Меню

Для иммунной стадии аллергической реакции характерно тест



Аллергия

обзор противоаллергических антигистаминных препаратов

О причинах аллергии

  1. Аллергическая реакция I типа, или реакция немедленного типа (анафилактический, атопический тип). Развивается с образованием АТ, относящихся к классу IgE и lgG4, которые фиксируются на тучных клетках и базофильных лейкоцитах. При соединении этих АТ с аллергеном выделяются медиаторы: гистамин, гепарин, серотонин, тромбоцитактивирующий фактор, простагландины, лейкотриены и др., которые определяют клинику аллергической реакции немедленного типа, возникающую через 15–20 ­мин.
  2. Аллергическая реакция II типа, или реакция цитотоксического типа, характеризуется образованием AT, относящихся к IgG и IgM. Этот тип реакции вызывается только антителами, без участия медиаторов, иммунных комплексов и сенсибилизированных лимфоцитов. АТ активизируют комплемент, который вызывает повреждение и разрушение клеток организма с последующим фагоцитозом и удалением их. Именно по цитотоксическому типу происходит развитие лекарственной ­аллергии.
  3. Аллергическая реакция III типа, или реакция иммунокомплексного типа (тип Артюса), возникает в результате образования циркулирующих иммунных комплексов, в состав которых входят IgG и IgM. Это ведущий тип реакции в развитии сывороточной болезни, аллергических альвеолитов, лекарственной и пищевой аллергии, при ряде аутоаллергических заболеваний (СКВ, ревматоидный артрит и др.).
  4. Аллергическая реакция IV типа, или аллергическая реакция замедленного типа (гиперчувствительность замедленного типа), при которой роль АТ выполняют сенсибилизированные Т-лимфоциты, имеющие на своих мембранах специфические рецепторы, способные взаимодействовать с сенсибилизирующими АГ. При соединении лимфоцита с аллергеном выделяются медиаторы клеточного иммунитета — лимфокины, вызывающие скопление макрофагов и других лимфоцитов, в результате чего возникает воспаление. Реакции замедленного типа развиваются в сенсибилизированном организме через 24–48 часов после контакта с аллергеном. Клеточный тип реакции лежит в основе развития вирусных и бактериальных инфекций (туберкулез, сифилис, лепра, бруцеллез, туляремия), некоторых форм инфекционно-аллергической бронхиальной астмы, ринита, трансплантационного и противоопухолевого ­иммунитета.

1. Реакция гиперсенсибилизации немедленного ­типа:

  • анафилактический шок
  • ангионевротический отек Квинке
  • крапивница

2. Реакция гиперсенсибилизации замедленного ­типа:

  • фиксированные (ограниченные, локальные) медикаментозные стоматиты
  • распространенные токсико-аллергические стоматиты (катаральный, катарально-геморрагический, эрозивно-язвенный, язвенно-некротический стоматиты, хейлиты, глосситы, гингивиты)

3. Системные токсико-аллергические ­заболевания:

  • болезнь Лайела
  • многоформная экссудативная эритема
  • синдром Стивенса — Джонсона
  • хронический рецидивирующий афтозный стоматит
  • синдром Бехчета
  • синдром Шегрена

Таблица 1. Клинические проявления различных типов аллергических реакций

Вид аллергической реакции

Клиническая картина

Развивается в течение нескольких минут и характеризуется выраженным спазмом гладких мышц бронхиол с развитием респираторного «дистресс-синдрома», отеком гортани, спазмом гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта (спастические боли в животе, рвота, понос), кожным зудом, крапивницей, критическим падением АД, потерей сознания. Летальный исход может наступить в течение часа при явлениях асфиксии, отека легких, поражении печени, почек, сердца и других органов

