и иных событий, методика расчета страховых и не страховых выплат, виды и способы предоставления социальных, медицинских и иных услуг;

— уровень получателя страховых выплат и услуг, на котором формируется реальная картина происходящих событий у различных категорий лиц и их последствия в виде произведенных выплат и предоставленных услуг.

Следует отметить, что получателем страховых и не страховых выплат и услуг являются застрахованные (работающие) лица, а также члены их семей и иные не подлежащие страхованию лица.

Следует обратить особое внимание на то, что в отношении работающего населения используются две взаимодополняющие системы обязательного социального страхования:

1. В связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, направленного на обеспечение комплексного страхового возмещения работнику при наступлении производственной травмы и профессионального заболевания[4].

2. В связи с временной нетрудоспособностью, вызванной заболеваниями и бытовыми травмами, и в связи с материнством (беременностью, родами и осуществлении ухода за ребенком до достижения возраста 1,5 лет)[5].

Так как страхователь, страховщик и застрахованный в данных видах страхования совпадают, поэтому анализ их деятельности проводится параллельно и идентично.

В соответствии с законодательством лицо, отнесенное к категории страхователя, должно в короткий срок после своей регистрации встать на учет в Фонд социального страхования как плательщик страховых взносов, а в дальнейшем своевременно отчитываться о начисленных и перечисленных страховых взносах за застрахованных (работающих не предприятии) лиц за каждый отчетный период.

Полнота реализации законодательных норм определяется стадией процесса и оценивается по следующим критериям:

На стадии организации страхования:

1. Полнота регистрации страхователей определяется по формуле 1:

, (1)

где — показатель полноты регистрации страхователей в Фонде социального страхования (%);

– численность хозяйствующих субъектов административной территории, зарегистрированных в Фонде социального страхования в качестве страхователя;

– сумма хозяйствующих субъектов административной территории.

Показатель должен стремиться к 100%

2. Охват обязательным социальным страхованием работающего населения определяется по формуле 2:

, (2)

где – доля работающего населения административной территории, застрахованного по обязательному социальному страхованию (%);

Чзр – численность застрахованного работающего населения на административной территории;

– сумма работающего населения на административной территории.

Показатель должен стремиться к 100%

3. Прогноз изменений численности страхователей и количества застрахованных лиц на административной территории.

Для расчета можно использовать общепризнанные прогнозные модели, базирующиеся на современных социально-экономических показателях административной территории и учитывающие стратегию развития территории на краткосрочный и долгосрочный период[6].

Прогнозные показатели позволяют представить различные сценарии развития обязательного социального страхования в контексте определяющего влияния демографических[7], социально-экономических[8] и производственных[9] параметров функционирования региональных систем на стадии формирования страхового резерва.

4. Доля перечисленных страхователем в Фонд социального страхования страховых взносов из начисленных за отчетный период определяется по формуле (3):

, (3)

где Дпсвз — доля перечисленных страхователем в Фонд социального страхования страховых взносов за отчетный период (%);

Псвз – объём перечисленных страхователем в Фонд социального страхования страховых взносов за отчетный период;

свз — сумма начисленных страховых взносов за отчетный период.

Показатель должен стремиться к 100%.

Данный показатель отражает полноту и своевременность выполнения страхователем своих обязанностей по начислению и перечислению в Фонд социального страхования страховых взносов за застрахованных работников в установленные сроки.

5. Доля страхователей, несвоевременно начисливших, перечисливших страховых взносов и отчитавшихся о произведенных операциях в Фонде социального страхования определяется по формуле 4:

, (4)

где Дн — доля страхователей, допустивших несвоевременно начисливших, перечисливших страховых взносов и отчитавшихся о произведенных операциях в Фонд социального страхования за отчетный период.

Сн — страхователи, нарушившие требования законодательства о методике начислении, сроках перечислении страховых взносов и сроках предоставления отчета о произведенных операциях в Фонд социального страхования за отчетный период;

— сумма страхователей, зарегистрированных в Фонде социального страхования за отчетный период.

