Меню

Доклад художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника



Доклад к презентации-Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
материал на тему

пояснения к презентации

Скачать:

Вложение Размер
doklad_k_prezentatsii-hudozhestvennaya_literatura_kak_sredstvo_vsestoronnego_razvitiya_doshkolnika.doc 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

    1. Воспитатель Туманова И. А. Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

2. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг, а чтение — это тропинка, по которой умелый, думающий взрослый находит путь к сердцу ребенка». В. А. Сухомлинский

  • 3. Актуальность проблемы состоит в том, чтобы повысить качество дошкольного образования на современном этапе, согласно требованиям ФГОС ДО, рассмотреть и конкретизировать вопросы познавательного и речевого развития дошкольников в процессе ознакомления с детской художественной литературой.
  • 4. Любовь к художественной литературе, умение пользоваться в жизни полученными из нее знаниями, советами не приходят ребенку сами по себе, здесь необходима помощь взрослого.

    5. Дети дошкольного возраста не читатели, а активные слушатели

  • 6. — воспитание средствами художественной литературы общечеловеческих ценностей, культуры речевого общения; формирование у детей интереса к художественной литературе, воспитание любви к чтению и слушанию книг.
  • 7. 1. Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами), произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками), с писателями, художниками – иллюстраторами. 2. Закрепить и развить у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации, обогащение лексики образными словами, выражениями, формированием грамотной речи. 3. Целенаправленно воздействовать на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения. 4. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё; 5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
  • 8. *Организация педагогического процесса через ознакомление детей с художественной литературой; *Комплексный подход к освоению художественной литературы; *Сотворчество детей и взрослых; *Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности; *Предоставление детям возможности собственного решения по использованию эмоционального фона выбора книг в условиях работы с художественной литературой; *Ориентированность на построение личностно-индивидуальных отношений взрослого и ребенка.

    9. выразительное чтение воспитателя повторное чтение беседа о прочитанном рассматривание иллюстраций объяснение незнакомых слов

    10. Основные методы чтения художественного произведения Чтение воспитателя по книге или наизусть Рассказывание воспитателя Инсценирование. Заучивание наизусть.

    11. Консультация для родителей Индивидуальные беседы Анкетирование Печатные консультации

    12. Театрализованная деятельность Ознакомление с художественной литературой Сюжетно-ролевая играРазвитие речи Подготовка к обучению грамоте Музыкальная деятельность Художественно- продуктивная деятельность Взаимосвязь ознакомления с художественной литературой с другими видами детской деятельности

    13. Вывод Ознакомление с художественной литературой дошкольников действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых умений ребенка, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

    Источник

    Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.
    статья по художественной литературе (средняя группа) на тему

    Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информаци,и продолжает оставатьсяосновным средством для воспитания всесторонне развитой личности

    Скачать:

    Вложение Размер
    hudozhestvennaya_literatura_kak_sredstvo_vsestoronnego_razvitiya_doshkolnika.docx 17.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.

    Во всестороннем развитии дошкольника художественная литература занимает особое место.

    Художественная литература способствует развитию воображения, развивает речь , прививает любовь к Родине , к природе и конечно является одним из основных источников воспитания.

    Многие педагоги, лингвисты ,психологи указывают на то, как художественное слово влияет на приобщение детей к развитию культуры речи.

    Художественная литература обогащает эмоциональный мир ребенка, развивает его воображение и мышление. Читая художественные произведения детям мы открываем для них мир взаимоотношений и чувств, объясняем жизнь природы и общества , в котором они живут.

    С первых лет жизни художественная литература входит в нашу жизнь. Это и колыбельные песни и народные сказки , затем произведения А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского , С. Маршака , других детских писателей, затем в школе изучают классические произведения и произведения современных авторов.

    В современном мире при наличии различных источников получения информации художественная литература не перестает быть одним из основных средств всестороннего развития ребенка .

    Рассматривая особенности восприятия художественных произведений по возрастным группам, можно заметить, что в младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведений разных жанров : потешки, песни , народные сказки , загадки, где в основном содержится ритмическая речь . Именно в этом возрасте необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, сочувствовать положительным героям и следить за развитием действия произведения. Для лучшего запоминания произведения, необходимо выделять при чтении персонажей, а также ритмические словосочетания, такие как «зайка-побегайка», «коза-дереза», «петушок — гребешок» , «мышка-норушка» , «козлятушки — ребятушки» . Младших дошкольников привлекают небольшие стихотворения, которые отличаются четкой формой, ритмичностью и мелодичностью, поэтому рекомендуется такие рассказы, как А. Барто «Игрушки» , Д. Мамина-Сибиряка «Сказки про храброго зайца…» , Ю. Васнецова «Дон — дон» , «Водичка — водичка» , А. Елесеева «Заинька походи» и др. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается новыми словами и выражениями.

    В средней группе дети могут различать некоторые особенности литературного языка, такие как сравнение. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста,

    размышлять, замечать и чувствуют форму художественного произведения. Словарный запас в этом возрасте активно обогащается. Рекомендуется такие произведения как русские народные сказки «Гуси-лебеди» ,«Лисичка со скалочкой», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Е. Чарушин «Про зайчат», чтение веселых стихов, учить понимать их юмористический смысл, произведения К. Чуковского , С .Михалкова , А. С. Пушкина . Дети учатся эмоционально воспринимать содержание текста ,воспитывается культура поведения ,умение пользоваться вежливыми словами .

    В старшей группе дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства. А при анализировании произведения дети могут чувствовать его глубокое идейное содержание и полюбившиеся поэтические образы.