Ангионевротический отек Квинке

Четко локализованный участок отека дермы, подкожной клетчатки или слизистых оболочек. В течение нескольких минут, иногда медленнее, на различных участках тела или слизистой оболочки рта развивается выраженный ограниченный отек. При этом цвет кожи или слизистой оболочки рта не меняется. В области отека ткань напряжена, при давлении на нее ямки не остается, пальпация безболезненна. Наиболее часто отек Квинке располагается на нижней губе, веках, языке, щеках, гортани. При отеке языка он значительно увеличивается и с трудом помещается во рту. Развившийся отек языка и гортани наиболее опасен, так как может привести к быстрому развитию асфиксии. Процесс в этих областях развивается очень быстро. Больной ощущает затруднение дыхания, развиваются афония, синюшность языка. Может исчезать спонтанно, может рецидивировать

Преходящие высыпания, обязательным элементом которых является волдырь – четко ограниченный участок отека дермы. Цвет волдырей варьирует от светло–розового до ярко-красного, размеры от 1–2 мм до нескольких сантиметров. «Контактная» крапивница развивается при контакте неповрежденной кожи с аллергеном

Фиксированный медикаментозный стоматит

Проявления медикаментозного стоматита индивидуальны для каждого человека. Общая картина заболевания: болезненные или неприятные ощущения, зуд, жжение, отек в ротовой полости, недомогание, нарушение слюноотделения, сухость в ротовой полости и появление высыпаний. Может возникать покраснение и сильная отечность мягких тканей (губ, щек, языка) и неба, кровоточивость и повышенная болезненность десен при прикосновении, язык становится гладким и распухшим, а слизистая ротовой полости пересохшей и чувствительной к внешним раздражителям. Высыпания могут возникать не только на слизистой оболочке ротовой полости, но и на коже лица вокруг губ. При этом засыхающие корки болезненно трескаются при попытке открыть рот. Параллельно могут появиться головные боли, боли в суставах и их опухание, боли в мышцах, крапивница, зуд, субфебрильное повышение температуры

Распространенные токсико-аллергические стоматиты

Проявляются пузырьковыми высыпаниями. Постепенно эти пузырьки вскрываются, образуя афты и эрозии. Одиночные эрозии могут сливаться и образовывать обширные очаги поражения. Слизистая оболочка пораженного участка полости рта отечна, с выраженной краснотой. Отек может локализоваться на слизистой оболочке языка, губ, щек, неба, десен. Спинка языка приобретает гладкий блестящий вид, сам язык несколько отекает. Подобные изменения могут одновременно наблюдаться и на губах

Внезапный подъем температуры до 39–40 °С. Появление эритематозных пятен на коже и слизистых оболочках, которые в течение 2–3 дней превращаются в дряблые тонкостенные пузыри (буллы) неправильной формы со склонностью к слиянию, легко разрывающихся с эрозированием обширных поверхностей. Пораженная поверхность напоминает ожог кипятком II–III степени. На слизистой оболочке рта появляется сначала афтозный стоматит, затем некротическо-язвенный. Поражение половых органов: вагинит, баланопостит. Геморрагический конъюнктивит с переходом в язвенно-некротический

Многоформная экссудативная эритема

Папулезная сыпь, имеющая за счет центробежного увеличения элементов вид «мишеней» или «двухцветных пятен». Сначала возникают элементы диаметром 2–3 мм, затем увеличиваются до 1–3 см, реже до большего размера. Кожные высыпания многообразны: пятна, пустулы, пузыри, реже встречаются элементы по типу «пальпируемой пурпуры»

Синдром Стивенса – Джонсона

Повышение температуры тела, иногда с продромальным гриппоподобным периодом в течение 1–13 дней.

На слизистой оболочке полости рта образуются пузыри и эрозии с серо-белыми пленками или геморрагическими корками. Иногда процесс переходит и на красную кайму губ.