Данный показатель характеризует долю страхователей, допускающих нарушение своих обязанностей по обязательному социальному страхованию.

6. Доходы Фонда социального страхования определяются по формуле 5:

, (5)

где — доходы Фонда социального страхования за отчетный период;

— сумма страховых взносов, поступивших в Фонд социального страхования за отчетный период;

— сумма иных на запрещенных законом поступлений в Фонд социального страхования за отчетный период.

7. Структура доходов Фонда социального страхования позволяет определить долю наиболее значимых для формирования доходов и, соответственно, страховых резервов источников.

Следует особо отметить специфику источников, способов и видов осуществлении страховых выплат, которая заключается в следующем:

1) начисление и выплата страхового возмещения осуществляют как страхователь, так и Фонд социального страхования;

2) страховое возмещение осуществляется как в денежном виде, так и в виде социальных и медицинских услуг;

3) страхователь осуществляет выплату способом взаимозачета.

Способ взаимозачета заключается в том, что страхователю наряду с начислением и перечислением стразовых взносов в Фонд социального страхования вменяются обязанности, свойственные страховщику:

­ сбор у работников предприятия и хранения документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и объем нанесенного ущерба (больничный лист и другие документы);

­ расчет размера страхового возмещения по каждому страховому случаю с учетом всех необходимых параметров;

­ выплата застрахованному лицу или бенефициару страхового возмещения;

­ зачет осуществленных страховых выплат в счет начисленных и подлежащих перечислению страховых взносов по социальному страхованию, начисленная величина уменьшается на сумму фактически произведенных расходов по выплате соответствующего страхового возмещения.

­ в случае превышения суммы расходов на обязательное социальное страхование над суммой начисленного страхового взноса, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования, данное превышение учитывается на будущий период до полного погашения произведенных предприятием расходов на страховые выплаты.

На стадии осуществления страхователем страховых выплат:

8. Доля выплаченных страхователем застрахованным лицам страховых выплат определяется по формуле 6:

, (6)

где Дсв — доля выплаченных страхователем застрахованным лицам страховых выплат (%);

СВ – объём осуществленных за отчетный период страхователем страховых выплат застрахованным лицам;

сумма начисленных страховых выплат за отчетный период.

Показатель должен стремиться к 100%.

9. Доля страхователей, не имеющих возможность осуществить страховую выплату застрахованному лицу, определяется по формуле 7:

, (7)

где — доля страхователей, не имеющих возможность осуществить страховую выплату застрахованному лицу в отчетный период (%);

— число страхователей, не имеющих возможность осуществить страховую выплату застрахованному лицу в отчетный период;

— сумма всех страхователей, зарегистрированных в Фонде социального страхования в отчетный период.

Данные показатели характеризуют способность страхователей своевременно, в полном объеме начислять и осуществлять оплату застрахованному лицу начисленных страховых выплат. Причиной существенных нарушений данных обязанностей связаны, как правило, с частичном или полном прекращением финансово-хозяйственной деятельности страхователя.

На стадии расходования средств страхового резерва Фонда социального страхования:

10. Расходы Фонда социального страхования определяется по формуле 8:

, (8)

где — расходы Фонда социального страхования за отчетный период;

— сумма страховых выплат, осуществленных Фондом социального страхования за отчетный период;

— сумма иных на запрещенных законом расходов, осуществленных Фондом социального страхования за отчетный период.

Следует особо отметить, что Фонд социального страхования часть средств страхового резерва использует на ведение дела, а также осуществляет выплаты как страхового, так и не страхового характера.