    Перед педагогами в старшей группе стоят задачи привить любовь к художественной литературе, развивать поэтический слух, интонацию выразительной речи. Умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. При целенаправленном изучении художественной литературы возможно обеспечить восприятие художественных произведений и осознание ребенком его содержания, учить правилам поведения в обществе ,воспитывать культуру поведения, прививать общепринятые нормы морали ,развивать словарный запас и воспитать всесторонне развитую личность. Важнейшую роль в этом играют родители и дошкольное образовательное учреждение.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями.

    Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

    Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

    Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информации, продолжает оставаться основным средством для воспитания всесторонне развитой личности.

    презентация из опыта работы.

    пояснения к презентации.

    План по самообразованию на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития докольника&quot.

    Источник

    Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

    Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Манушкиной Галиной Николаевной, воспитателем МАДОУ «Детский сад № 26 «Родничок» с. Макеево Московской области. Сегодня Галина Николаевна в своей статье расскажет о всестороннем развитии дошкольника посредством художественной литературы. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

    Краткий комментарий к статье от Галины Николаевны:

    «В статье представлен материал из опыта работы с детьми. Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников».

    Интересного чтения.

    Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка — умственное, нравственное и эстетическое.

    • Чтение содействует успешному освоению грамотного письма , что очень важно для подготовки будущего школьника.
    • Читая книги, у ребенка обогащается словарный запас, развивается речь, память и воображение. Книга выступает как мощный источник развития интеллекта.
    • Кругозор ребенка находится в прямой зависимости от его начитанности

    Актуальностьвнашевремя отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через другие источники (интернет и телевидение). Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей.

    С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке.

    Указом Президента РФ от 12.06.2014г №426 в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год в России был объявлен Годом Литературы.

    «Язык, история, культурно-духовные и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества, должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ» — отметил В.В. Путин

    Таким образом, Цель нашей работы: сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.

    1. Формировать литературный вкус.

    2. Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.

    3. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.

    4. Воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.

    Начиная работу по данной теме необходимо с самого раннего возраста. Умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

    Знакомство дошкольников с детской литературой связано с одной из образовательных областей — «Речевое развитие», которое осуществляется в соответствии с ФГОС ДО. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г №1155 г. Москва с 1 января 2014 года вступил в силу закон «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО). В соответствии с которым основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

    «Речевое развитие» включает в себя:

    • владение речью как средством общения и культуры;
    • обогащение активного словаря;
    • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Основными методами работы с дошкольниками является следующие:

    1. Чтение — дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

    2. Рассказывание — относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

    3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

    4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

    Содержание работы включают в себя основные жанры художественного слова:

    Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

    Подбирая литературу нами учитывается:

    1. Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

    Дошкольники имеют возможность каждый день общаться с книгой, развивая свои интересы. Созданы книжные центры — спокойное, удобное, эстетически оформленное место. Ребенок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам тем самым прививаются навыки культуры общения и обращения с книгой.

    Оформляются тематические выставки, посвященные творчеству писателей: «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.д. В их организации принимают и дети.

    В рамках реализации проекта был проведен конкурс «Книги своими руками», где дети проявили творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями: обложкой, страницами, иллюстрациями и выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.

    Проводятся беседы на тему «Что мы знаем о книге», Книга -лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создает книги», «Путешествие в прошлое книги»

    Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение детей Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации . Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие.

    Для привлечения интереса детей к содержанию художественных произведений. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. (схема), которая решает задачи, направленные:

    • на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
    • на преобразование символов в образы.

    После прочтения произведений дети рассматривают таблицу и разбирают, то что на ней изображено и пересказывают с опорой на символы.

    Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир .

    Театрализованные игры помогают формировать нравственно нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

    ФГОС ДОУ , отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Один из принципов является сотрудничество с семьей.

    С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы:

    • Конкурсы поделок из природных материалов («В гостях у сказке», «Чудесные превращения» )
    • Консультации: «Какие книги читать детям»
    • Рекомендации по организации домашнего чтения
    • Мини-сочинения («Книга в жизни моего ребенка»)
    • Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)
    • Родительские собрания «Мама, папа, я — читающая семья»
    • Проведена акция «Пришли мне чтение добро», в которой родители значительно пополнили библиотеку в группах литературой разного жанра.
    • Сотрудничество сельской библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности.
    • Работа проходит в разнообразных формах:
    • Театрализованные представления «Веселая книжная радуга детства»
    • Экскурсии «Путешествие по книжному городу»
    • Совместные праздники. (Ко дню защиты детей) «Мои любимые книжные герои»

    Итак, подводяитог, можноотметить–художественнаялитератураявляетсяуниверсальнымразвивающимиобразовательнымсредством, выводяребенказапределынепосредственновоспринимаемого, погружаяеговвозможныемирысширокимспектроммоделейчеловеческогоповеденияиориентируявнихбогатуюязыковуюсреду.

    Книгавсегдабылаиостаетсяосновнымисточникомформированияправильнойразвитойречи. Чтениеобогащаетнетолькоинтеллект, словарныйсостав, оназаставляетдумать, осмыслять, формируетобразы, позволяетфантазировать, развиваетличностьмногостороннеигармонично. Этодолжныосознавать, впервуюочередь, взрослыелюди, родителиипедагоги, которыезанимаютсявоспитаниемребенка, ипривитьемулюбовькхудожественнойлитературе, научитьребенкалюбитьсампроцессчтения.

    Список литературы

    1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

    2. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

    3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. — М.: Просвещение, 1992 г.

    Источник

  • Читайте также:  Неправомерный оборот средств платежей это как