Часто развивается катаральный или гнойный конъюнктивит с появлением пузырьков и эрозий. Иногда появляются изъязвления и рубцовые изменения роговицы, увеиты. Сыпь на коже носит более ограниченный характер, чем при многоформной экссудативной эритеме, и проявляется различного размера пятнисто-папулезными элементами, пузырьками, пустулами, геморрагиями

Читайте также:  Кролик при аллергии рецепт

Хронический рецидивирующий афтозный стоматит

Характеризуется развитием болезненных рецидивирующих одиночных или множественных изъязвлений слизистой оболочки полости рта

Симптомы не всегда проявляются одновременно. На слизистой оболочке полости рта – неглубокие болезненные язвы диаметром от 2 до 10 мм, располагающиеся в виде единичных элементов или скоплениями. Локализуются на слизистой оболочке щек, деснах, языке, губах, иногда в глоточной области, реже – в гортани и на слизистой носа. В центральной части имеют желтоватое некротическое основание, окруженное красным кольцом, внешне и гистологически не отличаются от язв при банальном афтозном стоматите. Множественные или единичные рецидивирующие болезненные язвы половых органов внешне очень напоминают язвы ротовой полости. Редко наблюдаются язвы слизистой оболочки мочевого пузыря или симптомы цистита без признаков изъязвления. Поражение кожи – эритематозные папулы, пустулы, пузырьки и элементы типа узловатой эритемы. Они могут не отличаться от «обычной» узловатой эритемы, однако имеют свои особенности: иногда располагаются скоплениями, локализуются на руках, а у единичных больных даже изъязвляются. У отдельных больных выражены элементы некроза и нагноения кожи, достигающие значительного распространения – так называемая гангренозная пиодермия

Синдром Шегрена (NB! отличать от аутоиммунной болезни Шегрена)

Поражение экзокринных (слюнных и слезных) желез. Сухой кератоконъюнктивит — зуд, жжение, дискомфорт, резь, «песок в глазах», может снижаться острота зрения, а при присоединении гнойной инфекции развиваются язвы и перфорация роговицы; ксеростомия — увеличение слюнных желез и хронический паренхиматозный паротит. Периодическая сухость во рту, усиливающаяся при физической и эмоциональной нагрузке, позднее развивается прогрессирующий кариес, появляется затруднение при глотании пищи

  1. Препараты, блокирующие гистаминовые рецепторы (Н1‑рецепторы), 1‑го поколения: хлоропирамин, клемастин, хифенадин; 2‑го (нового) поколения: цетиризин, эбастин, лоратадин, фексофенадин, дезлоратадин, ­левоцетиризин.
  2. С профилактической целью назначаются препараты, повышающие способность сыворотки крови связывать гистамин (сейчас они применяются реже) и тормозящие высвобождение гистамина из тучных клеток, — кетотифен, препараты кромоглициевой кислоты. Эта группа препаратов назначается с профилактической целью на длительный срок, не менее 2–4 ­мес.

Стероиды, которые также применяют при аллергических заболеваниях, станут предметом отдельной ­статьи.

МНН

ТН

Форма выпуска

Правила отпуска из аптек

Супрастин, Хлоропирамин-Эском, Хлоропирамин

раствор для внутривенного и внутримышечного введения

Супрастин, Хлоропирамин-Ферейн, Хлоропирамин

раствор для внутривенного и внутримышечного введения

Источник

Методическая разработка на тему: «Патология иммунной системы»

Министерство Здравоохранения РФ

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

практического занятия для преподавателя

ОП.08 «Основы патологии»

Тема занятия: «Патология иммунной системы»

Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

на заседании ЦМК ОПД специальности « »

Протокол №__от «___»____2018

Составлено в соответствие с ФГОС СПО

Зам.директора по УВР КФ «ММК»

Автор: Трапезникова Светлана Александровна, преподаватель

Рецензенты: Павлова Ольга Владимировна, методист

Самошкин Станислав Юрьевич, патологоанатом

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Основы патологии».

Иммунная система – одна из тем курса «Основы патологии». Хорошее усвоение, умение использовать полученные знания на занятиях является залогом дальнейшего успешного обучения студента в медицинском колледже.

Методическая разработка содержит мотивацию изучения данной темы, конспект нового материала, т.к. данная тема выносится на изучение на практическое занятие; задание на закрепление для обучающихся.

Новый материал объясняет и демонстрирует преподаватель, затем студенты демонстрируют строение иммунной системы на плакате, что заставляет активизировать работу обучающихся, логически мыслить и способствует лучшему овладению общими и профессиональными компетенциями.