Читайте также:  Денежный агрегат м2 в большей мере отражает роль денег как средство обращения чем м1

1) выплата страхового характера производится в случае отсутствии у страхователя финансовой возможности её осуществить застрахованному лицу;

2)выплата не страхового характера осуществляются:

а) медицинским и санаторно-курортным учреждениям посредством:

­ оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников предприятий и членов их семей[10];

­ оплаты медицинских услуг женской консультации, родильному дому и детской поликлиники через «родовой сертификат»[11];

б) одному из родителей независимо от участия в производстве в виде[12]:

­ единовременного пособия при рождении ребенка;

­ ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет для лиц, подлежащих и не подлежащих обязательному социальному страхованию;

в) беременной женщине независимо от участия в производстве в виде: единовременного пособия женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранний срок (до 12 недель) беременности;

г) наследникам умершего человека в виде пособия на погребение[13].

11. Структура получателей (застрахованных и не подлежащих страхованию лиц) денежных выплат и услуг.

Данный показатель выявит превалирование группы, относящейся к застрахованным или иным лицам.

12. Структура расходов Фонда социального страхования показывает долю каждого направления в общей сумме расходов, в т. ч. на ведение дела, выплаты страхового и не страхового характера, а также на оплату предоставляемых услуг.

13. Результаты финансовой деятельности Фонда социального страхования определяются как разница доходов и расходов за отчетный период.

Об экономической эффективности деятельности Фонда социального страхования[14] можно говорить в случае, когда доходы больше или равны расходам, т. е. когда страховые взносы и бюджетные трансферты достаточны для формирования страхового резерва, необходимого для выплат страхового и не страхового характера по всем взятым не себя обязательствам.

Обязательное социальное страхование населения выполняет социальную: функцию[15], заключающуюся в:

— обеспечении реализации важнейших прав граждан на труд, охрану здоровья, воспитание детей, обеспеченную старость и другие;

— реализации принципов социальной справедливости при распределении социальной помощи в зависимости от индивидуального предыдущего трудового вклада в формирование национального дохода;

— поддержании того социального статуса, которым обладал каждый человек до формирования ущерба от социальных рисков;

— проведении предупредительных мероприятий по снижению уровня социального риска, сокращению форм его проявлений, профилактике потенциального ущерба.

Социальная эффективность обязательного социального страхования оценивается как по наличию отдельных выплат конкретному человеку, так и по их величине.

Наиболее показательной является величина выплаты по социальному страхованию в сравнении:

1) с размером минимальных социальных стандартов, таких как минимальный размер оплаты труда, величина регионального прожиточного минимума соответствующей возрастной группы и другими;

2) с размером реальных доходов в виде индивидуальной и средней по отрасли и региону заработной плате;

3) с размером реальных расходов на коммунальные услуги, на содержание ребенка в дошкольном учреждении и др.

Как правило, выплаты застрахованному лицу по обязательному социальному страхованию значительно ниже размера социальных гарантий, что говорит о низкой социальной эффективности данной системы и необходимости ее реформирования с учетом имеющихся проблем.

Для повышения социальной эффективности и увеличения степени социальной защищенности ряд предприятий-страхователей посредством коллективного договора вводит за счет собственных средств значительный перечень дополнительных к обязательным выплат работникам при возникновении страхового случая: временной нетрудоспособности, травмы, рождении ребенка, осуществления ухода за ребенком, выход на пенсию и др. При этом максимально оптимизируется компенсация ущерба в результате потеря заработка.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.

Система обязательного социального страхования создана для обеспечения реализации социальных прав работающим населением страны.

Субъекты системы обязательного социального страхования имеют специфику своего взаимодействия, что отражается на функционировании финансового механизма.

Предложенный методический подход поэтапной оценки деятельности субъектов системы обязательного социального страхования позволяет определить социальную и экономическую эффективность функционирования и влияния на поддержания трудового потенциала и потенциала здоровья населения региона.

Результаты оценки необходимо использовать при разработке путей совершенствования деятельности субъектов системы обязательного социального страхования по развитию регионального человеческого потенциала.