Методическая разработка содержит дидактическую структуру, которая помогает преподавателю грамотно организовать ход практического занятия, логически выстроить процесс обучения студентов, направленный на компетентностный и практикоориентированный подходы и на всех этапах практического занятия.

Иммунопатологическими называются патологические процессы, развитие которых связано с нарушением функции иммунокомпетентной ткани. Они составляют основу иммунопатологии – раздела, медицины, изучающего все процессы и болезни, которые возникают в результате иммунного конфликта и нарушений иммунопатологического гомеостаза. Одним из видов иммунопатологических процессов является аутоиммунизация, в основе которой лежит появление антител и сенсибилизированных лимфоцитов против нормальных антигенов собственных тканей. Заболевания, в основе которых лежит развитие аутоиммунизации, называются аутоиммунными. Крайним проявлением недостаточности иммунной системы являются иммунодефицитные синдромы. Они могут быть первичными, обусловленными гипоплазией (аплазией) иммунной системы – наследственные и врожденные иммунодефицитные синдромы, или вторичными, возникающими в связи с болезнью или проводимым лечением – приобретенные иммунодефицитные синдромы.

Полученные знания студентам необходимы для усвоения других тем общего и частного курса патологической анатомии, а также для изучения клинических дисциплин и в практической деятельности.

Методическая цель занятия

1. Формирование модели будущего медицинского работника через компетентностный и практикоориентированный подходы.

1 уровень усвоения: сообщение о причинах и механизмах аутоиммунизации и иммунодефицитных состояниях, а также об отличиях иммунопатологических процессов от других общепатологических процессов на основе их морфологической характеристики.

2 уровень усвоения:

изучение механизмов аллергии;

изучение типов аллергических реакций;

изучение аутоиммунных заболеваний;

знать стадии аллергических реакций.

3 уровень усвоения:

применение знаний студентов в новых условиях подробного изучения данной темы.

— стремление развивать навыки логического мышления, сопоставления, анализа;

— развитие самостоятельности и творческих способностей студентов;

— развитие интереса к учебно-познавательной деятельности;

— способствование формированию у студентов навыков коллективной работы.

— формирование общих и профессиональных компетенций, позитивных качеств личности:

— воспитание потребности ответственно подходить к самостоятельной работе;

— воспитание интереса к профессии;

— стимулирование потребности в социальной коммуникации, адекватной само и взаимооценке.

Место проведения занятия: медицинский колледж, кабинет «Анатомии и физиологии человека»

Межмодульные и междисциплинарные связи

Общая биология (Школьный курс).

«Анатомия и физиология человека»

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»

«Изучение медицинской терминологии и химической номенклатуры».

«Здоровый человек и его окружение»

«Анатомо-физиологические особенности новорожденных»

«Генетика человека с основами медицинской генетики».

ПМ01 «Диагностическая деятельность»

МДК 01.01 «Пропедевтика клинических дисциплин»

«Диагностика в терапии», «Диагностика в педиатрии», «Пропедевтика внутренних болезней».

ПМ 02 «Лечебная деятельность»

Читайте также:  Неотложная помощь при аллергических реакциях у взрослых

МДК 02.01 «Лечение пациентов терапевтического профиля»

МДК 02.02 «Лечение пациентов хирургического профиля»

МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста»

— плакат «Лимфатическая система»;

— учебный фильм «Патология иммунной системы»;

— методическая разработка для преподавателя;

— методические указания для студентов.

1) направленные на первичное овладение знаниями:

— объяснение, рассказ, беседа.

2) Направленные на закрепление и совершенствование знаний:

— ответы на вопросы;

Студент должен уметь: использовать знания по патологии иммунной системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза;

Студент должен знать: патологию иммунной системы и стадии аллергических реакций.

Формируемые компетенции: ОК 1-8, ПК 1.1 — 1.6, ПК 2.1 — 2.4, ПК 3.1 — 3.2, ПК 4.1 — 4.8, ПК 5.1 — 5.3

1. Заполнить таблицу «Характерные особенности различных типов аллергических реакций».

Типы аллергических реакций

Углубить и закрепить знания о патологии иммунной системы.

Характеристика аллергической реакции

1. Ремизов И.В. «Основы патологии» 2015, – 195 с.

2. Пауков В.С. «Патология», М.: «Медицина», 1989. – 350 с.

1. Ремизов И.В. Руководство к практическим занятиям по Основам

Патологии: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 267 с.

2. Серов В.В. Руководство к практическим занятиям по патологической

анатомии: Учебное пособие – М.: «Медицина», 1987. – 285 с.

3. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей

патологии: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 411 с.

Хронологическая карта занятия 90 мин.

Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих на уроке, проверяет подготовленность аудитории и студентов к занятию, мобилизация внимания учащихся на изучаемой теме.

Обучающиеся приветствуют преподавателя, называют отсутствующих на уроке.

Подготовить и организовать обучающихся к работе, создать рабочую обстановку.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Мотивация учебной деятельности

Преподаватель сообщает тему, цели и план занятия, рассказывает о значимости новой темы.

1. Что такое иммунитет?

2. Какие органы и системы отвечают за выработку иммунитета?

3. Какой бывает иммунитет?

Обучающиеся слушают преподавателя, записывают новую тему в тетрадь.

Ознакомить обучающихся с темой, целями и планом занятия, подчеркнуть теоретическую и практическую значимость изучаемой темы, мобилизовать внимание обучающихся на изучение темы.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Преподаватель проводит проверку д/з:

студенты отвечают на вопросы.

Устно отвечают на вопросы.

Выявить качество самостоятельной подготовки обучающихся, оценить уровень и качество усвоенных знаний.

Оснащение: конспекты обучающихся, вопросы для устного опроса.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Преподаватель объясняет обучающимся новый материал «Патология иммунной системы»,

демонстрируя строение лимфатической системы на плакате. Дает под запись более важные моменты. Объясняя, старается опираться на исходные знания студентов по анатомии. В конце объяснения преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся при изучении новой темы.

Обучающиеся внимательно слушают преподавателя, участвуют в обсуждении нового материала. По ходу объяснения делают необходимые записи. Обучающиеся внимательно смотрят на действия преподавателя. После изучения нового материла, задают вопросы, которые могли возникнуть у них в процессе объяснения преподавателем новой темы.

Преподаватель сам объясняет новую тему, т.к. она является трудной для студентов. Кроме того, преподаватель, обращаясь во время объяснения к уже имеющимся знаниям у обучающихся, активирует их внимание, проводит связь между изучаемой темой и анатомией.

Оснащение: плакат «Лимфатическая система»; методическая разработка для преподавателя;

методические указания для студентов. на явялется трудной для студентов. вателем новой темы.возникнутьматериала. изучении новой темы.зучаемой темы, мобилизировать в

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Самостоятельная работа обучающихся с раздаточным материалом и поэтапным закреплением.

В процессе работы обучающихся проводится индивидуальный опрос каждого обучающегося преподавателем.

Обучающиеся заполняют схему «Фазы аллергической реакции».

Закрепление нового материала, его отработка на практике. Привитие навыков самостоятельной работы под руководством преподавателя. Привитие навыков общения друг с другом, умение анализировать свои ошибки.

Оснащение: плакат «Лимфатическая система».

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Осмысление и систематизация полученных знаний.

Преподаватель предлагает закрепить пройденный материал с помощью выполнения тестового задания. Затем просит поменяться работами с соседом по парте и оглашает эталон ответов и просит их проверить и выставить оценки.

Обучающиеся решают тесты. После чего обмениваются работами, проверяют ошибки и выставляют оценки. При необходимости задают вопросы, вызвавшие у них затруднения.

Закрепить материал, выявить степень его усвоения. Привитие навыков коллективной работы.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их методы и качество.

Преподаватель обсуждает итоги работы обучающихся, отмечает отрицательные и положительные моменты в работе каждого обучающего.

Обучающиеся слушают преподавателя, отмечают для себя свои недочеты, чтобы исправить их в дальнейшем.

Оценить качество работы каждого обучающегося, выставить оценки с комментариями.