При разработке социальной политики необходимо обратить пристальное внимание на оптимизацию деятельности социальной защиты, обязательного социального, пенсионного и медицинского страхования населения, призванных осуществлять непосредственное предоставление социальных гарантий различным категориям населения посредством оказания медицинских и социальных услуг и/или выплаты денежных средств (пособий, страховых выплат, дотаций, субсидий).

Формирование и реализация стратегия модернизации сферы социального страхования населения России должны корреллировать с долгосрочными целями социально-экономической политики государства при разработке бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года[16].

Несбалансированность финансовой системы социального страхования населения страны должна быть преодолена в рамках программы стратегии долгосрочного развития.

Достижение баланса финансовой системы социального страхования населения возможно посредством комплексного, взаимоувязанного решения следующих основных задач:

1. Повысить эффективность управления социальными рисками за счет:

— оптимизации перечня социальных рисков, подлежащих страхованию;

— организации мониторинга на производстве социальных рисков и подверженных им лиц, с выделением часто и длительно болеющих.

— использования мер и мероприятий предупреждения реализации отдельных социальных рисков (заболеваний и травм), сокращения длительности нетрудоспособности;

— разработки индивидуальных профилактических, оздоровительно-восстановительных мероприятий в отношении часто и длительно болеющих лиц;

— перевода процесса реализации женщиной функций материнства (период беременности, рождения и воспитания ребенка) из категории социального риска в категорию репродуктивного труда со всеми вытекающими последствиями.

2. Оптимизировать размер страхового взноса за счет:

— выявления всех внешних и внутренних факторов, осуществляющих воздействие на частоту реализации социальных рисков;

— внедрения актуарных расчетов размера страховых тарифов для обязательного социального страхования на случай заболеваний и травм, учитывающие виды, силу и степень влияния различных факторов;

— разработки усовершенствованных, детализированных методик и методов актуарных расчетов размера страховых тарифов в зависимости от профессиональных факторов при обязательном социальном страховании на случай производственных травм и профессиональных заболеваний[17];

— прекращения или максимально сокращения бюджетного финансирования отдельных расходов фонда социального страхования;

3. Оптимизировать размер страховых выплат и качества предоставляемых услуг за счет:

— повышения базового размера страховых выплат;

— коррекции с учетом уровня роста инфляции повышающего размер страховых выплат коэффициента;

— переноса в социальную защиту из системы обязательного социального страхования выплат не страхового характера, а также оплату медицинским учреждениям.

4. Повысить социальную и экономическую эффективность деятельности субъектов системы обязательного социального страхования.

Принятие руководством страны необходимых и адекватных вызову времени политических и экономических решений должно осуществляться своевременно, что позволит заложить крепкий фундамент национальной безопасности и обеспечить эффективное развитие системы страхования населения страны на долгосрочный период.

[1] Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 000 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

[2] Путин послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах от 28 июня 2012 года. — http://президент. рф.

[3] Ст. 6. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 01.01.01 г. (с изменениями от 01.01.01 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г., 14 июля 2008 г., 24 июля 2009 г., 29 ноября 2010 г.)

[4] Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 01.01.01 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября, 8, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 23 июля 2008 г., 24 июля, 28 ноября 2009 г., 19 мая, 27 июля, 29 ноября, 8, 9 декабря 2010 г.)

[5] Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями от 9 февраля, 24 июля 2009 г., 28 сентября, 8 декабря 2010 г., 25 февраля 2011 г.).

[6] Прогнозирование эффективности социально-экономических преобразований в территориальных системах / Под ред. д. э.н., , д. э.н. . — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. – 310 с.

[7] Андреева составляющая концепции человеческого потенциала. / Демографическая политика в регионе: проблемы и перспективы.: сб. ст. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. – С. 41 – 45.

[8] Научные основы инновационного развития территориальных социально-экономических систем. [Монография] / Под ред. д. э.н., проф. . — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. – 239 с.