Преподаватель озвучивает домашнее задание:

1) прочитать с. 87-98

2) Заполнить таблицу «Характерные особенности различных типов аллергических реакций».

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Привитие навыков самостоятельной работы, закрепление пройденного материала.

Вопросы для проверки домашнего задания.

1. В чем отличие нормальной иммунной реакции от аллергической?

2. Какова химическая природа аллергенов?

3. В чем сущность фаз аллергической реакции?

4. Каковы главные причины возникновения иммунодефицитных состояний?

5. Опишите механизм возникновения иммунодефицита при ВИЧ-инфекции.

6. В чем состоит биологическая целесообразность иммунной толерантности?

7. Каковы причины нарушения иммунной толерантности при аутоиммунных заболеваниях?

К патологии иммунной системы принято относить аллергию, иммунодефицитные состояния и аутоиммунные заболевания.

Аллергия – это иммунологическая реакция, которая возникает при повторном попадании антигена (аллергена) в организм, сопровождающаяся повреждением собственных клеток, воспалительным процессом, не имеющим защитного смысла, и нарушением функций систем и органов. Различают аллергические заболевания, в основе которых лежит реакция на внешние (экзогенные) аллергены и аутоаллергические заболевания, при которых возникают аллергические реакции на собственные ткани.

Читайте также:  Аллерголог в омске телефон

Если при нормальных иммунологических реакциях иммунитет защищает организм от патогенных факторов, то при аллергии он реагирует на антигены, которые не несут организму угрозу (пыльца растений, домашняя пыль, пищевые продукты, лекарственные средства). В качестве аллергенов могут выступать не только сложные молекулы, но и гаптены (вещества простого химического состава – лекарственные средства, йод, металлы – не являющиеся антигенами в случае их соединения с белками).

Стадии (фазы) аллергических реакций. Первая – иммунологическая стадия, при которой происходит повторное взаимодействие аллергена с ранее выработанными антителами к нему и (или) с лимфоцитами, «настроенными» (сенсибилизированными) к данному аллергену (выработка антител и сенсибилизация возникают после первого попадания аллергена в организм). Вторая стадия – патохимическая, при которой происходит выработка биологически активных веществ, что является следствием ранее описаной иммунологической реакции. Третья, патофизиологическая стадия – это воспалительный процесс и разнообразные нарушения функций органов и систем в результате воздействия данных биологически активных веществ.

Типы аллергических реакций. Если раньше выделяли только аллергию немедленного и замедленного типа, то теперь принято различать пять типов аллергических реакций, которые различаются деталями механизма и скоростью их развития, клиническими проявлениями, а также зависят от вида аллергена и пути его попадания в организм. Так, например, аллергические реакции 1-го типа (аллергические реакции немедленного типа, анафилактические, атопические, реагиновые) возникают у людей, у которых вырабатывается повышенное количество антител в ответ на попадание таких аллергенов, как пыльца, белок коровьего молока, пчелиный яд, антибиотики. При повторном попадании аллергена в организм происходит выделение тучными клетками биологически активных веществ, в первую очередь гистамина (а также цитокинов и особых, выделяющихся при аллергии веществ, лейкотриенов ), что приводит к расширению сосудов, повышению проницаемости их стенки, отеку, снижению АД, бронхоспазму, рвоте, диарее и лежит в основе таких состояний, как анафилактический шок, бронхиальная астма, крапивница, атопический дерматит. Аллергические реакции 2-го типа возникают вследствии сенсибилизации организма лекарственными препаратами, при повторных переливаниях крови, резус-конфликте матери и плода и приводят к разрушению клеток крови и, вследствии этого, к гемолитической анемии, лейкопении, тромбоцитопении. При аллергических реакциях 4 типа (аллергические реакции замедленного типа) в месте попадания аллергена: сенсибилизированные Т-лимфоциты дают команду макрофагам, которые вызывают либо местное повреждение и воспаление кожи и слизистых, либо приводят к образованию клеточной инфильтрации и местных клеточных разрастаний, так называемых гранулем (такой тип аллергии возникает как реакция на коже в месте контакта с аллергеном в виде высыпаний (пузырьков, узелков, покраснения), при проведении туберкулиновой пробы (реакция Манту), а образование гранулем наблюдается при сифилисе, лепре (проказе)).

Источник

Тесты по аллергологии и иммунологии для квалификационного экзамена по общей врачебной практике (семейной медицине)

Для квалификационного экзамена по общей врачебной практике (семейной медицине)

Примеры контрольных тестов по аллергологии и иммунологии составлены в соответствии с требованиями квалификационной характеристики врача общей практики (семейного врача) и являются составной частью программы тестов для квалификационного экзамена по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)»

1) О начале аллергического отека гортани могут свидетельствовать:

А Охриплость голоса
Б «Лающий» кашель
В Стридорозное дыхание
Г Инспираторная одышка
Д Экспираторная одышка

2) Укажите предрасполагающие факторы аллергических заболеваний у детей:

А Аллергические заболевания у родственников
Б Низкий уровень IgЕ
В Высокий уровень IgЕ
Г Раннее искусственное вскармливание

3) Какой процесс наблюдается при высвобождении медиаторов тучных клеток?

А Увеличение цАМФ
Б Бронхоспазм
В Спазм артериол и отек ткани
Г Бронхоспазм и отек ткани
Д Увеличение цАМФ, бронхоспазм и отек тканей

4) Употребление вместе с аллергенным продуктом алкоголя:

А Ускоряет проявление аллергических реакций
Б Замедляет проявление аллергических реакций
В Не оказывает влияния на время появления реакций

5) У больного регулярно в период с конца июля до середины сентября возникает аллергическая крапивница в сочетании с аллергическим ринитом. Сенсибилизация к пыльце каких двух растений наиболее вероятна у данного больного?

А Береза
Б Тимофеевка
В Овсяница
Г Липа
Д Полынь
Е Лебеда

6) Какие медиаторы высвобождаются при дегрануляции тучных клеток?

А Брадикинин
Б Хемотаксический фактор эозинофилов
В Гистамин
Г Хемотаксический фактор эозинофилов и медленно реагирующее вещество анафилаксии
Д Брадикинин, хемотаксический фактор эозинофилов, гистамин и медленно реагирующее вещество анафилаксии

7) У ребенка 8 лет регулярно возникают диспепсические явления и диарея после употребления сырого коровьего молока. Кипяченое молоко, а также козье (в любом виде) он переносит нормально. Какой диагноз наиболее вероятен?

А Псевдоаллергия
Б Пищевая аллергия к коровьему молоку
В Непереносимость лактозы
Г Хронический гастрит с пониженной секреторной функцией желудка

8) Какие неотложные лечебные мероприятия целесообразны при аллергическом отеке гортани?

А Внутривенное введение глюкокортикоидов
Б Прием внутрь антигистаминных препаратов
В Парентеральное введение адреналина
Г Горячие ножные ванны
Д Ингаляция эуспирана (изадрина, новодрина)
Е Парентеральное введение лазикса

9) Отек Квинке у больного возник при контакте с сухим кормом для рыбок (дафнией). Какой вариант перекрестной пищевой аллергии можно ожидать у данного больного?

А На мясо
Б На вареную рыбу
В На сушеную рыбу
Г На раков и крабов
Д На препараты йода

10) Какие смеси целесообразно использовать при непереносимости белков коровьего молока у детей?

А Фитолакт
Б Детолакт
В Биолакт
Г Семилак

11) Продукция каких антител наблюдается во время приступа атопической бронхиальной астмы?

А IgA
Б IgM
B IgG
Г IgE

12) Ведущим в лечении пищевой аллергии у детей является:

А Лекарственная терапия
Б Фитотерапия
В Диета
Г Иглорефлексотерапия

Правильные ответы:

1 А, Б, В, Г;
2 А, В, Г;
3 Г;
4 А;
5 Д, Е;
6 Д;
7 Б;
8 А,В, Г, Д, Е;
9 Г;
10 А, В;
11 Г;
12 А, В

Источник