[9] Лаврикова развития социально-ориентированных производств в экономическом пространстве крупнейшего города. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. – 157 с.

[10] Постановление Правительства РФ от 01.01.01 года 191 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 году» и Федеральный закон от 01.01.2001 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год».

Читайте также:  Лимон как противозачаточное средство

[11] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «О родовом сертификате».

[12] Федеральный закон от 01.01.2001 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.01.2001 ).

[13] Федеральный закон от 01.01.2001 «О погребении и похоронном деле» (в ред. Федерального закона от 01.01.2001 , от 01.01.2001 ).

[14] Янова страхование и внебюджетные фонды. – СПб.: ДНК», 2001. – 179 с.

[15] Роик социального страхования: организация, экономика и право: учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 456 с.

[16] Путин послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах от 01.01.01 года. — http://президент. рф.

[17] Санина механизмы функционирования системы обязательного социального страхования. — Воронеж: Научная книга, 2011. – 288 с.

Источник

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Александрова, А. А. Оценка эффективности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации / А. А. Александрова. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 5-9.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНД А

СОЦИАЛЬН О ГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. Александрова, студент

Научный руководитель: Н.С. Шмиголь , канд. экон . наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г . Москва)

Аннотация . В условиях высокой волатильности российской экономики и снижения уровня реально располагаемых доходов населения вопросы государственной социальной защиты приобретают особую актуальность . Одним из государственных внебюджетных фондов РФ, обеспечивающих социальную защиту населения в Российской Федерации я в ляется Фонд социального страхования Российской Федерации. В статье рассмотрены основные проблемы функционирования ФСС РФ, выявленные в ходе анализа доходов и расходов бюджета Фонда за 2013-2017 гг. , и возможные пути их решения.

Ключевые слова: Ф онд социального страхования, социальное обеспечение, страховые взносы, социальное страхование .

Фонд социального страхования Росси й ской Федерации (далее – ФСС РФ, Фонд) является формой образования и использ о вания денежных средств, предназначе н ных для обеспечения государственных г а рантий в системе социального страхов а ния.

С уть социального страхования состоит в том, чтобы путем формирования спец и ального денежного фонда за счет обяз а тельных страховых взносов осуществлять гарантированные государством социал ь ные выплаты, предназначенные для по л ного или частичного возмещения зарабо т ной платы или иных обязательств в р е зультате утраты трудоспособности, потери работы или потери кормильца . Основными преимуществами социального страхования по сравнению с бюджетным финансиров а нием социальных выплат являются:

– целевой характер страховых взносов (на финансирование страховых выплат);

– связь размеров страховых взносов и объемов страховых выплат (что стимул и рует занятость);

– возможность капитализации временно свободных денежных средств (доход от инвестирования временно свободных средств является дополнительным исто ч ником средств социального страхования в зарубежной практике социального страх о вания);

– возможность индексации страховых выплат параллельно с индексацией оплаты труда.

Основными задачами ФСС РФ в соо т ветствии с Положением о ФСС РФ явл я ются:

– обеспечение гарантированных гос у дарством пособий;

– разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государс т венное социальное страхование;

– участие в создании, исполнении гос у дарственных программ охраны здоровья работников;

– обеспечение финансовой устойчив о сти Фонда, в том числе путем создани я р е зерва;

– разъяснительные работы с населен и ем, страхователями по вопросам социал ь ного страхования, др.

Структура ФСС РФ представляет собой центральный аппарат и аппараты органов ФСС (в региональных отделениях) [1, с. 383] . Центральный аппарат возглавляет Председатель Фонда, который, как и его заместители, назначается непосредственно Правительством РФ. Именно он осущест в ляет руководство деятельностью Фонда. Во главе р егиональны х отделени й же ст о ят управляющие. Также возможно созд а ние региональными отделениями своих филиалов (отделов), но такое, как правило, характерно для крупных субъектов РФ , имеющих промышленно развитые районы, удаленные от региональных центров.

До 1999 г. для структуры ФСС РФ было характерно деление не только по террит о риальному, но и по отраслевому признаку [2, с. 74] . Но в соответствии с Приказом ФСС РФ от 29.03.1999 N 42 «О мерах по переходу на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования» центральные отраслевые отделения были упразднены; их филиалы, в свою очередь, перешли в подчинение региональных отделений.

Территориальные отделения ФСС РФ осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе, обеспечивают исполнение д о ходной и расходной частей бюджета Фо н да, предоставляют информацию о состо я нии социального страхования в регионе главе исполнительной власти субъекта РФ, реализуют иные законодательно устано в ленные полномочия.

Б юджет ФСС РФ, как и бюджеты всех государственных внебюджетных фондов Российской Федерации , а также отчет об его исполнении утвержда ю тся федерал ь ным законом. Так, бюджет ФСС РФ на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов утвержден ф едеральны м закон ом от 19.12.2016 N 417-ФЗ « О бюджете Фонда социального страхования Российской Ф е дерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов ».

Правовые основы, регламентирующие п орядок составления и представления пр о ектов бюджетов государственных вн е бюджетных фондов, их доходы , расход ы, определены в статьях гл авы 17 Бюджетн о го кодекса Р оссийской Ф едерации . В тоже время в Бюджетном кодексе РФ не опр е деляется понятие «государственного вн е бюджетного фонда». В статье 13 БК РФ установлено, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Фед е рации, соответственно, данная правовая норма не определяет разницу между бю д жетной и внебюджетной формами форм и рования и использования финансовых р е сурсов органов государственной власти. Другими проблемами правового регулир о вания деятельности ФСС РФ являются :

1) определение правового статуса Фо н да, который в действующих нормативных правовых актах определен и как юридич е ское лиц о, и как фонд денежных средств;

2) правовое регулирование деятельн о сти ФСС РФ находится на пересечении законодательства о социальном страхов а нии , бюджетного и трудового законод а тельства, которые в ряде с лучаев против о речат друг другу.

Отсюда следует, что на данный момент не существует единой нормативной базы, регулирующей деятельность Фонда, есть некоторая неопределенность в правовом статусе Фонда, нет единого закона, регл а ментирующего особый статус государс т венных внебюджетных фондов в Росси й ской Федерации, что в итоге снижает э ф фективность функционирования ФСС РФ.

В настоящее время Министерство труда и социальной защиты РФ определен о как орган исполнительной власти, координ и рующий деятельность ФСС РФ. С 2014 года кассовое обслуживание исполнения бюджета ФСС РФ, как и других госуда р ственных внебюджетных фондов, осущ е ствляют органы Федерального казначейс т ва. При этом с 2015 года ФСС РФ и другие государственные внебюджетные фонды не капитализируют временно свободные д е нежные средства на своих счетах, а все о с татки средств зачисляются на счет фед е рального бюджета с последующим восст а новлением для совершения кассового ра с хода. Соответственно, российские гос у дарственные внебюджетные фонды в н а стоящее время лишены доходов от капит а лизации как дополнительного источника финансирования социального страхования.

Согласно данным табл ицы 1 основной статьей доходов выступают денежные средства, поступающие в бюджет Фонда в виде страховых взносов на обязательное социальное страхование – 559,7 млрд. руб. (2016 г.), в том числе страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составл я ют 101,6 млрд. руб. (18,1% от общей сов о купности страховых взносов ), страховые взносы на случай временной нетрудосп о собности и в связи с материнством – 458,2 млрд. руб. (81,2%) . Остальную долю дох о дов бюджета Фонда составляют уплач и ваемые пени, штрафы, перерасчеты, др. по соответствующим платежам.

Таблица 1. Структу ра доходов ФСС РФ на 01.01.2017 г., руб. [3]

Источник